BMW X5 калининградской сборки получил ценники

В Балтику дольют баварского: BMW хочет уйти с «Автотора» и построить свой завод

Концерн BMW намерен подписать специальный инвестконтракт (СПИК) c Минпромторгом отдельно от калининградского завода «Автотор», на котором уже более 20 лет в отверточном режиме собираются машины марки. Об этом «Известиям» рассказали в компании и администрации Калининградской области. В Минпромторге подтвердили наличие отдельной заявки на СПИК от BMW. Ранее предполагалось, что баварский концерн выйдет на подписание специнвестконтракта не самостоятельно, а совместно с российским предприятием. Создание BMW собственного завода в Храброво и уход с «Автотора» могут нанести последнему как финансовый, так и имиджевый урон.

Сами с немецкими усами

Немецкая компания BMW производит крупноузловую сборку своих машин на мощностях завода «Автотор» с 1998 года. В 2013 году обе компании достигли соглашения о строительстве в два этапа на территории «Автотора» полноценного производства BMW со сваркой и окраской кузова. Мощность завода должна была составить 50 тыс. машин в год, однако, как выяснили «Известия», BMW теперь ведет переговоры с Минпромторгом о собственном СПИКе.

— Да, действительно мы рассматриваем различные варианты, мы в переговорном процессе, но к финальному пониманию пока не пришли, — рассказал «Известиям» официальный представитель BMW в России Василий Мельников.

В пресс-службе Минпромторга сказали «Известиям», что в настоящее время на рассмотрении министерства находятся две отдельные заявки –– как «Автотора», так и BMW.

Сборка автомобиля BMW 5-й серии на конвейере завода «Автотор» в Калининграде

— Совместно с инвесторами прорабатываются параметры специнвестконтрактов. О деталях можно будет говорить после согласования конфигурации проектов с компаниями, –– отметили в ведомстве.

Замглавы Минпромторга Александр Морозов, отвечая на вопрос «Известий» о том, рассматривает ли немецкий концерн отдельную заявку на СПИК, отметил, что встречался с руководством BMW Group в России.

— Мы с ними детально обсуждали условия специального инвестиционного контракта. В данном случае их заявку на специнвестконтракт (отдельно от «Автотора». –– «Известия»), — пояснил Александр Морозов.

В администрации Калининградской области «Известиям» рассказали, что BMW рассматривает строительство отдельного завода в индустриальном парке Храброво, который расположен на солидном удалении от «Автотора».

Рабочий подготавливает заднее стекло к установке на автомобиль BMW X3 на конвейере завода «Автотор» в Калининграде

— Да, они обращались, и мы готовы им предоставить в нашем индустриальном парке Храброво полностью оборудованный под их технические характеристики участок. Они там даже геодезические работы проводили. По поводу объема инвестиций — это часть коммерческой тайны, мы не можем ее разглашать. Всё, что корпорация хотела от нас, мы предложили, дальше всё будет зависеть от подписания СПИКа, — рассказал «Известиям» пресс-секретарь губернатора Калининградской области Дмитрий Лысков.

Индустриальный парк Храброво расположен в 3 км от одноименного международного аэропорта, до Калининграда и порта, куда сейчас приходят машинокомплекты для калининградских BMW, — всего полчаса езды на автомобиле. Участки уже присоединены к электросетям, газоснабжению и водоснабжению. Режим калининградской особой экономической зоны предполагает, что в течение первых шести лет с резидентов не взимаются налоги на прибыль, землю и имущество.

В России с 2005 года действует госпрограмма о промсборке. Локализация позволяет беспошлинно ввозить машинокомплекты через таможню. Кроме того, производители получают от правительства компенсацию за уплату утилизационного сбора. Дата окончания соглашений о промсборке для большинства автокомпаний — конец 2019 года. После их завершения государство подписывает с автопроизводителями специальные инвестконтракты (СПИК). Они дают производителям налоговые льготы в обмен на инвестиции.

Завод госзакупок

На заводе «Автотор» сейчас производятся легковые автомобили BMW и корейского концерна Hyundai-Kia, а также грузовики Hyundai. Из-за остановки завода Derways в Карачаево-Черкесии в начале этого года на «Автотор» перешла китайская автокомпания Chery.

Линейка BMW на калининградском конвейере представлена седанами 3-й, 5-й и 7-й серий, а также кроссоверами X1, Х3, X4, X5 и X6. В пресс-службе «Автотора» «Известиям» сообщили, что у завода есть план производства машин немецкого концерна до конца года. Информацию об уходе BMW с их сборочных мощностей в калининградском предприятии не прокомментировали.

Сборка двери автомобиля BMW 5-й серии на заводе «Автотор» в Калининграде

Желание BMW уйти с «Автотора» может быть продиктовано необходимостью лучше контролировать собственную сборку, считает независимый эксперт и консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

— BMW, как и их коллегам из Mercedes-Benz, российский завод необходим для того, чтобы соответствовать постановлению правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Речь о наличии таких технологических процессов, как сборка, окраска кузовов, монтаж навесного оборудования, без чего автомобили не могут считаться российскими, и, соответственно, без этого они не допускаются к госзакупкам, — объясняет Сергей Бургазлиев.

На собственном заводе, по мнению эксперта, BMW сможет выстроить все производственные процессы так, как удобно компании. Немцы смогут лучше контролировать производственный план и динамику выпуска машин. Максимальная мощность предприятия, по оценкам Бургазлиева, может составить около 35 тыс. автомобилей, а инвестиции не превысят €220–250 млн. В 2018 году, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России, марка BMW реализовала в стране 36 тыс. авто, что на 19% больше, чем в 2017-м.

Автомобиль BMW 3-й серии во время теста на водонепроницаемость на заводе «Автотор» в Калининграде

Уход BMW с «Автотора» нанесет последнему финансовый урон, но более ощутимыми будут имиджевые потери, сказал «Известиям» автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

Согласно официальной информации завода, в 2018 году объем произведенной товарной продукции по всем предприятиям «Автотора» составил более 300 млрд рублей (+30% к аналогичному периоду прошлого года). В 2018 году завод произвел 203 тыс. машин, из них 10% — BMW, 66% — Kia, 23% — Hyundai, включая легковые и коммерческие автомобили.

BMW сокращает производство на Автоторе: останутся три модели

Компания BMW была среди пионеров организации сборки автомобилей в России: производство на калининградском заводе Автотор началось еще в 1999 году, первой локализованной моделью стала «пятерка» поколения E39. Но теперь сотрудничество BMW и Автотора будет сокращаться. Как сообщил в интервью председатель совета директоров ООО «Автотор Холдинг» Валерий Горбунов, из-за экономической нецелесообразности BMW отказывается от производства пяти моделей в Калининграде.

Пресс-служба BMW отказалась предоставить подробности, но нам в Авторевю все же удалось выяснить детали. Уже в апреле на конвейере Автотора останутся только большие кроссоверы BMW X5, X6 и X7. Все остальные модели будут полностью переведены на импорт — это седаны пятой и седьмой серий, а также паркетники X1, X3 и X4. Более того, даже для семейства X5/X6/X7 зарезервирована возможность поставки любой из версий напрямую с американского завода, то есть впоследствии BMW может полностью свернуть российскую сборку.

Как тут не вспомнить, что еще не так давно компания BMW вынашивала планы строительства собственного завода в России, но Специальный инвестиционный контракт (СПИК), переданный на рассмотрение в Минпромторг, так и не был подписан. Стороны не сошлись в условиях работы, после чего в компании BMW полностью исключили возможность строительства локального завода. Участвовать в СПИКе, который заключил Автотор, немецкий концерн тоже не стал.

Все эти годы автомобили BMW выпускали на Автоторе по технологиям SKD (крупноузловая сборка) и MKD (мелкоузловая сборка). Максимальный уровень локализации, на который могут пойти в BMW, — это сварка и окраска кузовов (CKD), но для выгодной работы по СПИКу этого недостаточно. Правительство заинтересовано еще и в локализации компонентов, а с тем объемом продаж, который есть у BMW (около 40 тысяч автомобилей в год), производство комплектующих в России не сулит выгоды: как уверяют в компании, себестоимость автомобилей от этого только вырастет, да и производителям компонентов такие объемы выпуска неинтересны.

Увы, все это означает, что автомобили BMW скоро заметно подорожают — если, конечно, российское представительство не договорится со штаб-квартирой о выгодных закупочных ценах на машины в фиксированных комплектациях, как это было с калининградскими автомобилями. Например, сейчас базовая «пятерка» у нас стоит 4 млн 20 тысяч рублей, то есть 45600 евро по нынешнему курсу, тогда как в Германии просят минимум 50700 евро.

Читайте также  BMW в ближайшее время дополнит модельный ряд 4-Series

А ведь именно выгодные цены на калининградские машины и их доступность на дилерских складах позволили BMW в последние два года удерживать лидерство по объему продаж в российском премиум-сегменте. На локализованные машины приходилась почти половина продаж марки. По данным ГИБДД, в 2020 году на учет поставлено 42840 автомобилей BMW, при этом Автотор выпустил 19008 машин этой марки (статистика АСМ-холдинга). Из них кроссоверов X5/X6/X7 сделано 10032 экземпляра, то есть на калининградские машины пришлось 60% продаж этого семейства. Такая же доля российской сборки и у седанов пятой серии, но у «семерки» этот показатель 50%, у кроссовера X1 — 46%, а в семействе X3/X4 на «калининградки» приходится 40% спроса.

Кстати, интересный момент: нынешние «трешки» поколения G20 так и не прописались на Автоторе, хотя импортные машины у нас продаются с 2019 года, да и прежние модели собирали на калининградской земле в ощутимых объемах. Это означает, что над сокращением российского производства в компании BMW задумались уже давно.

Импортоуравнение

BMW калининградской сборки лишились компенсаций утильсбора

Автомобили BMW, собираемые в Калининграде, лишились компенсаций утильсбора, что должно было уравнять их с импортом. Однако, по данным “Ъ”, предприятию могут возмещать таможенные пошлины, что делает производство на «Автоторе» выгоднее, чем на других площадках, и доходнее импорта. В итоге для BMW, который уже отказался от строительства собственного завода, по-прежнему не имеет смысла рассматривать углубление локализации. Премиальным маркам, отмечают эксперты, проще переложить издержки на покупателей.

Фото: Александр Подгорчук, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Александр Подгорчук, Коммерсантъ / купить фото

«Автотор» перестал получать компенсации утильсбора на выпускаемые в Калининграде по контрактной сборке машины BMW, рассказали источники “Ъ”. Это произошло из-за специнвестконтракта (СПИК) компании. Как рассказывал “Ъ” основатель завода Владимир Щербаков, до июля 2021 года компания могла продолжать проект с BMW «на прежних условиях» (см. “Ъ” от 19 марта 2020 года). После этого срока собираемые на площадке «Автотора» автомобили должны были перейти на режим сварки и окраски, но этого не произошло.

Утильсбор платится за все импортируемые и выпускаемые в РФ автомобили. Компенсации — один из ключевых параметров рентабельности автопроизводства в РФ.

Отсутствие компенсаций косвенно подтверждают и в Минпромторге. Там “Ъ” пояснили, что все автоконцерны со СПИК имеют возможность получать промсубсидии «в соответствии с общими правилами», «при этом производство автомобилей BMW осуществлялось в соответствии со СПИК до 1 июля 2021 года». В BMW перенаправили вопросы по льготам в «Автотор», где “Ъ” не ответили на вопрос по компенсациям после 1 июля.

Оговорка о сроках для BMW появилась из-за того, что немецкий концерн хотел запустить собственный завод в Калининграде. Он подавал заявку на отдельный специнвестконтракт, но процесс не продвинулся. После этого власти изменили правила выплаты компенсаций утильсбора: если раньше СПИК их гарантировал, то теперь объем выплат зависит от уровня локализации. Это в целом снизило привлекательность локализации лишь уровня до сварки и окраски.

Отсутствие компенсаций должно сильно ухудшить экономику сборки BMW в РФ.

С середины весны седаны и паркетники уже переведены на импорт, а на конвейере «Автотора» остались только BMW X5, X6 и X7. Но даже для них зарезервирована возможность поставки любой из версий напрямую с американского завода, писал «Авторевью» в марте.

Калининградский автозавод и BMW продолжают переговоры об углублении локализации, которые длятся уже несколько лет. «В случае подписания контракта с BMW предусматривается углубление локализации, включая сварку и окраску кузовов, по всем моделям, которые экономически будут удовлетворять интересам обеих сторон»,— говорят в «Автоторе». Сроки зависят от согласования условий проекта с Минпромторгом, а также поставок и монтажа оборудования на производственных мощностях, поясняют там.

Что говорил гендиректор BMW в России Штефан Тойхерт о коронавирусе и планах на будущее

Но, по данным “Ъ”, пока заявка на изменение СПИК «Автотора» даже не выносилась на межведомственную комиссию. В Минпромторге ход переговоров не комментируют, говоря лишь, что заинтересованы в развитии промышленного партнерства «с таким крупным европейским концерном, как BMW, и готовы рассмотреть различные варианты сотрудничества».

В самом BMW на вопрос о том, обсуждается ли сварка-окраска всех моделей, которые концерн будет выпускать в Калининграде на площадке «Автотора», ответили, что «на данном этапе не готовы комментировать модельный ряд, для которого планируется мелкоузловая сборка». То есть в компании косвенно подтверждают отсутствие планов сварки и окраски.

Экономику проекта по сборке могут улучшить другие льготы.

Источники “Ъ” говорят, что для машин BMW остались субсидии, компенсирующие импортные пошлины. В таком случае, считает один из них, продолжение сборки без углубления локализации выгодно немецкому концерну. Другой собеседник “Ъ” полагает, что создание линий по сварке и окраске не только потребует инвестиций, но и займет два-три года.

В «Автоторе» утверждают, что для них не действуют льготы по ввозным пошлинам. Однако, согласно документам (есть у “Ъ”), которые фигурировали при обсуждении возможного размещения завода двигателей Hyundai в Калининграде в 2019 году, до 2020 года «Автотору» компенсировалось 100% таможенных пошлин на товары. С 1 января 2020 года размер компенсаций должен был ежегодно снижаться на 5% и обнуляться к 2031 году. Такие условия были определены в 2016 году после отмены таможенных льгот при вступлении РФ в ВТО. Ни один другой автозавод сейчас компенсаций пошлин не получает.

Сергей Удалов из «Автостата» полагает, что если компенсации пошлин сохраняются в таких объемах, то повышение локализации маловероятно: «Если же есть вероятность отказа от них, то BMW будет рассматривать сварку и окраску». Инвестиции в сварку и окраску могут составить несколько десятков миллионов долларов, говорит Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала», и имеют смысл только при расширении присутствия, «при этом премиальный сегмент не безразмерный». Но в любом случае, добавляет эксперт, премиум-маркам проще переложить любые новые издержки на потребителя.

BMW отказался строить завод в Калининграде: что потерял российский эксклав?

BMW прекратил переговоры о локализации производства под Калининградом в рамках специального инвестконтракта. Россияне не считают отказ немецкого автоконцерна окончательным.

BMW X5, собранный на «Автоторе» в Калининграде

Немецкий автопроизводитель BMW отказался от планов по строительству в России завода полного цикла. Компания несколько лет обсуждала размещение своих производственных мощностей в одном из регионов страны, но так и не смогла найти выгодный для себя вариант.

BMW собирают в Калининграде уже более 20 лет

С 1999 года модели BMW собирают в Калининградской области на заводе «Автотор». Речь идет о крупноузловой сборке. По состоянию на середину 2019 года общий объем производства с момент его запуска составил более 215 тысяч автомобилей — это BMW 3-й, 5-й и 7-й серий, а также кроссоверы. Когда в России изменили требования к уровню локализации иностранных автопроизводителей, которые хотят иметь доступ к господдержке, баварский автоконцерн стал искать место для строительства собственного завода.

Денис Мантуров на экономической конференции в Берлине (фото из архива)

Глава Минпромторга России Денис Мантуров рассказывал, что BMW рассматривал возможность разместить такой завод в Калининграде, Санкт-Петербурге или Московской области. Немецкий автопроизводитель определился с площадкой в начале 2018 года.

Российское подразделение BMW подало заявку на сооружение предприятия в индустриальном парке «Храброво» — территории под Калининградом, на которой инвесторам предлагают уже готовую инфраструктуру. В Калининградской области действует режим особой экономической зоны. Ее резидентам предоставляют налоговые льготы и субсидии.

BMW посчитал бизнес в России неприбыльным

Около полутора лет концерн вел переговоры с российскими чиновниками о подписании специального инвестиционного контракта (СПИК), определяющего условия работы иностранного автопроизводителя в РФ. Однако в январе 2020 года президент BMW Group Россия Штефан Тойхерт (Stefan Teuchert) заявил, что компания перестала обсуждать возможность сборки машин в России в рамках СПИК из-за того, что «правила игры не были точно установлены». «Мы не смогли договориться об условиях, при которых можно вести прибыльный бизнес», — цитирует Тойхерта Forbes.

Читайте также  BMW Individual M850i Night Sky сделан в честь предстоящего метеорного потока

Сборка BMW на заводе «Автотор» в Калининграде

В ответ на запрос DW в BMW Group уточнили, что в долгосрочной перспективе все еще рассматривают Россию как растущий рынок для своей продукции. В компании, не объяснив причину нынешнего решения, добавили, что находятся в постоянном контакте с калининградским «Автотором», чтобы продолжать работу. В свою очередь Штефан Тойхерт сообщил СМИ, что главной проблемой на данном этапе стали сомнения BMW в достаточном уровне господдержки для успешного ведения бизнеса.

Перспективы экспорта из Калининградской области

На стадии обсуждения инвестпроекта власти Калининградской области не исключали, что продукция завода BMW будет поставляться не только на остальную территорию РФ, но и в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Приход немецкого концерна здесь рассматривали как значимую инвестицию в экономику региона.

«Калининградская область сделала все для того, чтобы сюда пришел BMW. Мы готовы были предоставить земельный участок (в индустриальном парке «Храброво» Ред.). Там уже и геология была сделана, и всю инфраструктуру под этот завод мы готовы были предоставить. Насколько я знаю, вопросов у немецкой стороны на эту тему не было», — сообщил DW глава комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры Калининградской областной думы Александр Никулин.

По его мнению, BMW было бы «достаточно легко обустроиться» в регионе: за годы работы по сборке моделей на «Автоторе» здесь появился высококвалифицированный персонал. В то же время эксперты указывают, что в Калининградской области нет проблемы с нехваткой рабочих мест.

Контекст

Автопром больше не приоритет: сокращение продаж машин в РФ продолжится в 2020 году

Автопром Германии ускоряет переход на гибриды и электромобили

Генеральные директора BMW, Daimler, Opel и Porsche рассказали на конференции Handelsblatt Auto-Gipfel 2019 в Штутгарте, когда немецкие автомобили станут электрическими. (30.10.2019)

Немецкий автопром: резкое торможение после долгого бума

Проблемы BMW, Daimler и Volkswagen во многом характерны для всей мировой автомобильной промышленности: переход на электромобили стоит дорого, а продажи падают, особенно в Китае. (18.07.2019)

«В данный момент в Калининграде наблюдается дефицит сотрудников, так что это (отказ BMW от строительства завода Ред.) не угробит нашу экономику. Но такой инвестор, как BMW, имеет громкое имя — это, конечно, подняло бы уровень и репутацию нашего региона», — отметил в интервью DW президент Ассоциации иностранных инвесторов Калининградской области Стефано Влахович.

В Калининграде надеются на возобновление переговоров с BMW

Рабочие «Автотора», которые занимаются сборкой моделей BMW, о планах немецкого концерна слышали, но особых иллюзий на сей счет не питали. «Какой-то конкретики не было, поэтому и расстраиваться в общем-то не из-за чего», — говорит сотрудник предприятия Дмитрий. Местные СМИ большого интереса к заявлению немецкого автоконцерна об отказе открывать завод в регионе тоже не проявили.

Руководство области причины решения BMW не комментирует и не исключает возобновления переговоров. «Власти региона всемерно приветствуют инвестиции, особенно в такие отрасли, как автомобилестроение — с высоким уровнем добавленной стоимости и компетенциями международного уровня. Для инвесторов в регионе создается режим максимального благоприятствования. Мы открыты для предложений, которые усиливают экономику региона, создают новые высокооплачиваемые рабочие места и пополняют казну через налоги», — сообщили DW в пресс-службе правительства Калининградской области.

Как считает президент Ассоциации иностранных инвесторов Калининградской области, история с заводом немецкого концерна будет иметь продолжение. «BMW не объявил, что они пойдут в другой регион России. Речь идет о том, что, скорее всего, компания в данный момент не может найти достаточного спроса. Причем это не вопрос того, что в России машины не покупаются, а просто, видимо, не покупается достаточное количество BMW», — полагает Стефано Влахович.

Модели BMW в России подорожали

Иностранные инвесторы характеризуют нынешнюю ситуацию на российском авторынке как напряженную. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2019 году продажи новых машин в стране сократились на 2,3%.

Ключевыми факторами, которые мешают развитию иностранного автопрома в РФ, участники рынка называют повышение утилизационного сбора, экономическую неопределенность и ограничение экспорта автокомпонентов, которые производят в стране.

С 2020 года утилизационный сбор на автомобили с двигателем от 1 до 2 литров вырос на 112,4%. пишет портал Autonews. Из-за этого автомобили BMW подорожали примерно на 2%.

100 лет BMW

Под знаком авиационного пропеллера

Официальная дата основания BMW — 7 марта 1916 года. В этот день была зарегистрирована авиационная фабрика Bayerische Flugzeugwerke Густава Отто, позже переименованная в «Баварские моторостроительные заводы» (Bayerische Motorenwerke) или BMW — название, принадлежавшее до того заводу инженера Карла Раппа, также строившего моторы для самолетов. Ну, а белый и голубой — это цвета баварского флага.

100 лет BMW

Легендарные мотоциклы

По условиям Версальского договора проигравшей Первую мировую войну Германии было запрещено выпускать авиационные моторы — единственный вид продукции BMW. Спас фирму ее главный инженер Макс Фриц. Всего за пять недель он создал модель первого мотоцикла с новой концепцией привода, разработав оппозитный двигатель с карданной передачей. В 1923 году были собраны первые экземпляры легендарного Р-32.

100 лет BMW

Первые автомобили

В 1928 году BMW приобрел автомобильный завод в Айзенахе (Тюрингия) и с ним лицензию на производство автомобиля под названием Dixi. Первый собственный автомобиль из серии 303 был собран в 1932 году и имел характерную для всех моделей BMW решетку радиатора, состоящую из двух округлых симметричных частей. На фото: модель BMW 303 1934 года.

100 лет BMW

На службе у вермахта

В «третьем рейхе» на BMW собирали, главным образом, двигатели для военных самолетов. Оборот фирмы при этом вырос с 32 млн рейхсмарок в 1933 году до 280 млн в 1939 и 750 млн в 1944-м. Почти каждый второй из 56 000 рабочих заводов BMW в 1944 году был заключенным концлагерей или лицом, угнанным на принудительный труд в Германию. В послевоенное время концерн выплатил пострадавшим компенсации.

100 лет BMW

Автомобили из Мюнхена

После Второй мировой войны компания BMW фактически потеряла заводы в Айзенахе, оказавшиеся в советской зоне оккупации, а потом на территории ГДР. Производство пришлось налаживать в Мюнхене, на заводах сильно пострадавших от бомбежек, где к тому же никогда не собирали автомобили. Но уже в 1952 году BMW запустила в серию свою новую модель — 501. Седан получил прозвище «Ангел барокко».

100 лет BMW

На грани банкротства

Модели BMW 501/502, несмотря на удачную конструкцию и великолепный дизайн, не имели коммерческого успеха. Более того, производство «барочных ангелов» было компании в убыток. Выпускавшийся с 1955 года миниатюрный лицензионный автомобиль Isetta тоже не стал выходом из финансового кризиса. Задачу спасения фирмы пришлось решать совершенно иным машинам.

100 лет BMW

Совладельцы

В 1959 году BMW чуть было не поглотил конкурент Daimler-Benz. Спасением стало вмешательство предпринимателя Герберта Квандта, который предложил и успешно осуществил план финансовой реанимации заводов. В итоге семья Квандт стала главным акционером BMW. В настоящее время дети бизнесмена от третьего брака Штефан Квандт и Сюзанне Клаттен (на фото с их ныне покойной матерью) владеют 47% акций компании.

100 лет BMW

Новое начало

В 1961 году компания приступила к выпуску автомобилей среднего класса. Новый модельный ряд открыл четырехдверный седан BMW 1500, за которым последовали серии 1600, 1800 и 2000. Конструктивные решения, заложенные в машинах «Нового класса», стали твердой основой для технических успехов фирмы в течение последовавших десятилетий. Успех фирмы закрепил выпуск с 1966 года двухдверных моделей серии 02.

Читайте также  BMW опровергнула слухи о выходе нового спорткара

100 лет BMW

Автомобилисты любят «троицу»

Компактный BMW 3 является самой популярной моделью компании. Производство этой модели началось в 1975 году, и уже спустя 6 лет с конвейера сошел миллионный по счету автомобиль. В 2005 году около 40% продаж BMW AG пришлись на 3-ю серию. До сих пор было выпущено шесть поколений модели.

100 лет BMW

Штаб-квартира

Головной офис компании в Мюнхене находится с 1973 году в комплексе из четырех цилиндрических высоток — одной из самых известных архитектурных достопримечательностей столицы Баварии. В 1970-1980 годы компания вырвалась в число лидеров мирового автомобилестроения и сегодня имеет заводы в 14 странах мира и штат из более 100 тысяч сотрудников.

100 лет BMW

В ходе дальнейшей экспансии мюнхенский концерн приобрел в 1994 году Rover Group, но уже в 2000 году избавился от убыточного британского автостроителя. В собственности BMW остался лишь Mini, стилистически основанный на модельном ряде культового автомобиля, марка которого впервые была зарегистрирована в Великобритании в 1959 году. С 2003 года BMW принадлежит также Rolls-Royce.

100 лет BMW

На электричестве

В 2013 году компания BMW представила свою новейшую разработку — экологически безопасный автомобиль с электрическим приводом. Новый модельный ряд получил название BMW i3. Без подзарядки электромобиль может проехать расстояние в 130-160 километров.

BMW сняла с производства на «Автоторе» сразу пять моделей

В 2021 году автокомпания BMW из-за «экономической нецелесообразности» сократит до трех моделей выпуск автомобилей на заводе «Автотор», сообщает «Финмаркет» со ссылкой на соответствующее заявление председателя совета директоров «Автотор Холдинга» Валерия Горбунова. Топ-менеджер уточнил, что всего в этом году было снято с конвейера пять моделей BMW, а общий объем производства машин баварской марки в этом году составит примерно 12 тыс. машин.

Прошлый год для калининградского завода выдался неудачным из-за пандемии, спровоцировавшей нехватку комплектующих, «Автотор» недосчитался практически трети запланированного производственного объема.

«По итогам 2020 года мы выпустили 156 832 автомобиля, в том числе легковых и грузовых коммерческих.

Это снижение на 27% по сравнению с предыдущим годом. Но когда пандемия была в самом разгаре, мы прогнозировали от 30% до 40% падение объемов производства. Так что наши ожидания оказались на нижней планке», — рассказал журналистам Горбунов.

Оборот холдинга от реализации автомобилей составил 295,4 млрд рублей, что примерно 46% от всей товарной продукции Калининградской области. При этом, по словам управленца, компания уплатила в бюджеты всех уровней 87,1 млрд рублей налогов. Правда, от этого года в «Автоторе» ничего хорошего не ожидают.

«Ожидания о производстве самые худшие. Мы отработали в новом году 2,5 месяца, и ситуация говорит, что еще ничего не закончилось. Хотелось бы, чтобы производство не опустилось ниже показателей 2020 года», — сказал Горбунов.

В пресс-службе холдинга не прокомментировали детали дальнейшего сотрудничества с BMW, отметив, что компания будет «делать все, чтобы сохранить экономические результаты (общие) предприятия хотя бы на уровне 2020 года». В российском офисе BMW также уклонились от ответа на вопрос «Газеты.Ru» о причинах снятия с конвейера на «Автоторе» сразу пяти моделей, но пояснили, что комбинирование импорта и локального производства является проявлением гибкости маркетинговой стратегии компании.

«На протяжении нашего многолетнего присутствия в России BMW Group предлагала клиентам как автомобили, собранные на локальном производстве, так и импортированные автомобили, при этом регулярно корректируя распределение по мере необходимости. Такая гибкость является одним из преимуществ всемирной производственной сети BMW», — сказал директор по корпоративным коммуникациям представительства BMW в России Василий Мельников.

Собеседник «Газеты.Ru» подчеркнул, что, хотя подобные решения всегда обусловлены рядом внутренних и внешних факторов, они не влияют на предложение и доступность всего модельного ряда для клиентов марки на российском рынке. На вопрос о вероятном росте цен моделей BMW из-за перехода на чистый импорт в BMW отметили, что на ценообразование влияет много факторов.

«Мы делаем все возможное, чтобы наше предложение было оптимальным в текущей экономической ситуации», — сказал Мельников из BMW Group.

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» напомнил, что два года назад был заключен специнвестконтракт (СПИК), по которому должны были быть созданы мощности для углубленного производства BMW в России. Частично это предприятие уже готово.

«Что касается доли BMW в общем объеме производства «Автотора», то она невелика: если мне память не изменяет, то речь идет примерно о 10%. Все остальное — это объемы производства автомобилей Kia и Hyundai», — сказал губернатор Калининградской области.

Алиханов отметил, что, несмотря на покупку концерном Hyundai завода General Motors в Санкт-Петербурге, по его данным, сборка корейских автомобилей на «Автоторе» продолжится. Таким образом, пока нельзя говорить о том, что «Автотор» рискует остаться сразу без двух своих контрагентов — BMW и Hyundai (владеет брендом Kia). Аналогичное заявление сделал и директор «Автотор Холдинга» Валерий Горбунов, сославшись на соответствующие договоренности с корейцами. Впрочем, топ-менеджер не уточнил, какого временного периода касаются эти договоренности.

По данным источников «Газеты.Ru», знакомых с ситуацией на «Автоторе», после заключения СПИКа автомобили BMW в Калининграде производились в рамках мягких переходных условий, предполагающих получение промсубсидий резидентов ОЭЗ в Калининградской области. Сборка при этом фактически оставалась «отверточной» (без технологических этапов сварки и окраски, в отличие от других иностранных компаний, подписавших СПИК).

Однако уже в июле 2021 года условия автоторовского СПИКа предполагают прекращение доступа BMW к этим субсидиям, если не произойдет переход на новый технологичный уровень производства. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов выразил уверенность, что BMW согласится на углубление производства совместно с «Автотором» (на него и был выдан СПИК).

«Если это произойдет, то это уже будет другой объем производства: более чем 12 тыс. в год, о которых говорил господин Горбунов. И новый формат производства, потому что не секрет, что сейчас уровень локализации BMW ниже, чем у других автомобилей, которые производит группа компаний «Автотор»,

— сказал Антон Алиханов, выразив уверенность, что нигде в России BMW не сможет найти более выгодные условия для начала собственного производства.

В российском офисе BMW «Газете.Ru» сообщили, что окончательное решение о строительстве собственного завода совместно с «Автотором» не принято: «обсуждение этого решения продолжается». В конце 2019 года глава BMW в России Штефан Тойхерт говорил о том, что компания отказалась от строительства собственного завода в России из-за ряда невыгодных условий, в частности порядка компенсаций, а также роста утилизационного сбора, постоянной смены условий сделки и позиции правительства.

«Мы верим, что локализованное производство важно развивать, что в рынок нужно инвестировать. Мы были готовы это сделать с тем, чтобы не только сохранить текущее производство, но и расширить его. Несмотря на все наши усилия, мы не смогли найти общего языка с правительством и получить условия, в которых инвестиции были бы выгодны. Поэтому вопрос подписания специнвестконтракта с Россией снят с повестки», — цитирует РБК слова Тойхерта.

Ситуация для «Автотора» сложилась крайне тяжелая, полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«Автотору» логичнее продаться BMW, в нынешнем виде у немцев нет необходимости в «Автоторе»,

потому что они не так вольны в производственных решениях, не могут управлять сборкой, потому что она не сильно интегрирована в глобальные цепочки планирования и поставок концерна», — сказал «Газете.Ru» Бургазлиев.

Собеседник выразил уверенность, что Hyundai и Kia переведут значительные объемы производства на свой новый завод в Санкт-Петербурге, так как именно для этого он и приобретался у GM. В таком случае «Автотор» потеряет сразу двух партнеров, что может привести к прекращению производства и увольнению большого числа рабочих с крупнейшего предприятия региона. Стоимость автомобилей BMW из-за перехода на чистый импорт может вырасти, полагает Бургазлиев.