Электрический Black Cab будет перевозить лондонцев в 2021 году

«Лондонские таксисты считают себя гораздо лучше, чем Google Maps и Foursquare»

Таксисты крупнейших городов Европы проводят масштабную забастовку. Они выступают против сервиса Uber и других нелицензированных служб такси. Водители угрожают перекрыть улицы в центре мегаполисов. Корреспондент «Эха Москвы» Тоня Самсонова, которая находится в Лондоне, рассказала подробности ведущему «Коммерсантъ FM» Борису Блохину.

Мобильное приложение Uber разработано для организации совместных поездок в частных автомобилях. Оно помогает пассажирам быстро и безопасно найти попутку, а водителям — сэкономить на бензине. Акции протеста ожидаются в Лондоне, Париже, Берлине, Риме, Мадриде, Гамбурге и Милане. В британской столице водители намерены блокировать своими машинами подъезды к зданию парламента, Трафальгарской площади и Уайтхоллу.

— Расскажите, много ли протестующих, блокируют ли они центр и вообще насколько решительно настроены?

— Настроены очень решительно. Сегодня в Лондоне 20 тыс. black cab, это черные фирменные лондонские такси, и сегодня 10 тыс. из них, то есть практически половина лондонских такси, официально будет ехать процессией от Трафальгарской площади по прилегающим улицам. Эта акция протеста еще не началась, но считается, что она просто блокирует весь город, и это будет масштабная забастовка, организованная профсоюзом водителей black cab против мобильного приложения. И, кажется, Uber — первое в мире мобильное приложение, которое вызывает акции протеста не онлайн, а офлайн, то есть в реальной жизни, первое в мире мобильное приложение, которое вызывает такую реакцию людей. И в этом смысле оно очень интересно.

Тут нужно сказать, что не стоит воспринимать лондонских таксистов black cab как таких старых, не новых, не прогрессивных людей, которые не пользуются приложениями и хотят все делать по старинке. Совсем не так. У black cab есть свое приложение, и есть множество других компаний в Лондоне, у которых есть свои приложения, позволяющих вам действительно встать где угодно в городе, пометить свою геолокацию, вызвать такси. Или позвонить и вызвать такси и потом заплатить за эту поездку с помощью онлайн-банка через приложение, то есть, это протест не против приложений, это протест против того, что Uber использует GPS-локацию для того, чтобы определять стоимость вашей поездки в реальном времени. И по закону TFL — это такой лондонский Мостранс — позволяет водителям black cab находится в безопасности тем, что только водители black cab имеют право устанавливать в своих машинах устройства-метры и показывать пассажиру, сколько он должен заплатить.

Так вот, Uber — единственное приложение, в отличие от других, которые популярны в Лондоне, которое тоже позволяет клиенту видеть стоимость поездки в режиме реального времени, а не назначает вам фиксированную стоимость.

Плюс ко всему Uber работает примерно так же, как «Яндекс.Такси». То есть, вы заключаете договор не с компанией-оператором, вы вызываете конкретного таксиста, поэтому он не должен платить определенные виды лицензионных налогов, то есть вы частника вызываете через приложение.

История в том, что лондонскому таксисту для того, чтобы получить свою лицензию и иметь возможность либо взять внаем черное такси, либо выкупить его у города, нужно сдать экзамен. Экзамены занимают у таксистов, подготовка и сдача экзаменов, около четырех лет. И я сегодня разговаривала с разными таксистами, они говорят: «Я знаю Лондон лучше, чем Google Maps, и главное, что то, что я знаю, я, как сервис Foursquare и Google Maps в одном флаконе, потому что помимо того, что я знаю самые короткие пути в городе, я еще знаю названия всех ресторанов и я обязан знать, когда они меняются, когда пабы меняют свои названия, когда театры меняют свои названия. Я знаю все детские сады и все-все-все». И когда лондонские таксисты готовятся к этим экзаменам, они часто делают так: берут карту города, берут двухфунтовую монетку, она чуть побольше чем монетка в один евро, если вы соедините большой палец с указательным, то образуется круг вот с двухфунтовую монетку, они бросают эту монетку на карту, и они должны знать все улицы, не снимая монетку, которые закрыты ей, и все пабы, кафе и рестораны, которые на ней находятся, постоянно обновлять эту информацию, поэтому они считают себя гораздо лучше, чем Google Maps и Foursquare, гораздо лучше, чем мобильное приложение.

— Да, ну, кто бы в этом сомневался, что таксисты знают свой город на все 100%, тем не менее, какова реакция в обществе, что говорят жители Лондона, поддерживают ли они таксистов, и есть ли реакция властей на все это?

— Жители Лондона пока не увидели забастовку, которая начнется. И они просто в ужасе ожидают, что город встанет, колумнисты в газетах пишут, что лондонские таксисты — идиоты, пытаются протестовать против прогресса и мобильных приложений, а это совсем неправда, потому что они заставляют лондонскую государственную городскую организацию, которая регулирует транспорт, исполнять свои собственные законы.

В законе написано: «Ни одна машина, кроме black cab, не имеет право устанавливать метры». Uber, пользуясь GPS-локацией, по сути, устанавливает метр. Пусть Лондон судится с Uber, и профсоюз работников такси говорит, что Лондон не судится с Uber, потому что Uber — огромная американская компания с огромным количеством юристов, они просто боятся идти с ними в суд и доказывать им, что мобильное приложение работает как метр. Но посмотрим, как пойдет забастовка, здесь лондонцы привыкли к тому, что транспортники бастуют, и, возможно, симпатии все равно будут на стороне водителей black cab.

Знаменитые черные кэбы (Black Cab) — такси в Лондоне

Кто не знает знаменитые черные кэбы Лондона? Эти небольшие машинки стали символом города наряду с красными автобусами и Биг Беном. Прокатиться на них — мечта многих путешественников, которым посчастливилось побывать в Лондоне.

Но мало кто знает, что в столице Великобритании существует два вида такси: блэк кэб и мини-кэб. Сначала поговорим о блэк кэбах.

Знаменитые Блэк кэбы (Black Cab)

Профессия таксиста в Лондоне — уважаемая, поскольку стать шофером черного кэба не так просто. Водители обязаны сдать экзамен на знание города «The Knowledge», чтобы получить лицензию. Он включает в себя наиболее полный реестр всех улиц и дорог города, маршрутов и значимых достопримечательностей.

Блэк кэб на Вестминстерском мосту.

Экзамен был введен в 1865 году и за все прошедшие годы практически не менялся. У каждого претендента на звание таксиста черного кэба есть 12 попыток сдать тест, но перед этим необходимо пройти 34-месячный курс подготовки.

Есть два вида лицензий для черных кэбов:

  • Зеленый значок — действует по всему Лондону;
  • Желтый значок — распространяется на пригород.

Голубой «Black cab»

Чтобы воспользоваться услугами блэк кэба, не обязательно заказывать его заранее.

Читайте также  Диагностические процедуры и ремонт автоэлектрики в Бресте

Машину можно поймать прямо на улице — если желтая табличка «TAXI» горит, то машина свободна и готова взять пассажиров.

Что представляют собой блэк кэбы изнутри и снаружи

Знаменитые черные кэбы, изготавливаемые компанией London Taxi International, не меняли свой дизайн с 1948 года и выгодно выделяются из общей массы современных автомобилей.

Внутри блэк кэба

Салон у блэк кэбов просторный и вместительный – там без проблем помещается 5 пассажиров. Заднее сиденье вмещает трех человек, еще двое могут сесть спиной к водителю. Рядом с водителем пассажирского сиденья нет, это место предусмотрено под багаж, еще одно место под багаж имеется в салоне. Курить запрещено.

Розовый «Черный кэб»

Единственное, что изменилось с тех времен – цвет машины. Такси получили название «Black Cab» из-за своего черного цвета, вот только сегодня кэбы могут быть абсолютно любой расцветки. Мы видели и розовые, и зеленые, и разноцветные авто с ярким брендированием.

Стоимость проезда в блэк кэбе

Поездки в Black Cab – не самое дешевое удовольствие и нужно учитывать несколько моментов:

  • Оплата производится по счетчику за километраж и время поездки поминутно.
  • Минимальная сумма поездки – £2.60.
  • Чаевые не обязательны.
  • Многие машины принимают оплату карточкой, но перед посадкой стоит уточнить эту возможность. За оплату картой взимается дополнительный взнос (£1).

Блэк кэб привез аристократов на прием в Вестминстерское аббатство.

В Лондоне действует три основных тарифа на услуги блэк кэба, действующие в зависимости от времени суток и дня недели.

Тариф 1 Тариф 2 Тариф 3
Будние дни с 5:00 до 20:00 Будние дни с 20:00 до 22:00 Все дни с 22:00 до 5:00
Выходные с 5:00 до 20:00 Праздники круглосуточно
Первые 247.8 м (53.2 сек) — £2.60 Первые 201.2 м (43.2 сек) — £2.60 Первые 162.4 м (35 сек) — £2.60
Каждые 123.9 м (26.6 сек ожидания) — £0,20 Каждые 100.6 м (21,6 сек ожидания) — £0,20 Каждые 81.2 м (17.5 сек ожидания) — £0,20
После достижения 9656.1 м — £0,20 за каждые 86.9 м (18.7 сек ожидания) После достижения 9656.1 м — £0,20 за каждые 86.9 м (18.7 сек ожидания) После достижения 9656.1 м — £0,20 за каждые 86.9 м (18.7 сек ожидания)
Т.е. £2.60 за милю до 6 миль, далее — £3.70 Т.е. £3.20 за милю до 6 миль, далее — £3.70 Т.е. £3.95 за милю до 6 миль, далее — £3.70

Довольно сложно разобраться в этих расчетах, поэтому приводу таблицу с приблизительной стоимостью за милю/минуту поездки:

Расстояние (миля) Время (мин) Тариф 1 (£) Тариф 2 (£) Тариф 3 (£)
1 6 -13 5,6 — 8,8 5,6 — 9 6,8 — 9
2 10 — 20 8,6 — 13,8 9 — 14 10,4 — 14,8
4 16 — 30 15 — 22 16 — 22 18 — 28
6 28 — 40 23 — 29 28 — 32 28 — 33
До аэропорта Хитроу из центра 30 — 60 46 — 85 46 — 85 46 — 85

Где заказать или найти черный кэб?

Стоянок black cab в Лондоне немало, особенно много их в самом центре города – в Лондон Сити, Чаринг-Кросс-Роуд, Оксфорд-стрит.

Черные кэбы на парковке ждут клиентов

Заказать такси можно по телефону 0871 871 8710

Больше номеров с указанием зон смотрите на сайте -https://tfl.gov.uk/modes/taxis-and-minicabs/book-a-taxi

Мини-кэбы (minicab)

Мини-кэбы (minicab) – это обычные лондонские такси, имеющие лицензию.

Лицензия миникэба на лобовом стекле

Они должны быть обязательно заказаны заранее, подбирать народ на улицы без предварительного бронирования они не имеют права.

У них иные фиксированные расценки на проезд (дешевле, чем в black cab), обговариваемые заранее непосредственно при заказе машины.

Заказать миникэб можно по интернету или телефону.

Не Лондоном единым: какие ещё города бросали вызов Uber?

Автор фото, Getty Images

К доставке еды UberEATS у лондонских транспортников вопросов не возникло

Транспортный регулятор Лондона отказал компании Uber, предоставляющей услуги такси, в продлении лицензии на городские перевозки. Би-би-си следит за реакцией лондонцев и вспоминает, какие сложности в отношениях с городами были у калифорнийского сервиса.

На данный момент положение вещей таково: организация Transport for London (TfL), управляющая лондонским общественным транспортом и выдающая лицензии для операторов такси, пришла к выводу, что Uber нельзя считать надлежащим держателем лицензии.

Нынешняя лицензия истекает 30 сентября, и у компании есть 21 день на обжалование, что она и намерена сделать.

  • Основатель Uber оставит компанию на неопределенный срок
  • Более тысячи сотрудников Uber потребовали вернуть Каланика
  • Uber использует секретную программу Greyball для обмана властей

TfL не понравилось в работе сервиса то же, что и другим городским муниципалитетам и ответственным лицам, а именно:

  • Подход Uber к сообщениям о серьезных преступлениях.
  • Подход компании к получению медицинских справок.
  • Подход к обязательной процедуре проверки водителей.
  • Подход к объяснению использования программы Greyball в Лондоне, которая выявляет среди пользователей приложения сотрудников контролирующих или проверяющих органов, и не дает им возможности вызвать машину.

Мэр Лондона Садик Хан заявил: «Я полностью поддерживаю решение TfL. Было бы неправильно продолжать лицензировать Uber, если он хоть в чем-то угрожает безопасности лондонцев».

С Uber в Лондоне сотрудничает около 40 тысяч водителей. По данным компании, в британской столице ее услугами пользуются 3,5 миллиона человек.

Учитывая распространённость приложения, неудивительно, что лондонцы живо отреагировали на известия о разрыве контракта: Uber в одночасье стал крупнейшим трендом британского «Твиттера» в пятницу.

Некоторые горячие головы поспешили призвать к отставке градоначальника Садика Хана.

«С этого дня всем лондонцам необходимо отказаться от чёрных кэбов и немедленно потребовать отставки Садика Хана», — говорит Хью Тэллон.

Другие же с большей степенью рассудительности взывают дождаться апелляции и попутно создать петицию в поддержку работы американского перевозчика.

«Божечки, Uber — достойная вещь. Поездки отслеживаются, ты видишь имя и номер водителя. Надеюсь, они [ компания ] выиграют апелляцию. Одно слово: петиция», — призывает в своём «Твиттере» пользовательница под ником Кеми.

Петиция на сайте Change.org не замедлила появиться: подписывающие её британцы вспомнили и о 40 тысячах водителей, перевозящих лондонцев каждый день.

А вот аналитик Кэмерон Тейт полагает, что от прецедента с американской компанией британская столица только выиграет в долгосрочной перспективе.

«В конечном итоге [ транспорт станет ] безопаснее для лондонцев, водители получат лучшие предложен и я , а цены на поездки по Лондону почти не изменятся», — уверен автор, оговариваясь, что он верит в возвращение более безопасного Uber на улицы своего города.

Французские горящие шины

Прецеденты, когда власти мегаполиса меняли гнев в отношении Uber на милость, есть: вероятно, самым известным, скандальным и травмоопасным было противостояние таксистов Парижа с пользователями «модного чёрного» приложения.

Протестовавшие и протестующие по всему миру таксисты утверждают в разных странах примерно одно и то же: они оказались в невыгодном положении, поскольку владельцы приложений не сталкиваются с теми же расходами и ограничениями, которые существуют для традиционных компаний, предоставляющиэ услуги такси.

В случае Парижа так и было: официальные таксисты, имеющие на автомобилях специальную маркировку и оборудование, обязаны платить за лицензию от 50 до 250 тысяч евро, что вызвало их мощнейшее раздражение.

Крупнейшая общенациональная акция протеста в июне 2015 года, когда водители блокировали дороги и жгли шины на подъезде к Марселю и на шоссе, связывающем Париж с крупнейшим аэропортом страны «Шарль-де-Голль».

Протесты таксистов в Париже иногда заканчивались противостоянием с полицией

Наконец, после резонансной двухдневной забастовки в конце января прошлого года суд французской столицы обязал Uber выплатить компенсацию в размере 1,2 млн евро Национальному союзу такси.

Правда, уже после этого в июне прошлого года суд во Франции оштрафовал сервис заказа такси на 800 тыс. евро за незаконное предоставление транспортных услуг и за привлечение к работе непрофессиональных водителей.

. и непростаямосковская документация

В феврале прошлого года власти Москвы пригрозили запретить на территории города мобильный сервис вызова такси Uber, если компания не обязуется работать лишь с таксистами, имеющими разрешение на таксомоторную деятельность и не будет предоставлять властям данные по движению их автомобилей. В марте соответствующее соглашение было подписано.

«Это соглашение очень важно для всех москвичей и гостей столицы, оно позволит повысить безопасность перевозок», — заявил глава московского департамента транспорта Максим Ликсутов.

Представители московских таксопарков, как и их коллеги в других странах, не раз проводили протестные акции против оператора.

Акции протеста таксистов против Uber проходили также в Мадриде, Милане, Берлине и Санкт-Петербурге, где местные власти самоустранились от разрешения конфликта.

В Москве после непростой адаптации Uber объединил усилия с «Яндекс.Такси»

Кроме того, возмущение деятельностью компании выражали на Филиппинах и в Индонезии.

Тотальный запрет и финансовое подспорье

Некоторые города и страны дошли до полного запрета на деятельность сервиса: в Европе такими государствами оказались Болгария и Дания, где приложение три года назад проработало всего неделю.

В 2016 году суд во Франкфурте отклонил апелляцию компании в отношении запрета ее дисконтной дочки UperPop. Впрочем, основной сервис компании остается доступным клиентам.

Запрет на работу Uber ввели такие крупные мегаполисы, как канадский Ванкувер и бразильский Рио-де-Жанейро.

В Японии рынок такси регулируется специфически. И в тех префектурах, где приложение работает, оно теряет свою ценовую привлекательность.

Китайский филиал компании терял огромные средства и в результате был куплен местной корпорацией Didi Chuxing.

Кто помог Uber

Но далеко не все готовы до конца защищать традиционные схемы бизнеса сферы услуг. Даже такой забюрократизированный институт как Еврокомиссия в прошлом году выпустил директиву, поддерживающую «экономику сотрудничества». В ней отмечается, что правительства стран Евросоюза должны рассматривать запрет деятельности компаний такого типа только как крайнее средство.

Есть и случаи, когда местные транспортные организации сразу идут навстречу одному из успешнейших стартапов Силиконовой долины: прошлым летом Общественный инвестиционный фонд Саудовской Аравии вложил 3,5 млрд долларов в Uber, что позволило на время заставить руководство компании перестать беспокоиться о первичном размещении её акций.

По данным компании, около 80% их клиентов в крупнейшем государстве Аравийского полуострова — женщины, которым по местным законам запрещено садиться за руль.

При этом минувшим летом Uber пережил череду скандалов, связанных с домогательствами к сотрудницам: в компании были запущены два расследования, 20 менеджеров потеряли свои посты, а основатель сервиса Трэвис Каланик подал в отставку, после чего ему два месяца искали замену.

Такси в разных странах мира

Во многих странах такси – это не только удобный способ добраться до нужной точки, но и символ города. Не стоит забывать, что первый человек, которого встречают гости города на вокзале или в аэропорте, – это водитель такси.

Англия

Черное лондонское такси – визитная карточка города. В Англии существуют два типа такси: black cabs и minicabs. Они различаются ценой: minicabs дешевле, но его можно заказать только по телефону. Если вы решили поймать такси на улице, то это будет black cabs.

Водители лондонского такси знают названия и расположения около 25 тыс. улиц города. Во время экзамена водитель должен без карты проложить маршрут от точки А до точки Б, перечисляя название улиц так, как будто он проезжает их в данный момент.

В Великобритании разрешение на такси выдается водителю, а не ИП или юридическому лицу, как в России (разрешение на такси в Великобритании стоит около 2 млн рублей). Но водителю не нужно думать о том, как окупить стоимость разрешения, потому что в Великобритании самые высокие цены на такси.

США

Если символом Лондона является черный кэб, то Нью-Йорка – желтый седан. В 1897 году автомобильная компания «Samuel’s Electric Carriage and Wagon» выпустила электрические автомобили такси. К началу 1900-х годов в Нью-Йорке было около 1000 электромобилей. Пожар 1997 года уничтожил 300 машин, что привело к краху компании.

В XXI веке в Нью-Йорке вы можете поймать такси на улице или заказать авто с помощью мобильного телефона. В США разрешение на перевозку пассажиров в такси выдается на водителя, а не на автомобиль.

США – родина первого сервиса заказа такси, именно там в 2009 году появился UBER.

Германия

Первое моторизованное такси в Германии появилось в 1893 году. История сохранила и имя первого водителя такси – это был Фридрих Луцман.

В XXI веке таксомоторная отрасль Германии представляет собой мощный сегмент рынка. Деятельность такси полностью регулируется законодательством. В Германии нет частного такси, поэтому заказать машину можно только, позвонив в диспетчерскую, или с помощью приложения. Компания-оператор имеет право принимать заказы от пассажиров только в тех районах, которые указаны в разрешении.

В Германии нет определенного цвета для автомобилей такси. В основном, это светло-желтые и бежевые тона. Самая популярная марка среди автомобилей такси – Mercedes-Benz E-класса.

Япония

В Японии первый таксопарк появился в 1912 году. Во всем мире принято считать, что японское такси – самое образцовое и безопасное. Водители всегда опрятно выглядят: большинство надевают форму и белые перчатки. Водитель такси может предложить вам воду и жвачку.

В Японии автомобили такси не выделяют определенным цветом, как в Нью-Йорке или Лондоне.

Чтобы получить разрешение на осуществление таксомоторных перевозок в Японии, необходимо пройти профессиональный тест и иметь 10-летний водительский стаж без аварий, штрафов и нарушений.

Египет

В Египте водители такси не соблюдают правила дорожного движения, во многих машинах отсутствуют счетчики и кондиционеры. В стране существуют три типа автомобилей такси: черно-белые, белые и желтые.

Черно-белое такси – это самое дешевое такси в Египте. В таких автомобилях нет кондиционера и счетчика. Пассажир лично договаривается о цене с водителем.

Белое такси – в салоне автомобиля чаще всего есть счетчик и кондиционер. Стоимость услуги складывается от фиксированной цены за подачу машины и расстояния поездки.

Желтое такси – автомобили такси, принадлежащие таксопаркам. В подобном такси всегда есть кондиционер и счетчик, водитель разговаривает, как минимум, на одном иностранном языке. Это такси можно заказать только по телефону.

Мексика

В Мексике традиционным цветом для такси является зеленый, а модель – фольксваген жук. Но в последнее время зеленый фольксваген теряет свою популярность. В автомобиле только две двери, поэтому пассажиры не чувствуют себя в безопасности в салоне авто.

В Мексике такси можно поймать на улице или заказать автомобиль по телефону. У последнего есть свое название – sitio.

В стране высокий уровень преступности, поэтому местные власти предложили сделать специальное розовое такси для женщин и детей. Стоимость поездки в таком такси выше, чем в обычном.