Направления развития электромобилей

Вопрос эксперту: «Каковы перспективы электромобилей в России?»

Несмотря на то, что продажи электромобилей в нашей стране все еще остаются незначительными, спрос на них с каждым годом неуклонно растет, а выбор моделей продолжает расширяться. Каковы перспективы рынка «зеленых машин» в России и какие препятствия для его развития существуют на сегодняшний день? С этими вопросами мы обратились непосредственно к автопроизводителям и ведущим дилерам.

Кирилл Иванов, директор по продажам, «Порше Руссланд»:

— Мы видим заинтересованность рынка в электромобилях, особенно в крупных метрополиях. Российские клиенты всегда интересовались и разбирались в технических новинках, и новый тип привода не исключение. Продажи электромобилей в России, действительно, растут значительно быстрее, чем рынок в целом, ведь сегмент только в стадии развития. Бурный рост, по нашему мнению, связан с математикой маленьких цифр: в процентном отношении рост впечатляет, однако в абсолютных цифрах это пока небольшие объемы – лишь 0,1% от всего автомобильного рынка.

С точки зрения развития продаж новых электромобилей в России следующие факторы являются, по нашему мнению, определяющими: поддержка государства, наличие развернутой зарядной инфраструктуры и готовность потребителя к принципиально новым технологиям. Немаловажным фактором остается вопрос ценообразования электромобилей. Пока мы видим более быстрое развитие электромобилей в основном в премиальном сегменте.

Компания Porsche стала одним из немногих автопроизводителей, официально поставляющих электромобили в Россию, и мы воодушевлены открывающимися перспективами. Электрический спортивный седан Porsche Taycan поступил в продажу только в декабре прошлого года и уже стал одним из лидеров рынка. Результаты продаж за первый квартал 2021-го обещают быть выше наших планов и ожиданий. Более того, наш банк заказов на Taycan показывает еще более впечатляющий рост и покрывает почти год производства для рынка.

Потенциал рынка электрических автомобилей в России будет увеличиваться вне зависимости от ситуации с общим рынком, продажи будут расти из-за эффекта низкой базы. В первую очередь мы видим потенциал в сегменте премиальных автомобилей, в котором конкурирует и Porsche. По мере удешевления самой технологии и уменьшения ограничений возможностей аккумуляторных батарей будет развиваться и массовый сегмент. Холодный климат не особенно влияет на продажи: мы видим успешный опыт эксплуатации электромобилей в странах Северной Европы, например, в Норвегии, где климат очень похож на российский.

Сейчас рынок электромобилей в России составляет 0,1% от общего количества, к 2030 году мы ожидаем 1,5 – 2%, что все равно достаточно скромный результат. В России принят ряд мер по стимулированию спроса на электромобили, но мы считаем, что они недостаточны для поступательного развития этого рынка. При увеличении мер поддержки со стороны государства доля электромобилей и в России может увеличиться до 15% к 2030 году.

В качестве основных мер мы считаем необходимым продление нулевой таможенной пошлины и после 2021 года – желательно на 5 – 10 лет для предсказуемого будущего, а также увеличение инвестиций в развитие сети быстрых зарядных станций, в том числе на придомовых территориях. Обнуление транспортного налога и бесплатные парковки, безусловно, правильная мера, но без зарядной инфраструктуры они не могут дать необходимого импульса для популяризации электромобильности.

Субсидии со стороны государства на покупку электромобилей – очень действенная мера, используемая в других странах. Более того, во Франции, например, недавно были введены так называемые «малусы» за покупку автомобиля с ДВС. Другими словами, это штрафы, которые должен заплатить покупатель в пользу государства при регистрации нового автомобиля с ДВС – считаем такую меру чрезмерной для России и неэффективной для развития электромобильности.

Андрей Ольховский, генеральный директор, АВТОDOM:

— Рост продаж электрокаров в нашей стране объясняется низкой базой. Это является главным элементов бурного роста в процентах. Но если рассматривать продажи в штуках, то по сравнению с реализацией автомобилей с ДВС показатели пока совсем низкие. Рост продаж показывают электромобили премиум-сегмента, которые становятся больше, чем просто средство передвижения – вокруг них сейчас больше хайпа, нежели практичности.

Низкий уровень продаж электромобилей на российском рынке связан с отсутствием стимулов для покупки таких авто для потребителей. Только в Москве есть некоторые из возможных преимуществ, которые могли бы мотивировать автомобилистов пересесть на электрокары, например, бесплатный паркинг. Отсутствие инфраструктуры, законодательной базы для регулирования установки зарядных станций, стимулов для предприятий инвестировать в этот сегмент бизнеса – сдерживают развитие рынка электромобилей в нашей стране.

Несмотря на это, многие автопроизводители выводят на российский рынок новые модели электрокаров. Причины этого в законодательстве рынков, которые являются для производителей ключевыми – это Китай и США. Законодательство этих стран разными способами стимулирует производителей увеличивать соотношение автомобилей на электрическом приводе и гибридов по отношению к классическим ДВС, в том числе и дополнительными налогами.

В России наибольший потенциал у электромобилей, которые будут иметь спрос в коммерческом использовании. Например, если Mercedes-Benz выведет Е-Class в исполнении «электро», таксопарки и водители такси перестанут покупать дизельный Mercedes-Benz Е200 и перейдут на электрический. Если, конечно, автомобиль будет обладать достаточным запасом хода.

Я думаю, в течение 5 лет, если не произойдет никаких значительных изменений в экономике страны, объем реализации электромобилей будет порядка 5% от общих продаж автомобилей в России. Если ориентироваться на текущий объем рынка, то при емкости в 1,6 млн машин объем продаж электрокаров составит около 80 тыс. единиц. В целом премиальный сегмент электромобилей будет расти быстрее, чем массовый, так как стоимость электрокаров пока еще выше, чем стоимость классических авто.

Сергей Королев, директор по продажам, Jaguar Land Rover Россия, Беларусь, Армения, Казахстан:

— Растущая популярность электрокаров в России связана со многими факторами. Во-первых, переход на «зеленую» энергию – это глобальный, общемировой тренд. Во многих странах законодательные условия направлены на значительное снижение вредных выбросов, что влечет за собой активное развитие электротранспорта. Владеть электромобилем становится очень модным. А в премиальном сегменте клиент всегда следит за модой. Во-вторых, электромобили весьма выгодны в использовании, что очень актуально в условиях высоких цен на топливо. Также они требуют меньшего внимания в плане технического обслуживания.

Если говорить о России, то, помимо указанных выше причин, электрические автомобили вызывают здесь все больший интерес. Это связано также с тем, что многие автопроизводители уже сейчас готовы к выпуску электрокаров или, как Jaguar Land Rover, уже их выпускают и продают. Многих людей привлекают новые современные тренды в автомобилестроении, постепенно развивается инфраструктура. Для электрических автомобилей в Москве и Санкт-Петербурге действует бесплатная парковка, а владельцы электрокаров в этих городах освобождены от транспортного налога. В регионах действует сниженный налог – например, владельцы Jaguar I-Pace мощностью 400 л.с. оплачивают налог как за 234 л.с.

Также с каждым годом все актуальнее становится проблема экологии, а на фоне событий, связанных с коронавирусом, все больше внимания уделяется еще и теме здоровья. Особенно это ощутимо для жителей крупных городов, стремящихся жить в более чистой среде – электромобиль с нулевым количеством выбросов сможет этому поспособствовать.

Несмотря на рост электрокаров в нашей стране, до Европы и Америки, конечно, нам еще далеко. Однако полагаю, что это временно. Как у нас принято говорить – мы медленно запрягаем, но быстро едем. Уже сделаны ощутимые шаги со стороны государства – сегодня на электромобили отсутствует ввозная пошлина. Это очень хорошо для развития. Тем не менее, бремя все равно остается существенным и замедляет динамику этого движения – при импорте все же необходимо оплатить утилизационный сбор, НДС и акциз. В отличие от европейских стран с льготным налогообложением для электромобилей, в России все же есть существенное место для улучшения налоговых льгот.

Кроме того, потенциальных покупателей немного смущает ограниченная развитость инфраструктуры. Несмотря на то, что сеть зарядных станций расширяется, ими оборудованы уже очень многие АЗС, торговые и бизнес-центры, у автомобилистов есть небезосновательные опасения, что они не смогут найти такую станцию вблизи дома или в ходе дальней поездки. Также у многих россиян есть сомнения, подойдет ли электрокар для природных условий нашей страны и для наших дорог. Здесь есть своя специфика, конечно.

Однако Jaguar I-Pace – это кроссовер и на деле смог доказать, что эти опасения напрасны – он полностью адаптирован к российским реалиям. На нем совершали зимний пробег из Москвы в Санкт-Петербург и обратно, а также смогли проехать из Москвы в Воронеж – 500 км, на одной зарядке, превысив официально заявленный запас хода 470 км в цикле WLTP. Благодаря особенной конструкции, множеству передовых систем, таких как система предпускового запуска двигателя, полному приводу, мощной силовой установке и пневматической подвеске, I-Pace справится с любыми дорожными условиями.

Сергей Новосельский, управляющий, член совета директоров, «Объединенная Автомобильная Корпорация – РРТ»:

— Говорить о бурном росте продаж электромобилей можно только, если смотреть на красивые проценты. В штуках продажи этого вида автотранспорта остаются на уровне статистической погрешности. Причина банальна: до тех пор, пока не будет нормальной инфраструктуры для использования (зарядки) электромобилей, никакие меры поддержки, никакая пропаганда не помогут.

Вывод электрических моделей на российский рынок – это чисто имиджевая составляющая, возможность на глобальном уровне отчитаться о поставках электромобилей на такое-то количество рынков. Надо понимать, что электромобиль в России – это минимум второй автомобиль в семье, а скорее – третий или четвертый. То есть это продукт – в большинстве случаев для очень обеспеченной аудитории, которая может себе позволить приобретение автомобиля не из рациональных, а из эмоциональных побуждений, ведь не задумываясь взять и поехать на длинную дистанцию на том же Taycan или e-tron можно с очень большой оглядкой и уверенностью в наличии соответствующих заправок (зарядок) на пути.

Единственное препятствие для развития рынка электромобилей в России – инфраструктура. Электромобиль удобнее, выгоднее в обслуживании, интереснее обычного автомобиля. Производители уже способны формировать адекватную ценовую политику на подобные продукты. Как только появится инфраструктура, потребитель сделает свой выбор, и мы сами удивимся скорости всеобщей электромобилизации. Но пока клиент должен думать о том, где же ему зарядить свой автомобиль, перспектив у продукта нет.

Роман Скольский, директор по связям с общественностью, Nissan в России:

— В настоящий момент Nissan не поставляет свои электромобили в Россию. Мы видим интерес, который проявляется на российском автомобильном рынке к новейшим технологиям вообще и к электромобилям в частности. В июле прошлого года состоялась мировая премьера абсолютно нового полностью электрического купе-кроссовера Nissan Ariya, продажи которого мы планируем и в России. Но дата представления этой модели на нашем рынке пока не определена. Новый автомобиль является носителем всех самых современных технологий, именно поэтому он, по нашему мнению, сможет стать привлекательным предложениям для прогрессивно настроенных покупателей.

Российский авторынок имеет свои особенности. Низкая стоимость топлива по сравнению со странами Европы, суровый климат, подчас ужасные дорожные условия остаются важными причинами небольшого на сегодняшний день интереса к электромобилям и гибридам. Мы внимательно следим за ситуацией с развитием инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах в России и прекрасно понимаем, что российский рынок электромобилей требует дополнительных мер законодательного и нормативного стимулирования. Тем не менее, мы отчетливо видим, что интерес к теме в России растет с каждым годом, просто не столь быстрыми темпами, как хотелось бы. Для развития «зеленого транспорта» требуется в первую очередь активное вовлечение властей, а также субсидирование этого направления, создание спроса на рынке, развитие инфраструктуры, изменение законодательства, создание преференциальных условий для владельцев электромобилей. Развитие ситуации предполагает проработки со стороны государства, а также больших ресурсных и финансовых затрат.

Читайте также  Nissan решил плотно заняться электромобилями

Мы считаем, что роль государства в развитии данного направления является ключевой и приветствуем решение об отмене пошлин для электромобилей. Исходя из мирового опыта – только комплексный подход в развитии новейших технологий будет иметь существенное значение при внедрении их в жизнь.

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Станут ли электромобили российской реальностью?

Как отметил Микрюков, если еще несколько лет назад идея перехода на электротранспорт вызывала сомнения, то сегодня использование электрокаров стало реальностью. По словам эксперта, доля электромобилей на мировом рынке стремительно растет и уже приближается к 9%. Лидером по количеству электромобилей в общем объеме продаж является Евросоюз, где по итогам первого полугодия 2021 года этот показатель уже достиг 16%. Одним из основных драйверов роста рынка в Европе эксперт назвал реализацию климатической политики, направленную на сокращение парниковых газов. «Использование ископаемого топлива вносит достаточно большой вклад в выбросы, а доля транспорта в выбросах СО2 в Европе достаточно велика», — пояснил Микрюков.

В России же большая часть выбросов связана с промышленностью, тогда как весь транспорт создает около 12% выбросов парниковых газов (по данным на 2019 год). «Но поскольку Россия включена в общий мировой процесс декарбонизации и ратифицировала Парижское соглашение, для нас цель по снижению выбросов в части транспорта также актуальна, — пояснил Микрюков. — И в этом смысле электротранспорт – один из инструментов, с помощью которого мы можем достигнуть цели». По его мнению, большой потенциал для перехода на электричество есть у общественного пассажирского и грузового транспорта.

Микрюков добавил, что в этом году появилось несколько документов, которые регламентируют дальнейшее развитие электротранспорта в нашей стране. Раньше, по его словам, целевые показатели по электрокарам присутствовали только в Стратегии развития автомобильной промышленности, при этом были там не основными. Теперь развитие экологически чистых видов транспорта заложено в ряде документов. Прежде всего, — это принятая в августе этого года Концепция развития электротранспорта на период до 2030 года, которая предполагает комплексное развитие электротранспорта в стране, включая инфраструктуру и автомобили на водородных топливных ячейках. Согласно Концепции, в 2030 году в России должно производится не менее 217 тыс. электромобилей. Кроме того, принята Концепция развития водородной энергетики, в которой акцент сделан на применении водородных энергоносителей в транспорте. Еще один важный документ — Энергетическая стратегия до 2035 года, которая регламентирует развитие транспорта на газомоторном топливе.

По словам эксперта, государство стремится сделать так, чтобы россияне ездили на отечественных электромобилях. Ещё одна задача — создать зарядную инфраструктуру. Для ее решения планируется привлекать частные средства.

Никита Елизаров перечислил факторы, мешающие развитию электротранспорта в России. Это высокая стоимость электромобилей относительно среднего уровня доходов населения, большие расстояния, неблагоприятные климатические условия, отсутствие в линейке отечественных электромобилей полной замены классическому седану или хэтчбеку, слаборазвитая зарядная инфраструктура и ценовое преимущество классических видов топлива.

Эксперт добавил, что в рамках Концепции предусмотрено три сценария развития электротранспорта в России. Инерционный сценарий предполагает, что в 2030 году парк электромобилей в нашей стране достигнет полумиллиона единиц. Сбалансированный – 1,4 млн единиц. Сценарий ускоренного развития – 3,2 млн единиц. «По нашим оценкам, показатели инерционного сценария (без активных действий) могут быть даже ниже — парк не превысит 350 тысяч единиц», — сообщил Елизаров.

Основные тенденции развития электромобилей в США в 2019 году

США всегда играли одну из важнейших ролей в мировом автомобилестроении, а с появлением Tesla весь мир стал внимательно следить за тенденциями в развитии электромобилей именно в Америке, ведь с началом продаж в Европе стало понятно, что компания амбициозна и имеет ошеломительный успех. Рано или поздно рынок электрокаров начнет бурлить и в России, а пока обсудим несколько ключевых тенденций развития электромобилей в США в 2019 году, которые описал журнал Forbes.

Политика в области электромобилей помогла США превысить 1 миллион общих продаж в 2018 году. И хоть оборудование всех строительств необходимой электрической инфраструктурой уже считается стандартом, имеются четыре основные тенденции, которые определят, будет расти популярность электромобилей в 2019 году или будет замедляться.

Калифорния нарастит усилия по внедрению электромобилей

В 2019 году штат Калифорния будет способствовать внедрению электромобилей еще сильнее. Калифорния составляет половину рынка электромобилей в США в основном из-за государственной политики в области электротранспорта. Несколько ключевых законодательных моментов, увеличиающих роль Калифорнии в качестве основного драйвера рынка электромобилей США:

  • Калифорния продолжит бороться за ужесточение экологических стандартов для автомобилей; в итоге рано или поздно пользоваться классическим автомобилем с ДВС станет просто невыгодно;
  • На законодательном уровне будет выделена квота на электрический общественный транспорт. Несколько автобусных парков уже взяли на себя обязательства закупить и выпустить на маршруты технику с нулевым уровнем выбросов. Кстати, недавно похожая инициатива была озвучена и в России;
  • Калифорницский строительный кодекс планирует включить в себя статью, обязующую электрифицировать не менее 6% парковочных мест на коммерческих объектах и не менее 3% мест в многоквартирных домах;
  • Получить разрешение на установку общественной зарядной станции станет проще.

Электромобили станут больше и лучше

Почти все автопроизводители уже заявили о появлении линеек электрокаров в своих ассортиментах, а некоторые даже решили взять курс на производство только электрокаров и гибридов, постепенно сворачивая производство двигателей внутреннего сгорания.

Но не только выбор электромобилей вырастет в 2019 году; возрастет запас хода. Это будет первый год, когда все новые электромобили американских, европейских и японских марок смогут проезжать более 300км без подзарядки. Меняется и отношение людей к электротранспорту: в 2017 году было проведено исследование, согласно которому 46% опрошенных считают, что электротранспорт лучше обычных бензиновых и дизелььных машин. Сейчас процент лояльного к электрокарам населения выше.

Цены на электромобили продолжат неуклонно падать. С 2010 года стоимость литий-ионных аккумуляторов снизилась примерно на 80%, а к 2021 ожидается снижение стоимости еще на 45%. Вместе с аккумуляторами будут дешеветь и сами электрокары, ведь цена АКБ составляет почти половину стоимости электрического авто.

Удешевление электротранспорта побудит пользоваться им на грузовых и пассажирских перевозках. Близок тот момент, когда покупка нового электрогрузовика или электробуса станет не только шагом в сторону «нулевых выбросов», но и экономически целесообразной инвестицией.

Коммунальные предприятия наращивают инфраструктуру для электрокаров

Подхватив общую тенденцию, строители частных и многоквартирных домов закладывают обустройство зарядных станций на парковочных местах; в США это становится обязательным атрибутом для нового жилья. По прогнозам к 2050 году электромобили будут составлять 60-75% всего автотранспорта и созтавать примерно 13-15% спроса на электроэнергию в стране.

Налоговые льготы для покупателей электрокаров

Лоббированный мировыми автогигантами закон 2017 года о налоговых льготах сейчас под угрозой отмены: президент Трамп предлагает отменить закон. Однако, мощное лобби, состоящее в том числе из представителей General Motors и Tesla, готовы приложить огромные усилия для того, чтобы оставить закон в силе до тех пор, пока электрокары при схожих характеристиках начнут стоить столько же или дешевле, чем классические авто.

А что насчет России?

История показывает, что из Европы и США всё рано или поздно приходит и в Россию. Правительство РФ анонсировало комплекс мер для популяризации электромобилей на федеральном уровне, были даже заявления о том, что в 2020 году можно будет комфортно доехать из Москвы во Владивосток на электрокаре средней ценовой категории (имеется ввиду, что на всем протяжении пути будет достаточное количество работающих зарядных станций. Доводы о том, что у нас холодно и мы никогда не перейдем на электромобили (кроме южных регионов) ничтожны, ведь даже в совсем не теплой Норвегии автопарк уже состоит почти на 30% из электромобилей. Никаких особых проблем с эксплуатацией современного электромобиля зимой нет (есть особенности сродни замене резины за зимнюю). Так что будущее грядет. А если вы пока не составили своего мнения насчет элетротранспорта, рекомендуем почитать о его преимуществах и недостатках.

Внедрять электромобили в России начнут с автобусов, грузовиков и такси

Россия начнет целенаправленно наращивать производство собственных электромобилей, в стране будет создан новый сектор экономики. Такие планы содержатся в концепции развития электротранспорта, утвержденной премьер-министром Михаилом Мишустиным. По стоимости этот транспорт скоро сравняется с автомобилями на дизеле или бензине и обойдет их по эффективности, потому рост доли электрокаров на рынке неизбежен, считают эксперты. Чтобы ускорить их внедрение, нужны госсубсидии.

Утвержденная накануне правительством концепция по развитию производства электротранспорта охваты­вает различные его виды: ­лег­ковые автомобили, пассажирские автобусы, троллей­бусы, микроавтобусы, грузовые ­автомобили и двухколесные мотоциклы. На первом этапе планируется подготовить базу для массового выпуска электромобилей и к 2024 году выйти на ежегодное производ­ство не менее 25 тысяч электромобилей. На втором этапе, к 2030 году, в стране должны выпускать не менее 10% электромобилей от общего объема производимых транспортных средств.

Много ли это? По мировым меркам цели достаточно скромные, считает аналитик Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов. Но в стране появится новый сектор экономики, 39 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, указывают в правительстве.

В Китае доля автомобилей на новых источниках энергии в январе-июле этого года уже составляла 10%. К 2025 году ее планируется довести до 20%, а к 2035 году — до 50%. В Китае уже сосредоточено 44% всех автомобилей в мире, на Европу приходится 31%, а на США — 17%. По данным аналитической компании Canalys, к 2030 году электромобили будут составлять почти половину всех проданных легковых автомобилей в мире, приводит данные завотделом комплексного развития транспорта НИИ автомобильного транспорта Татьяна Михеева.

Центром развития электротранспорта — и коммерческого, и личного — неизбежно станут мегаполисы

Драйвером внедрения электрокаров в России, как и в других странах, в первую очередь станет городской пассажирский транспорт, считают эксперты. На первых порах развитие рынка может идти по пути расширения муниципального парка автобусов, дорожной техники, а также такси и сервисов каршеринга, отмечает Плеханов. Несмотря на более высокую стоимость электробусов, их эксплуатационные издержки ниже. А при снижении стоимости аккумуляторов стоимость электробусов почти сравняется со стоимостью дизельных автобусов, поясняет Михеева. Так что коммерческие перевозчики постепенно пересядут на электромобили. Выход электрокаров в коммерческий сектор грузовых перевозок и в сферу частного личного транспорта потребует субсидий со стороны государства, считают эксперты.

Читайте также  Honda E Prototype анонс электрического городского автомобиля для Европы

Вполне закономерно, что центром развития электротранспорта станут мегаполисы. Как рассказал «РГ» директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов, компания для городской доставки в Европе уже использует именно электромобили. В России также предполагается применить эту технологию, так как она позволят улучшать экологическую обстановку. Однако для этого нужны подходящие транспортные средства. «Сейчас в нашей стране нет сертифицированных легких и среднетоннажных коммерческих автомобилей, которыми можно доставлять грузы по маршруту длиной в 150-250 километров в рамках городской агломерации», — говорит Миронов.

Электротранспорт действительно экономически эффективен в больших городах и в городских агломерациях с высокой плотностью населения, когда не приходится часто ездить на дальние расстояния. Наша страна — это очень большая территория, на которой есть районы с очень низкой плотностью населения. Здесь даже запас хода Tesla на одной зарядке в 600 км может оказаться недостаточным, а большинство электромобилей проезжают без подзарядки не более 200 км. Создать зарядную инфраструктуру по всей стране возможно, но едва ли она будет экономически рентабельна. При сбалансированном сценарии к 2030 году в России должно быть создано 144 тысяч зарядных станций на 1,4 млн электромобилей.

В ИГ «Петромаркет» подсчитали, что 10% в продажах новых автомобилей в 2030 году указанные в «целевых показателях» концепции означают, что доля электромобилей в общем парке (а не только среди новых автомобилей) в 2030 году составит только 1,3%. Весь сегодняшний автопарк России — 56 млн транспортных средств. Если брать этот показатель, то к 2030 году по дорогам нашей страны будет ездить не больше 600 тысяч электромобилей. Для сравнения, сейчас в Москве только легковых автомобилей насчитывается почти 4 млн.

Насколько Россия готова к производству электрокаров и батарей

Чтобы запустить в России собственное производство электромобилей, придется учитывать внутренние особенности. Помимо дефицита станций обслуживания электромобилей есть сложности их эксплуатации при низких температурах, ограниченная автономность, отмечают эксперты.

Впрочем, для реализации планов по производству электромобилей уже есть некоторый задел. Сектор разработки и производства электротранспортных средств в России уже сформирован, реализуются несколько проектов компаниями «КАМАЗ», «ГАЗ», «Волгабас», указывается в концепции. В год в России выпускают по 300 электробусов. На базе ООО «Зетта» в Тольятти запущено серийное производство электромобилей под брендом Zetta. Как сообщалось ранее, в ближайшие годы предприятие планирует выйти на производство 15 тысяч автомобилей в год. В Калининграде компания «Автотор Холдинг» в 2023 году планирует запустить сборку электромобилей KIA и Hyundai. Производство электромобилей LADA планируют запустить в 2027-2028 годах на АвтоВАЗе, заявили в концерне. Правда, в России, пока отсутствует собственное серийное производства аккумуляторных батарей для электромобилей, а на них приходится до 50% стоимости нового электромобиля.

Производство батарей также планируется создать, но сложность заключается в том, что в России почти не добывается литий — один из главных компонентов для аккумуляторных батарей. Наша страна находится на десятом месте в мире по уровню его запасов, но при этом импортирует его из-за рубежа, а существующая добыча из-за геологических особенностей имеет высокую себестоимость. Сейчас рассматриваются возможности участия российских компаний в иностранных проектах по добыче лития. Есть проекты добывать литий в Мурманской и Иркутской области, но выход на производственные объемы добычи — до 50 тысяч тонн, планируется только к 2030 году.

Часть комплектующих для батарей будет импортироваться, считает руководитель направления регулирования энергорынков VYGON Consulting Николай Посыпанко. Это нормально, например, многие химические прекурсоры или специальные сепараторы дешевы лишь при больших масштабах производства. В некоторых сценариях развития рынка разумным может оказаться даже импорт целых ячеек для сборки конечной продукции в России. Чтобы развитие индустрии было максимально эффективным, важно сбалансировать требования, в том числе запрет на импорт отдельных компонентов и экспорт сырьевой продукции с льготами и стимулами, считает эксперт. Он подчеркнул, что при этом Россия является лидером в добыче других компонентов для аккумуляторов, высокосортного никеля — 1-е место в мире, кобальта — 2-е место.

Как будут привлекать покупателей

Производство электромобилей, конечно, будет зависеть от спроса. Если все пойдет по инерционному сценарию, в 2030 году в стране будут производить около 100 тысяч электромобилей в год. При сбалансированном сценарии в 2030 году мы выйдем на производство около 220 тысяч электромобилей, а сценарий ускоренного развития предполагает выход на долю в 30% электромобилей от общего объема производства транспортных средств в стране.

Спрос будет зависеть от стоимости электромобиля и развития инфраструктуры. Авторы концепции рассчитывают, что в ближайшие 6-8 лет цена на электромобили снизится до привлекательного уровня, что будет связано с достижениями в технологиях хранения энергии.

Пока распространение электрокаров действительно сдерживает их стоимость и специфические требования к инфраструктуре, отмечают представители авторынка. Даже в странах Европы и Китае существенного увеличения выпуска и продаж электрокаров удалось добиться только после нескольких лет активного стимулирования спроса. При этом размер предоставляемых покупателям субсидий достигал нескольких тысяч долларов в расчете на один автомобиль, говорит Плеханов.

В России, впрочем, также ранее уже анонсировали программу стимулирования спроса. В 2023 году можно будет получить скидку на покупку электрокара, заявили в начале августа в минэкономразвития. Размер скидки составит 25% от стоимости автомобиля, которая должна быть не более 2,5 млн рублей. То есть максимальная субсидия составит 625 тысяч рублей.

Использовать мировой опыт будут и в предоставлении других преференций владельцам автокаров. Планируется устранять административные барьеры, создавать парковочные места, даже ввести бесплатный проезд электрокаров по платным дорогам. Этот эксперимент запустят со следующего года.

А как же нефть?

Общий эффект для экономики за счет снижения негативного влияния на окружающую среду сразу вряд ли удастся заметить. Но, как показывают научные исследования, суммарные выгоды от перехода на электротранспорт превышают издержки. Улучшение качества воздуха положительно влияет на производительность труда, образовательный процесс, поясняют эксперты. То есть улучшается качество жизни. За счет улучшения экологии возрастет и капитализация всех производственных и общественных объектов в стране. Например, в городах, где внедряется электротранспорт и снижаются вредные выбросы, растут цены на недвижимость.

Россия может сосредоточиться на производстве автомобилей с водородным двигателем — по сути, это ровно тот же электромобиль

Не пострадает и внутренний рынок топлива. «Спрос на автомобильный бензин в 2030 году будет на 0,6% больше, чем в докризисном 2019 году, на дизельное топливо — на 6,5% больше. Не будь электромобилей, рост был бы немногим больше 2% и 6,7% для бензина и дизельного топлива соответственно», — говорит старший консультант ИГ «Петромаркет» Константин Квон. Но, по его мнению, доля электромобилей в продажах будет расти во всех странах и в России тоже, вне зависимости от того, будет ли у нас своя программа господдержки электромобилей, считает Квон. Это будет происходить из-за удешевления стоимости электромобилей (в первую очередь аккумуляторов) по мере наращивания объемов их производства. В конечном счете это приведет к тому, что потребителям будет выгоднее купить и использовать электромобиль, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).

По расчетам «Петромаркета», даже без внедрения государственной концепции легковой электромобиль станет дешевле в использовании автомобиля с ДВС в России уже в 2030 году. Но развитие электротранспорта в мире содержит риски для экономики нашей страны. Большую часть экспортных доходов Россия получает с продажи энергоресурсов. В бюджете страны нефтегазовые доходы составляют около трети от всех поступлений. Доля нефтегаза в ВВП превышает 15%.

Здесь важно, что концепция развития электротранспорта включает в себя развитие водородного транспорта. Водородные автомобили оснащаются не ДВС, а электромотором, только энергию он получает не от батареи, заряженной от сети, а в результате химической реакции внутри топливных ячеек, заправляемых водородом. Фактически водородомобиль — это электромобиль. При этом срок службы водородных ячеек более высокий, чем у литийионных аккумуляторов, применяемых в электромобилях. А вред его для экологии определяется источником производства водорода, который он использует.

Водород производится из угля, природного газа и путем электролиза воды, для которого источником энергии может стать электричество, произведенное на любом источнике. Для России наиболее актуальным сейчас является получение водорода из газа с технологией улавливания и хранения углерода (голубой водород). Его производство позволит использовать богатые запасы газа в недрах нашей страны без ущерба для доходов бюджета.

Москва обгоняет Лондон

В Москве первый электробус запустили еще в 2018 году. Сейчас их уже 700, они работают на 57 маршрутах, сообщили в пресс-службе департамента транспорта. «Всего за три года с момента поставки первых машин электробусный парк столицы стал крупнейшим в Европе, — сказал мэр Сергей Собянин. — В Лондоне сегодня работает 400 электробусов, в ­Париже — 150, в Берлине — 200, в Амстердаме — 211».

В московском парке доля электробусов пока составляет порядка 10 процентов от общей сети «Мосгортранса», однако к 2030 году столица намерена полностью заменить автобусы на электробусы. Только до конца 2021-го на маршруты выйдут еще 300 экологически чистых машин, заявил заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Причем две трети из них собираются прямо в столице, в специальном инновационном центре на известном заводе СВАРЗ. Сейчас тестируется «электробус-гармошка» и опытный образец, в котором дизельное отопление салона заменено электрическим.

На электрику в столице постепенно планируют перевести и автомобильный транспорт: как частный, так и каршеринг. «Яндекс. Драйв», например, запустил специальные тарифы на краткосрочный прокат электрокара Nissan Leaf.

В то же время городские власти пытаются создать инфраструктуру, чтобы и владельцам электрокаров было где зарядиться. Как уточнили в пресс-службе департамента транспорта, в городе действует проект «Энергия Москвы»: создаются специальные зоны парковки только для электромобилей. Каждый год планируют устанавливать до 200 новых зарядных станций, к 2023 году их количество достигнет 600. Хозяева такого транспорта могут бесплатно парковаться по всей Москве, даже в зонах с повышенным тарифом. А еще они не платят транспортный налог. Популярность электрокаров медленно, но все же растет. 3а последний год количество «зеленых» машин, стоящих на учете в Москве, по данным агентства «Автостат», выросло на 20 процентов. Сейчас в городе около 700 электрокаров.

Хотя столица еще только в начале пути транспортной «электрификации», это уже отразилось на состоянии воздуха, сообщили «РГ» в пресс-службе «Мосэкомониторинга». За 2018-2020 годы замена дизельных автобусов на электробусы позволила снизить выбросы загрязняющих веществ от общественного транспорта на 400 тонн, речь идет прежде всего о диоксиде азота. С 2011 по 2020 год валовые выбросы вредных веществ от автотранспорта снизились на 64 процента.

Направления развития электромобилей

Автомобили на сегодняшний день являются одним из популярных и комфортных вариантов перемещения. Однако, несмотря на огромное количество преимуществ, они имеют целый ряд недостатков. Один из самых главных недостатков заключается в том, что автотранспорт наносит большой ущерб окружающей среде – до 63 %. Также бензиновые автомобили являются довольно дорогим видом транспорта. Последнее время нефтепродукты стремительно дорожают. Эти факты привели к тому, что развитые страны стали разрабатывать и выпускать менее расточительные и более экологичные автомобили. В этой статье мы постараемся объяснить, что представляет собой транспорт будущего, которое уже становится настоящим – электромобили.

Читайте также  Бонд будет на электрокаре Rapide E 2020 в новом фильме?

Для того чтобы понять, что же такое электромобиль, рассмотрим определение, которое представлено в Википедии. Электромобиль – автомобиль, который приводится в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от автономного источника электроэнергии (аккумуляторов, топливных элементов и т.п.), а не двигателем внутреннего сгорания.

История электромобилей составляет около 180 лет. Из этого следует, что первые электромобили появились почти на 50 лет раньше первого автомобиля. Толчком к их развитию послужило открытие Фарадеем явления электромагнитной индукции, после чего инженеры и изобретатели принялись искать пути его практического применения. Все электромобили того времени имели большой вес, передвигались со скоростью не более 4 км/ч и были не совсем пригодны к практическому применению. Развитие электромобилей сдерживало отсутствие сравнительно небольших и подзаряжаемых аккумуляторов [2].

Интерес к электромобилям возродился в 90-х годах 20 века, когда остро встала проблема загрязнения окружающей среды и истощения нефтяных запасов.

Первым серийным электромобилем нашей современности стал GM EV1, выпускавшийся в США с 1996 по 2003 годы.

Наиболее известными серийно выпускаемыми моделями электромобилей можно считать: Toyota RAV4 EV, ZENN, ZAP Xebra, General Motors EV1, Chevrolet Volt, Volvo C30 BEV, Tesla Roadster, Tesla Model S, Modec, Reva NXR, Renault серия Z.E., Nissan LEAF, Tazzari ZERO, Lada Ellada.

В немецком центре полёта Оберпфаффенхофене сейчас разрабатывают электромобиль послезавтрашнего дня, так называемый робомобиль. Он должен без водителя самостоятельно перемещаться по городу и находить место для парковки. Инженер Ёнотан Брембик работает в институте Робототехники и мехатроники. Его робомобиль должен решить проблему парковочных мест и пробок в перенаселенных мегаполисах будущего. Как говорит сам инженер, «это будет машина всеобщего доступа, когда человеку нужна машина, робомобиль подъезжает, его можно использовать для доставки человека к цели, а потом он самостоятельно вернется в гараж, откуда его сможет вызвать следующий пользователь». Робомобиль будет ориентироваться в городе с помощью спутникового навигатора. Многочисленные камеры и датчики помогут ему различать на улице людей и другие машины. Автомобиль оснащен множеством сенсоров, на крыше установлено несколько камер, обеспечивающих обзор 360 градусов, информация от них передается на центральный компьютер, который оценивает её в режиме реального времени и на основе этого прокладывает траекторию движения. Благодаря своему электронному мозгу робомобиль сможет с одинаковой скоростью ехать назад или вперед, поворачивать просто не нужно, а если все же придётся, поможет рулевое управление со всеми поворотными колесами. Внутрь колеса встроены все детали, которые есть в обычном автомобиле, здесь есть привод, который обеспечивает движение машины, каждое колесо управляется по отдельности. Электромотор робомобиля прячется под ободом колеса, освобождая в кузове место для аккумуляторов, а главное, для пассажиров. Но из-за этого увеличивается вес колеса и чтобы оно не стало менее упругим ученые разработали принципиально новую электронную ходовую часть. В робомобиле человеку остаётся только наблюдать – как вождением занимается бортовой компьютер. Он контролирует машину на дороге и напрямую управляет четырьмя моторами внутри колес, значит, он рулит и разгоняется. Особенности этой машины в том, что водители не управляют ничем напрямую, нет рулевого колеса, нет педали тормоза, все обрабатывается через команды. С помощью устройства ввода они обрабатываются компьютером, а тот передает их колесам [6].

Электромобили имеют целый ряд преимуществ и недостатков.

? Снижение расходов на топливо. Стоимость бензина постоянно растёт и зачастую расходуется в больших количествах, что опустошает семейный бюджет, а расход на электроэнергию для подзарядки аккумулятора должен оказаться намного меньше этих расходов.

? Снижение загрязнения окружающей среды. Работающий двигатель электромобиля не выделяет вредных газов в окружающую среду. В идеале, чтобы снизить воздействие на окружающую среду, ее надо производить из чистых, возобновляемых источников энергии.

? Снижение шума. Электромобили способны обеспечивать тихий и плавный разгон, с более быстрым ускорением.

? Безопасность. Электромобили проходят те же процедуры тестирования, что и обычные автомобили. Таким образом, в случае столкновения сработают подушки безопасности, датчики столкновения отключат аккумуляторы, так что электромобиль остановится. Например, электромобиль Tesla Model S в 2013 году получил наивысший рейтинг безопасности из всех автомобилей, когда-либо протестированных в США [7].

? Собственно стоимость. Прошли те времена, когда электромобили стоили огромные деньги. Ранее батареи были очень дорогими, но при массовом производстве их стоимость снижается.

? Надежность. Из-за меньшего количества деталей и узлов, повышается надежность электромобиля и, как следствие, уменьшаются затраты на ремонт и обслуживание.

? Станции для подзарядки. В 2016 г. собираются открыть сеть станций для подзарядки в Москве, однако пока что инфраструктура находится в зачаточном состоянии.

? Электричество не бесплатно. Стоит обратить внимание на то, что у электромобилей разный расход электроэнергии.

? Короткий пробег и ограниченная скорость. Большинство электромобилей могут проходить примерно от 160 до 240 км без подзарядки. Хотя некоторые модели обещают пройти до 480 км без подзарядки.

? Время перезарядки. Для полной зарядки электромобиля требуется около 8–10 часов.

? Обычно они 2-местные. Электромобили не предназначены для перевозки всей семьи, это значит, что поездка втроем может оказаться уже неудобной.

? Замена батареи. Замена производится через каждые 3–10 лет.

? В зимнее время повышается расход энергии аккумулятора на обогрев салона, щеток и фар. Это приводит к тому, что пробег зимой сокращается на 30–50 % по сравнению с летним периодом [3].

Даже, невзирая на то, что имеется много нюансов в использовании электромобилей, следует верить, что в будущем они разрешатся. В первую очередь нужно задуматься о том, что главное достоинство электромобиля ? это снижение степени загрязнения окружающей среды. А в данный момент можно обратить внимание на гибриды электромобиля, которые могут позволить существенно минимизировать недостатки чисто электрических моделей.

Перспективы распространения электромобилей есть, и они широкие. Но любое производство аргументировано спросом. И здесь мы должны проявить максимальное понимание проблем и любовь к окружающей среде.

PricewaterhouseCoopers считает, что сдерживающими факторами роста рынка электромобилей в России являются:

1. Недостаточное внимание к экологическому аспекту со стороны государства и граждан.

2. Сравнительно низкая стоимость бензина и дизельного топлива.

3. Неразвитость инфраструктуры из-за большой территории и значительной протяженности дорог [9].

Езда на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания скоро будет казаться вчерашним днем, электромобили ? средство передвижения будущего.

Новые модели автомобилей с электротягой способны конкурировать по мощности с авто с двигателем внутреннего сгорания. Компания Тесла Model S выпустила электросуперкар ? полноценный спортивный автомобиль на электротяге с разгоном до 100 км/ч всего за 6 секунд и максимальной скоростью более 200 км/ч, но его цена составляет 100000 долларов, что является роскошью для большинства людей.

Основными элементами электрооснащения автомобиля являются: электрический двигатель, контролер, аккумуляторные батареи.

Контролер выполняет функцию своего рода педали акселератора, на него подается ток с АКБ, а он передает на электродвигатель, считывая импульсы с потенциометров педали газа, и этими показаниями регулирует обороты электродвигателя.

Электродвигатель – сердце электромобиля, главная движущая система. Электродвигатель работает благодаря принципу электромагнитной индукции (явление, связанное с возникновением электродвижущей силы в замкнутом контуре при изменении магнитного потока), коэффициент преобразования электрической энергии в механическую составляет 85–95 % [4].

Хорошая управляемость автомобиля достигается вследствие связки колеса и мотора, мотор-колесо.

В большинстве электромобилей при торможении мотор способен вырабатывать энергию в режиме генератора, которая скапливается в аккумуляторных батареях и может использоваться в дальнейшем.

Самыми распространенными батареями на сегодняшний день являются свинцово-кислотные, так как они дешевые и пригодны для переработки. Для автомобилей с электротягой же больше подходят литий-ионные батареи, так как они очень энергоемкие, компактные и очень легкие. Однако эти батареи очень дорогие.

Такой автомобиль можно подзарядить от любой розетки, встроенное зарядное устройство будет обеспечивать максимально возможную быструю зарядку.

На сегодняшний день в мире существуют различные способы зарядки электромобилей:

? Способ зарядки электромобиля от бытовой электрической сети называется медленной зарядкой. Процесс зарядки аккумулятора длится 8 часов.

? Способ зарядки на специально оборудованных станциях называется быстрой зарядкой. В течение 20–30 минут аккумуляторная батарея заряжается почти полностью.

? Замена батареи на полностью заряженную, которая осуществляется только на зарядных станциях Tesla Supercharger, называется «горячей» заменой батареи, которую можно произвести за 2 минуты.

На сегодняшний день наибольшее количество быстрых зарядных станций находится в Японии, в США – наибольшее количество медленных.

Одна из областей наибольшего влияния на человечество, несомненно, экологичные источники энергии. Не стоит забывать и о том, что запасы угля и нефти конечны и через несколько столетий они иссякнут. Нам стоит позаботиться о будущем наших детей. Необходим альтернативный источник энергии для автомобилей. Получение электроэнергии – процесс, не наносящий вреда экологии нашей планеты. Преобразуя солнечную энергию, ветровую, волновую энергию, градиент-температурную энергию, приливную энергию, геотермальную энергию в электроэнергию.

Спрос на электромобили может существенно измениться в следующих случаях. Во-первых при росте цен на бензин в 10 раз в стране, то есть ухудшении ситуации с исчерпаемыми энергоресурсами (запасов нефти и газов) [5]. Во-вторых снижение цен на электромобили, которое будет возможна в результате технологического прорыва.

Сегодня анализируя состояние выпуска электромобилей, можно прийти к выводу, что производители стараются понижать цены на электромобили, то есть двигаются по второму пути развития. Почти все крупные производители электромобилей: Mitsubishi, Peugeot, Citroen, Nissan, Renault, Toyota, Kia, Honda, BMW ? планируют в ближайшие десять лет выйти на рынок или запустить производство новых моделей. АвтоВАЗ анонсировал появление электромобиля EL LADA.

Как прогнозирует Международное энергетическое агентство, мировой парк электромобилей к 2025 году увеличится практически в 200 раз, т.е. достигнет 200 млн единиц машин.

С увеличением количества электромобилей острее встает вопрос инфраструктуры. В Москве и Московской области в 2011 году уже запущен проект по развитию сети зарядных станций. Запуск сети зарядных станций в регионах будет целесообразен, когда электромобили будут доступны массовому потребителю. Хотя одна станция, позволяющая заряжать электромобиль за 20–30 минут, стоит немало – примерно 30 тысяч евро.

По этому вопросу еще в 2011 году вышло поручение Президента РФ: «…разработать программу государственного стимулирования поэтапной замены муниципального автотранспорта электромобилями и гибридными автомобилями отечественного производства, а также определить меры финансовой поддержки отечественных разработок, направленные на снижение цены гибридных автомобилей и электромобилей и предусматривающие в том числе предоставление субсидий и налоговых льгот отечественным компаниям…» [8].

Льготы, необходимые для пользователей:

? Государственная субсидия на покупку автомобиля.

? Бесплатная или частичная оплата парковки.

? Предоставление скидок на электроэнергию.

? Освобождение от транспортного налога.

Льготы для производителей:

В сфере производства электротранспорта Россия уступает на сегодняшний день технически развитым странам, таким как Япония, США и др. Вместе с тем проводимые рядом компаний научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы дают надежду на создание электромобиля, соответствующего лучшим зарубежным образцам, из отечественных комплектующих. Интеллектуальный производственный потенциал позволяет России выполнить эту инновационную задачу.