Ford поднял цены на свои модели в России

Названы самые угоняемые машины в России

Вкусы угонщиков автомобилей этой осенью не изменились: как и ранее, модели корейских и японских брендов Kia, Hyundai и Toyota занимают первые строчки у большинства опрошенных страховщиков.

В частности, такие лидеры в статистике у «РЕСО-Гарантии», «Страхового дома ВСК» и МАКС. Toyota и Kia также фигурируют у «Согласия». Кроме того, страховщики назвали среди угоняемых премиальную японскую марку Lexus и еще одного «японца» – Mitsubishi, передает «РИА Новости».

В то же время в наблюдениях страховщиков есть и неожиданности. Так, например, если в «Страховом доме ВСК» одной из самых угоняемых моделей осени назвали Toyota Camry, то в МАКС с удивлением зафиксировали, что угоны этих седанов за последние три месяца обнулились. Нулевые показатели МАКС отметил и по кроссоверам Hyundai Tucson, которые тоже были популярны у злоумышленников.

— Важно отметить, что в России по каско застрахованы порядка 4 миллионов автомобилей, включая грузовые. По данным ГИБДД, в год около 20 тысяч автомобилей угоняются, а согласно статистике Банка России, страховщики ежегодно выплачивают компенсации по угону примерно 6,5 тысячи автомобилей, — отметил директор департамента андеррайтинга и управления продуктами компании «Согласие» Андрей Ковалев.

Таким образом, только треть угоняемых у россиян автомобилей застрахована, приходит к выводу эксперт. По его словам, частота угонов застрахованных автомобилей в среднем по рынку составляет 0,16%.

Эксперт также указал, где опаснее всего оставлять машину: на парковках крупных торговых центров, рядом с промышленными зонами и в спальных районах. Ссылаясь на данные МВД, он добавил, что преступники предпочитают угонять машины у домов по ночам, а у ТЦ – днем. Чаще всего они взламывают замки дверей и замок зажигания, разбивают боковое стекло или используют для угона радиоэлектронные средства.

Как сообщали «Кубанские новости», в России на начало II полугодия 2020 года было зарегистрировано 43,087 млн легковых машин.

Лидером стала Москва, где насчитывается 3,816 млн автомобилей. На втором месте расположилась Московская область с 2,662 млн авто. Замкнул тройку Краснодарский край, где числятся 1,852 млн легковушек.

Ранее были названы самые популярные подержанные автомобили в Краснодарском крае. Так, первое место среди самых востребованных марок занял ВАЗ (LADA) со средней ценой 110 000 рублей. На втором месте – Hyundai, на третьем – Toyota. Четвертую позицию занимает Nissan, а пятую – KIA.

Что касается моделей, в топе самых востребованных в Краснодарском крае первое место досталось ВАЗ (LADA) Priora со средней ценой 215 тысяч рублей. Вторую позицию занимает ВАЗ (LADA) 2107, а третью – ВАЗ (LADA) 2114 Samara. Четвертое место в рейтинге популярности у Hyundai Solaris, а пятое занимает Ford Focus.

Покупатели в регионе отдают предпочтение автомобилям среднего класса (С) и малого класса (В). На третьем месте – кроссоверы (SUV). На четвертом – большие семейные автомобили (D). По региону на эти четыре сегмента пришлось 79% продаж за III квартал.

Как сообщали «Кубанские новости», автоконцерны с сентября вновь подняли цены на машины в России. Так, BMW поднял цены на свои ходовые модели (3 и 5 серий, внедорожники) на 40-50 тысяч рублей, Chevrolet добавил по 10 тысяч рублей на свои бюджетные седаны Nexia и Cobalt, теперь они стоят от 760 и 710 тысяч рублей соответственно, малолитражка Spark выросла в цене на 40 тысяч, сравнявшись по стоимости с Chevrolet Nexia, следует из сообщений компаний.

Какие автомобили подорожали в декабре 2014 года

В начале декабря этого года более 20 работающих на российским рынке автопроизводителей повысили цены на свои модели. И если некоторые машины подорожали незаметно — на 4–5%, то другие прибавили на ценнике четверть от прежней цены. На многие модели и комплектации цены повысились значительно. Многие компании пересмотрели ценовую политику на весь свой модельный ряд. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат». Эксперты проанализировали информацию по ряду популярных в России моделей в разной комплектации.

У кого дороже

Значительно выросли цены у официальных дилеров марки Chevrolet. Стоимость повысилась на разные модификации четырех моделей.

В диапазоне от 7,9 до 15,3% подорожали самые ходовые модели бренда: Aveo, Cobalt, Cruze, Spark и другие.

Китайская марка Great Wall также существенно повысила стоимость своих автомобилей. Так, от 2,1 до 11,6% взлетели цены на модели Н3, Н5, Н6, кроссовер М4 и даже на пикап Wingle Pickup, объем продаж которого и так едва ли можно назвать высоким.

В свою очередь, российский офис компании Mercedes-Benz поднял цены на все модели, представленные в России, без исключения.

При этом стоит отметить, что в отличие от большинства многих других премиум-брендов у Mercedes продажи в этом году пока превышают показатели прошлого года. Тем не менее это обстоятельство не помешало компании повысить цены на некоторые модели на 10,8%.

Британская марка Mini подняла цены на разные модели по-разному: от 4,5 до 21,7%. Заметнее прочих изменился ценник у популярных в России Mini Cooper и Mini Cooper S, а также Mini Paceman. Подорожали и версии Coupe, Cabrio, Roadster и Countryman.

Opel поднял цены на весь модельный ряд. Цены увеличились в диапазоне от 4,9% в случае с Astra Family до 20,1% (компактвэн Meriva) и даже до 27,5% (универсал Astra Sports Tourer).

Среднее подорожание

Часть автопроизводителей пытается сдерживать рост цены. Однако получается это не всегда. Так, Honda подняла цену кроссовера CR-V, Pilot Crosstour и Civic 4d в диапазоне 4,2–9,0%. Американский Jeep поднял цену внедорожников Compass, Cherokee, Grand Cherokee и Wrangler на 3,6–9,0%. Французский Peugeot, несмотря на серьезное падение спроса на свои автомобили, тоже меняет цены. Так, дороже стали многие модели на величину от 1,5 до 5,4%. Ford поднял цены на свои кроссоверы, внедорожники, седаны, компактвэны и фургоны в диапазоне от 0,7 до 2,4%.

Минимальное повышение

Сильнее прочих не допустить резкого подорожания своих автомобилей постарались, в частности, в Kia, Renault и Citroen. Так, корейская Kia подняла цены на модели в диапазоне от 0,4 до 2,4%. Citroen поднял цену на 18 моделей в диапазоне от 1,2 до 3,8%. Renault подняла цены на 0,4–1,3%, однако это уже третье повышение цен на автомобили компании за осень–зиму 2014 года. Как заявили в УАЗе, компания цены не повышала и до 31 декабря продолжают действовать существенные скидки при покупке автомобиля УАЗ по программе утилизации или trade-in.

У остальных брендов прошло повышение на отдельные модели.

Эксперты уверены, что величина повышения цен зависит от двух главных факторов — глубины локализации производства и стратегии развития на российском рынке. При этом из-за резкого ослабления курса рубля маржинальность упала у всех производителей, даже отечественных, поскольку ряд комплектующих производятся не на территории РФ.

«Те, для кого российский рынок является одним из приоритетных (к примеру, французские бренды Citroen и Renault), стараются максимально сдерживать рост цен, чтобы в 2015 году на обваливающемся спросе увеличить долю рынка,

— рассказал «Газете.Ru» руководитель аналитического отдела инвестиционной компании QB Finance Дмитрий Кипа. — Те, для кого более важными являются показатели операционной эффективности, к примеру китайские автопроизводители, в этом смысле всегда демонстрируют максимальную дисциплину, повышают цены максимально оперативно».

В свою очередь аналитик управления инвестиционных операций в Ланта-Банке Роман Ермаков уверен, что повышение цен затронет всех автопроизводителей.

«Никто не сможет удержать цены, поскольку затраты номинированы, как правило, в долларах или евро, — говорит Ермаков «Газете.Ru».

— К примеру, на запчасти. Тем, кто несильно поднял цены, удалось это сделать за счет накопленных запасов. Агрессивность повышения цен зависит от финансовой политики предприятия и от стратегии продаж».

По оценке эксперта, для премиум-брендов, таких как Mercedes, плюс-минус 5% цены играют небольшую роль. А вот для Ford большое значение имеет конкуренция с Renault и Citroen, цены на сопоставимые модели которых не должны быть ощутимо выше.

«По нашим оценкам, повышение цен в конце этого года было призвано догнать инфляцию, а в следующем году оно будет направлено на ее преодоление: в первом квартале 2015-го увидим еще плюс 4–5% по основным маркам, — говорит Ермаков. — Фаворитами в 2015 году могут оказаться Nissan благодаря существенному обновлению модельного ряда, а также Renault — им удастся улучшить свои показатели за счет запуска сборки на ВАЗе и расширения производственных мощностей».

Генеральный директор «Ауди Центр Варшавка» ГК «Автоспеццентр» Роман Приходько уверен, что согласно опыту кризиса 2008–2009 годов те игроки, которые удержат цены, в будущем захватят большую долю рынка, как это было в случае с Kia.

«Mercedes-Benz, Mini, Honda и Jeep пришлось поднять цены по причине отсутствия заводов в России, — сказал Приходько «Газете.Ru». — Цена на автомобили растет пропорционально увеличению стоимости импорта.

Повышение стоимости китайского Great Wall связано с укреплением юаня по отношению к доллару, а доллара, соответственно, к рублю. Chevrolet, Opel, Ford и Renault хоть и имеют в России местное производство, используют импортные комплектующие, влияющие на конечную цену машины. При этом они могут выиграть в этой ситуации, повышая цены на фоне импортируемых автомобилей и тем самым компенсируя свои потери, связанные с падением рынка.

В случае с Chevrolet ощутимый рост цен связан с низкими результатами продаж за последние месяцы — производитель таким образом пытается компенсировать убытки.

BMW и Mercedes-Benz подняли цены в этом году, но у них и машин уже почти не осталось на складах. Audi цены пока держит и в январе поднимать пока не планирует: все будет зависеть от экономической ситуации. В связи с сокращением производства в третьем и четвертом кварталах автомобилей тоже остается немного, но они еще есть».

Блог Артема Краснова

Об автомобилях и не только

Давайте без фокусов: почему Ford планирует уйти из России

More in Блог:

  • Отпуск 07.11.2021
  • Кто потравил Троицк 04.11.2021
  • «Все говорили: страховать надо было. А я застраховала…» 01.11.2021

Компания Ford готовится повторить судьбу концерна General Motors и свернуть производства в России: по данным издания «Авторевю», судьба трёх российских заводов Ford уже практически решена. Почему столь крупный игрок покидает Россию и чем это обернётся для автомобилистов?

До весны резких изменений не ожидается, но уже к лету компания может перейти на распродажу складских остатков

Вопрос о закрытии российских заводов стал лишь одним из пунктов более глобальной дискуссии о судьбе подразделений Ford в Европе, которые убыточны уже не первый год. Обсуждаемая стратегия предполагает сокращение производств в Европе, а также увольнение 20–30% сотрудников в Германии, Британии, Испании, Франции, и, не исключено, в России.

Читайте также  Кроссовер Ford Edge обойдется россиянам от 1 699 000 рублей

В нашей стране у Ford есть три производственные площадки на паях с Sollers: во Всеволожске выпускают легковые Focus и Mondeo, в Набережных Челнах делают Fiesta и кроссовер EcoSport, а неподалёку в Елабуге собирают Kuga, Explorer и коммерческие Transit. Здесь же находится моторный завод.

Поводы для тревоги есть, например, расчётная мощность всех производств Ford в России составляет 360 тысяч автомобилей в год, но в 2018 году спрос на Ford едва превысил 50 тысяч единиц — седьмая часть потенциала. Для сравнения, в 2008 году Ford продавал в России более 180 тысяч машин и, казалось, это далеко не предел.

Базовая цена Ford Kuga перевалила за 1,5 млн рублей

Весь декабрь и начало января 2019 года заводы во Всеволожске и Елабуге простаивали. Это не первая остановка производства в этом году: летом компания на три недели продлила отпуск сотрудников всеволожского завода, а затем перевела часть из них на четырёхдневную неделю. Вынужденные простои сказываются на доходах рабочих, недовольство которых выливается в забастовки.

Сложное положение компании выдает и сумбурность маркетинговой политики. Например, весной прошлого года цена седана Ford Focus в комплектации SYNC Edition впервые превзошла планку в 1 миллион рублей. Летом компания изменила линейку комплектаций, добавив удешевлённую на 100 тысяч версию Trend, но за последующие три месяца она подорожала трижды. А главное, реального удешевление не произошло: сравнимая с SYNC Edition версия Special Edition по-прежнему стоила более 1 миллиона рублей.

В декабре прошлого года Ford EcoSport внезапно подорожал на 50 тысяч рублей, что составило 4–5% от его цены. В начале 2019 года Ford снова поднял стоимость всех моделей, кроме Fiesta — последняя подешевела на 18 тысяч рублей.

Цены повышают почти все производители, но такое «поисковое» ценообразование с многократным поднятием цены и откатами назад свидетельствует о трудностях Ford с поиском золотой середины.

В самой компании Ford перспективу закрытия заводов комментируют уклончиво. Так, специалист по связям с общественностью заводов Ford Sollers в Татарстане Индира Салимгараева сообщила, что решение будет принято не ранее весны и пока заводы работают в штатном режиме.

Источник в дилерской среде рассказал нам, что директорам представительств Ford в России разослано «успокоительное» письмо, в котором информацию о скорой остановке производств Ford в России назвали журналистским вымыслом и призвали работать по намеченным планам. Впрочем, это не противоречит сведениям о том, что окончательное решение ещё не принято.

Ford Focus первого поколения завоевал несколько титулов «Автомобиль года» и стал первой современной иномаркой, производство которой организовали в России

С заводами Ford в России связана целая веха развития российского автопрома, ведь именно американская компания первой создала в стране полноценное производство популярной и актуальной на тот момент модели — Ford Focus. Она стала бестселлером благодаря конкурентоспособным ценам, широчайшему набору комплектаций, яркому дизайну, а также удачной конструкции. Свежая модель с независимой задней подвеской и большим набором двигателей выделялась на фоне близких по стоимости конкурентов.

Второй Ford Focus утратил часть внешнего обаяния, но продавался не хуже: мы ценили его за хорошее шасси, достаточный уровень комфорта и неплохую надежность

Успех Ford в нулевых годах заразил энтузиазмом других производителей: с тех пор открытие сборочных заводов в стране приобрел массовый характер.

— Но ещё перед кризисом 2008 года у Ford начались проблемы с позиционированием, — рассуждает президент Ассоциации челябинских автомобильных дилеров Александр Рулевский. — Если до этого он был драйвером рынка, а второе поколение Focus стало стопроцентным бестселлером, то затем Ford из ведущей марки превратился в обычную, например, с точки зрения ценообразования. По одной из версий, в период рыночных успехов компания изрядно демпинговала, что позволяло держать привлекательные цены. Но как только они стали продавать свои машины за «реальные» деньги, спрос начал снижаться.

Третий Focus сохранил многие плюсы и минусы предшествующих моделей, но по цене сравнялся с большинством конкурентов и на лидерство в продажах уже не претендовал

После успешных семи лет с 2002 по 2008 годы, Ford уже не смог восстановить лидерских позиций. Выход в 2011 году третьего поколения Focus не принёс оживления: преимуществ низкой цены уже не было, но ряд недостатков, вроде тесноватого салона и багажника, на фоне подросших одноклассников чувствовался острее.

Четвёртое поколение Focus уже продаётся в других странах, но в Россию модель так и не приехала. И, возможно, уже не приедет

Ford «проспал» увлечение россиян так называемыми бюджетными иномарками В-класса, которое началось с простеньких моделей, вроде Renault Logan и Fiat Albea, и окрепло после выхода в 2010 году Volkswagen Polo Sedan, а позже — Hyundai Solaris и Kia Rio. Российская сборка Ford Fiesta началась в России только в 2015 году, и бестселлером модель не стала.

В России среднеценовые модели B-класса покупают в основном в виде седанов, но Fiesta получилась несколько спорной по дизайну и конкуренцию лидерам, вроде Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo, не составила

Не сложилось у Ford и кроссоверами: Kuga пользуется в России умеренным спросом, а компактный паркетник Ford Ecosport не смог бросить вызов лидерам сегмента, в котором сейчас доминируют Hyundai Creta и более утилитарный Renault Duster.

В прошлом году стартовали продажи рестайлинговой версии EcoSport, но, по традиции последних лет, она приехала к нам с запозданием относительно других стран

— Если Ford решит закрыть заводы в России, с одной стороны, я не удивлюсь, потому что всё к этому идёт, — рассуждает Александр Рулевский. — С другой стороны, я вспоминаю 1999 год, когда на дилерской конференции было объявлено о планах по строительству завода в России и выпуске Ford тиражами в десятки тысяч машин в год. Тогда это казалось фантазией, но у сотрудников Ford был энтузиазм и вера в рынок, они рискнули и сделали, казалось, невозможное. После этого, конечно, тяжело смотреть, как Ford постепенно отдаёт рынок конкурентам, в особенности — корейским маркам, за которыми уже ждут своей очереди китайские.

В отличие от ряда брендов, Ford продаёт в России машины локальной сборки, поэтому закрытие заводов, если произойдет, будет означать резкое сокращение ассортимента моделей. Нечто подобное мы видели в исполнении концерна General Motors, который в 2015 году законсервировал завод в Ленинградской области и оставили в России лишь считанные модели Chevrolet: сейчас у нас продаются Niva, Corvette, Tahoe и Traverse.

— Если уход Ford состоится, основная мотивация будет, скорее, экономическая, — рассуждает Александр Рулевский. — Но я не удивлюсь, если Ford придаст этому шагу политическую окраску, привязав к очередному пакету санкций, как бы демонстрируя лояльность курсу американских властей.

Ford Mondeo последнего поколения приехал в Россию с опозданием в несколько лет и пошатнуть позиции лидера класса, Toyota Camry, так и не смог

Насколько болезненным будет возможное закрытие заводов для России? С точки зрения рыночной статистики Ford находится на грани, которая отделяет десятку лидеров рынка от прочих марок. Моделей с уникальным набором качеств Ford сегодня не предлагает, и ниши, которые занимают Focus, Mondeo, EcoSport и Kuga, без труда заполнят другие бренды.

Но снижение уровня конкуренции невыгодно потребителям: оставшиеся игроки смогут решительнее поднимать цены, которые и без того обновляют рекорды. А главное, закрытие крупных производств бьёт по экономике регионов и страны в целом.

Что касается владельцев Ford, больших причин для паники пока нет: даже если решение о закрытии одного или нескольких заводов примут, дилеры ещё несколько лет продолжат обслуживать и ремонтировать автомобили, в том числе, по гарантии — такова мировая практика.

Закрытие заводов косвенно свидетельствует о серьёзных проблемах автомобильного рынка России несмотря на соблюдение внешних приличий. 2018 год стал для него относительно успешным: продажи автомобилей возросли на 13%. Но причина этого не в росте благосостояния россиян, а в негативных ожиданиях: многие спешили обновить машину «по старым прайсам».

KUNST! Ford Model T — машина, поставившая мир на колёса

Ford Model T безо всяких преувеличений изменил мир. Из игрушки для богатых автомобиль превратился в средство передвижения.

«Считаешь ли ты возможным, — писал Станислав Лем в одном из своих эссе, обращаясь к воображаемому футурологу начала XX века, — что вон та старая бричка, в которую господин Бенц запихнул стрекочущий двигатель мощностью в полторы лошади, вскоре так расплодится, что от удушливых испарений в больших городах день обратится в ночь, а приткнуть эту повозку куда-нибудь станет настолько трудно, что в громаднейших мегаполисах не будет проблемы труднее этой?»

Конечно же, на заре автомобильной эпохи никто о таком кошмаре и помыслить не мог. Но это произошло, и виной тому был даже не Карл Бенц, а предприимчивый американец Генри Форд (Henry Ford), фамилия которого чуть не превратилась в синоним автомобиля вообще.

Первую свою машину — так называемый «квадрицикл» — Форд построил в 1896 году, в возрасте, и вывел на улицу Детройта через пролом в стене сарая: увлечённый изобретатель не учёл габаритов входной двери. Вскоре Форд проявил себя способным бизнесменом, продав своё творение за 200 долларов.

Тем не менее до промышленного производства было ещё далеко. Нынешняя, всем известная Ford Motor Company берёт своё начало лишь с 1903 года. В первые шесть лет компания выпускала десяток различных моделей, обозначавшихся буквами латинского алфавита от A до S. Были среди них дешёвые модели, были и довольно дорогие и мощные, рассчитанные на состоятельных покупателей. Впрочем, Форд скоро понял, что таким образом больших денег не сделаешь, и решил сосредоточиться на единственной массовой и практичной модели, доступной буквально всем слоям общества.

Такой моделью и стал Ford T — знаменитая «Жестянка Лиззи», первые экземпляры которой были собраны в 1908 году. Форд намеревался строить максимально дешёвый автомобиль — но вовсе не в ущерб надёжности! Поэтому рама машины клепалась из особо прочной стали, легированной ванадием. На неё ставился довольно мощный по тем временам мотор рабочим объёмом в 2,9 литра. Цилиндры были отлиты в одном блоке — также необычное решение для той эпохи. Максимальная скорость машины составляла 72 км/ч.

Позаботился Форд и о том, чтобы машина не представляла сложностей в управлении. Переключать передачи на тогдашних автомобилях было сущим мучением. Специально для Ford T разработали двухскоростную планетарную коробку передач, которая приводилась в действие педалью, у которой были три позиции, соответствовавшие нейтралке, первой и второй передачам. Ещё одной педалью включалась задняя передача, третья педаль приводила в действие трансмиссионный тормоз, а педали сцепления в машине вовсе не имелось — обходились без неё. Что касается акселератора, он размещался тоже в непривычном месте — его функции выполнял рычажок на руле. Рессор на машине стояло всего две, и обе поперечные полуэллиптические. Такое архаичное решение сохранится и на последующих моделях, даже на «восьмёрках», выпускавшихся в годы.

Читайте также  Рестайлинговый Ford Focus ST приедет на Фестиваль скорости

Имелись у Ford T и свои недостатки, связанные главным образом со стремлением удешевить конструкцию. Так, бензин поступал в мотор самотёком. Это приводило к тому, что если в баке оставалось мало топлива, на крутых подъёмах двигатель мог заглохнуть. Хитрые американцы нашли выход: в горку они забирались… задним ходом. Другой врождённой проблемой были фары. Они питались напрямую от магнето и при низких оборотах мотора горели очень тускло. Чтобы в ночное время видеть перед собой дорогу, приходилось ездить на пониженной передаче.

Помимо упрощённой конструкции, ещё одним козырем Форда была великолепная организация производства. Например, для того, чтобы снизить издержки и меньше зависеть от поставщиков, Форд завёл собственное металлургическое производство. Субподрядчикам он давал указания о том, какого размера должны быть доски для ящиков, в которых поставлялись детали. Потом из этих досок выпиливались деревянные части машины. Оставшаяся древесина пережигалась в древесный уголь, который тоже поступал в продажу. Такая борьба за доллары и центы вела к тому, что Ford T стоил исключительно дешёво: 825 долларов. И это в то время, когда редкий автомобиль продавался меньше чем за 2000 долларов, считаясь игрушкой для богачей!

Неудивительно, что машина моментально стала самой массовой моделью. Уже за 1909 год было продано более 12 тысяч Ford T, а на следующий год — почти вдвое больше, свыше 19 тысяч. Фирма Ford, которая ещё с 1906 года была крупнейшим автопроизводителем в Америке, резко пошла в отрыв. В её годовое производство составило более 70 тысяч автомобилей по сравнению с 28 тысячами у ближайшего конкурента — Willys-Overland. Покупатели по достоинству оценили надёжный и неприхотливый автомобиль, который легко передвигался по самым скверным дорогам — асфальтовыми шоссе в то время в Америке и не пахло, состояние дорог было ничуть не лучше, чем, скажем, в России, славящейся своими колдобинами. А если «Жестянка Лиззи» всё же ломалась, её буквально «на коленке» мог починить любой сельский кузнец.

Чтобы удовлетворить спрос и сделать издержки ещё ниже, Форд обратился к нетрадиционным методам организации производства. Так он пришёл к идее конвейера, взяв за образец те, которые к тому времени уже существовали… на чикагских бойнях, но представляли собой своего рода «разборочные линии»: говяжьи туши, подвешенные на крюках и двигавшиеся мимо мясников, последовательно «раздевались» до голого костяка. Форд же решил сделать наоборот: на его конвейере остов обрастал деталями, превращаясь в готовый автомобиль.

Конвейер был внедрён на фордовских заводах в начале 1914 года. Время сборки радикально сократилось: прежде одно шасси для Ford T собиралось за 12 с половиной часов, теперь же весь автомобиль — за 93 минуты. Правда, это решение, технологически эффективное, оказалось непродуманным с гуманитарной точки зрения. Монотонной, одурманивающей работой у конвейера могли прельститься только неквалифицированные эмигранты. Компанию Форда одолевала страшная текучка кадров. Не обошлось и без социальной критики: Форда обвиняли в том, что он превращает рабочих в живые автоматы. Форд ответил на это подъёмом минимальной заработной платы до неслыханного уровня: пять долларов за восьмичасовой рабочий день. Вспомните рассказы О. Генри: там девушкам-продавщицам такую сумму платят в неделю! Этот поступок потряс Америку. Форда критиковали снова, на этот раз обзывая социалистом. Однако Форд не только покончил с текучкой и поднял производительность: повышая своим рабочим зарплату, он давал им возможность покупать его же автомобили и тем самым увеличивал число своих клиентов. И действительно, несмотря на всю критику, прибыль компании к 1916 году удвоилась.

В том же году модель T прошла первый серьёзный рестайлинг, получив вместо прежнего угловатого радиатора из латуни новый округлый радиатор, выкрашенный в чёрный цвет. Вообще Генри Форд любил чёрную краску. Ему даже приписывают знаменитое изречение: «Цвет автомобиля может быть любым при условии, что он чёрный». Скорее всего, это легенда, но так или иначе, с по 1926 годы другие цвета покупателям действительно не предлагались. Чёрную краску Форд якобы выбрал того, что она сохла быстрее других, и тем самым ускорялось время сборки автомобиля, но на самом деле просто она была наиболее дешёвой и стойкой.

Первый закрытый кузов — седан — стал устанавливаться на Ford T с 1914 года. Он имел непривычную для нас конструкцию: для доступа и к передним, и к задним сиденьям служили две двери, расположенные посередине кузова. Таким образом, сбоку от водителя находилась не дверь, а глухая стенка с окном, и чтобы вылезти из машины, ему приходилось перелезать через спинку сиденья. По этой ли причине или относительной дороговизны седаны не пользовались большим спросом: наиболее массовым вариантом Ford T до самого конца оставался открытый кузов — фаэтон, который у американцев называется Touring.

Производство нарастало, перевалив в 1917 году за 700 тысяч. Затем США вступили в Мировую войну, промышленность частично переключилась на военные нужды, спрос упал, начались нехватки сырья, и в годах производительность фордовских заводов несколько сократилась. Но уже в 1921 году, на волне послевоенного бума, был взят новый рубеж: 1 миллион 400 тысяч машин! А ещё через два года Ford T был произведён в количестве 2 миллионов штук.

Таких объёмов производства в те годы больше не мог дать никто. Ближайшие соперники строили в шесть раз меньше машин. Неудивительно, что модель T составляла более половины автопарка США и 90 процентов — во всём мире. «Жестянки» раскупались так хорошо, что с по 1923 годы их вообще никак не рекламировали. Ford T, помимо прочего, стал первой интернациональной моделью: ещё в 1911 году завод по его сборке открылся в Англии, а в — в Германии. Так было положено начало «еврофордам», которые со временем стали радикально отличаться от американской линейки этой марки.

Однако такой фантастический успех, как это частенько бывает, не пошёл Генри Форду на пользу. Он возгордился и стал считать себя непогрешимым, полагая, что иной машины, нежели Ford T, потребителю никогда не понадобится. Между тем эпоха, когда модель T не знала конкуренции, подошла к концу. В 1916 году знаменитый автомагнат Билли Дюрант (Billy Durant) поставил на конвейер машину Chevrolet 490, которая называлась так потому, что первоначально стоила 490 долларов. В годы он же, уйдя из General Motors, основал новую недорогую марку Star. Переманивал покупателей также и Dodge, первым в отрасли освоивший цельнометаллические кузова. Если у клиента дела идут хорошо, он, как правило, покупает более дорогую и комфортабельную машину. А Генри Форд не мог предложить покупателям ничего, кроме очень дешёвых (менее 300 долларов в начале годов), но морально устаревших «Жестянок Лиззи», которые были лишены элементарных удобств. Например, почти до самого конца их производства стартер не входил в список стандартного оборудования и ставился за дополнительную плату.

Всё более архаичным выглядело и управление этими машинами. Дошло до того, что в ряде штатов для вождения Ford T требовались специальные права. В конце концов, продажи машины начали падать, и это даже такого упрямого человека, как Генри Форд, вынудило принять меры. В мае 1927 года заводы Форда были закрыты на шесть месяцев: якобы с целью переоснастки для выпуска новой модели, но на самом деле её ещё не существовало в природе. Форд отправил рабочих по домам, а инженеров усадил за разработку новой модели. Она пошла в производство лишь под конец года и называлась вовсе не Ford U, как следовало бы по логике, а Ford A — в знак того, что всё начинается сначала. Новая модель с двигателем, несмотря на спешку с её созданием, получилась очень удачной и стала достойной преемницей модели T.

Всего за двадцать лет было построено более 15 миллионов «Жестянок Лиззи» — этот рекорд лишь полвека спустя был побит другим «народным автомобилем», знаменитым «Жуком» от фирмы Volkswagen. Мечта Генри Форда сбылась: он действительно усадил американцев за руль. К лучшему или к худшему, но благодаря его усилиям автомобиль радикально изменил образ жизни сначала в Америке, а затем и в остальном мире.

Дефицит на рынке автомобилей: с чем связан и когда кончится

Этой осенью на российский авторынок вернулось, казалось бы, давно забытое понятие — дефицит. Причем дилеры жалуются на недостаток машин практически всех категорий: от бюджетных седанов до премиальных лимузинов, от скромных коммерческих фургонов до тяжелых внедорожников. Что же такое случилось и стоит ли требовать от продавцов скидки в сезон традиционных предновогодних распродаж?

Цифры

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, как сообщили в Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), в ноябре продолжили расти — пятый месяц (!) подряд. Ноябрь дилеры закончили с очень неплохим показателем — плюс 5,9%. Причины такого небывалого «пира во время чумы» лежат, что называется, на поверхности, и не надо быть пророком, чтобы прямо с ходу их перечислить. Во-первых, сказался отложенный спрос — он «выстрелил» после летнего снятия ограничений из-за коронавируса; во-вторых, рынку здорово помогли меры господдержки (с помощью программы льготного автокредитования россияне купили практически каждый четвертый автомобиль). В-третьих, спрос (и продажи) простимулировало начавшееся весной падение курса рубля.

Есть еще причины и не столь явные. Например, очень многие сограждане в этом году сэкономили значительные суммы на дорогом зарубежном отдыхе. Границы-то закрыты, а непотраченные деньги могут быстро обесцениться… Так почему же не превратить их в автомобиль? Свою весомую лепту в поддержание рынка внесло и правительство: именно в этом году государство закупило рекордное количество машин для нужд министерств и ведомств, истратив весь лимит 2021-го года. Плюс к тому социологи по всему миру отметили вот такую тенденцию — если в последние годы жители крупных городов, где хорошо развит общественный транспорт, доступны такси и каршеринг, все чаще отказывались от личного, то весной этого года своя машина снова стала приоритетным способом передвижения. Участники различных исследований называют личный транспорт самым безопасным с точки зрения возможности заразиться вирусом.

Читайте также  Грузовики Ford Cargo отмечают юбилей

В прошедшем месяце закончились средства, выделенные правительством для льготного автокредитования, — программа уже не поддержит спрос в декабре, но в последний месяц года продажи традиционно активизируются в преддверии обновления прайс-листов. В АЕБ сохраняют прогноз в 1,5 млн проданных машин в 2020 году. В принципе, рынок мог бы и больше вырасти, но сказалась нехватка автомобилей…

Все дело в том, что в традиционные месяцы высокого спроса — с марта по июнь — автозаводы и предприятия по производству комплектующих по всему миру останавливались из-за карантина. Закрыты были и основные дилерские центры, заказывать новые машины было просто некому (и не для кого). В результате, когда покупатели вернулись в автосалоны, там выбрать-то было нечего. Дефицит продолжается по сей день.

«У поклонников марки Kia дольше всего ждать придется кроссоверы Seltos и Sorento. У BMW, Mercedes-Benz — практически все кроссоверы и внедорожники приедут только через два-три месяца. Вообще у всех «премиальщиков» (Lexus, Porsche, Land Rover, Audi и т.д.) ожидание по основным моделям — от 2 до 6 месяцев. В дефиците даже, казалось бы, доступные автомобили — Hyundai, VW, Mazda, Suzuki», — перечисляет глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

В результате за 11 месяцев этого года продажи в целом сократились на 10,3% (до 1,3 млн машин). Но на фоне многих европейских стран мы в целом выглядим вполне себе благополучно. А если взять отдельные итоги ноября, так тут и вовсе все прекрасно. Продажи лидера рынка — марки Lada выросли сразу на 22%. И это без учета вернувшегося под крыло «АвтоВАЗа» внедорожника Niva. Рост и у других марок: Kia (+7%), Hyundai, Skoda, Renault, Volkswagen, УАЗ.

В ноябре, как и раньше, лучше всего в России покупали модель Lada Granta (цена 456 000 — 661 000 рублей): продажи выросли на 16%, до 14,5 тыс. штук. Второе место заняла Lada Vesta (от 693 000 до 1 005 000 тыс. рублей) — рост продаж на 35%! Третий результат у Kia Rio (825 000 — 1 180 000), далее кроссовер Hyundai Creta (1 027 000 — 1 527 000 рублей) и новый лифтбек Volkswagen Polo (822 000 — 1 239 000). Далее идут седаны Hyundai Solaris, Renault Logan, лифтбек Skoda Rapid нового поколения, внедорожники Lada 4×4 и Renault Duster.

Я не зря указал цены на самые популярные в нашей стране авто. Дело в том, что само понятие «бюджетный автомобиль» за последний год сильно изменилось. Даже цены на популярные модели Lada уже убежали за миллион рублей. А Минпромторг с завидным упорством продолжает считать, что в рамки «до 1,5 млн рублей» укладываются все необходимые россиянам модели, а все, что дороже 3 млн, уже непозволительная и неприличная роскошь.

По мониторингу аналитического агентства «Автостат», только в ноябре изменились цены на 24 из 49 представленных в сегменте легковых автомобилей на российском рынке марок. Lada подняла цены на свои модели примерно на 0,7–1,5%. Kia — на 0,7–2,5%, Renault — на 1,7–3%, УАЗ — на 0,9–1,6%. Не отстают и китайские производители: Geely подняла цены на свои модели на 0,6–2,3%, Chery — на 1,1–2% и Haval — на 3,5–4%. Наибольший рост продемонстрировали премиальные марки: BMW стали дороже на 0,4–9,2%, Audi прибавили от 0,4 до 4%.

Факты

Но говорить о тотальном дефиците всех марок и моделей я бы не стал. Да, складские запасы всех дилеров сократились примерно вдвое, но автозаводы и импортеры работают чуть ли не круглосуточно, чтобы выполнить заказы клиентов. Просто дефицит дополнительно подогревает интерес покупателей: они спешат приобрести интересующие модели, причем часто в любой комплектации, лишь бы машина была в наличии. Чем пользуются многие дилеры, стремясь компенсировать месяцы вынужденного простоя. Поэтому клиентам и предлагают, как правило, машины лишь в максимальной комплектации, со всеми возможными и невозможными опциями. Типа, хотите, берите, что предлагаем, в противном случае придется ждать нужную именно вам модификацию несколько месяцев, а она придет уже по совсем другим ценам.

Честно говоря, многим покупателям пришлось уже столкнуться и с откровенным шантажом, когда количество установленных дилером на автомобиль дополнительных опций (часто совершенно ненужных!) просто зашкаливало; к цене бюджетной машины они прибавляли до 20% стоимости! Это, как мне кажется, уже за пределом добра и зла; если бы мне предложили подобный вариант — бежал бы от такого дилера куда глаза глядят и еще бы на весь мир ославил. О чем эти люди думают? Ведь дефицит скоро кончится.

И один из главных вопросов: что ждет наш рынок в декабре? Во-первых, новость не слишком приятная: завершилась одна из главных государственных программ поддержки спроса на автомобили — льготное автокредитование. Средства по ней уже исчерпаны. Между тем аналитики рынка ожидают хорошие результаты продаж и в декабре. Хотя в этом месяце точно не будет никаких «тотальных распродаж», поскольку у многих брендов сохраняется дефицит многих моделей.

Единственная программа, которая позволит получить скидку при покупке, — это сдача старого автомобиля в трейд-ин. Есть еще несколько специальных программ у некоторых производителей, когда они предлагают кредиты под очень хорошие проценты через свои банки. Но распространяются такие «сладкие» программы, как правило, на не слишком популярные модели. В общем, тут каждый вправе решать для себя сам: совершить покупку в оставшиеся три недели декабря (когда выбор, честно говоря, совсем небольшой) или ждать, когда через два-три месяца приедет собранная специально для вас машина… но, возможно, совсем по другой цене.

Если же вы готовы немного подождать, то лучшее время для покупки нового авто — это конец зимы, когда ажиотаж (и дефицит) точно закончится, а у дилеров останутся автомобили 2020 года выпуска. Вот тогда можно рассчитывать даже и на скидки.

Вторые руки

Отдельный разговор — про ситуацию на вторичном рынке. В условиях роста цен и дефицита новых машин многие для себя приняли важное решение — попытаться найти достойный автомобиль с пробегом. И продажи подержанных машин растут быстрее всех прогнозов. Тоже пятый месяц подряд. Причем с начала этого года в России уже было продано порядка 5,1 млн машин с пробегом, что равно показателям за весь прошлый год. И это, судя по всему, еще не предел. Хотя рост цен на новые автомобили закономерно стимулирует подорожание машин с пробегом. Но многие клиенты опасаются, что девальвация рубля будет продолжаться, и пытаются найти на вторичном рынке относительно свежие модели.

Однако если раньше цены на вторичке росли с лагом в два-три месяца после рынка новых машин, то сейчас все происходит гораздо быстрее. И, что самое важное, хороших, свежих машин практически нет. Тут сказывается провал нашего рынка в 2015–2016 годах, когда продажи упали в два раза. Сейчас не хватает тех самых 4–5-летних машин. Так что хорошие авто, да еще по адекватным ценам, уходят моментально, за ними буквально идет охота.

«До конца этого года на вторичном рынке будет выбран практический весь спрос на машины с пробегом, поэтому к весне рынок ожидает застой, — уверен Сергей Целиков. — Ведь те, кто хотел купить машину, уже ее купили или сделают это до конца года. А по высоким ценам в новом году автомобили в таком количестве покупать уже не будут».

Но пока продавцы на вторичном рынке продолжают поднимать цены, хотя пик уже пройден, и скоро ситуация стабилизируется. Цены так задрали, что покупателю теперь уже нет особого смысла торопиться. Каждый ищет свой оптимальный вариант — по цене, возрасту и состоянию.

Кстати, для информации. Хотя на вторичке продают/покупают самые разные машины, в том числе и очень-очень дорогие, самые востребованные модели в этом году — это 10-летняя Lada Priora со средней ценой 210 тыс. рублей и 12-летний Ford Focus за 340 тыс. Вот так и живем.

Прогноз на 2021-й

Следующий год, по прогнозам аналитиков, тоже может стать очень сложным для автомобильной отрасли. Даже если в начале года получится наладить масштабную вакцинацию по всему миру и победить эпидемию. Вряд ли на фоне проблем в экономике доходы населения сразу начнут расти, и люди дружными рядами отправятся в автосалоны за новыми автомобилями. По традиции в январе цены на новые машины вырастут на 2–3% из-за роста себестоимости автомобилей, появления новых моделей.

Какие еще факторы помимо нестабильности курса рубля будут причинами для подорожания, станет ясно уже в ближайшее время. Нет пока проверенной информации о повышении утилизационного сбора. Но если Минпромторг осуществит свои «зловещие» планы увеличить его еще на 25–30%, это может привести к росту цен до 5%, в первую очередь — на импортируемые в нашу страну модели. И так за 2020 год автомобили уже изрядно подорожали: на 7% (в среднем) — новые, на 15% — подержанные, но это далеко еще не предел. Вспомните, если в начале 2020 года курс доллара был чуть выше 60 рублей, то сегодня — около 74 рублей. Разница составляет порядка 25%, и в стоимости автомобилей производителям еще предстоит ее компенсировать. А ведь еще есть и инфляция, которую никто не отменял. Так что в 2021 году все цены (в том числе и на машины) продолжат рост. И в следующем году с учетом удовлетворения отложенного спроса и существенного сокращения доходов населения есть серьезные опасения, что рынок сожмется. Во всяком случае, в первом полугодии.

Пока же консолидированный прогноз на 2020 год выглядит примерно так. В России будет продано 1,4–1,5 млн новых автомобилей (падение — на 7–10%). Это, честно говоря, хороший результат; помнится, прогноз, который давали аналитики в мае, был похож на катастрофу: падение на 50 и более процентов. Что же касается 2021 года, то, по расчетам агентства «Автостат», объем рынка новых легковых автомобилей может составить от 1 млн 250 тыс. до 1 млн 520 тыс. единиц, что будет соответствовать либо падению на 12% (пессимистический сценарий), либо росту на 5% (оптимистический). Но самый реальный — базовый сценарий, когда объем рынка составит примерно 1 млн 350 тыс. машин, или на 5–6% ниже, чем в 2020 году. Но это произойдет, если удастся во всем мире победить коронавирус, не будет новых санкций, а экономика оживет. Тогда можно предположить, что окончательно рынок и отрасль восстановятся к 2022 году. Очень хотелось бы верить в такой сценарий.