Качественный и надежный грузовой самосвал Ford Trucks 4142 euro5

Самосвал Ford Trucks 4142D DС EURO5

Модель: Ford Trucks 4142D DС EURO5
Производитель шасси: ООО «АВТОТОР-МАШ»
Самосвальный кузов: Grünwald, Россия
Начало продаж в России: 2020 г.

Недавно мы протестировали любопытного представителя Ford Trucks модели 3233HR E5 с колёсной формулой 8х2, скомпонованной по типу «тридем». Сегодня передо мной 22-кубовый общестроительный самосвал Ford Trucks 4142D, родство которого с предметом прошлого теста определяется благодаря схожей кабине, суммарному количеству осей и близким внешним габаритным размерам обоих транспортных средств. Но отличия всё же есть. Давайте разбираться – насколько они значительные.

Снятые барьеры

Прежде всего Ford Trucks 3233HR уступает Ford Trucks 4142D по энерговооружённости и грузоподъёмным показателям. Тем интереснее будет посмотреть, как это сказалось на управляемости и возможной медлительности тяжёлого четырёхосного самосвала, грузоподъёмностью 26 т.

Важно отметить, что семейство этих грузовиков непрерывно развивается, хоть это внешне не так сильно заметно, опять же из-за применения классической кабины, но благодаря росту потенциала трансмиссии, рамы и силового агрегата стало возможно построить самосвал 8х4, полной массой 41 т.

Здесь уместно вспомнить несколько вех развития модели, первично именовавшейся Cargo. В «нулевые» годы ХХI века одной из веских причин, сдерживающих продажи «Карго», был недостаточно мощный двигатель. Поэтому сферы применения «Фордов» ограничивались в основном локальными перевозками в сфере домашней логистики, не самого масштабного строительства и коммунального хозяйства, где правили бал небогатые эксплуатанты. Когда ситуация с силовой линией получила дальнейшее развитие, появились новые горизонты и у весьма заслуженной модели. Поэтому прежде чем начну рассказ цельно о самом самосвале Ford Trucks 4142D DС EURO5, хочу остановиться на его силовой линии.

Свои лошадиные силы

В 2011 году Ford Cargo модели Н476 развивал 380 л.с. В 2013 у поколения Н566 показатели подросли до 460 л.с. С 2018 года у мотора под названием Ford Ecotorq FHT5 доступны настройки мощности 420, 480 и даже 500 л.с. (правда, самой мощной версией пока комплектуют только тягачи нового поколения F-Max).

Под торговым наименованием Ecotorq двигатель собственной разработки, который устанавливается уже несколько лет вместо применявшегося ранее лицензионного Cursor-10. 13-литровый двигатель выпускает компания с конца 2015 года. Он во многом повторяет 9-литровый мотор, который тоже не ушёл со сцены и применяется на дистрибуционных грузовиках.

Ford Ecotorq FHT5 – рядный, 6-цилиндровый турбодизель, с 4 клапанами на цилиндр, мокрыми гильзами, распределительным валом в ГБЦ. Диаметр цилиндра и ход поршня – 130х160 мм. Степень сжатия – 17:1. Кривая крутящего момента выходит на максимум при оборотах от 1000 до 1300 об/мин. Особенностью фордовского силового агрегата является наличие в системе охлаждения фильтра с ингибитором коррозии, улучшающим условия работы и продлевающим срок службы антифриза. Недавно двухцилиндровый воздушный компрессор этого двигателя дополнительно получил экономный режим и подогрев осушителя воздуха.

Для разных рынков сбыта двигатель поставляется в различных исполнениях. Для РФ сегодня предусмотрен только пятый экологический класс. Соответствие нормам токсичности обеспечивается каталитической нейтрализацией, никаких рециркуляций и сажевых фильтров. Массивная банка глушителя расположена необычно – в базе, довольно далеко от силового агрегата. Такую компоновку выдаёт длиннющая теплоизолированная труба, распростёртая по раме вдоль левого борта, а разветвление на обогрев самосвального кузова находится свнутренней стороны рамы.

Для 13-литрового двигателя (точное значение рабочего объёма 12 740 cм 3 ) фордовскими специалистами подобрана широко распространённая механическая 16-ступенчатая КП ZF 16S 2230, обеспечивающая перемену передаточных отношений в диапазоне 13,805 – 0,836. Управление КП реализовано при помощи тросового привода, на четыре хода рычага, с флажком демультипликатора и тумблером делителя. Опционально возможна установка автоматизированной трансмиссии ZF TraXon. Между двигателем и трансмиссией, в картере стандарта SAE1 притаилось сцепление с диаметром диска 430 мм. Главная передача – гипоидная, с колёсными редукторами. Передаточное число главной пары – 4,08, что для самосвала кажется даже довольно длинным значением, но на практике так не оказалось, подробнее об этом расскажу чуть далее. Есть и набор блокировок.

Усиление на усилении

Четырёхосный самосвал Ford Trucks 4142 характеризуется достаточно длинной колёсной базой – 3050 мм, и это при том, что спереди и сзади по паре осей, плюс свесы – 1,5 м спереди и почти 1,3 м сзади. Отчего он наделён с рождения завидной плавностью хода, несмотря на мощные рессорные пакеты и механическую подвеску кабины.

Передние управляемые оси на малолистовых рессорах (4 листа), их грузоподъёмность – 8000 кг. Полуэллиптические рессоры задней балансирной тележки выдержат 26 800 кг – по 13 400 кг на каждую ось. В верхней части балансирная подвеска дополнительно усилена А-образными реактивными штангами.

Высота сечения лонжеронов рамы – 285 мм, толщина профиля – 10 мм, применено усиление по всей длине вставками «лонжерон в лонжероне». Прочность лонжеронов рамы – 500 МПа.

Тормозная система, естественно, пневматическая, предусмотрен дополнительный компрессионный тормоз Ecotorq Engine Brake, мощностью 340 кВт. Тормозные механизмы на всех осях – барабанные.

Я обратил внимание, что в ходовой части, рулевом управлении и тормозной системе просто превеликое множество регулируемых резьбовых муфт, штоков, контрагаек. Естественно, не обошлось и без пресс-маслёнок, как в традиционных местах, так и в скоплении этой плеяды бесконечно регулируемых соединений валов, приводов и тяг. Пока автомобиль идеально новый, всё отрабатывает прекрасно. В эксплуатации будет необходим регулярный жёсткий контроль за этим хозяйством, иначе не миновать преждевременного износа.

Поведение на дороге и в жизни

Вот и настал момент поговорить о том, как видно жизнь из кабины массивного четырёхосного самосвала. Это уже мой седьмой по счёту тест грузового автомобиля «Форд», который не сыплет изобилием моделей и вариаций, поэтому найти в кабине что-нибудь принципиально новое весьма сложно. Разве меню бортового компьютера опять стало немного умнее. Но есть вопрос и здесь. Говоря об уровне синтетической мочевины, область данных называет это «ЕГР данные», при том, что EGR здесь по определению отсутствует… Для настоящих профессионалов – «семечки», но не для всех…

«Форточки» и они же открывающиеся стёкла боковых окон старомодны. Сразу вспомнилось, что сижу я в старой кабине. Не очень удобно протирать зеркала.

Сиденья водителя и пассажира имеют достаточные диапазоны регулировок – отодвинуться назад можно далеко. В организации пространства дневной кабины не меньше ниш, полочек и ящичков, чем в спальной кабине, а домкрат и монтажки прямо за спиной водителя, всё внутри, ничего не придётся искать под дождём! Но вот захочется ли после ремонта нести загрязнённый инструмент обратно в кабину – не вопрос для неряшливого «самосвальщика», но большой вопрос для всех остальных…

Пандемия, приведшая к приостановке всего и вся, не дала возможности забалластировать самосвал, поэтому пришлось кататься с пустым кузовом. В этом случае очевидно, передаточные числа подобраны так, что мощный двигатель сразу перекручивает трансмиссию пустой машины. Тронуться с места можно и на четвёртой передаче, а так, чтобы уверенно двигаться применял алгоритм «третья–четвёртая–пятая–седьмая–восьмая», изредка исключая третью передачу из этого списка – тяги хватает с запасом, даже при весьма лояльном отношении главной пары в 4,08. Ну иногда корректировал ситуацию «половинками». Видимо, это компромисс между чисто дорожной техникой и машинами только для строительства.

Читайте также  Автоконцерн Ford начинает принимать заказы на новый Focus ST

Понравилась манёвренность – несмотря на четыре оси самосвал, грузоподъёмностью 26 тонн, изящно «юлит» между множественными заборами в узких проездах промзон и захламлённых территорий пожилых промышленных предприятий.

Российский кузов с шведским акцизом

Самосвальный кузов Grünwald российского производства модели GR.F22-SH-II типа HALF-PIPE изготовлен из популярной у «самосвальщиков» стали HARDOX 450. Это износостойкая и ударопрочная сталь, способная продлить срок службы кузова, предотвратив преждевременное истирание абразивными материалами, и на продолжительное время сохранить товарный вид ЛКП при ударных повреждениях. Основание кузова изготовлено из стали HARDOX 500TUF, у которой на 30% выше стойкость к истиранию по сравнению со сталью Hardox 450.

Сталь заказывается напрямую у шведского концерна SSAB, что подтверждается сертификатом «Hardox In My Body». Шведы придумали красивую традицию маркировки кузова «акцизной» маркой. Насколько это сможет способствовать продажам в России – загадка и шведов, и для соотечественников…

Однако полукруглое сечение кузова ускоряет разгрузку инертного груза. Благодаря формованным боковым стенкам полукруглый кузов более устойчив к деформациям и вмятинам. Козырёк самосвального кузова выполнен в виде отдельной детали, запорный механизм заднего борта – автоматический, угол закрытия – 2 градуса.

Система обогрева отработанными газами предотвращает смерзание и налипание сыпучих грузов. Механизм подключения/отключения системы осуществляется через кран, расположенный за кабиной. В качестве опции предусмотрена возможность эксплуатации самосвального автопоезда. В этом случае гидролиния подъёма кузова прицепа оснащена быстросъёмным соединением и управлением из кабины.

Опциональный складной противоподкатный брус позволяет работать с асфальтоукладчиком, а также обеспечивает максимальный угол съезда.

Система мониторинга самосвальной надстройки в принципе способна отслеживать множество параметров: массу груза, контроль углов крена, контроль количества циклов подъёма кузова и т.д.

Не новичок…

Семейство грузовых автомобилей Ford Trucks, куда входит вариант с колёсной формулой 8х4 уже слишком давно известно на разных рынках разным перевозчикам (мы имеем дело с эволюцией машин 1997 года). Просто благодаря плавному течению доработок машины эта версия 8х4 в 2020 году стала значительно более жизнеспособной. На мой взгляд, она наиболее удачно впишется в работу и подойдёт на дорожном ремонте и строительстве, при любых асфальтовых работах, на благоустройстве территорий.

Техническая характеристика автомобиля Ford Trucks 4142D DС EURO5

Полная масса, кг 41 900
Допустимая технически нагрузка на 1-/2-/3-/4-ю оси, кг 8000/8000/13 400/13 400
Масса перевозимого груза, кг 26 000
Двигатель:
тип Ford Ecotorq FHR5, дизельный, 6 цилиндров в ряд
рабочий объём, cм 3 12 740
мощность, л.с. 420 при 1800 мин -1
крутящий момент, Н·м 2150 при 1000–1300 мин -1
Коробка передач ZF 16S 2230
тип механическая
количество ступеней вперед / назад 16/2
Передаточное число главной пары 4,08
Подвеска Спереди – малолистовые рессоры, сзади – рессорно-балансирная, с дополнительными реактивными тягами
Тормозная система Пневматическая
Колёсная формула 8х4
Размер шин 315/80 R22,5
Вместимость топливного бака, л 550
Вместимость бака для мочевины, л 78

Коммерческое предложение российского дистрибьютора чётко, что аптечные весы с ценой деления 1,5 млн рублей, балансирует между «большой семёркой» и новой, но от этого не менее заскорузлой техникой СНГ. Наверняка найдутся те, кто склонит эти весы в сторону Ford Trucks 4142D…