Единственная модель мексиканской компании Mastretta обновилась

Новые и новейшие теории международного разделения труда и международной торговли

В 60 – 70 — х гг несоответствие модели Хекшера-Олина реальной системе международного разделения труда стало настолько очевидным, что уже невозможно стало это оспаривать. Отрыв теоретической модели от действительности все увеличивался в связи с изменениями в характере международной специализации отдельных стран. Попытки выйти из кризиса привели к формированию так называемого неофакторного и неотехнологического направления.

В моделях неофакторного направления предполагается, в отличии от модели Хекшера-Олина, что факторы производства неоднородны. Труд, например, может быть квалифицированным и неквалифицированным. Все остальные предпосылки, кроме однородности факторов производства, сторонники неофакторного направления оставляли неизменными.

На возникновение моделей неотехнологического направления значительное влияние оказала научно-техническая революция. К моделям этого направления относятся: модель «технологического разрыва»; модель «экономики за счет масштабов производства»; модель «цикла жизни продукта».

Экономисты неотехнолгического направления отказались от ряда предпосылок теории Хекшера-Олина таких, как существование постоянной производственной функции, независимость эффективности от масштабов производства, однородность производимммой продукции, наличие «совершенной конкуренции», доступность любой технологии всем производителям.

Модели неотехнологического направления более адекватно отражают реальные процессы международного разделения труда, особое внимание уделено технологии. То есть структура международного разделения труда, его характер объясняются технологическими факторами. Социально-экономические условия производства остаются за рамками моделей.

Модель «Технологического разрыва». Основы этой модели были впервые изложены в работе английского экономиста Н.Познера, опубликованной в 1961 г Познер один из первых сосредоточил основное внимание при анализе международного разделения труда на технологическом факторе. Однако он не пытался дать общую модель международного разделения труда, применимую ко всем товарам и странам.

Согласно модели Познера, торговля между странами может быть вызвана техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран, даже при одинаковой наделенности факторами производства. Последнее следует пояснить: из-за того, что техническое новшество первоначально появляется в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товар с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой квазимонополией, то есть получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Отсюда и новая стратегия: выпускать не то, что дешевле, а то, что больше пока никто выпускать не может.

В результате появления технических новшеств образуется «технологический разрыв» между странами. Пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, произведенными по новой технологии, будет продолжаться, принося прибыль.

Модель «экономики за счет масштабов производства». Авторы этой модели – американские экономисты Кисинг и Хафбауэр. Они сосредоточили свое внимание на предпосылке модели Хекшера-Олина о «постоянной отдаче при изменении масштабов производства». В действительности при увеличении масштабов производства растет отдача, то есть эффективность, снижаются издержки на единицу продукции. Кисинг и Хафбауэр предложили модель международного разделения труда, посвященную экономике за счет масштабов производства. Они считают, что лишь в странах с емким внутренним рынком должны быть размещены производства, дающие экономический эффект при увеличении масштабов производства. То есть не все страны могут воспользоваться «экономией за счет масштабов производства», а только достаточно крупные.

Модель «Цикла жизни продукта». Эта модель имеет несколько вариантов. Все они базируются на первом, предложенном в 1966 г американским экономистом Р.Верноном. Новый продукт, полагает Вернон, проходит жизненный цикл, включающий стадии: введения; роста; замедления; заката.

Каждая стадия отличается особыми характеристиками спроса. На первой стадии цикла, когда новый продукт только начал производиться первоначально для внутреннего рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами. Экспорт весьма незначителен. На второй стадии спрос на внутреннем рынке расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. Появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он удовлетворяется за счет экспорта, а за тем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передачи технологии. На третьей стадии спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства и цены. Зарубежные компании начинают проникать на внутренний рынок страны, где первоначально появился товар. Появляется альтернатива данному товару. На четвертой стадии продукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса.

Таким образом, можно указать конкретные страны, условия производства которых, максимально соответствуют производству либо новейших товаров, либо товаров, находящихся на других стадиях зрелости, что определяет место страны в международном разделении труда, ее уровень доходов.

Вернон утверждал, что лишь рынок США обладает возможностями, позволяющими производить новые товары (на нем имеется больше покупателей с высокими доходами). Условия рынка Западной Европы благоприятствуют производству товаров, находящихся на второй и третьей стадиях, а развивающихся стран на третьей и четвертой стадиях «цикла жизни».

Что касается новейших теорий внешней торговли, то в качестве объекта анализа выступает не отдельная страна, а международная фирма. Такой подход наиболее четко сформулирован американскими исследователями С. Рабоком и К. Симмондсом. Объективной основой такого подхода является общепризнанный наукой факт: значительная часть внешнеторговых операций фактически представляет собой внутрифирменный обмен.

Выделив фирму или международную компанию в качестве объекта анализа, исследователи попытались ответить на следующий вопрос: в каких случаях фирме удается выйти на внешний рынок и успешно завоевать его. Одну из первых попыток дать ответ на этот вопрос предпринял американский ученый С. Линдер.

С. Линдер делает вывод о том, что технологически сложные изделия создаются фирмой в качестве реакции на уже существующие подробности, то есть, прежде всего, потребностями внутреннего рынка. Только после очередного расширения производства, после насыщения внутреннего рынка фирма стремится завоевать внешний.

Структура потребления импортирующей страны должна быть максимально близка к структуре потребления страны, в которой находится головная компания. Это объясняет расширение внешней торговли преимущественно между развитыми странами, где требования к производственным и потребительским свойствам товара аналогичны.

На качественно новой основе теория сравнительных преимуществ получила развитие в трудах американского экономиста Майкла Портера. М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба (рис. 1), раскрывающего четыре главных свойства («детерминанта») экономики, формирующих конкурентную макросреду в которой действуют фирмы этой страны.

Параметры факторов – материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортно-ориентированных отраслей.

На ряду с традиционными факторными условия производства Портер выделяет и такие как предпринимательская способность; ресурс знаний (научная, техническая и рыночная информация, влияющие на конкурентоспособность товаров и услуг); инфраструктура (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).

Портер разделяет факторы на общие (например, сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др.), которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и специализированные (например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д.), которые, как правило, приемлемы в ограниченном числе отраслей или даже в одной единственной отрасли.

Читайте также  Можно ли успешно развить автомобильный интернет-магазин

Стратегия фирм их структура и соперничество. Стратегия фирмы их структура должны быть ориентированны на деятельность в условиях соперничества (конкуренции), как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Параметры спроса – иначе емкость спроса, дифференциация спроса на виды продукта. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода их на мировой рынок.

Родственные и поддерживающие отрасли – характеризуют наличие эффективного производственного окружения, непосредственно влияющим, на деятельность фирмы, например, итальянские фирмы производящие ювелирные изделия, процветают в том числе и потому, что Италия выступает мировым лидером по производству машин по обработке драгоценных камней и металлов.

В общую систему детерминантов Портер включает и роль случайных событий, которые могут как усилить, так и ослабить конкурентные преимущества страны. Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут не фирмы, не правительство. К событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорыва), резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»), значительные изменения на мировых финансовых рынках (в обменных курсах), политические решения других правительств (эмбарго, например), войны и т.д. (другие непредвиденные обстоятельства).

Роль правительства. На параметры факторов производства и спроса правительство воздействует денежно-кредитной, налоговой, таможенной политикой.

Спорткар Mastretta MXT выходит на конвейер

Уже к концу текущего года рынок современных спорткаров пополнится еще одной новинкой — двухместным спортивным купе Mastretta MXT. Прототип этого автомобиля был показан еще в 2007 году, и уже в 2008 году авто должно было появится в продаже. Однако потом мексиканскую компанию Mastretta Cars, основателем которой является Даниэль Мастретта, настигла череда неудач, в их числе и финансовые трудности, и технические проблемы, и даже жесткая критика в адрес авто со стороны ведущих популярной британской программы «Top Gear». Так или иначе, все трудности удалось преодолеть, и сейчас пресс-служба фирмы Mastretta объявила о начале серийного производства своего спорткара.

Мексика никогда не славилась производством автомобилей, да и мало кто вообще там может позволить себе купить новое авто. Поэтому перед конструкторами стала нелегкая задача — изготовить полноценный спорткар, обладающий современным дизайном и невысокой для своего класса стоимостью. В итоге был создан легкий небольшой автомобиль, рассчитанный на двух человек. Основным материалом в изготовлении кузова и шасси стал алюминий, кроме того частично был использован углепластик, из него к примеру выполнили пол авто, и стеклопластик. Снаряженная масса спорткупе, длиной 3900 мм и шириной 1750 мм, не превышает 930 кг.

Непохожий по своей форме на другие авто кузов, соответствует всем законом аэродинамики и способствует максимальному снижению сопротивления встречному воздуху. В передней части кузова расположились большие вертикальные фары головного света, которые как бы представляют единое целое с боковыми воздуховодами переднего бампера, где также имеется большой прямоугольный центральный воздухозаборник, прикрытый черной сеткой, нижний сплиттер и проивотуманные огни. По бокам от узкой кабины широко раскинулись боковые зеркала заднего вида. В нижней части обоих бортов находятся юбки, а большие карманы в задних крыльях помогают охлаждать моторный отсек при помощи потоков встречного воздуха. Короткая хвостовая часть имеет спойлер на крышке багажника, вентиляционные отверстия и диффузор в заднем бампере, а также одну круглую оконечную трубу выхлопной системы по центру. В салоне автомобиля расположились два спортивных сиденья с трехточечными ремнями безопасности, трехспицевый руль, необычная торпеда с цифровой приборной доской и сенсорным дисплеем в нижней части центральной консоли. Базовая комплектация включает в себя отделку кожей, алькантарой и пластиком, кондиционер, мультимедийную систему, электропакет и ABS.

Автомобиль обладает практически идеальным соотношением веса 44% на переднюю ось и 56% на заднюю. За многоспицевыми легкосплавными 17-дюймовыми колесными дисками, обутыми в шины 205/45 спереди и 235/45 сзади, проглядывают 4-поршневые суппорта и тормозные диски диаметром 300 мм, они, кстати, одинаковы и спереди, и сзади. Однако дорожный просвет для спорткара сравнительно высокий — 150 мм.

Мексиканские конструкторы выбрали классическую для спорткаров среднемоторную компоновку двигателя и расположили его за спиной водителя и пассажира. На роль силового агрегата был выбран 2,0-литровый четырехцилиндровый бензиновый двигатель Duratec производства американской компании Ford. Легкий алюминиевый турбомотор практически не претерпел никаких изменений, ему даже сохранили родные настройки блока управления, в итоге он выдает мощность 253 л. с. при 5200 об/мин и максимальный крутящий момент 249 Нм при 3950 об/мин. Посредством 5-скоростной механической трансмиссии тяга передается на колеса задней оси, которые ускоряют авто до 100 км/ч за 4,9 секунды и максимум до 240 км/ч. При всем этом машина соответствует экологическому стандарту Евро 5 и в комбинированном цикле движения ограничивает себя 6,7 литрами на 100 км.

Как говорят представители компании, антиреклама Джереми Кларксона и Ричарда Хаммонда наоборот пошла на пользу Mastretta. Благодаря программе «Top Gear» о компании Mastretta и спорткаре MXT смогли узнать тысячи зрителей, что привлекло дополнительный интерес к новинке. Производство автомобилей налажено в городе Толкуя. До конца этого года Mastretta планирует построить 100 единиц MXT, а в следующем году эта цифра удвоится. Те, кто успели заказать мексиканский спорткар одними из первых, получат его уже в конце этого месяца. 70 % произведенных автомобилей отправятся на экспорт по цене 53 800 долларов. Основными рынками сбыта мексиканского спорткупе станут страны Европы, правда какие именно пока неизвестно, и страны Латинской Америки, в числе которых Чили и Бразилия. В качестве ближайшего конкурента новинки рассматривается британский Lotus Elise.