Экомаркировка автомобилей в США

Экологическая маркировка

Экологическая маркировка — это обозначения на упаковках различной продукции, свидетельствующие о том, что производитель прошел сертификацию (как правило, добровольную) и подтвердил экологическую безопасность, органическое происхождение или этичность своей продукции.

В России многие производители, чтобы поднять ценность своего продукта в глазах покупателя, сами придумывают знаки, внешне похожие на знаки экомаркировки, не проходя никакой сертификации. +1 собрал ряд распространенных в России примеров реально сертифицированной экомаркировки — как отечественных товаров, так и зарубежных.

Маркировка экологичности

Такие знаки на упаковках означают, что продукт не вредит окружающей среде, потому что произведен с соблюдением экологических нормативов. Например, в России, согласно серии ГОСТов «Этикетки и декларации экологические», значки «эко» и другие производные от «экологии» слова информируют о том, что в течение всего жизненного цикла товара (при производстве, транспортировке, хранении, утилизации) минимизирован ущерб окружающей среде. При этом к качеству, полезности и натуральности продуктов маркировка экологичности отношения не имеет.

Российская маркировка «Листок жизни» означает, что продукт сертифицирован Экологическим союзом. Эта организация проверяет различную продукцию на соответствие экологическим стандартам с 2001 года. В рамках сертификации анализируются все стадии жизненного цикла товаров — от добычи сырья до утилизации.

«Листок жизни» — единственный российский сертификат, признанный Всемирной ассоциацией экомаркировки (GEN).

Еще один российский экознак — маркировка Системы сертификации качества (ССК) Федерального центра сертификации. Она означает, что продукт экологически безопасен, а содержание вредных веществ в нем значительно ниже установленного российским законодательством допустимого уровня.

Знак «Зеленая точка» (нем. Der Grüne Punkt) означает, что производитель уплатил лицензионный сбор на переработку и утилизацию упаковочных отходов в рамках дуальной системы сбора мусора. Эта система, подразумевающая, что производители платят за отходы, остающиеся от их продукции, появилась в 2001 году в Германии и впоследствии распространилась по странам Евросоюза. Такая маркировка актуальна только для товаров, произведенных в Европе. Если видите ее на продукте из России — это гринвошинг.

«Эколейбл Евросоюза», он же «Цветок ЕС», — единая экомаркировка ЕС, сертифицирующая соответствие требованиям европейских экологических стандартов — от отсутствия вредных веществ в составе до минимизации загрязнения окружающей среды на всех этапах жизненного цикла.

«Скандинавский лебедь» — знак соответствия скандинавским экологическим нормативам.

«Голубой ангел» — знак, используемый в Германии. Это старейшая экомаркировка в мире, ее ввели в 1977 году.

Маркировка органической продукции

Она означает, что продукт выращен без химикатов, не содержит красителей и других искусственных добавок. Она часто не представлена определенным значком: на этикетке просто используются термины «органик» и «био».

В России, согласно САНПИНам, термины «органик» или «органический» допускаются только в том случае, если продукция состоит из растительного сырья, продуктов животноводства, птицеводства и пчеловодства, полученных без применения пестицидов, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов и ГМО и не подвергнутых обработке с использованием ионизирующего излучения. То есть этот тип маркировок касается состава продукции, а не ее воздействия на окружающую среду.

А «био» на российских этикетках, согласно ГОСТам, может означать исключительно «продукт переработки молока, обогащенный пробиотиками и/или пребиотиками». Фактически термин «био» во всех остальных случаях — это гринвошинг.

Экомаркировка автомобилей в США

Главным природоохранным органом в США является Агентство по защите окружающей среды (Environmental Protection Agency – EPA). Исключительно EPA сертифицирует все новые транспортные средства по топливной экономичности и объявляет цифры расхода топлива. Автопроизводители не вправе использовать в описании технических данных и в рекламе результаты собственных или любых других сторонних испытаний.

Маркировка топливной экономичности

Тесты EPA предусматривают проведение двух испытаний, в ходе которых измеряется уровень содержания углерода в выхлопных газах. На основании этих данных рассчитывается расход топлива. EPA также проводит измерения дальности пробега электромобилей на одной зарядке.

Система тестирования новых автомобилей была разработана в 1972 году. С тех пор в нее неоднократно вносились изменения. В мае 2011 года EPA совместно с National Highway Traffic Safety Administration (Национальная администрация безопасности дорожного движения) завершили разработку новой системы маркировки топливной экономичности автомобилей. Она введена в действие в 2012 году и охватывает все виды транспортных средств: использующие бензин, дизтопливо, сжатый природный газ, двухтопливные FFV (бензин-этанол), водород, а также гибриды, электромобили и суперкары (Gas Guzzler). Ее особенности:

  • возможность сравнения использования энергии и стоимости между высокотехнологичными электромобилями и обычными бензиновыми автомобилями;
  • практическая оценка, сколько потребитель сэкономит или потратит средств на топливо в течение последующих пяти лет в сравнении со средним новым автомобилем;
  • легко читаемые рейтинги, показывающие место новой модели по уровню вредных выбросов и эмиссии парниковых газов, приводящих к изменению климата;
  • оценка количества топлива или электроэнергии, необходимой для пробега в 160 км (100 миль);
  • информация о дальности пробега и времени зарядки для электромобилей;
  • QR-код, позволяющий с помощью смартфона получить через интернет информацию о сравнении различных моделей по топливной экономичности и других экологических и энергосберегающих показателях.

Рейтинг «экологичности» EPA SmartWay

Агентство по охране окружающей среды США ввело систему сертификации SmartWay для легких транспортных средств. Она позволяет потребителю выбрать автомобили с наименьшими выбросами углекислого газа, уровнем загрязнения воздуха и лучшей топливной экономичностью.

Список всех сертифицированных по SmartWay автомобилей публикуется в Green Vehicle Guide (Справочник по «зеленым» автомобилям).

Каждая внесенная в него модель получает оценку по десятибалльной шкале по двум показателям: Air Pollution Score (уровень загрязнения воздуха) и Greenhouse Gas Score (уровень выбросов парниковых газов).

Чтобы получить знак SmartWay, автомобиль должен обладать определенным уровнем сочетания этих показателей, который намного выше, чем у среднего автомобиля. Автомобили, получившие наивысшие баллы в рейтинге, удостаиваются знака SmartWay Elite. С каждым новым модельным годом EPA обновляет рейтинг. Маркировка всех новых автомобилей, начиная с 2013 модельного года, содержит данные о баллах модели по шкалам выброса парниковых газов и уровню создаваемого смога.

Экомаркировка General Motors

Первым среди североамериканских автопроизводителей General Motors в феврале 2012 года в добровольном порядке ввела собственную экологическую маркировку для своих автомобилей. Сначала «зеленые» стикеры на левое заднее боковое стекло получила продукция бренда Chevrolet. Идея состоит в том, чтобы продемонстрировать использование природосберегающих технологий на протяжении всего жизненного цикла автомобиля – от сборки до утилизации. Поэтому, кроме данных, которые требуется указывать по федеральным законам, Chevrolet в своей экомаркировке дополнительно информирует потребителя о:

  • природосберегающих технологиях, применяемых при производстве автомобиля;
  • технологиях, использованных в конструкции автомобиля для снижения расхода топлива и уменьшения вредных выбросов;
  • проценте материалов, которые могут быть подвергнуты вторичной переработке при утилизации автомобиля (в современных моделях Chevrolet этот процент достигает 85).

Образцы экомаркировки транспортных средств в США

Необходимо отметить, что тесты EPA на самом деле проводятся далеко не на всех автомобилях. Многие люди ошибаются, считая, что сотрудники федерального агентства напряженно трудятся, тщательно проверяя каждую новую модель пикапа, вэна, кроссовера и легкового автомобиля.

Читайте также  Особенности различных способов покупки автомобиля

В действительности штат отдела тестирования автотранспорта состоит всего лишь из 18 человек, которые за год проверяют от 200 до 250 автомобилей, что составляет от силы 15% от общего числа новых моделей. В отношении оставшихся 85% EPA просто берет цифры, предоставленные автопроизводителям, веря им на слово. А какие же автомобили удостаиваются внимания EPA? Две трети из них выбираются случайным образом, остальные проверяются при наличии каких-либо причин.

Экомаркировки: товары широкого потребления

Маркировки, о которых я рассказываю в этом посте, ищите на бытовой химии, косметике, бумаге для принтера, салфетках и даже на продуктах питания. Всех их объединяет внимание к жизненному циклу продукта.

Этими экологическими сертификатами отмечены товары, жизненный цикл которых — получение сырья, изготовление и реализация продукта, его использование и утилизация — безопасен для здоровья человека и окружающей среды.

Ecolabel (Европейский цветок)

В 1992 году Еврокомиссия одобрила общеевропейскую добровольную экологическую программу, которой потребители могли бы доверять. Так появился «Европейский цветок». Сегодня его можно встретить на моющих средствах, средствах гигиены, текстиле, стройматериалах и даже бытовой технике. У меня, к примеру, — такой значок есть на стиральном порошке и бумаге для печати. Для каждой группы продуктов у EU Ecolabel существуют свои критерии оценки, но всех их объединяет стремление уменьшить воздействие на природу на протяжении всего жизненного цикла продукта. Примерно раз в четыре года критерии пересматриваются с учётом технических инноваций.

Nordic Ecolabel (Nordic Swan, Северный лебедь)

Добровольная маркировка со звучным названием «Северный лебедь» — официальный экологический знак стран Северной Европы: Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии и Исландии. Она была создана в 1989 году Советом министров северных стран, чтобы способствовать устойчивому потреблению и помочь покупателям выбирать экологически безопасные продукты. Nordic Ecolabel соответствует стандарту ISO 14024 первого типа и предполагает проверку сырья, производства, характеристик готового товара, его утилизации. В каждой скандинавской стране есть отделение, отвечающее за лицензирование. Сегодня маркировку «Северный лебедь» могут получить производители более 60 групп товаров. Исследования показывают, что 70% жителей скандинавских стран знают этот сертификат и понимают её смысл, а в Швеции узнаваемость знака составляет 96%.

Der Blaue Engel (Голубой ангел)

Один из самых известных экологических знаков в мире, он был инициирован правительством Германии в 1978 году. Маркировка присваивается продуктам и услугам, экологически дружественным по отношению к природе и безопасным для человека. Существует четыре варианта знака: вода, здоровье, климат, ресурсы — в зависимости от влияния продукта на окружающую среду. Требования, предъявляемые Der Blaue Engel, учитывают все этапы, от оценки рационального использования ресурсов до реализации готовой продукции. Критерии периодически пересматриваются и обновляются — без этого никак, необходимо идти в ногу со временем и учитывать развитие технологий. Но главная задача «Голубого ангела» остаётся прежней: развивать рынок и создавать положительный имидж экопродукции. И, похоже, это работает. Для немцев Der Blaue Engel является показателем высокого качества товара. По данным опроса 2010 года, маркировку знают 83% жителей Германии, а 49% выбирают продукты с этим символом.

EcoLogo

Экомаркировка, сегодня признанная во всём мире, но особенно распространённая в Канаде и США, что не удивительно — Министерство окружающей среды Канады учредило её ещё в 1988 году. Как и «Северный лебедь», EcoLogo соответствует стандарту ISO 14024 первого типа для экологической продукции. Эта добровольная маркировка может присваиваться строительным материалам, чистящим средствам, средствам личной гигиены, товарам для офиса, электронике. При проверке оцениваются используемые материалы, затраты энергии, воздействие на здоровье и окружающую среду, характеристики продукта и его использование, управление качеством продукции и инновации.

Листок жизни (Vitality Leaf)

Первая российская экологическая маркировка, признанная международным сообществом, была разработана в 2001 году Санкт-Петербургским Экологическим союзом, членом Всемирной ассоциации экомаркировки GEN. «Листок жизни» создали с целью поощрять спрос и предложение экологически безопасных продуктов и услуг, способствовать снижению негативного влияния на окружающую среду. Маркировка присваивается продукту, если в нём нет вредных для здоровья веществ, а использование опасных для природы ингредиентов строго ограничено. Другие важные критерии: минимальное воздействие на окружающую среду при добыче сырья, производстве продукта и транспортировке, а также его дальнейшая переработка и безвредная утилизация. Экосоюз сертифицирует продукты питания, косметику, бытовую химию, строительные материалы, электронику, осветительные приборы, гостиницы, офисы и магазины.

Узнайте больше о «Листке жизни» из моего интервью с Юлией Грачёвой, директором Экологического союза.

Green Seal

Green Seal — одна из ведущих программ экологической сертификации, созданная одноимённой некоммерческой организацией, ещё одним членом Всемирной ассоциации экомаркировки GEN. С момента своего основания в 1989 году Green Seal были разработаны стандарты сертификации для разных товаров и услуг: чистящих средств и средств личной гигиены, строительных материалов, бумажных изделий, ресторанов и отелей. Главная задача — снизить нагрузку на окружающую среду. По данным на 2010 год, знаку доверяют 95% американцев, 76% покупают товары с этой маркировкой.

Biogarantie и Ecogarantie

Biogarantie ® и Ecogarantie ® — бельгийские экомаркировки, принадлежащие организации Bioforum Vlaanderen, которая объединяет органических фермеров, переработчиков, дистрибьюторов, оптовиков и розничных торговцев. Сертификат Biogarantie признан на европейском уровне и предъявляет довольно жёсткие требования к продуктам. К примеру, запрещает использование нитритов соли в мясных продуктах. Что касается знака Ecogarantie, он распространяется на продукты с ингредиентами из органического сельского хозяйства и/или минерального происхождения. Оба стандарта можно встретить на косметике, моющих и чистящих средствах, морской соли, а маркировку Biogarantie — ещё и на кормах для животных и текстиле.

Привет! Я Настя, журналист и экоблогер. Улучшаю свою жизнь через экопривычки и помогу вам начать. Рассказываю об экологичной жизни легко, интересно, с мозгами и без фанатизма.

Instagram

© 2015 I’mOrganic — блог об экологичной жизни. Все права защищены.
Все фотографии принадлежат Анастасии Приказчиковой, если не указано иное. Полное или частичное использование материалов возможно только с согласия автора.

Блог использует платформу  и работает на серверах  . Дизайн блога создан ℳ Максимом Каленичем и использует пиктограммы Entypo+ от  Daniel Bruce.

Мировые новости экопроизводства и экопотребления в дайджесте GEN

Читайте об электронных отходах, экологизации текстильной промышленности и госзакупках, а также других эковызовах и решениях в свежем дайджесте GEN.

В новом выпуске дайджеста GEN, наш коллега, главный редактор Майкл Хупер, как никогда серьезен и решителен. Расточительность до добра не доведет, предупреждает он, и если мы не остановимся и не прекратим беспрерывно менять бытовую и прочую технику на все более и более новейшие аналоги, цунами электронных отходов вскоре захлестнет весь мир — одна только Азия в 2014 году произвела 16 миллионов тонн электронного мусора! А в спину ей дышат такие электронные мусорщики-гиганты, как Норвегия, Швейцария, Дания, Великобритания, США и Китай! И дело тут не только в головокружительном развитии современных технологий, утверждает Майкл, а в нас самих – в нашей персональной безответственности и безответственном потреблении.

Читайте также  Garmin и Prestigio лидируют в рейтинге популярных навигаторов.

Экологические организации всецело поддерживают Майкла Хупера и наверняка готовы подписаться под словами председателя правления Экологического союза Санкт-Петербурга Семена Гордышевского, что экологически грамотное потребление – один из реальных путей решения многих экологических и социальных задач.

Этим самым задачам, неотъемлемым от экологического просвещения, отведены многие страницы дайджеста. Пути решения предлагаются схожие – например, SEC (Совет по вопросам окружающей среды Сингапура) призывает активно задействовать интернет для популяризации экологических идей, повышения экологической грамотности, информирования и сплачивания потребителей, а Шведское Общество охраны природы Bra Miljöval советует экомаркировкам использовать хэштег #ModUpp2020 для обмена опытом и участия в дискуссиях о госзакупках и современных методах сертификации.

Однако интернет – интернетом, но и о важности взаимодействия лицом к лицу с коллегами и потребителями экологи не забывают. Российский Экологический союз приглашает экомаркировки GEN присоединиться к созданию социальной рекламы экомаркировки и поучаствовать в международном молодежном конкурсе «Экопотребление и экомаркировка в современном обществе», в Дании устраивают Скандинавскую эко-дуэль, где школьники сражаются в интеллектуальных битвах на звание лучшего экологического класса, австралийская природоохранная организация GECA (Экологический выбор) встречается с представителями китайского CQC (Центра сертификации качества), чтобы укрепить дружеские связи и обсудить вопросы влияния экомаркировки на госзакупки, а украинская экомаркировка Living Planet (Живая планета) проводит тренинги по «зеленым» госзакупкам и обсуждает с экспертами UNEP и украинскими коммерсантами и министрами вопросы эффективного продвижения экологических идей в жизнь и бизнес.

Несомненно, госзакупки – еще одна актуальная тема дайджеста. Так, вышеназванная Living Planet для пилотного проекта внедрения «зеленых» госзакупок выбрала моющие средства, изоляционные и лакокрасочные материалы, а китайская экомаркировка Green Mark сосредоточила свое внимание на закупках пассажирских автомобилей. Цель Green Mark –добиться, чтобы в ближайшем будущем 92% закупаемых бюджетом машин имели знак экологического качества. Кстати, в Китае все импортеры и производители машин обязаны платить в Министерство охраны окружающей среды «утилизационный сбор», однако для автомобилей, промаркированных Green Mark, этот сбор меньше на 30%.

И все же, госзакупки не единственная забота экосообщества. Согласно исследованиям Совета министров Северных стран, потребители достаточно беспечно относятся к изделиям текстильной промышленности – одной из самой загрязняющей отросли в мире. Покупатели еще не до конца осознают смысл экоодежды, хотя в Дании в 2014 г. было выдано около 500 сертификатов на текстильную продукцию, а в Норвегии в 2015 г. – 135. Однако этих положительных сдвигов явно недостаточно, поэтому четвертый фестиваль моды «Fashion Summit», планирующийся 12 мая 2016 г. в Копенгагене, пройдет под эгидой экологической безопасности.

Напоследок хочется упомянуть о немецком «Голубом ангеле», который постоянно доказывает, что в деле экологической сертификации нет предела совершенству. Он не только разработал стандарт для ресиверов цифрового телевидения, но и выдал сертификаты каталитическим конвертерам-нейтрализаторам, научно-исследовательскому судну для глубоководных исследований SONNE, созданному по передовым экологическим стандартам, и — стелькам для обуви!

Обо всем этом и многом другом – читайте в дайджесте, вас ждет много интересной информации!

Грязи не боятся?

Вадим Донченко, научный руководитель НИИ автомобильного транспорта

Идея экомаркировки автомобилей обсуждалась достаточно давно. Сейчас ее поддержали минприроды и минпромторг. Практика ведения маркировки транспортных средств по различным характеристикам есть во многих странах. У нас под экомаркировкой будет пониматься два аспекта «эко» — экономичность и экологичность. С 1 января 2013 года в России производятся и в нашу страну ввозятся только автомобили класса не ниже Евро-4. По расходу топлива пока соответствующей классификации нет, она будет разрабатываться. Предлагаемая маркировка будет совмещенной, т.е. она будет показывать и экологичность, и экономичность автомобиля. Автомобиль, получивший соответствующую маркировку на заводе, будет поступать в продажу.

Понятно, что в процессе эксплуатации характеристики автомобилей могут меняться, поэтому они должны будут проверяться при техосмотре. Будет или подтверждаться, или отменяться действие соответствующей этикетки («эколейбла»). Для тех автомобилей, которые были куплены раньше, естественно, тоже будет проводиться некая идентификация на предмет того, сохранились ли у них те характеристики, которые были заложены при производстве (одобрение типа транспортных средств — это процедура, которая действует у нас уже давно!). Для совсем старых автомобилей будут разрабатываться некие другие решения, будет принят переходный период. Большая часть автомобилей у нас уже может быть по экологическим параметрам идентифицирована.

Обсуждается, что экомаркировка будет содержать электронный чип, который будет зашиваться в стикер. Такая метка будет автоматически сигнализировать при прохождении автомобиля через определенные детекторы о его классе (экономичности и экологичности). Это позволит принимать разные решения, в частности, ограничивать въезд определенных категорий автомобилей на определенные территории, например, в центр города, давать преимущество при парковке наиболее чистым и наименее топливнопотребляющим автомобилям. Может быть и целый ряд других решений, которые будут увязаны с уровнем экологичности автомобиля, его климатическим воздействием, что позволит стимулировать владельцев покупать наиболее безопасные для окружающей среды и климата транспортные средства.

Однако неверно думать, что предлагаемая система будет направлена против автомобилистов. Она направлена в первую очередь на информирование потребителей о характеристиках приобретаемой ими продукции. Что же касается возможных ограничений, то они будут вводиться в исключительных случаях и только если гражданам будет обеспечена возможная транспортная альтернатива.

Игорь Моржаретто, заместитель главного редактора журнала «За рулем»

Подобные проекты существуют давным-давно — привязать налоги к экологическому классу, к возрасту автомобиля и так далее. Такая практика существует в целом ряде стран, в первую очередь развитых — в Германии, Японии и других. Что касается России, то здесь палка о двух концах.

С одной стороны, вроде как хочется для обновления парка какие-то меры принять, чтобы стимулировать людей менять старые машины на новые. С другой стороны, у нас средний возраст автомобиля в стране около 12 лет. Соответственно, если будут введены такие штучки, то это достаточно больно ударит по незащищенным людям. А у нас же заявляется, что мы социальное государство и поддерживаем тех людей, которые живут не очень богато.

Естественно, человек, который ездит на 12-летней «пятерке», ездит на ней не потому, что он в нее безумно влюблен, а потому, что у него нет денег на новый совершенный автомобиль. Проектов много, но они не проходили ни разу, они каждый раз наталкивались на тот аргумент, что люди у нас небогатые и это вызовет большие социальные протесты.

Тем более, меры по введению экологических ограничений хороши в комплексе. Условно говоря, человека, с одной стороны, налогами или какими-либо ограничениями зажимают, подталкивают к покупке нового автомобиля, а с другой стороны, ему государство помогает приобрести новый автомобиль. Если существует программа льготного кредитования (в прошлом году такая программа была, сейчас нет), если существует программа обмена старой машины на новую, если это все в комплексе, то люди поймут и примут правила игры. А если это просто очередной удар по голове дубиной — сюда не пущать, здесь не стоять, тут плати дополнительные деньги, — это, мне кажется, не очень правильно.

Читайте также  Skoda рассекретила новый Superb

Кроме того, не очень понятно, как объединить в одну оценку экологические и экономические показатели, то есть расход топлива. Теоретически все можно, только вещи эти не совсем совпадающие. Надо заниматься в первую очередь экологией. В Европе постепенно поднимались нормативы выхлопов: евро-2, евро-3, евро-4, евро-6 уже на подходе. Экономичность идет следом, это вторая задача. Первая — сделать выхлоп максимально чистым. Давайте пока решим первую задачу. Когда начинают ставить параллельно еще сто задач, не выполнена оказывается ни одна. Это как с ё-мобилем. Если бы создатели ё-мобиля поставили перед собой одну конкретную задачу, например, мы создаем автомобиль, у которого будет новый двигатель, возможно, и получилось бы. А они сказали: у нас будет новый двигатель, новый конденсатор, новый тип кузова и т. д. В результате — ничего.