Особенности ремонта карданных валов в автомобиле

Ремонт карданного вала: признаки и способы устранения поломок

Промо 05.07.2019 1

Карданный вал — одна из основных составляющих трансмиссии любого автомобиля. Он обеспечивает передачу импульсов от КПП редуктору мостов автомобиля. Данный элемент имеет простую конструкцию, поэтому многие автолюбители стремятся произвести ремонт или замену механизма самостоятельно. Чтобы обеспечить результат отменным качеством и долговечностью, ремонт кардана в Москве лучше доверить профессионалам.

Особенности конструкции и симптомы поломки

Карданный вал состоит из нескольких узлов, в число которых входит:

  • сам вал;
  • крепежные запчасти (подвесной подшипник);
  • крестовины (обычно их две);
  • вилка;
  • уплотнения;
  • прочие составляющие.

Размеры вала зависят от габаритов автомобиля. В зависимости от того, какая из составляющих выйдет из строя, могут потребоваться определенные ремонтно-восстановительные мероприятия.

Как правило, о поломке карданного вала говорит щелчок в начале движения автомобиля, а также появление вибрации при разгоне машины. Заметив перечисленные признаки, необходимо срочно обратится за помощью к специалистам, которые осуществляют ремонт карданных валов Mercedes и других марок авто.

Виды поломок и способы устранения

Существуют разные виды поломок карданного вала, и для каждого из них характерен отдельный способ устранения:

1. Появление небольшого зазора в шлицевой части. Для этого снимают кардан, после чего производят замену вышедших из строя составляющих или самого вала полностью.

2. Образование зазора в подвесном подшипнике. В данном случае снимают кардан и устанавливают новую промежуточную опору, после чего мастером производится замена подшипника карданного вала.

3. Несоблюдение технологии установки кардана. Установку вала подвергают коррекции.

4. Разрушение или износ втулки фланца, кольца вала или проммуфты. Для устранения поломки проводят полную замену вышедших из строя составляющих.

5. Деформирование кардана. В данном случае необходимо заменить элементы, на которых появились недопустимые изгибы.

Чтобы исключить неприятные сюрпризы в виде выхода карданного вала из строя в самый неподходящий момент, необходимо обеспечить автомобиль регулярным техническим осмотром и диагностикой. Специалисты располагают полным набором специального оборудования, знаниям и опытом, что позволяет им без проблем устранять любую поломку карданного вала. Своевременное обращение к профессионалам позволит избежать многих проблем и сделать процесс эксплуатации автомобиля не только беспроблемным, но и совершенно безопасным.

Материалы рубрики «Промо» публикуются на правах рекламы.

Некоторые особенности карданных валов грузовиков европейских марок

Карданная передача – изобретение итальянского математика, инженера, философа, медика и астролога Джероламо Кардано, жившего в XVI веке, увековечило его имя. Механизм, названый в честь изобретателя, на четыре века старше самого первого автомобиля и, естественно, не для машины был изобретен. Но в итоге оказался неотъемлемой частью трансмиссии автомобилей с задним и полным приводом.

Предназначение карданной передачи с XVI века почти не изменилось: это передача крутящего момента от ведомого вала к ведущему при изменяющемся угле взаимного расположения друг к другу. Касательно грузовых автомобилей, карданная передача может соединять коробку переключения передач (КПП) с раздаточной коробкой или валом редуктора, раздаточную коробку – с валом редуктора ведущего моста. При этом не происходит практически никаких потерь силы крутящего момента. Коэффициент полезного действия (КПД) карданной передачи равен 0,985 – 0,99.

Конструктивно в состав карданной передачи грузовых машин входит: фланец-вилка, крестовина со шлицевым соединением, приварная вилка (вилка в трубу), валы (по способу изготовления либо полые – из трубы, либо сплошные – из прутка).

В грузовых автомобилях европейских производителей карданный привод состоит из одной либо двух частей, соединенных через промежуточную опору – подвесной подшипник. Конструкция из нескольких валов повышает надежность механизма, так как позволяет избежать воздействия, распределенного по длине остаточного дисбаланса, при котором длинные валы могут изгибаться и вызывать чрезмерную вибрацию.

На грузовых автомобилях европейских производителей DAF, Iveco, MAN, Mersedes-Benz, Renault, Scania и Volvo в течение последних двух десятилетий XX века устанавливались валы собственного производства. В начале 2000-х годов был совершен постепенный переход на использование карданных валов от компании ZF. В настоящее время европейские грузовики «наматывают мили» на кардан компании ZF, в том числе и по дорогам России. Исключение составляют Scania: производитель по-прежнему устанавливает на автомобили карданные передачи собственного производства.

Особенности конструкции карданных валов европейских грузовиков

Scania – карданный вал собственного производства. Фланец («ласточкин хвост») по внешнему виду легко отличить от карданных валов других производителей. Вал изготовлен из трубы. Это и есть «слабое звено». Сталь трубы вала карданной передачи Scania излишне пластичная («пластилиновая») и легко гнется из-за перегрузок. При этом карданные валы производства Scania на рынке запчастей – одни из самых дорогостоящих. Взаимозаменяемость с карданными валами автомашин других марок отсутствует. Вероятно, поэтому на некоторые новые модели Scania все-таки начали устанавливать карданные валы ZF.

Volvo – ранее на грузовики Volvo устанавливались карданные валы собственного производства, при этом взаимозаменямы с карданами от Renault. На фланцах карданных валов, одинаковых по диаметру и геометрии, обоих производителей было по 12 отверстий. Новые автомобили Volvo выпускаются с карданными валами ZF и имеют по 4 отверстия на фланцах.

Renault – карданные валы Renault имеют достаточно хорошие ходовые характеристики и большой запас прочности. Они взаимозаменяемы с карданными валами Volvo, так как имеют практически одинаковые фланцы. Карданные валы и КПП ZF начали устанавливаться на грузовики Renault начиная с конца 90-х годов прошлого века.

DAF– фланец карданного вала имеет 10 отверстий, но отличается формой от фланцев валов Mersedes и MAN старого образца. С начала 2000-х годов компания перешла на установку в выпускаемых автомашинах карданных валов ZF с 4-мя отверстиями на фланце.

Mersedes-Benz, MAN, Iveco

Поломки карданного вала Mersedes -Benz случаются крайне редко. Эти валы долговечны и устойчивы к перегрузкам, так как изготавливаются из высокопрочной стали. На фланце – 10 отверстий.

Фланцы карданных валов MAN и Iveco так же с 10 отверстиями и имеют конструктивное сходство с Mersedes-Benz. С 90-х годов на грузовых автомобилях Mersedes-Benz и MAN, а с начала 2000-х – на Iveco также устанавливаются карданные валы компании ZF.

Основные неисправности карданных валов и варианты ремонта

В странах СНГ, да и не только, все еще «бегают» грузовики-европейцы образца 90-х годов с карданными валами собственной марки. Найти замену старому карданному валу в случае его поломки с каждым годом становится все труднее. Таким образом, несмотря на некоторую унификацию карданных валов на европейском грузовом транспорте, разнообразие в их конструкции существует, что усложняет и делает дороже ремонт.

Поломки в карданных передачах европейских грузовиков – явление достаточно распространенное. Изнашиваются крестовины, посадочные места, приводящие к увеличению зазоров в местах сочленения, что способствует возникновению дисбаланса карданного вала (возникновение вибрации, которая изменяется при изменении частоты вращения вала).

Замену или ремонт неисправного карданного вала, в том числе при возникновении дисбаланса, следует провести как можно быстрее. Вариантов несколько:

Замена отдельных элементов карданной передачи (подвесного подшипника, крестовины и др.).

Замена кардана на новый. Кардинальное, но дорогостоящее решение. В автосервисе такие запчасти, как правило, на складах не держат из-за обилия их модификаций. Поставка же из Европы под заказ требует времени. Стоимость нового карданного вала достигает 100 тыс. рублей.

Читайте также  Skoda выпускает на российский рынок модификацию Yeti Style

Замена на аналогичный или взаимозаменяемый карданный вал, как говорят, «с пробегом». Как правило, это оптимальный вариант, так как их стоимость значительно ниже новых. К примеру, ZF– 22–25 тыс. рублей, Scania – 30–35 тыс. рублей.

Таки образом, проблему ремонта и замены карданных передач европейских грузовиков можно решить рационально и эффективно. Один из наиболее бюджетных вариантов – подобрать подходящий карданный вал на существующих в Москве и Московской области разборках грузовых автомобилей.

Ремонт карданного вала своими руками – особенности и оборудование

Описание и особенности ремонта карданного вала своими руками: назначение устройства, дисбаланс, слабые места, приспособления для ремонта. Видео о работе карданного вала.

«Слушай, у тебя кардан стучит… Сдавай в ремонт, а то дело плохо кончится», – такую рекомендацию получала от своего бойфренда героиня киноленты «Москва слезам не верит». Впрочем, с неполадками «кардана», называемого по-научному карданным валом, автолюбитель часто может совладать самостоятельно, не прибегая к помощи мастерской. Чем же так важен этот агрегат и что нужно для его ремонта в «гаражных» условиях – об этом далее.

Назначение карданного вала

В принципе, машины с передним приводом в кардане не нуждаются. Их двигатель передаёт обороты ведущим колёсам посредством совершенно других элементов трансмиссии. А вот автомобилям, у которых ведущими являются задние колёса или же все четыре, без кардана никуда.

В первом случае эта деталь связывает КПП с редуктором заднего моста, а во втором обычно имеют место сразу три таких элемента. Один из них сопрягает две коробки: передач и раздаточную, два других передают обороты от последней к осям.

Кстати, автомобилем, у которого, по мнению ловеласа из картины «Москва слезам не верит», стучал кардан, был заднеприводный ВАЗ 2103.

Может ли стучать кардан

Некоторые автолюбители, разбирая эпизод из упомянутого фильма, касающийся предположительной неисправности карданного вала, в комментариях высказывают свои соображения на эту тему:

  1. Карданный вал на шлицах с эластичной муфтой вполне может застучать. Особенно это слышно при пересечении на средней и малой скоростях дорожных неровностей и выбоин.
  2. Изношенный кардан вибрирует, а не стучит.
  3. Карданный вал вообще не склонен к стучанию.

По правде говоря, работа кардана действительно сопровождается вибрацией и разными звуками. В современных машинах с этими недостатками агрегата отлично справляются высокоэффективные шумо- и виброизоляционные средства. Однако не всегда.

Дисбаланс кардана

Если набор скорости автомобилем сопровождается сильной вибрацией его кузова, то это верный признак разбалансировки карданного вала. Неисправность такого рода может вывести из строя не только этот агрегат, но и машину целиком, что чревато дорогостоящим ремонтом.

Ведь неуравновешенный кардан повышает износ таких деталей, как ведомый вал коробки передач и подшипники фланца хвостовика редуктора. Причём, неисправность хвостовика может стать причиной аварийной ситуации во время езды, последствия которой вряд ли порадуют автолюбителя.

Ну а поводов для дисбаланса можно найти достаточно. Чаще всего, проявляют себя следующие:

  • ошибки при изначальной сборке карданного вала;
  • неправильное закрепление деталей;
  • низкое качество задействованных материалов;
  • слишком большая нагрузка на вал;
  • механические деформации деталей, например, вследствие аварии.

Балансировка карданного вала

Вибрацию в машине нельзя оставлять без внимания, при первых признаках такой неполадки с ней нужно начинать бороться. Например, путём балансировки карданного вала. Это выражение широко известно в кругу автолюбителей.

«Настроить кардан» можно самостоятельно, даже не обладая дорогостоящим оборудованием, используемым автосервисом для подобных работ. Но тому, кто берётся за этот процесс, желательно хотя бы приблизительно понимать его суть. В целом, балансировка не представляет особой сложности, хотя может и затянуться надолго.

Для её осуществления потребуется смотровая яма, из которой можно добраться до кардана машины. Также пригодится ряд грузиков с разной массой, применяющихся при установлении баланса колёс. В качестве противовесов подойдут и электроды либо небольшие свинцовые элементы. Сама балансировка кардана выполняется следующим образом:

  1. Карданный вал делится по длине пополам.
  2. Кардан условно делится поперёк на четыре равных сектора. Их может быть 8 и даже более при наличии у автолюбителя достаточного энтузиазма и большого количества свободного времени.
  3. К поверхности одного из участков кардана крепится тридцатиграммовый грузик. Зафиксировать его следует надёжно, но так, чтобы потом можно было снять.
  4. Кардан тестируется путём проезда на машине по ровному участку дороги и определения степени вибрации.
  5. Если вибрация остаётся, и не все варианты с размещением грузика на валу испробованы, автомобиль возвращается в гараж на яму, и балансир переносится на другой участок кардана.
  6. Тестовая поездка повторяется.

Такой цикл следует повторять до тех пор, пока в автомобиле не будет устранена вибрация или достигнут её минимальный уровень. Затем экспериментальным методом подбирается оптимальная масса применяемого балансира, что также может поспособствовать прекращению дрожания кузова машины.

После определения веса грузика его следует уже жёстко закрепить на поверхности кардана. Например, используя электросварочный аппарат. Если автомастер таковым не располагает, тогда можно применить «холодную сварку» или же затянуть противовес металлическим хомутом.

Нарушение геометрии вала

Самыми прочными компонентами кардана считаются его цилиндры, изготовленные из стали, выдерживающей значительные нагрузки. Как правило, такие детали рассчитаны на пробег около полумиллиона километров. Но и эти элементы могут быть деформированы, например, в ходе преодоления машиной какой-нибудь неровности или вследствие поломки находящихся по их краям шарниров. Сильная вибрация при движении автомобиля, исходящая снизу, является верным признаком неполадок с карданом.

Некоторые «кудесники» советуют выравнивать вмятины на кардане с использованием кувалды. Однако недостаточно качественное выполнение таких работ может привести ещё и к скорой поломке крестовин. Потому вместо сильно деформированного кардана рекомендуется сразу установить новый, который следом желательно отбалансировать. Цена этого агрегата в сборе начинается примерно от 1300 руб.

Слабые места кардана

Чаще всего у карданного вала ломаются шарниры, крестовины и подшипники. В основном – по причине износа. Как правило, перечисленные детали рассчитаны на пробег в 60-70 тыс. км, но вполне вероятно, что он окажется меньшим. На это значение оказывают влияние:

  • особенности трансмиссии автомобиля;
  • тип привода машины;
  • качество изделий;
  • режимы, используемые при вождении;
  • условия при поездках.

Звуки или дрожание, несвойственные для исправного карданного вала, сигнализируют о неполадках среди входящих в его состав шарниров, подшипников и крестовин. Особенно, если в дебюте поездки или при смене скоростей раздаются стуки или щелчки.

Упомянутые компоненты карданного вала при большом износе рекомендуется не ремонтировать, а поменять на новые. Тем более, что такие изделия довольно просто устанавливаются и стоят относительно недорого. Ориентировочные цены на них следующие:

  • шарнир карданный – от 160 руб.;
  • крестовина карданного вала – от 280 руб.;
  • карданный подшипник – от 300 руб.

Автолюбитель, обладающий нужными навыками, может осуществить замену таких элементов карданного вала самостоятельно. Тем же, кто не является «спецом» по этой теме, лучше доверить процесс мастерам автосервиса.

Разгерметизация шарниров

Ещё одной неполадкой, типичной для кардана, является разгерметизация защитных оболочек шаровых шарниров. При износе такого кожуха в нём образуется пробоина, через которую может выливаться трансмиссионное масло. В случае недостаточного количества этого лубриканта шарниры не будут смазываться надлежащим образом, что приведёт к быстрому их износу вследствие повышенного трения.

Читайте также  Lada Largus появится на рынке 16 июля

Следы от масла под шаровыми шарнирами простаивающего автомобиля указывают на такую поломку, которая исправляется заменой прохудившихся чехлов на новые. Цены на подобные защитные кожухи начинаются от 120 руб.

Приспособления для ремонта кардана

На современном рынке присутствуют немало предложений по продаже оборудования для ремонта карданного вала. В основном оно рассчитано на автосервисы, но и частные автолюбители при желании могут установить у себя в гараже какое-нибудь приспособление из этой серии. Например, для более точной балансировки кардана либо облегчения процесса сборки-разборки этого агрегата.

К подобному оборудованию относится стенд Р-223, предназначенный для ремонта не только карданных валов, но и рулевых управлений. В ходе модернизации этот «верстак» получил меньшие габариты и усиленную столешницу, способную выдержать вес до двух тонн.

Устройство оборудовано собственной подсветкой, а также перфорированным экраном и выдвижным ящиком для инструментов. Подлежащий разборке кардан устанавливается на специальную подставку, фиксируется тисками и посредством гидравлического пресса, оснащённого манометром, подшипники демонтируются с вилок. Цена агрегата составляет около 136 тыс. руб.

Если же требуется выразить дрожание кардана в численном эквиваленте, то здесь поможет работающее вместе с компьютером устройство Виброком-1. В основу датчиков этого прибора легли модули MEMS акселерометров GY-61. В базовую комплектацию агрегата входят два вибропреобразователя, фотоэлектрический определитель фазового угла, блок USB, а также «флешка» с программами. Цена комплекса – 12 тыс. руб.

Заключение

Стучит кардан или вибрирует – всё равно его нужно ремонтировать. В автосервисе балансировка будет стоить около 3-5 тыс. руб., в собственном гараже – как говорится, «дёшево и сердито». Но для качественной регулировки этого устройства обычно требуется дорогостоящее оборудование, далеко не у каждого автолюбителя находящееся под рукой. Так что водитель «тройки» из фильма «Москва слезам не верит» в чём-то был прав.

Видео о работе карданного вала:

Описание и особенности ремонта карданного вала своими руками: назначение устройства, дисбаланс, слабые места, приспособления для ремонта. Видео о работе карданного вала.

Особенности ремонта карданных валов (при замене ШРУСов)

Первое что хотелось бы отметить — само наличие ШРУСов на карданных валах вместо крестовин. Мое мнение — оно обоснованно на автомобилях, которые 80% времени прибывают на дорогах общего пользования. ШРУС — шарнир равных угловых скоростей, в то время как Крестовина — шарнир неравных угловых скоростей. Цитирую техническую литературу:

Недостатком такого шарнира является неравномерность вращения ведомой вилки относительно ведущей, которая проявляется в том, что ведомая вилка за один оборот дважды замедляет скорость вращения и дважды ее ускоряет. Именно по этой причине такие шарниры и называют шарнирами неравных угловых скоростей. Неравномерность вращения проявляется тем сильнее, чем на больший угол отклонены ведомый и ведущий валы.

в то время как ШРУС этих недостатков не имеет

Шарнир равных угловых скоростей это механическое соединение, при котором скорость вращения выходного вала равна скорости вращения входного вала, не зависимо от угла изгиба шарнира.

Это преимущество дает отсутствие биений на высоких скоростях вращения, меньший шум и как следствие бОльший комфорт — что для городского автомобиля конечно важно.

Но плата за этот улучшенный механизм — его бОльшая сложность, чем крестовина и наличие пыльника в конструкции защищающего сам механизм от влаги и не дающего уйти смазке. Порванный пыльник = почти всегда конец ШРУСу. Особенно сильно это правило проявляется на карданах. А связано все с тем, что кардан вращается в несколько раз быстрее, чем даже колеса автомобиля, т.к. всегда после кардана стоит понижающая передача в виде редуктора с Главной Парой.

Поэтому я не особо представляю себе как можно заметить порванный пыльник даже если часто осматривать автомобиль. К слову сказать я разбирал бу карданы на которых с виду пыльники были в отличном состоянии, НО при детальном осмотре были замечены трещины вызванные просто старением резины, которые конечно так же могут выпускать смазку и пускать внутрь воду и грязь.

Если пыльник порвется сразу после осмотра — в поездке от сервиса до дома, то уже к концу поездки смазки в нем не останется и начнет набиваться грязь. А владелец узнает о проблеме уже по звукам скрежета из под днища, когда ШРУС начнет закусывать из-за отсутствия смазки, присутствия грязи и продуктов окисления металла. Рано или поздно шрус заклинит совсем, но момент от ДВС выдается такой, что машина все равно будет двигаться, все больше разрушая то, что осталось от ШРУСа, но к сожалению и не только его. А имено первыми будут страдать шлицевое соединение — и ШЛИЦы на самом карданном валу.

Поэтому несмотря на то, что ШРУСы и пыльники то для Гранд Витар вроде как и есть
www.drive2.ru/l/485144388545020190/
www.drive2.ru/l/488750511806218904/
это еще не гарантирует успешность ремонта. К сожалению. Постарался сделать подробные фото изношенных и не изношенных шлицов на карданном валу и на самом ШРУСе. Надеюсь все видно и подписывать где износ есть, а где нет — не нужно…

Конечно я провел эксперимент и одел исправный шрус на исправные шлицы кардана — люфта нет вообще! Садится настолько плотно, что потом тяжело снять голыми руками. А вот на изношенную сторону кардана исправный ШРУС одевается легко, и очень сильно люфтит. Произведя такой ремонт мы рискуем получить стуки в подвеске, однозначно удары при переходных режимах трансмиссии ТЯГА-НАКАТ и как следствие повышенный и ускоренный износ нового замененного ШРУСа. И как следствие износ уже его ШЛИЦов — ну то есть деньги частично выкинутые на ветер.

Получается — рвется пыльник на одном ШРУСе кардана и мы имеем «два полцарства» — вроде и пыльник второй живой и ШРУС, но заменить изношенный ШРУС просто так не получится (чтобы было как новое и надолго). По хорошему требуется замена шлицов кардана, восстановить их врят ли возможно другим способом. Ну а если резать трубу и потом варить, то потребуется и балансировка (по хорошему она производится вообще вместе с уже установленными ШРУСами). Поэтому конторам, которые занимаются ремонтами карданных валов и имеющих весь необходимый парк оборудования — место быть. Даже при возможности простой замены ШРУСа. Ну а нам как автолюбителям стоит следить за мастерами, которые могут и просто «подкинуть» новый ШРУС не обращая внимания на изношенные шлицы.

Так же хотел бы упомянуть еще об одном моменте. А именно о бесконечных попытках автолюбителей заколкозить на ШРУС кардана пыльник от привода (гофру). Ну не будет — НЕ БУдет он там работать и делалось это уже ни раз и рвалось потом, все равно всегда найдутся люди желающие повторить этот дурной опыт на себе. Поэтому привожу обоснование для тех, кто дурной опыт не хочет повторять и учится на чужих ошибках, а не на своих.

Кардан вращается намного быстрее, чем привода. К примеру есть Главные Пары 2.7, 2.9, 3.7, 4.3, 5.125 (в моей машине например). Если привод вращается как и колесо со скоростью 100 км/ч — то кардан вращается со скоростью 500 км/ч (для моего автомобиля), ну а в лучшем случае — в 3 раза быстрее — 300 км/ч. Именно поэтому карданному валу нужна балансировка, ведь даже небольшое биение с увеличением частоты оборотов увеличивает износ трансмисии и нагрузку на остальные узлы. И именно поэтому смазка внутри ШРУСа с такой скоростью комками летит на пыльник ШРУСа изнутри, что под действием центростремительного ускорения просто отрывает его нахрен — если это гофра от привода.

Читайте также  В планах Volvo CE создание роботизированной техники

Я за годы слежения за этой темой на различных форумах встречал десятки примеров подтверждения этой ситуации. И ни одного опровержения — никто еще не смог поставить гофрированный пыльник от привода с большой возможной площадью прилегания смазки изнутри так, чтобы он почти сразу не порвался. Вот пример здесь с Д2 — человек ставит гофрированный пыльник:

И вроде молодец и не лентяй и аккуратно, а толку…

И хотя сам автор считает, что порвался пыльник по другой причине, конечно это не так. Конечно производители не зря на всех Карданных валах, где стоят ШРУСы делают специальные пыльники под них — с минимальной площадью прилегания смазки изнутри и из жесткой резины особой формы — не такие гофрированные «гармошки» как на приводах. Тем более, что в большинстве случаев ШРУСы карданов не работают с переменными углами наклона. Например на Гранд Витаре и раздатка и редуктора жестко закреплены на кузове (хе-хе интегрированной раме ))) ), и углы вращения ШРУСов карданов вообще не меняются, а значит и пыльник может быть меньшего размера и особой формы.

Особенности устройства карданных передач отечественных автомобилей

Карданная передача автомобилей ГАЗ-69А и ГАЗ-69 состоит из трех трубчатых валов и шести карданов с игольчатыми подшипниками.

Шлицевые соединения карданных валов предохраняются от загрязнения защитными резиновыми чехлами, а от вытекания смазки в шлицах — войлочными сальниками.

На автомобилях ГАЗ-63 и ГАЗ-63А с приводом на обе оси применяется карданная передача, состоящая из трех валов с двумя карданами, на каждом валу. Вал 1 передает усилие от коробки передач к раздаточной коробке, вал 2 — от раздаточной коробки к заднему мосту и вал 3 — от раздаточной коробки к переднему мосту.

Рис. Карданная передача автомобиля ГАЗ-63А: 1 — промежуточный вал; 2 — вал привода заднего моста; 3 — вал переднего моста; 4 — вал привода лебедки; 5 — кардан со скользящей вилкой

У автомобиля ГАЗ-63А, имеющего лебедку, имеется, кроме того, четвертый карданный вал 4, который передает крутящий момент от коробки отбора мощности к ведущему (червячному) валу лебедки.

Рис. Карданная передача автомобиля ГАЗ-51А: 1 — задний кардан; 2 — основной карданный вал; 3 — средний кардан; 4 — подвеска промежуточного вала; 5 — промежуточный карданный вал; 6 — передний кардан; 7 — кронштейн опоры; 8 — самоподжимные сальники; 9 — шарикоподшипник опоры; 10 — масленка; 11 — резиновое кольцо

В карданной передаче автомобиля ГАЗ-51А крутящий момент от коробки передач передается к ведущему мосту двумя валами: промежуточным 5 и основным 2. Задний конец промежуточного — вала вращается в шарикоподшипнике 9, установленном в резиновом кольце И опоры, кронштейн 7 которой привернут к поперечине рамы. Смазывается шарикоподшипник через масленку 10. Удерживается смазка в шарикоподшипнике самоподжимными сальниками 8.

При деформации рамы автомобиля или вследствие неточности в установке шарикоподшипника при сборке шарикоподшипник может самоустанавливаться вследствие эластичности резинового кольца.

Рис. Схема карданной передачи автомобиля ЗИЛ-157К: 1 — коробка передач; 2 — основной карданный вал; 3 — раздаточная коробка; 4 — промежуточный карданный вал заднего моста; 5 — промежуточная опора привода заднего моста; 6 — карданный вал заднего моста; 7 — задний ведущий мост; 8 — средний ведущий мост; 9 — карданный вал среднего моста; 10 — карданный вал переднего моста; 11 — передний ведущий мост

Рис. Промежуточная опора карданного вала привода заднего моста автомобиля ЗИЛ-157К: 1 — сальник; 2 — крышка роликоподшипника; 3 — регулировочные прокладки; 4 — передняя маслоотгонная шайба; 5 — отражатель; 6 — конический роликоподшипник; 7 — сапун; 8 — пробка наливного отверстия; 9 — вал промежуточной опоры; 10 — картер; 11 — задняя маслоотгонная шайба; 12 — пробка сливного отверстия

В карданной передаче трехосного автомобиля ЗИЛ-157К (без лебедки) с приводом на все оси имеются пять карданных валов.

На автомобилях с лебедкой имеются дополнительно два карданных вала, при помощи которых осуществляется привод лебедки. Крутящий момент к задним мостам этих автомобилей передается двумя валами через промежуточную опору, установленную на верхнем реактивном рычаге, который приварен к кожуху полуоси среднего ведущего моста.

Промежуточная опора состоит из картера 10, в котором установлен на двух конических роликоподшипниках 6 вал 9 промежуточной опоры. Роликоподшипники закрыты крышками 2, Между крышками и корпусом установлены прокладки 3, при помощи которых регулируется затяжка подшипников. Масло в картер опоры заливается через отверстие, закрываемое пробкой 8, а уровень масла контролируется при помощи контрольного отверстия, закрываемого пробкой. Масло сливается из картера через отверстие, закрываемое пробкой 12. Через сапун 7 полость картера сообщается с атмосферой.

Карданная передача автомобиля ЗИЛ-157 выполнена так же, как и на автомобиле ЗИЛ-157К; их различие заключается в длине основного и промежуточного карданных валов и в устройстве отдельных деталей.

Карданная передача автомобиля ЗИЛ-151 состоит из пяти карданных валов, а автомобиля ЗИЛ-151А (с лебедкой) — из шести. Привод к.лебедке осуществляется одним карданным валом без промежуточной опоры. Промежуточная опора карданного вала привода заднего моста отличается по своему устройству от опоры, установленной на автомобиле ЗИЛ-157, отсутствием грязезащитных колец и маслоотгонных шайб.

Автомобили ЗИЛ-164А, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-150 имеют одинаковые по своему устройству карданные, передачи. Привод к заднему мосту осуществляется двумя валами: основным и промежуточным. Задний конец промежуточного вала вращается в шарикоподшипнике промежуточной опоры. Промежуточная опора по своему устройству аналогична опоре, устанавливаемой на автомобиле ГАЗ-51А, и отличается, от нее тем, что для удержания смазки в крышке подшипника установлены обычные войлочные сальники.

Карданная передача трехосного автомобиля Урал-375 (без лебедки) с приводом на все оси состоит из четырех карданных валов. На автомобиле Урал-375 с лебедкой дополнительно устанавливаются два карданных вала (для привода лебедки) с карданными шарнирами от автомобиля ГАЗ-69.

Рис. Схема карданной передачи автомобиля Урал-375: 1 — коробка передач; 2 — основной карданный вал; 3 — раздаточная коробка; 4 — карданный вал среднего ведущего моста; 5 —карданный вал заднего ведущего моста; 6 — задний ведущий мост; 7 — средний ведущий мост; 8 — карданный вал переднего ведущего моста; 9 — передний ведущий мост

В карданной передаче трехосного автомобиля КрАЗ-214, имеющего привод ко всем осям и, кроме того, к лебедке, установлены шесть карданных валов. Привод к заднему мосту осуществляется двумя карданными валами через промежуточную опору, закрепленную на балке среднего моста.

Рис. Промежуточная опора карданного вала привода заднего моста автомобилей КрАЗ-214 и КрАЗ-219: 1 — фланец; 2 — сальник; 3 — шарикоподшипник; 4 — картер промежуточной опоры; 5 — сапун; 6 — вал промежуточной опоры; 7 — кронштейн; 5 — пробка заливного отверстия промежуточной опоры; 9 — пробка сливного отверстия промежуточной опоры

Коробка передач соединена с раздаточной коробкой коротким карданным валом. Шлицевые соединения скользящих вилок кардана имеют масленки для смазки и сальниковые уплотнения.

Карданная передача трехосного автомобиля КрАЗ-219 имеет четыре карданных вала. Карданные валы, идущие к заднему и среднему мостам, и промежуточная опора такие же, как и на автомобиле КрАЗ-214.