Последнее поколение Hyundai Elantra бьет рекорды продаж

Иномарки бьют рекорды

На долю иномарок пришлось более 50% продаж автомобилей в России, а наши заводы потеряли 5,8% рынка

Прошедший 2005 год вновь установил рекорды реализации иностранных автомобилей в России. При этом, по данным аналитиков, впервые по продажам новые и подержанные иномарки превзошли отечественные автомобили. Все это связано с выводом на российский рынок недорогих иномарок, ростом сборки иностранных автомобилей в России, бурным развитием кредитных программ, сокращением производства дешевых моделей «Ока» и «Ода», а также постоянным удорожанием отечественных машин.

АвтоВАЗ сохранил лидерство на автомобильном рынке. Завод продал за год в России 648 000 автомобилей — это на 3,7% больше, чем годом ранее. Самым высоким спросом пользовались «классические» модели (190 524, +2,5%) и Lada Samara (224 515, +0,6%). А вот продажи «десяток» снизились на 0,2% — до 197 230. Перевыполнены планы и по Lada Kalina — новую модель купили более 13 500 человек. Но наибольший рост коснулся Lada Niva — продажи Тольяттинских внедорожников (включая минивэны «Надежда») выросли на 19,7% — до 22 896 штук.

На российском рынке иномарок лидерство сохранила южнокорейская компания «Hyundai» — продано более 85 000 автомобилей. Захватить в начале года и удержать лидерство компании помогла локальная сборка Accent (32 741) и Sonata (10 890). Из импортируемых моделей наибольшим спросом пользовались Hyundai Getz (15 178), Hyundai Elantra (11 704), «паркетник» Tucson (5720), Hyundai Matrix (4269), внедорожник Santa Fe (2896).

Брэнд «Chevrolet» на российском рынке развивается семимильными шагами. В прошлом году марка стала самой динамичной — продажи (с учетом Chevrolet Niva) выросли почти в девять раз — до 66 531 автомобилей! Продажи Chevrolet Niva снизились до 44 059 штук, а Chevrolet Viva было приобретено 2090 штук при планировавшихся в начале 2005 года 7500.

Среди импортируемых автомобилей тон задавали корейские автомобили производства «GM Daewoo» — Chevrolet Aveo (7700) и Chevrolet Lacetti (6976). В ноябре в России начались продажи еще одного Chevrolet, бывшего в девичестве моделью «Daewoo» — с Украины начался импорт модели Lanos, базовая цена которого не превышает $9000. В ноябре-декабре дилерами было реализовано 2325 «новых Запорожцев».

«Toyota» продала в России 60 414 автомобилей. Бестселлер марки — Corolla (22 442) — стал почти вдвое популярнее. Следом идет седан бизнес-класса Camry (12 860). По-прежнему неплохо расходится Toyota Avensis — в январе-декабре было продано 8612 автомобилей. Знаменитые внедорожники Toyota поддержали общий рост продаж, хотя и не могут похвастать высокой динамикой. Продажи Toyota Land Cruiser (5314), RAV4 (6335) увеличились незначительно, а вот Land Cruiser Prado может похвастать их ростом на 21,3% (3857).

В спину «Toyota» дышит американский «Ford», продажи которого составили за год 57 597 автомобилей (рост к 2004 году — 52,2%). Лидер неизменен на протяжении последних лет — Ford Focus первого и второго поколений российской сборки (35 170 машин, это на 25,3% больше, чем годом ранее). Ни одна из других моделей с голубым овалом на радиаторной решетке не может похвастать такой популярностью — следом за Focus идут Fusion (6815) и Mondeo (6173).

ОАО «ИжАвто» розничные продажи не раскрывает. С завода дилерам был отгружен 55 301 автомобиль, в числе которых 16121 легковой и коммерческий Иж и 39 180 «четверок» и «шестерок» Lada.

Японская «Mitsubishi Motors» реализовала 55 148 автомобилей. Самой популярной моделью стал Mitsubishi Lancer, который в 2005 году нашел 39 195 покупателей (более чем в два раза превысив показатели 2004-го). Это абсолютно лучший показатель на российском рынке. Lancer — автомобиль большой, достаточно доступный, а в прошлом году еще и переживший небольшой рестайлинг. На втором месте по объемам — кроссовер Outlander (4126), на третьем — компактный Colt (3168).

Горьковский автозавод (ОАО «ГАЗ») полностью выполнил свои планы — было продано 55 000 автомобилей «Волга». Из них — несколько сотен с двигателями Chrysler.

ОАО «УАЗ» реализацию увеличило почти в два раза — они составили 52 558 автомобилей. При этом спрос от дешевых «козликов» сместился в сторону более дорогих моделей завода, таких как Hunter (10 583) и Patriot (с июля продано 3287 внедорожников).

Нестареющие Daewoo родом из Узбекистана по-прежнему пользуются популярностью в России. За весь прошлый год приобретено 48 623 автомобиля Daewoo, что на 37,3% больше, чем годом ранее. Старушку Nexia выбрало 35 175 покупателей, а Matiz разошелся тиражом в 13 448 экземпляров.

«Nissan» (46 485), без сомнения, можно назвать главным возмутителем спокойствия ушедшего года. Вывод на российский рынок внедорожника Pathfinder (1893) и пикапа Navara, купе 350Z, «легализация» Nissan Murano. Лидер у «Nissan» прежний — популярная Almera (21 822). Другие модели даже и близко не подобрались к ней. Nissan Primera стоит более $20 000, но по-прежнему продается хорошо — 9130 автомобилей, X-Trail благодаря привлекательной цене и различным акциям уходит просто «на ура» — 7420 экземпляров.

ОАО «ЗМА» и ОАО «СеАЗ» на пару реализовали почти 43 000 автомобилей «Ока», что почти на треть меньше, чем в 2004 году. Это связано с тем, что значительно снизились заказы от соцорганов на машины для инвалидов. ЗМА произвел 30 479 автомобилей, а СеАЗ — 12 500.

Дилеры «Renault» продали в России 26 746 легковушек — почти в два раза больше, чем годом ранее. Подвинуть вниз «Kia», без сомнения, помог отличный старт седанов Logan, которые собирают в Москве. С июля, когда и начались продажи, по декабрь ушло 7057 таких автомобилей. Ну а бестселлером осталось семейство Megane II (8751), причем основной спрос пришелся на седаны, которые собираются в Турции. Другой автомобиль родом из этой страны, седанчик Symbol, также пользуется спросом (7666).

Южнокорейская «Kia» увеличила свои продажи на 20% — до 24 671 автомобиля. В лидерах — теперь уже снятые с производства первые поколения Rio (4016) и Sportage (3313). Хорошо покупали и «паркетники» Sorento — (3065), и небольшие Kia Cerato (3620). Также за несколько месяцев уходящего года было продано 1534 Kia Spectra ижевской сборки.

«Mazda» продолжает динамично развиваться. В прошлом году компания продала на российском рынке 21 120 автомобилей — это в 2,4 раза больше, чем в 2004-м и выше запланированных самой компанией объемов. При этом у «Mazda» сменился фаворит. В европейском отделении услышали просьбы наших дилеров, которые испытывали острую нехватку автомобилей Mazda3. В результате квота была увеличена, и эта модель с результатом 11 445 проданных единиц обошла Mazda6 (8426). Полноприводные автомобили, пикап B-Series (736) и внедорожник Tribute (390), имели меньший успех. Кроме того, «Mazda» реализовала 52 роторных купе RX-8.

Читайте также  Honda сменила гоночный хэтчбек Civic на универсал

Вслед за лидерами

Немецкий «Volkswagen» постепенно начинает наращивать обороты, возвращая утраченные позиции. В прошлом году было продано более 12 000 легковушек. Общий объем реализации компании таким образом вырос на 58%. Лидер продаж, отнюдь не народный внедорожник, Touareg (3565). В июле этого года на российский рынок был выведен Passat нового поколения, что не замедлило сказаться на объемах продаж этой модели — продано 3108 Passat, из которых 1791 автомобиль пришелся на новое поколение.

«Suzuki» демонстрирует уверенный рост. За год было продано 9803 автомобиля — на 46,6% больше, чем годом раньше. Лидеры продаж прежние — внедорожники Grand Vitara/XL7 (5350) и легковые Liana (3017).

«Opel» остался практически на прежнем уровне — в 2005-м удалось продать 9398 автомобилей — всего на пару сотен машин больше, чем годом раньше. На нашем рынке ярко расцвела Astra — 4417 реализованных автомобилей. Остальные модели «Opel» только теряли — снизились продажи Corsa (1984), Vectra (1650) и Zafira (813).

«Honda» увеличила свое присутствие на российском рынке почти в полтора раза, реализовав 8906 автомобилей. Лидер неизменен на протяжении последних нескольких лет — «паркетный» внедорожник Honda CR-V (3319). Кроме того, растет интерес к седанам и универсалам Accord (3109) и Honda HR-V(1075).

Французский «Peugeot» продал за год 8570 автомобилей. Лучше всего расходились Peugeot 307 (4052) и Peugeot 206 (2302). Дорогой Peugeot 407 продается не очень активно — за год было реализовано 1970 седанов и универсалов.

«Citroen» остался одной из последних компаний, не имеющих в России импортера. Однако это не помешало бурному росту продаж. В прошлом году было продано 5985 автомобилей с двойным шевроном на радиаторной решетке. Секрет роста — в яркой модели С4 (2930), которую компания вывела на наш рынок в феврале 2005 года. На купе и хэтчбеки С4 пришлось более 44% успеха «Citroen» в России. Помог и рестайлинг модели С5 — ее продажи выросли до 1170 автомобилей. А вот небольшие С3 (1157) и С2 (231) меньше востребованы.

«Skoda» сегодня далека от тех позиций, что занимала несколько лет назад. За год чешские автомобили нашли 7535 покупателей. Седанов и универсалов Octavia Tour реализовано 3281 штука, что чуть меньше, чем в 2004 году. Зато была «распробована» Octavia нового поколения (1618), вырос интерес к небольшой Fabia (2248) и большим седанам Superb (388).

Баварская BMW вновь лучшая из представителей премиум-сектора. За год компания реализовала в России 6338 автомобилей, причем динамика растет с каждым годом. В лидерах — «пятерка» (1796) и «трешка» (1470), которые собирают в Калининграде. Седьмая серия BMW, пережившая в ушедшем году рестайлинг, осталась третьей в классе представительских седанов — 823 штуки.

«Audi» совсем немного не хватило для того, чтобы вырваться в лидеры «премиума», — за год было продано 6115 автомобилей, в полтора раза больше, чем годом ранее. Впечатляющий для марки рост обеспечен продажами Audi А4 (2121) и Audi A6 (2357) — на эти модельные серии пришлось более 70% в общем объеме компании. Они же стали и лидерами в своих классах в премиальном сегменте. Благодаря появлению мощной версии W12 и без того популярный представительский седан Audi A8 был распространен тиражом в 829 экземпляров. А вот спрос на Audi allroad quattro, Audi TT и кабриолеты снизился.

«Volvo» после падения в прошлом году вновь растет на нашем рынке. За год продано 5713 автомобилей. Дорогие S40 (873) и V50 (125) особым спросом не пользовались. По-прежнему отлично продаются седаны S60 (1442) и S80 (1197). Появление мощной версии с двигателем V8 подстегнуло интерес к ХС90 — спрос вырос в 2,7 раза (до 1378 машин). Выросли продажи и кроссоверов ХС70 — 566 автомобилей против 321 в предыдущем году.

«Lexus» постепенно укрепляет позиции среди дорогих марок. В прошлом году в России было продано 5369 седанов и внедорожников этой марки — рост в полтора раза. Уверенный рост продемонстрировали все модели компании, кроме представительских седанов LS430 (319) — покупатели этих автомобилей просто ждали смены поколений. Лидерство по-прежнему удерживает RX300 (2806), на втором месте седаны GS300/430 (1195).

«Mercedes-Benz» долго заряжал, но потом выстрелил прямо в цель. Представив в начале сентябре S-класс в кузове W221, компания немедленно начала его продажи, причем сумев выбить для России большие квоты. В результате — сохраненное лидерство в F-классе и впечатляющий итог — 918 седанов, из которых 443 экземпляра — S-класс нового поколения. За год легковой «Mercedes-Benz» продемонстрировал рост по всем моделям, продав 4848 автомобилей. Вырос интерес к С- и Е-классам (1242 и 1520 соответственно), отлично продавался новый А-класс (362 штуки, рост в пять раз!).

«Subaru» практически не продемонстрировала роста — в 2005 году официальные дилеры реализовали 4130 автомобилей, +10% к 2004-му. Наибольшим спросом пользовались Outback (1513) и Forester (1471). Выросли и продажи Impreza (661), причем более трети пришлось на «раллийную» версию WRX.

«Land Rover» продал за год 4080 автомобилей. Рост в 67% обусловлен появлением на российском рынке Discovery третьего поколения (1615). Стабильным спросом пользовался и роскошный Range Rover (912), а продажи «накачанных» Range Rover Sport составили 473 автомобиля. Вырос спрос на Land Rover Freelander (833) и классический Defender (247).

После того, как автомобилями Jaguar в России занялось отделение «Land Rover» (теперь офис носит название «Jaguar Land Rover Россия»), реализация автомобилей с «дикой кошкой» на капоте увеличилась почти в четыре раза. Из общего объема продаж в 511 автомобилей стоит выделить купе Jaguar XK (324) и седаны Х-Туре (121).

Продажи «Bentley» выросли практически в два раза — 170 автомобилей. Основной спрос пришелся на купе Bentley Continental GT, но своих владельцев нашли и около 30 седанов Bentley Continental Flying Spur.

Перспективы на этот год для российского автомобилестроения не самые радужные, несмотря на то, что бум спроса на иномарки прошел, и в этом году продолжится завоевание российского рынка «интервентами». Однако скорее всего спрос будет постепенно смещаться в сторону иномарок, собранных в России. «Ford» на этот год запланировал произвести 60 000 Focus II, и в том, что планы будут осуществлены, сомневаться не приходится. «Renault» наращивает сборку Logan в Москве, да и в Таганроге собираются значительно увеличить производство. Группа «СОК» также с оптимизмом смотрит на будущее сборочного производства автомобилей Kia на ИжАвто. Возможно, через несколько лет у отечественных производителей практически не останется шансов на выживание с той продукцией, что предлагается сегодня или запланирована к выпуску в ближайшее время.

Безоговорочным лидером рынка остается АвтоВАЗ. А вот некоторые другие отечественные компании «сдали» позиции иностранцам

Российский авторынок в 2005 году

Лидеры продаж в классе «А»

Читайте также  Peugeot 308 GTi представлен официально

Лидеры продаж в классе «В»

Лидеры продаж в классе «С»

Лидеры продаж в классе «D»

Лидеры продаж в классе «Е»

Лидеры продаж в классе «F»

Лидеры продаж в классе минивэнов

Лидеры продаж в классе внедорожников

Рост продаж автомобилей в 2002-2005 годах

Материал доступен в бумажной версии издания.]