Toyota намерена увеличить объемы алюминия в своих автомобилях

«Обойтись без нашего металла и сплавов очень сложно»

В будущем году ожидается рост глобального спроса на алюминий

После снятия Министерством финансов США санкций в конце января текущего года компания «Русал» постепенно восстанавливает позиции на мировом рынке. О прогнозе роста спроса на алюминий на мировом и российском рынках в следующем году и об объективных ценах на внутреннем рынке “Ъ” рассказал генеральный директор «Русала» Евгений Никитин.

Генеральный директор «Русала» Евгений Никитин

Фото: Предоставлено пресс-службой компании «Русал»

Генеральный директор «Русала» Евгений Никитин

Фото: Предоставлено пресс-службой компании «Русал»

— С марта прошлого года мировые цены на алюминий стремятся вниз, и, похоже, особых оснований для их роста нет. Не говорит ли это о наступлении нового кризиса потребления на мировом рынке алюминия? Несмотря на снятие американских санкций с «Русала» в начале текущего года, производство компанией алюминия останется на уровне, достигнутом в 2018 году. По итогам девяти месяцев компания увеличила продажи первичного алюминия на 9,8%, до 3,069 млн тонн.

— Нынешняя ценовая ситуация никак не связана с алюминием как таковым — причины здесь макроэкономические, они влияют на многие отрасли, включая алюминиевую. Восстановление цен и рост рынка в будущем по-прежнему зависят от снятия напряженности, сохраняющейся в торговых отношениях США и Китая.

По итогам первых девяти месяцев 2019 года мы видим, что в Европе спрос на первичный алюминий незначительно упал. Но в то же время автомобильная промышленность — основной драйвер отрасли — в крупнейших странах региона, в особенности в Германии и Турции, постепенно стабилизируется.

В Северной Америке за этот же период спрос на алюминий также сократился — в пределах 2%. Но увеличение среднего возраста эксплуатируемых автомобилей на североамериканском континенте почти до 12 лет дает право на позитивные прогнозы в отношении производства автомобилей в ближайшем будущем.

Более того, требования регуляторов к снижению выбросов автомобилей требуют снижения их веса, что невозможно без применения алюминия, и рост потребления листового алюминия автопромом уже сейчас выражается в двухзначных цифрах.

Увеличивается, пусть и незначительно, спрос на одном из крупнейших и самых динамичных рынков — индийском, но темпы его ниже, чем были в начале года. В других частях Азии за пределами Китая наблюдается падение спроса, которое, как мы предполагаем, носит временный характер.

Дополнительный спрос на алюминий ожидается в результате перехода многих производителей воды и напитков с пластиковой бутылки на алюминиевую банку.

В целом, по нашим оценкам, положительные тенденции, которые наблюдаются на всех рынках, должны привести к росту спроса на алюминий уже в следующем году.

Кроме того, будет расти спрос на экологически чистую продукцию, а следовательно, и на алюминий, произведенный с наименьшим углеродным следом. «Русал» — один из ведущих производителей экологически чистого алюминия в мире, и мы будем только наращивать и развивать предложение продукции под экобрендом Allow. Это уникальный, по сути, продукт: сертифицированно подтвержденные экологические показатели позволяют использовать его производителям конечной продукции с самыми высокими требованиями к снижению углеродного следа.

— Если цены на алюминий будут и дальше находиться на низком уровне, то есть ли механизмы для стимулирования их подъема? И какую роль в этом может сыграть «Русал»?

— Как я отметил выше, торговые разногласия между США и Китаем способствуют сохранению неопределенности на рынке. Эта неопределенность в сочетании с глобальным сокращением промышленного роста может негативно отразиться на ценах на алюминий в конце текущего года. Мы считаем, что урегулирование торгового конфликта между крупнейшими экономиками мира, рост промышленной активности на ключевых рынках будут способствовать стабилизации в том числе мирового рынка алюминия и цен, которые сейчас далеки от справедливых.

— За границей могут обойтись без алюминия «Русала». Тогда остается российский рынок, на котором компания продает алюминий по ценам выше, чем на LME. Почему бы компании не снизить цены для отечественных потребителей, используя, например, механизм скидок?

— Не соглашусь с вами по всем пунктам. Во-первых, история как раз показала, что на мировом рынке обойтись без нашего металла и сплавов очень сложно. Надо всегда помнить и понимать, что мы живем в глобальном мире, экономические и хозяйственные связи в котором формируются годами, если не десятилетиями. «Русал» — один из крупнейших производителей алюминия, часть мировой производственной цепочки. Его нельзя просто так исключить из рынка. И это не прихоть «Русала» или наших клиентов, просто так работает рынок: чтобы быть конкурентными, чтобы предлагать потребителям лучший товар по лучшей цене, без долгосрочного планирования, качественного сырья и материалов не обойтись. «Русалу» в этом отношении есть что предложить своим клиентам — это и уникальные сплавы, большую часть которых мы разрабатываем сами с учетом потребностей конкретного потребителя. Наш металл, продаваемый под брендом Allow, привлекает все большее внимание клиентов, которым важно демонстрировать максимально низкий углеродный след на всех этапах производства. Но самое важное: «Русал» — это еще и репутация надежного партнера, которой мы гордимся и дорожим. Несмотря на любые сложные обстоятельства, с которыми нам приходилось сталкиваться, «Русал» полностью выполнял все свои обязательства.

А что касается цены — ее формирует рынок, и складывается она из многих составляющих. Мы как глобальная компания не можем игнорировать правила рынка, так как в долгосрочной перспективе от этого не выиграет никто: ни «Русал», ни российские производители. Кроме того, напомню, что, согласно предписанию антимонопольного органа России, мы обязаны выполнять в приоритетном порядке запросы российских клиентов, и от своих партнеров мы никогда нареканий не получали, так как поставляем на отечественный рынок продукцию действительно мирового качества.

— Как вы оцениваете положение дел на российском рынке алюминия? Есть ли предпосылки к его расширению, учитывая трудности, испытываемые промышленностью и строительством? Какие отрасли могут стать драйвером этого процесса?

— С 2016 года, то есть на протяжении последних четырех лет, объем экспорта российских алюминиевых полуфабрикатов и готовых изделий из алюминия превышает объем импорта. Но структура экспорта и импорта существенно различается. Экспорт в основном приходится на прокатную продукцию и фольгу (плиты, листы, лента) для производства упаковки и продукции машиностроения, а также на прутковую экструзию, то есть на те отрасли, где мы имеем развитые компетенции еще с советских времен.

Подавляющая часть импорта — это продукция потребительского сектора: радиаторы отопления, посуда, профиль для мебели, автомобильные колесные диски, полуфабрикаты для строительства и отделки.

Сейчас примерно 20% общего потребления приходится на импортную продукцию. С одной стороны, эта доля не так уж велика, особенно в сравнении с цифрами начала 2010-х годов, когда она достигала половины общего потребления. Более того, сокращение доли импорта до нуля не будет полезным для российской алюминиевой отрасли в плане развития конкуренции и улучшения качества продукции, да и просто разумности: всегда есть какая-то доля уникальной продукции, которую нерационально производить внутри страны из-за малого объема спроса.

Примерно половину существующего объема импорта невозможно заместить внутренним производством по причине или полного отсутствия аналогичных производств, или недостаточного объема мощностей для удовлетворения спроса. Речь идет прежде всего о плоском прокате с современными покрытиями, используемом в строительной отрасли, крупногабаритном транспортном профиле, колесных дисках. И, на наш взгляд, именно на этих направлениях необходимо сосредоточиться для развития отрасли и экономики в целом, так как давайте не будем забывать, что алюминиевая отрасль — это еще и база для высокотехнологичных производств разных направлений промышленности.

— Однажды вы сказали, что в России не мешало бы наладить производство алюминиевых автомобилей. Вы по-прежнему так думаете?

— Речь шла о мировом тренде, который заключается в увеличении доли алюминия в современном автомобиле. Он легче других материалов, что обеспечивает заметное снижение выбросов углекислого газа при эксплуатации транспортного средства. В нашей стране, где на одну семью все чаще приходится уже по две машины и перед многими регионами стоит задача улучшить экологические показатели, в том числе за счет модернизации городского автопарка, увеличение потребления алюминия в этой области могло бы способствовать решению более масштабной задачи.

В России применение алюминия в автопроме пока гораздо ниже, чем в европейских странах,— почти в два с половиной раза, что прежде всего связано с модельным рядом автомобилей, собираемых в нашей стране. Подавляющее большинство из них — это экономичные автомобили компактного и среднего классов, в которых основная доля используемого алюминия приходится на колесные диски и элементы силовой линии (детали двигателя и трансмиссии).

Другая причина низкой доли российского автопрома в наших продажах обусловлена тем, что, несмотря на огромные мощности по сборке автомобилей, уровень локализации производства алюминиевых компонентов в России остается крайне низким.

Алюминий может быть более востребованным в строительстве, транспортном машиностроении, автомобилестроении, мостостроении, то есть практически во всех областях, от которых зависит качество жизни в наших регионах. Поэтому мы будем поддерживать развитие отечественных компетенций в этих сферах.

— Каковы планы «Русала» на развитие производства до конца 2019 года и на ближайшие пару лет? В частности, в какие сроки предполагается завершить строительство Тайшетского алюминиевого завода? Будет ли мощность Богучанского доводиться до 588 тыс. тонн в год?

Читайте также  Mercedes-Benz планирует новую спортивную линейку AMG Sport

— В течение 2019 года мы постепенно восстанавливаем объемы продажи продукции с добавленной стоимостью (ПДС) и достигли 40% продаж ПДС в общем объеме реализации по итогам третьего квартала по сравнению с 29% в первом квартале. Ожидаем, что доля ПДС нормализуется в начале 2020 года, по итогам завершения периода контрактации.

Наши планы по строительству Тайшета остаются в силе, Богучанский завод также набирает обороты. БоАЗ мы строим в партнерстве, поэтому строительство второй серии — это предмет обсуждения с нашим партнером.

На мировом рынке алюминия за последние два месяца биржевые котировки снизились (обзор)

Алматы 5 января. Kazakhstan Today — На мировом рынке алюминия за последние два месяца биржевые котировки снизились.

На Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) средняя стоимость наличного алюминия с немедленной оплатой и поставкой за ноябрь 2014 года составляла $2053,9, за декабрь — $1913,2, а на последних торгах — $1821,5 за тонну.

Средняя стоимость алюминия на бирже LME в январе 2014 года составляла $1726,4 за тонну.

Запасы алюминия на складах, контролируемых LME, за последние два месяца уменьшились с до 4,6 до 4,2 млн тонн.

В то же время избыток производства алюминия сократился, причем вне Китая участники отрасли наблюдают дефицит металла. Еще в 2013 году крупнейшие производители алюминия начали сокращать выпуск на наименее рентабельных предприятиях после многолетнего переизбытка производства. По оценкам консалтинговой компании CRU, дефицит алюминия на мировом рынке вне Китая в конце 2014 года составил 0,74 млн тонн, а в 2015 году вырастет до 0,86 млн тонн. Менеджмент компании «Русал», крупнейшего производителя алюминия в мире, ожидает, что дефицит в течение следующих 5 лет не будет опускаться ниже 1 млн тонн в год. В настоящее время производители алюминия и аналитические агентства отмечают оздоровление баланса производства/потребления и единодушны в ожиданиях будущего дефицита. По оценке участников отрасли, темпы ввода в Китае могут оказаться ниже темпов роста потребностей экономики страны, что окажет позитивное влияние на стоимость металла. Дефицит привел к долгожданному снижению запаса алюминия на складах. Так, по данным Metal Research, запасы на крупнейших биржах металлов с начала года снизились на 18% и продолжают уменьшаться. Это является кардинальным переломом прежней долгосрочной тенденции увеличения запасов алюминия на фоне перепроизводства, наблюдавшейся с 2007 году.

Крупнейшие производители алюминия в мире — компании «Русал» и Alcoa — обозначили уровень цен, при котором они будут рассматривать необходимость восстановления выпуска на остановленных заводах. Для Alcoa эта граница находится на уровне $2700 за тонну алюминия, у Русала — на уровне $2500 за тонну. Позитивное влияние на стоимость алюминия оказали ожидания, связанные с запретом экспорта необработанных руд из Индонезии. Китаю пришлось начать импорт сырья из Австралии, что привело к увеличению себестоимости производства. Свой вклад внесли страхи по поводу распространения лихорадки Эбола в Западной Африке, которая обеспечивает 20% морской торговли бокситами.

В течение 2014 года мировой рынок первичного алюминия перешел в зону дефицита. Согласно докладу Международного бюро металлургической статистики (World Bureau of Metal Statistics, WBMS), рынок достиг дефицита в 542 тыс. тонн в течение 10 месяцев 2014 года по сравнению с избытком в 570 тыс. тонн, зарегистрированным в течение всего 2013 года. Следует отметить, что уровень запасов на конец 2013 года был на уровне 7,1 млн тонн. На долю Китая приходится почти 48% мирового производства алюминия, или 19,63 млн тонн.

Мировое производство алюминия в январе — ноябре 2014 года увеличилось на 4% относительно аналогичного периода 2013 года, или до 44,07 млн тонн, говорится в сообщении Международного института алюминия (International Aluminium Institute, IAI). Основными драйверами роста традиционно стали страны Персидского залива (+23,6%, или до 4,4 млн тонн) и Китай (+9,7%, или до 22 млн тонн).

Самая крупная в мире алюминиевая компания «Русал» прогнозирует стабильную цену на алюминий в 2015 году на уровне $2400-2500 за тонну. Об этом в интервью агентству Interfax сообщила финансовый директор компании Александра Бурико. «Гигантского роста цены в следующем году не ожидаем, но, безусловно, какие-то скачки и пики возможны. В 2015 году цена на металл будет стабильная, возможен небольшой рост, порядка 5%», — сказала она. Компания прогнозирует, что мировое потребление алюминия к 2018 году может увеличиться на 27% относительно 2013 года, или до 66 млн тонн, а к 2023 году — до 78 млн тонн, что на 50% превысит показатель прошлого года. Столь стремительный рост потребления алюминия в течение пяти лет будет обусловлен растущим спросом со машиностроительной, упаковочной, строительной и транспортной отраслей, а также электроэнергетики и товаров длительного пользования. «После того как мировые производители закрыли объективно убыточные мощности, ни у нас, ни у наших коллег по отрасли не возникло желание нарушать дисциплину и наращивать производство», — сказала она.

Прогнозируется, что в течение первых трех месяцев 2015 года, стоимость алюминия на LME вырастет, начиная с января, но похоже, что японских покупателей это не смущает и они хотят увеличить объемы, хотя эта новость отнесена к разряду конфиденциальных и источник отказался себя идентифицировать. Вместе с тем крупнейшие производители алюминия «Русал» и Alcoa урезали на своих заводах производственные мощности. Прогнозируется, что в 2015 году спрос на алюминий может вырасти на 387 тыс. тонн, а через год после этого спрос на алюминий превысит производство на 872 тонн. Эти прогнозы были сделаны торговой компанией Marubeni Corp.

По оценке Австралийского бюро по ресурсам и энергетике департамента экономики (Bureau of Resources and Energy Economics, BREE), мировой объем производства алюминия в 2014 году вырос на 0,8%, или до 48,06 млн тонн, из-за закрытия крупных рафинировочных производств. Низкие цены и высокие издержки на электроэнергию заставили крупные компании, такие как «Русал», Alcoa, Rio Tinto, а также многие другие, сократить производство и закрыть некоторые из заводов. BREE прогнозирует рост выпуска алюминия в 2015 году на 3,76%, до 49,87 млн тонн вследствие увеличения производства в Китае, Индии и Западной Азии. Мировое потребление алюминия вырастет на 5,2%, или до 48,67 млн тонн, с 46,24 млн тонн в предыдущем году, благодаря увеличению потребления металла новыми экономиками, такими как Китай и Индия, прогнозируют эксперты BREE.

Компании, производящие алюминиевую продукцию в Японии, увеличили свою закупку алюминия в 2014 году, согласно договорам поставок с производителями алюминия, надеясь, что, экономическая политика премьер-министра Абэ сможет омолодить экономику страны. Основной объем импорт алюминия в стране поднялся на 15%, или до 1,7 млн тонн в 2014 году, согласно данным, которые были собраны Японской ассоциацией алюминия. В отчете также говорится, что мировое потребление алюминия выросло на 5,6%, по сравнению с прошлогодним. В то же время глобальное производство алюминия в 2014 году выросло на 3,5% и продолжит подъем в 2015 году, но спрос будет расти более высокими темпами, что приведет к увеличению дефицита, передал azovpromstal.com.

Компания «Русал» сообщила о снижении цены на металл для российских потребителей. В целях стимулирования потребления на российском рынке компания запускает программу по снижению цен для российских потребителей. Программа направлена на поддержание и развитие отечественной потребляющей отрасли, а также на стимулирование импортозамещения производителями отечественной высокотехнологичной продукции. Новые условия продаж вступили с 1 января 2015 года. В настоящее время емкость внутреннего рынка алюминия оценивается в 1,9 млн тонн в год с потенциалом роста до 2,4 млн тонн в 2020 году. При этом Россия по-прежнему остается медленно растущим рынком. В 2014 году темпы роста составили 4% против 7% в Китае, Индии и странах Ближнего Востока.

В ходе второй пятилетки индустриализации Казахстан планирует реализовать несколько крупных проектов в металлургии. В частности, в Павлодаре будет построена вторая очередь алюминиевого завода мощностью 0,25 млн тонн в год.

Японская автомобилестроительная компания Toyota планирует в 2017 году в качестве основного материала корпуса для автомобилей «премиум» класса Lexus и «среднего» класса Prius использовать алюминий. Цель японской компании — снизить массу автомобиля минимум на 100 килограммов. Об этом сообщили в Nikkei. Кроме того, Toyota планирует инвестировать миллиарды иен на строительство дополнительных сборочных линий для работы с алюминием. Ранее сообщалось, что с 2015 года Toyota намерена применять алюминий в качестве основного материала при производстве багажника и капота Lexus RX 350, появление которого на рынке ожидается во второй половине следующего года. Toyota уже разместила заказы на заводах японской металлургической компании Kobe Steel на 100 тыс. тонн алюминиевого листа. Производители автомобилей, несмотря на все усилия сталеваров, все чаще отдают предпочтение алюминию. Первым автомобилем, чей кузов полностью простроен из алюминия, стал Ford F-150 нового поколения, представленный в начале 2014 года на Детройтском автосалоне. Американский пикап получил усиленную стальную раму и полностью алюминиевый кузов, благодаря которому он стал на 317 килограммов легче предшественника.

Читайте также  Как справиться c мелкими повреждениями на кузове автомобиля ?

Банк Goldman Sachs в понедельник завершил сделку по продаже бизнеса по складированию алюминия британской компании Reuben Brothers, чтобы защититься от критики со стороны властей США, пишет Financial Times. Братья Дэвид и Саймон Рейбены, заработавшие огромные деньги на вложениях в недвижимость и горнорудную отрасль, пабы, центры обработки данных и судостроение, купили у Goldman Sachs складскую компанию Metro International Trade Services, контролирующую 30 складов в штате Детройт. Goldman Sachs выставил на продажу Metro еще в мае, объявив, что она не отвечает стратегическим интересам клиентского бизнеса. В прошлом месяце сенат США по итогам собственного двухлетнего расследования пришел к выводу, что крупнейшие банки Уолл-стрит, владеющие сырьевыми активами, подвергают себя огромным финансовым рискам, а также могут манипулировать ценами на сырье, получая несправедливое торговое преимущество, и могут поставить под угрозу финансовую систему.

Мировой спрос на алюминий в 2015 году по сравнению с 2014 увеличится на 5-6%. Такое мнение высказали в норвежской алюминиевой компании Norsk Hydro. Кроме этого, спрос на алюминий в мире за исключением Китая в период с 2014 по 2024 год будет расти на 3-4%.

«Русал» консолидировал 100% ямайского глиноземного комплекса Windalco. Аналитики отмечают, что расходы на выкуп долей миноритариев в глиноземных активах сейчас можно монетизировать, так как цены на бокситы растут с начала года. На рынке полагают, что «Русал» может продолжить консолидацию, выкупив, например, 20% акций в «Боксите Тимана» у Республики Коми. Это реализация договоренностей «Русала» с правительством Ямайки, по которым оно согласилось передать компании госдолю 7% Windalco в счет погашения части долгов. Windalco состоит из глиноземных заводов Ewarton и Kirkvine, бокситовых рудников, торгового порта Esquivel; производственные мощности — 1,25 млн тонн глинозема и 4 млн тонн бокситов в год.

«Русал» стал владельцем 93% акций комплекса в 2007 году — после объединения активов «Русского алюминия» Олега Дерипаски, СУАЛа Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника и глиноземных активов Glencore (она и внесла Windalco). Источник, близкий к «Русалу», пояснил, что Ямайка не участвовала в модернизации актива, отсюда и возник долг. По словам директора по глиноземному бизнесу «Русала» Якова Ицкова, «Русал» планирует инвестировать в Windalco, чтобы снизить себестоимость и повысить качество глинозема. В компании не уточняют объем вложений, но говорят, что суммы не будут большими. Windalco за девять месяцев года произвела 1,4 млн тонн бокситов и 408 тыс. тонн глинозема. Всего за девять месяцев «Русал» добыл 9,17 млн тонн бокситов и произвел 5,4 млн тонн глинозема, из которых сторонним потребителям было продано 1,3 млн тонн. Компания контролирует 14 боксито-глиноземных производств, но четыре из них приостановлены.

«Ситуация на российском рынке алюминия и продукции на его основе в первом квартале 2015 году может быть сложная, но не критическая», — сказал Роман Андрюшин, директор «Русала» по сбыту на рынках России и стран СНГ, выступая на состоявшемся сегодня открытом заседании совета Российского союза поставщиков металлопродукции. По его словам, в следующем году, несмотря на существующие проблемы, Русал предпримет все необходимые усилия по расширению емкости алюминиевого рынка и поддержке основных потребляющих отраслей. «Я уверен, в 2015 году мы можем рассчитывать на рост рынка, несмотря на то, что I квартал может быть тяжелым. Более ясной ситуация станет к концу января, — отметил Роман Андрюшин. — Более того, исходя из реалий рынка, «Русал» первый официально объявил о программе снижения цен для ключевых инновационных отраслей. Проблемы и перспективы развития российского рынка алюминия и продукции его глубокой переработки будут обсуждаться на VII Международной конференции по алюминию, которая состоится я 28-29 мая 2015 года в Самаре.

В 2015 году дефицит алюминия на мировом рынке будет расти и может достигнуть 493 тыс. тонн, полагают аналитики японского торгового дома Sumitomo Corp., оценки которого приводит агентство Bloomberg. Как отмечают в Sumitomo, к дефициту металла приведет сворачивание компаниями производства на фоне роста спроса со стороны производителей автомобилей. Ранее о нехватке алюминия на мировом рынке предупреждала Goldman Sachs Group Inc. Низкие цены на металл привели к закрытию или сокращению производства более чем на 50 предприятиях по всему миру, в результате чего в этом году нехватка может составить 579 тыс. тонн после 7 лет избытка алюминия на мировом рынке.

По оценкам экспертов японской компании Marubeni, стоимость алюминия на LME может увеличиться во второй половине следующего года до $2300 за тонну на фоне снижения объемов производства, которые приведут к сокращению предложения. При этом эксперты отмечают, что мировой дефицит алюминия в 2015 году составит около 387 тыс. тонн, тогда как в текущем году ожидается дефицит в размере 125 тыс. тонн.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Пресс-релизы

РУСАЛ объявляет промежуточные итоги первого полугодия 2020 года

РУСАЛ объявляет промежуточные итоги первого полугодия 2020 года

Москва, 13 августа 2020 г. – РУСАЛ (торговый код на Гонконгской фондовой бирже 486, на Московской бирже RUAL), ведущий мировой производитель алюминия, объявляет о своих результатах за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2020 года.

Ключевые моменты

  • В первые месяцы 2020 года мировые рынки переживали значительные потрясения, вызванные вспышкой коронавируса. Этот и другие факторы, включая резкое падение цен на нефть, привели к высокой волатильности на фондовом рынке и падению индексов, а также к снижению курса российского рубля. В результате эпидемии COVID-19 цены на алюминий продолжили снижение, что оказало негативное влияние на выручку и доходность Группы, но было частично компенсировано ослаблением рубля и снижением стоимости сырья вследствие падения цен на нефть.
  • За первое полугодие 2020 года цена алюминия на Лондонской бирже металлов (LME) упала на 12,8% до 1 592 долл. США за тонну по сравнению с 1 826 долл. США за тонну за тот же период в 2019 году. Это стало одним из ключевых факторов, повлиявших на снижение общей выручки за первое полугодие 2020 года на 15,2% до 4 015 млн долл. США с 4 736 млн долл. США за тот же период 2019 года, а также на сокращение показателя EBITDA до 219 млн долл. США с 528 млн долл. США в первой половине 2019 года.
  • Падение цены на алюминий на Лондонской бирже металлов было скорректировано снижением себестоимости производства одной тонны в алюминиевом сегменте в первой половине 2020 года на 5,5% до 1 564 долл. США по сравнению с 1 655 долл. США за тонну за тот же период 2019 года в результате эффективных действий топ-менеджмента, направленных на оптимизацию затрат, а также ввиду ослабления курса российского рубля по отношению к доллару США и снижения цен на нефть.
  • Компания сообщила о выполнении ключевых показателей эффективности (KPI) в области устойчивого развития за 2019 год по сделке предэкспортного финансирования на сумму 1 085 млн долл. США, заключенной в октябре 2019 года. Целевые показатели на 2019 год были достигнуты или перевыполнены, поэтому ключевая процентная ставка по кредиту будет снижена до 2,1%, начиная с августа 2020 года.

Комментируя результаты за первое полугодие 2020 года, Генеральный директор РУСАЛа Евгений Никитин отметил:

«В то время, как мы наблюдаем за медленным восстановлением отрасли от беспрецедентного удара, нанесенного ей пандемией, РУСАЛ показал свою способность эффективно противостоять кризису – это результат долгой работы, начавшейся задолго до COVID-19. Прочные связи с нашими клиентами, непрерывный производственный цикл, самообеспеченность сырьем, инвестиции в экологически чистые и современные технологии, постоянное расширение ассортимента продукции, поиск и разработка технологических решений и многолетний фокус на устойчивое развитие как основу нашей стратегии – все эти ценности сделали РУСАЛ одним из лидеров отрасли.

К сожалению, проблемы, вызванные пандемией, не единственные, с которыми человечеству пришлось столкнуться. Растущие требования к охране окружающей среды и климатические изменения постоянно требуют соответствующих ответных мер и от бизнеса. Потребители и инвестиционное сообщество ожидают от промышленности решительных шагов, направленных на борьбу со стоящими перед нами угрозами. Необходимость в сокращении выбросов будет приоритетной задачей и по окончании пандемии.

Есть несколько возможных решений этой задачи: за счет инвестиций в исследования и разработку новых улучшенных технологий, решений или производство продукции с использованием возобновляемой энергии. РУСАЛ всегда занимал активную позицию в вопросах борьбы с климатическими изменениями, сочетая в своей стратегии использование чистой энергии для производства «зеленого» алюминия ALLOW с углеродным следом ниже, чем среднерыночные показатели, и инвестиции в развитие экологических технологий. Мы также уже много лет развиваем собственные инновационные решения, включая производство алюминия с использованием инертного анода и внедрение технологии ЭкоСодердберг на КрАЗе.

Мы считаем, что благодаря такому стратегическому подходу, сосредоточив наши усилия на устойчивом развитии, мы сможем пережить трудные времена, а также обеспечить задел на будущее».

Основные финансовые и операционные результаты

Читайте также  SEAT выпустит 4 новых модели в ближайшие два года

Шесть месяцев, закончившиеся

Основные операционные показатели[1]

Объем реализации первичного алюминия и сплавов

(долл. США за тонну)

Себестоимость на тонну[2] в алюминиевом сегменте

Цена алюминия за тонну на LME[3]

Средняя премия к цене на LME[4]

Отдельные данные из консолидированного промежуточного сокращенного отчета о прибылях и убытках

маржа (% от выручки)

(Убыток)/Прибыль за период

маржа (% от выручки)

Скорректированный чистый убыток за период

маржа (% от выручки)

Нормализованный чистый (убыток)/прибыль

маржа (% от выручки)

Отдельные данные из консолидированного промежуточного сокращенного отчета о финансовом положении

По состоянию на 30 июня 2020

По состоянию на 31 декабря 2019

Отдельные данные из консолидированного промежуточного сокращенного отчета о движении денежных средств

Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня

Чистый поток денежных средств от операционной деятельности

Чистый поток денежных средств, использованных в инвестиционной деятельности

Спрос на алюминий

По данным JP Morgan Global Manufacturing PMI, мировая деловая активность выросла с 42,4 пунктов в мае 2020 года до 5-месячного максимума 47,8 в июне 2020 года. Этот показатель все еще находится на уровне ниже 50 пунктов, что указывает на сокращение деловой активности, но более медленными темпами. Обрабатывающая промышленность во всем мире продолжает восстанавливаться после значительного нарушения нормального ритма производства в связи с пандемией COVID-19. В то время как объемы производства в США, Бразилии, Франции, Турции и Китае росли самыми высокими темпами за прошедшие несколько месяцев, в экономической ситуации других стран наблюдался медленный спад. Несмотря на то, что на рынке присутствует некоторая неопределенность в связи с возможностью второй волны COVID-19, второе полугодие 2020 года внушает оптимизм руководству большинства стран.

В первом полугодии 2020 года глобальный спрос на первичный алюминий снизился на 6,6% в годовом выражении – до 30,3 млн тонн. Спрос на продукцию во всем мире, без учета Китая, сократился на 15,4% – до 12,3 млн тонн, при этом уровень спроса в самом Китае оставался практически на том же уровне – 18 млн тонн.

В Европе в первом полугодии 2020 года спрос на первичный алюминий снизился на 16,1% – до 4 млн тонн по причине практически полной остановки работы предприятий автомобильного производства и строительной отрасли, а также падения объемов розничных продаж в связи с эпидемией COVID-19. Обрушившись до минимального уровня в апреле, сектор производства в странах Еврозоны стабилизировался, при этом индекс деловой активности в июне поднялся до 47,4, что оказалось выше прогнозируемой рыночной конъюнктуры. Существенные меры поддержки со стороны Еврокомиссии, Европейского Центробанка и правительств различных государств направлены на содействие развитию производственной отрасли, наиболее сильно пострадавшей из-за эпидемии COVID-19. В частности, меры направлены на поддержку сектора производства автомобилей и общее оздоровление экономической системы. Таким образом, восстановление объемов деятельности основных секторов конечного потребления первичного алюминия значительно повысит спрос на него.

В Северной Америке спрос на первичный алюминий в первом полугодии 2020 года значительно снизился (на 18,2%) – до 2,8 млн тонн, что было вызвано вспышкой COVID-19, которая возникла в странах этого региона несколько позже, но, тем не менее, оказала не менее сильное влияние. После вынужденного сокращения объемов производства и продаж этой весной, начиная с мая, показатели производства начали восстанавливаться. В июне 2020 года объемы производства в США увеличились, при этом индекс деловой активности ISM достиг 52,6, а в экономике в целом в течение второго месяца подряд наблюдался рост. В двух основных секторах, являющихся конечными потребителями алюминия, транспортном и строительном, прогнозируемая рыночная конъюнктура выглядит более оптимистично. Согласно оценке LMC Automotive, в 2020 году ожидается спад производства легковых автомобилей на 21%, что значительно меньше прогнозируемого двумя месяцами ранее спада на 25,4%.

В Южной Америке спрос на первичный алюминий снизился на 10,5% – до 0,5 млн тонн, в основном по причине вспышки COVID-19 в Бразилии и продолжающегося финансового кризиса в Аргентине. При этом постепенное восстановление экономики при снятии ограничительных мер может привести к улучшению результатов во втором полугодии 2020 года.

Спрос на первичный алюминий в Азии снизился в первой половине 2020 года. В Индии спрос упал на 12,1% – до 1,0 млн тонн. В других странах Азии, за исключением Китая, спрос снизился на 15,0% – до 2,5 млн тонн. В Индии рост не сохранился в связи с введением значительных ограничительных мер с конца марта. В настоящее время, чтобы продолжить борьбу с быстро распространяющейся инфекцией, правительство Индии сняло ограничения только для некоторых регионов, в то время как в большинстве регионов режим изоляции по-прежнему является обязательным. При этом индекс деловой активности в июне 2020 года в Индии вырос до 47,2 по сравнению с 30,8 в мае 2020 года в связи с частичным снятием региональных ограничительных мер. На фоне продолжающейся эпидемии COVID-19 производственная отрасль в Японии переживает серьезные трудности – крайне невысокий уровень внутреннего спроса и экспорта. Однако с февраля деловые настроения стали улучшаться, в связи с чем можно ожидать более позитивные прогнозы.

На внутреннем рынке в первом полугодии 2020 года спрос на первичный алюминий снизился на 10,9% – до 0,5 млн тонн и в последующие месяцы ожидается еще более сильное падение. В 2020 году ожидается значительное сокращение объемов производства и продаж автомобилей приблизительно на 30%, а в секторе строительства ожидается сокращение объемов на 12-15% на фоне снижения доходов физических лиц. К числу основных рисков для российской экономики относятся значительное сокращение покупательской способности, обесценивание рубля и рост цен на импорт.

В Китае индекс деловой активности в производственном секторе Caixin China демонстрировал умеренный рост с 50,7 в мае до 51,2 в июне. Этот рост указывает на постепенное восстановление уровня производства после его остановки и введения в начале года других ограничительных мер в связи с COVID-19, при этом также ожидается значительное увеличение объемов выпуска готовой продукции, рост количества новых заказов и активизация деятельности, связанной с куплей-продажей. Начиная с февраля, прогнозы участников рынка на грядущие месяцы наиболее оптимистичны, поскольку руководство многих компаний ожидает, что спрос будет расти.

По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), производство автомобилей увеличилось на 6,3% по сравнению с предыдущим месяцем и на 22,5% в годовом выражении – до 2,325 млн единиц в июне. Между тем, продажи автомобилей в июне выросли на 4,8% по сравнению с предыдущим месяцем и на 11,6% в годовом выражении – до 2,3 миллиона единиц. В мае производство автомобилей выросло на 18,2% в годовом выражении, а продажи – на 14,5% в годовом выражении.

Спрос на потребительские товары, например, на баночную ленту, также увеличивается. Данные NBS указывают на то, что в Китае успешно прошло восстановление объемов производства пива и безалкогольных напитков. Например, общие объемы производства пива в мае составили 4,081 млрд литров, что на 14,6% больше, чем годом ранее. Согласно данным NBS общие инвестиции в рынок недвижимости за первые пять месяцев составили 4,59 трлн китайских юаней, что соответствует очень незначительному сокращению в 0,3% по сравнению с предыдущим годом.

Это привело к значительному увеличению спроса на первичный алюминий в Китае во 2 квартале 2020 года, и в результате спрос в Китае в 1 полугодии 2020 года практически не изменился и составил 18 млн тонн.

Предложение и запасы алюминия

В первом полугодии 2020 года мировое производство алюминия выросло на 1,8% – до 32,1 млн тонн, в том числе наблюдался рост производства в остальном мире (без учета Китая) на 0,5% в годовом выражении – до 13,9 млн тонн. В это же время в Китае наблюдался рост на 2,8% в годовом выражении – до 18,2 млн тонн. В результате в первом полугодии 2020 года на мировом рынке присутствует переизбыток алюминия в объеме 1,8 млн тонн.

По части себестоимости, в настоящее время примерно 12% алюминиевых заводов в остальном мире (без учета Китая) все еще работают в убыток. Производственные мощности примерно в 3,5 млн тонн за пределами Китая работают с затратами сверх текущих цен. С начала этого года мощности в остальном мире (без учета Китая) сократились примерно на 0,6 млн тонн.

Производственные мощности в Китае достигли 37,2 млн тонн. Экспорт необработанного алюминия и изделий из него в первом полугодии 2020 года сократился на 20,6% в годовом выражении – до 2,37 млн тонн на фоне крайне низких экспортных цен.

В первом полугодии 2020 года запасы алюминия на складах LME составили более 1,6 млн тонн при общем росте на 165 тыс. тонн по сравнению с уровнем на конец прошлого года. Текущие варранты LME выросли до уровня 1,47 млн тонн. В июне 2020 года продолжилось резкое сокращение объемов региональных запасов Китая, которые упали на 960 тыс. тонн – до 0,7 млн тонн с максимального в этом году уровня в 1,68 млн тонн, наблюдавшегося начале апреля 2020 года.