Volkswagen может получить 18 млрд долларов штрафов

Инженер Volkswagen за «Дизельгейт» получил реальный срок

Лента новостей

  • 17:03«Северный поток — 2» готов к запуску
  • 16:52 В Роспотребнадзоре рассказали об изменившихся симптомах COVID-19
  • 16:21 МЧС предупредило о снеге и гололеде в Москве
  • 15:50 Голикова поручила проанализировать нехватку медиков в регионах
  • 15:22 В Подмосковье к ИВЛ подключено рекордное число заболевших COVID-19
  • 14:48 Польша перебросила к границе с Белоруссией антитеррористические подразделения
  • 14:37 Кехман попросил Бузову не обижаться из-за отмены спектакля
  • 14:09 Литва направила войска к границе из-за наплыва мигрантов
  • 13:35 Караван мигрантов покинул Белоруссию и направился в Польшу
  • 13:12 Апелляция не отменила приговор помощнику полпреда президента в Уральском ФО
  • 13:07 Путин поговорил по телефону с главой ЦРУ
  • 12:57 Сергей Фургал пожаловался на ларек «раз в месяц» и дорогие сигареты
  • 12:39 Кабмин утвердил проекты цифровой трансформации социальной сферы
  • 12:07 У главы Минприроды обнаружен коронавирус
  • 11:36 В РФ за сутки выявлено 39,4 тысячи случаев COVID-19
  • 11:15 Умер экс-министр энергетики Сергей Шматко
  • 11:15 Генпрокуратура просит рассматривать дело Фургала в одном из судов Подмосковья
  • 10:46 Минцифры объяснило сбой QR-кодов о вакцинации на портале госуслуг техническими работами
  • 10:19 Эпидемиолог сообщила об изменениях симптомов у заболевших COVID-19
  • 09:50 Гинцбург назвал необходимый уровень антител для полной защиты от COVID-19
  • 09:19 АКОРТ предложила ввести обязательную маркировку на всю одежду
  • 08:48 На «Госуслугах» срок действия сертификатов о вакцинации сократился вдвое
  • 08:10 Гендиректор МХАТ имени Горького анонсировал масштабное сокращение штата
  • 07:34 Греф оценил риск стагфляции в мире
  • 05:55 Власти Чукотки направят 750 тысяч рублей на оплату санаторных путевок многодетным семьям
  • 05:22 Проводные наушники возвращаются в моду благодаря некоторым знаменитостям
  • 03:59 Брошенный хозяевами пес продан на аукционе за целое состояние
  • 03:03 Пекин признает долгий путь к углеродной нейтральности
  • 01:55 Футболисты хотят оплаты за использование их данных при ставках на спорт
  • 00:15 Twitter высказался: Маску следует продать пакет акций Tesla
  • вчера, 23:56 Bloomberg: Россия удерживает контроль над европейским газовым рынком
  • вчера, 23:34 Умер последний в истории министр путей сообщения России Морозов
  • вчера, 23:04 Украина увеличит импорт электроэнергии из Белоруссии в 27 раз
  • вчера, 22:34 В Киеве не поняли смысла сообщений СМИ США о российских войсках
  • вчера, 22:19 В Москве молодая женщина упала с 20-го этажа высотки
  • вчера, 22:04 Кремль сообщил о готовящейся встрече Путина, Алиева и Пашиняна
  • вчера, 21:49 Греф оценил роль ипотеки для россиян при покупке жилья
  • вчера, 21:34 «Спартак» в меньшинстве удержал ничью с «Локомотивом»
  • вчера, 21:20 Джокович победил Медведева и в пятый раз выиграл турнир «Мастерс»
  • вчера, 21:04 В Японии впервые за 15 месяцев никто не умер от коронавируса
  • вчера, 20:48 В казахстанском Актау взорвано кафе
  • вчера, 20:35 Собянин отметил улучшение ситуации с коронавирусом в Москве
  • вчера, 20:04 Арестованы все четверо напавших на мужчину с ребенком в Новой Москве
  • вчера, 19:49 Пловчиха Кирпичникова завоевала третье золото на ЧЕ в Казани
  • вчера, 19:34 Задержаны семь самых активных участников драки в Домодедове
  • вчера, 19:04 В Екатеринбурге задержали не того шамана
  • вчера, 18:35 Суд арестовал двух напавших на отца с ребенком в Новой Москве
  • вчера, 18:04 ВМФ России провели учения на фоне захода кораблей США в Черное море
  • вчера, 17:35 Обвиняемые в нападении на мужчин с ребенком в Новой Москве отрицают покушение на убийство
  • вчера, 17:05 «Зенит» в меньшинстве сыграл вничью с «Уралом»
  • вчера, 16:35 Ставрополье завершает режим нерабочих дней

Все новости »

Джеймс Лиэнг помогал немецкому производителю автомобилей создать систему, которая помогала фальсифицировать результаты испытаний дизельных автомобилей на выбросы в США

Фото: Julian Stratenschulte —>

За «Дизельгейт» посадили инженера. Первый и пока единственный, реальный уголовный срок в 3,5 года поучил бывший инженер концерна Volkswagen. Джеймс Лиэнг помогал немецкому автопроизводителю создать систему для обмана испытаний дизельных автомобилей на выбросы в США. Он признал свою вину в заговоре еще в прошлом году.

Обвинение называло его ключевым инсайдером информации о том, как Volkswagen обманывал регуляторов и потребителей, а сотрудничество со следствием помогло ему получить меньше максимального срока. Сам скандал американские СМИ окрестили крупнейшим в истории автомобилестроения.

В Германии теперь поняли, что дело не ограничится штрафами, а Volkswagen должен выплатить США 18 млрд долларов, и новые реальные сроки еще впереди, сообщает корреспондент Business FM в Германии Мария Волкова:

Мария Волкова корреспондент Business FM в Германии «Приговор в отношении инженера Джеймса Лиэнга в немецкой прессе называют новой главой в скандале с Volkswagen и неким сигналом о том, насколько жестко судебная система США собирается показать себя в отношении немецкого автоконцерна. Еще недавно писали о том, что Volkswagen удалось купить так называемый «судебный мир» стоимостью 4,3 млрд долларов и таким способом обойтись без жертв. Но с приходом к власти Трампа отмечают новый виток развития: это аресты, объявления в Интерпол и вот первый реальный срок. Причем стоит отметить, что судья хоть и дал Лиэнгу срок вдвое меньше максимально возможного, но больше, чем запрашивал сам прокурор. И это при том, что Лиэнг активно сотрудничал со следствием и был одним из первых, кто вообще стал давать показания против своих коллег. Он проработал в Volkswagen более 30 лет, был руководителем проекта «Чистый дизель» и с 2008 года жил в США. Лиэнг подробно рассказывал следователям о том, как он и его коллеги с 2006 года пытались разработать дизельный двигатель, который бы соответствовал этим новым жестким требованиям по выхлопным газам американского правительства. Но потом они поняли, что это невозможно, и тогда разработали программное обеспечение, которое уменьшало показатели выбросов в автомобиле на всех тестах, а некоторые цифры оказались в итоге в 40 раз выше допустимых. При этом защита настаивала на том, что Лиэнг не являлся топ-менеджером и никаких решений сам не принимал, просто руководил разработкой».

Как пишут немецкие СМИ, теперь ясно, что одним тюремным сроком дизельный скандал не ограничится. За решетку, скорее всего, пойдет и начальник Лиэнга — Оливер Шмидт. Топ-менеджера арестовали в январе в Майами во время стыковочного рейса. Остальные шесть фигурантов дела сейчас объявлены в розыск.

Два года назад на автоконцерн Volkswagen был наложен рекордный штраф 18 млрд долларов. Позднее еще один иск увеличивал сумму штрафа вчетверо. Volkswagen уже заплатил компенсаций на сумму 22 млрд.

Атака на Volkswagen: теория заговора и предательства

Такого не было, кажется, никогда. Скандал мирового масштаба. Интрига всепланетного уровня. Расследование века. Взорвались СМИ всех профилей и уровней. В огне споров соцсети. Автопроизводители шлют на почту признания в своей честности и непогрешимости… Что случилось?! Концерн Volkswagen «поймали на обмане» немыслимых масштабов.

Напомним ещё раз о сути дела. Агентство по охране окружающей среды США (EPA) на весь мир обвинило немецкий концерн Volkswagen в мошенничестве. Как выяснилось в ходе реальных испытаний, автомобили марок Volkswagen и Audi, оснащенные 2.0-литровым дизельным двигателем TDI, имели в блоке управления специальную программу в десятки раз занижавшую показатели токсичности выхлопа при лабораторных замерах. Руководство немецкого концерна факт обмана признало.

Масштабы: около 500 000 проданных «проблемных» автомобилей в США и 11 000 000 по всему миру. Последствия? Остановка продаж дизельных автомобилей концерна в США, обрушение акций Volkswagen AG на 20%, потеря капитализации почти на 30% или около 20 млрд. евро и угроза выплаты ещё 18 млрд. долларов в виде штрафов, не говоря о репутационных потерях и судебных исках от владельцев. Исполнительный директор концерна Volkswagen AG Мартин Винтеркорн ушел в отставку.

Читайте также  Tesla открыла первый европейский завод для сборки Model S

Реакция мировой общественности незамедлительная вплоть до заявлений на высшем уровне. Инициация внутренних и внешних проверок «на вшивость» других автокомпаний. «По хвосту» успевает получить BMW — тесты кроссовера X3 тоже выявляют превышение экологических норм, правда, всего в несколько раз.

Сердобольные СМИ и блоггеры тут же разразились публикациями и постами в стиле «как же они могли», «мы им верили, а они..», «мы так и знали», «так им, немецким обманщикам..» и прочие.

Эмоции в сторону. Попробуем разобраться, что же случилось с Фольксвагеном, просто сопоставив все имеющиеся факты.

Во-первых, что за организация EPA, и почему её заявления носят всепланетный характер. По посыпавшимся новостям рядовому российскому автолюбителю может показаться, что Агентство по охране окружающей среды – это какой-то очередной независимый профильный эко-фонд, в котором интересующиеся экологией специалисты наугад в гараже проводят какие-то экологические опыты.

На самом деле EPA или Environmental Protection Agency не что иное как государственное федеральное агентство по экологии правительства США со штатом сотрудников более пятнадцати тысяч человек по всему миру. Так что обвинение в мошенничестве Volkswagen получил не от кого-нибудь, а, по сути, от самого правительства Соединенных Штатов Америки, через подконтрольную ему структуру.

Кстати, весь этот скандал ещё в 2013 году пыталась «раскрутить» якобы независимая американская организация «Международный совет по экологически чистому транспорту», руководил которой Дрю Коджак, бывший чиновник… этой самой структуры EPA.

Что же такого натворили немцы со своими машинами, что за них взялась сверхдержава №1 на планете Земля?

Тут стоит вспомнить о пресловутых экологических стандартах, которые правительства многих стран ввели на законодательном уровне для автопредприятий. Речь идет о тех самых автомобильных нормах выбросов соединений серы, азота и углекислого газа вроде EURO 4-5-6-7-8 и т.д. в Европе и ещё более строгом законе «О чистом воздухе» в Штатах.

Все продающиеся на территории Европы и США автомобили должны этим жесточайшим нормам отвечать, иначе новую модель попросту либо не допустят к продажам, либо накажут производителя ещё каким-либо способом (штрафы, налоги, лишение льгот, квот и т.п.). Но есть одна беда – при выполнении всех современных экологических стандартов двигатель нового автомобиля оказывается настолько «задушенным», что машина попросту, что называется, не едет…

Расхожее мнение, что все европейцы помешаны на экологии, а потому с таким фанатизмом относятся к показателям выхлопа автомобиля – заблуждение. Достаточно посмотреть на огромную долю старых автомобилей в Европе. Вопрос исключительно в деньгах – если твой автомобиль экологичный, автовладелец получает массу финансовых и иных льгот.

Абсолютно все автоконцерны оказываются перед дилеммой – душить мотор и дальше, выполняя распоряжения правительства, или всё-таки прислушаться к потребителям и покупателям, желающим иметь адекватные ездовые характеристики за потраченные деньги.

Именно об этом вашему покорному слуге ещё в мае 2013 года рассказывал Фермин Сонейра, директор департамента автомобильной инженерии и разработки шасси компании Seat, входящей в группу Volkswagen AG. Именно этот инженер ещё тогда в неформальном общении с российскими журналистами открытым текстом сказал, что все современные «эко-примочки» включаются только на полигонах для прохождения сертификации, потому что в рядовой жизни ими почти никто не пользуется даже в Европе. А вся истерия вокруг загрязнений навязана полит-экологами, делающими на этом свою карьеру.

Все это прекрасно знают, и никто по этому поводу до последнего не возмущался. Собственно, поэтому Volkswagen и не стал ничего отрицать, поскольку факт, судя по всему, общеизвестный, хоть и не афиширующийся. Более того, по притихшим мировым автоконцернам стало понятно, что подобными схемами, так или иначе, пользуются все или почти все производители.

Кстати, о том, что концерн Volkswagen использовал какую-то сверхсекретную и неимоверно сложную то ли программу, то ли устройство, позволяющую обманывать сканеры и датчики исключительно на сертификации, опровергли специалисты газеты «АвтоРевю», проводящие независимые замеры по собственной методике. Поскольку весь процесс замера токсичности выхлопов строго регламентирован и всегда одинаков, достаточно было просто прописать в управляющую электронику двигателя его алгоритм (столько-то секунд на холостом ходу, столько-то на разгоне) как автомобиль сразу же распознавал проведение замеров.

Хотелось бы возразить, что такое количество автомобилей действительно убивает нашу планету, а попавшие в евро и американские парламенты эко-чиновники борются за правое дело, назначив автомобиль главным врагом человечества, если бы не сама природа.

Например, по замерам ученых Университета Лидса (один из крупнейших университетов Великобритании) извержение одного исландского вулкана Бардарбунга в 2014 году показало, что выбросы в атмосферу соединений серы и углекислого газа в 3-8 раз превзошли выбросы всей промышленности и всего автомобильного парка Европы вместе взятых. Учитывая, с какой частотой извергаются только исландские вулканы, странно видеть, что в самой Исландии и окружающих её странах ещё все живы и здоровы, никого не погубили кислотные дожди и не сожгли озоновые дыры. Напомним, что действующих вулканов на Земле более восьмисот.

Зачем «топить» Volkswagen?

Теперь давайте внимательно посмотрим, что же потерял немецкий концерн. Мировую репутацию? Безусловно, да. Но так ли она на самом деле пострадала? В России, например, на все эти эко-выхлопы автолюбители вообще плевать хотели. У нас «немец», есть «немец»! Так же, как и на большинстве азиатских и южноамериканских рынков. А в Европе и США? Маловероятной видится картина, что «бюргеры» сейчас побегут распродавать свои любимые «Гольфы» и «Пассаты», а американцы массово пересаживаться с Audi и Porsche.

Так что продажи Фольксвагена если и просядут, то не намного и временно. К тому же, в Америке суммарная реализация автомобилей всех брендов концерна Volkswagen не дотягивает даже до четверти продаж одного «Форда». За первую половину 2015 года марка Volkswagen занимает в Штатах 14-ю строчку рейтинга , Audi – 20-ю, Porsche – 30-ю.

Разразившимся скандалом, инициированным США, громадное мировое предприятие Volkswagen, а вместе с ним, кстати, и вся экономика Германии, получила сильнейший финансовый удар. За два дня обвал акций, обрушение на треть капитализации и угроза выплаты беспрецедентного штрафа. При выносе обвинительно приговора и исполнении гражданских исков, немецкий концерн может ждать банкротство. Зачем это сделано?

Давайте вспомним, кто на протяжении автомобильной истории был самым главным автопроизводителем планеты Земля. Правильно, американский концерн General Motors, который на протяжении 76 лет удерживал первое место по производству, делая Америку автомобильной страной №1.

Проблемы у GM начались в 2007 году, когда с пьедестала его столкнула Toyota. А позже концерн и вовсе был признан банкротом, активы которого были выкуплены… правительством США, по сути, сделав GM госкомпанией.

Именно с того момента на рынке США на японскую компанию обрушилась просто неимоверное количество обвинений в технических неисправностях. Причем абсурдность некоторых из них никого не смущала: чего только стоит отзывная компания по неправильно лежащим коврикам. Хладнокровные самураи из Toyota мужественно выносили издевательства американских судов, регулярно выплачивая миллионные компенсации. Поняв, что японцы сдаваться не собираются, от них немного отстали.

Но тут случился удар по второй щеке GM. По результатам мирового производства и продаж автомобилей за 2014 год на второе место вышел… Volkswagen, окончательно отобрав у американцев звание лидера автомобильной промышленности мира.

Учитывая, как болезненно американское государство реагирует на любые свои проигрыши, особенно когда они касаются денег, ожидание мести было делом времени.

Личные счеты

Во всей этой истории есть ещё один очень интересный вопрос. Почему все обвинения Фольксвагена в махинациях свелись к одному единственному двигателю 2.0TDI? Ведь теоретически такая же программа «обмана» должна стоять на всех двигателях концерна, как минимум, дизельных. А их у Volkswagen широчайшая линейка. Для подтверждения систематического обмана надо бы проверить несколько моторов, выявив одинаковый уровень занижения выбросов у всех. Но этого не произошло.

Читайте также  Lexus LC и демонстрация новой парадигмы марки в Женеве

Как-то неуверенно заявляется, что судебная техническая инспекция только собирается проверять показатели остальных моторов. А это означает, что Агентство по охране окружающей среды США с первого раза попала в самый «вредоносный» двигатель концерна, показатели выбросов которого зашкалили.

Создается впечатление, что американцы изначально знали, куда «бить». А информацию о махинациях с выбросами и немецкой чудо-программой им кто-то «слил». Не будем ни на кого показывать пальцем, но в памяти мгновенно всплывает недавний скандал в руководстве Volkswagen.

Напомним, что нынешний, а вернее уже бывший глава немецкого концерна Мартин Винтеркорн, сделавший в руководстве немецкого автогиганта впечатляющую карьеру, был по отзывам любимчиком сотрудников и других управленцев, противопоставляя свои методы работы очень жесткой политике бывшего экс-главы концерна Фердинанда Пиеха – внука основателя Volkswagen Фердинанда Порше.

В апреле 2015 года 78-летний Пиех выступил за отставку Винтеркорна, однако управляющий совет немецкого концерна единогласно проголосовал против этого решения, в результате чего в отставку был вынужден уйти сам Фердинанд Пиех. На место попавшего под скандал Винтеркорна тут же был выдвинут глава Porsche Матиас Мюллер, поддерживаемый… Фердинандом Пиехом.

Что в итоге?

Выводы пусть каждый пусть делает сам. Но сопоставляя все вышеперечисленные факты, так и хочется процитировать мем известного журналиста: «Совпадение? Не думаю…»

Volkswagen заплатит почти 15 млрд долларов, чтобы урегулировать скандал с выхлопами

Концерн занижал показатели выбросов вредных веществ, представляя свои двигатели как более экологичные. Владельцы автомобилей, которые подверглись «доработке», могут либо продать их обратно автоконцерну, либо бесплатно пройти ремонт, а также получить до 10 тыс. долларов компенсации

Автоконцерн Volkswagen согласился на досудебное урегулирование «скандала с выхлопами» и по данным AP, выплатит $14,7 млрд. Это одна из крупнейших компенсаций в истории бизнеса и крупнейшая в США.

Расследование в отношении автомобильного концерна началось в сентябре 2015 года. Агентство по охране окружающей среды США опубликовало отчет, из которого следовало, что концерн использовал программные методы для занижения показателей выбросов вредных веществ во время тестирования автомобилей с дизельным двигателем. Таким образом двигатели Volkswagen позиционировались как более экологичные, что является важной потребительской характеристикой на современном перенасыщенном авторынке.

Обвинения затрагивали около 500 тыс. автомобилей, проданные в США за последние 7 лет, включая модели Audi A3, а также Volkswagen Jetta, Beetle, Golf и Passat. Все эти модели оснащены четырехцилиндровым дизельным двигателем объемом 2 литра с турбонадувом и прямым впрыском топлива (TDI).

Согласно достигнутым договоренностям, все владельцы автомобилей концерна, которые подверглись «доработке», могут либо продать их обратно автоконцерну, либо бесплатно пройти ремонт, в ходе которого будут откалиброваны показатели по выхлопам. Как ожидается, концерну предстоит исправить примерно половину из выпущенных автомобилей с двигателями объемом 2 литра (всего порядка 475 тыс. автомобилей). На эти цели концерн потратит около 10 млрд. долларов. Компенсация каждому автовладельцу составит от $5,100 до $10 тыс. в зависимости от модели автомобиля.

$2,7 млрд. автоконцерн заплатит властям США в качестве штрафа за загрязнение природы, а еще $2 млрд. пойдут в фонд, из которого будут финансироваться исследование технологий, применяемых в автопроме для снижения выхлопов.

После начала расследования главный исполнительный директор концерна Мартин Винтеркорн был отправлен в отставку, а сама компания потеряла примерно треть капитализации на бирже за два дня. За 9 месяцев ее акции в совокупности подешевели примерно на 20%.

Концерну грозил штраф в размере до $37,5 тыс. за каждый проданный автомобиль, что в совокупности составляло порядка $18 миллиардов. Но еще большие убытки компания могла понести, если потребители начали бы с судиться с концерном. Чтобы не допустить этого, Volkswagen решил заключить с властями США досудебное соглашение.

В аналогичном обмане были уличены еще как минимум четыре автоконцерна: Mercedes-Benz, Honda, Mazda и Mitsubishi. Однако расследование в отношении них так и не было открыто

«Компенсации погубят концерн». Почему VW не платит за «дизельгейт»

Немецкие владельцы автомобилей концерна Volkswagen могут остаться без компенсационных выплат после скандала с дизельными двигателями. По информации газеты Bild, правительство Германии решило не наказывать автопроизводителя денежным штрафом, ограничившись тем, что обяжет Volkswagen исправить программное обеспечение и провести незначительные технические доработки.

Таким образом, вместо финансовой компенсации жители Германии могут получить лишь письмо с извинениями и направлением в сервис, чтобы устранить неполадки. Эти слухи уже вызывали общественное недовольство: в ситуации с американцами Volkswagen повел себя абсолютно иначе.

С чего все началось

Скандал с дизельными моделями концерна разгорелся в сентябре 2015 года. Тогда американское управление охраны окружающей среды обвинило Volkswagen в том, что компания устанавливала на свои автомобили программное обеспечение, которое позволяло получать заниженные результаты на тестах по уровню выброса вредных веществ. В итоге власти США обязали VW отозвать с американского рынка порядка 500 тыс. машин. Концерн был вынужден приостановить продажу некоторых моделей на местном рынке.

Уже через три дня после начала «дизельгейта» акции немецкого автоконцерна резко упали, обновив семилетний минимум. Стоимость ценных бумаг в ходе торгов во Франкфурте 21 сентября снизилась на 22%. Стоимость самой компании вследствие падения акций уменьшилась на 16 млрд евро. В результате в отставку подали глава концерна Мартин Винтеркорн и ряд топ-менеджеров, а новым директором VW стал глава Porsche Маттиас Мюллер.

Что получили американцы

Каждый хозяин модели Volkswagеn из Америки должен получить порядка 10 тыс. долларов. Таким образом Volkswagen заплатит примерно 10 млрд долл. своим клиентам. Выплаты должны начаться в октябре 2016 года.

Еще 2,7 млрд долл. должно быть внесено в фонд компенсации экологического ущерба — организацию, которая борется за сокращение выбросов азота в атмосферу. Наконец, еще 2 млрд долл. Volkswagen обязуется потратить на развитие «зеленых технологий» — машин с электромоторами и водородными силовыми установками.

Сколько всего должен заплатить Volkswagen

Еще в 2015 г. количество подлежащих отзыву моделей концерна на территории Германии оценивалось в 2,4 млн, а во всей Европе — в 9 миллионов. Таким образом, сумма компенсации, по аналогии с США, могла бы составить 24 млрд долл. для Германии и 90 млрд долл. — для всей Европы. Это рекордная сумма в истории мирового автопрома. К примеру, Toyota, отозвавшая в 2009 г. 9 млн автомобилей из-за скандала с самопроизвольным ускорением, в 2014 г. заплатила штраф в 1,2 млрд долларов.

Почему Volkswagen не хочет платить

Штраф в 90 млрд в Европе и 15 млрд в США — Volkswagen будет сложно пережить такую финансовую нагрузку, пишет Bild. Официальную позицию концерна озвучил его генеральный директор Маттиас Мюллер. Он объяснил, что в Америке из-за более жестких экологических стандартов автомобили, в которых установлено неправильное оборудование, починить гораздо сложнее и дороже, чем в Европе. Позже в интервью немецкому Die Welt Мюллер признался, что такие выплаты концерн просто не осилит.

«Не надо быть математиком, чтобы понять, что необоснованно высокие компенсации погубят концерн», — отметил руководительVolkswagen.

По мнению немецких СМИ, Мюллер оказывает давление на правительство Германии. Он дает понять, что если концерн заставят выплачивать многомиллиардные суммы, то компания может признать себя банкротом и прекратить существование. Топ-менеджер намекнул, что вместе с этим исчезнет огромное количество рабочих мест.

Чего ждать российским владельцам

Сразу после начала скандала глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович уверил общественность, что России «дизельгейт» не коснется. «Рынок (дизельных двигателей — прим. ред.) в России очень маленький, у нас по-прежнему действуют нормы Евро-4 и обсуждается Евро-5, а американское законодательство совершенно другое, поэтому я не думаю, что будут какие-либо проблемы в России», — объяснил он в кулуарах Международного инвестиционного форума в Сочи в октябре прошлого года.

Читайте также  Opel может вернуть купе Calibra в линейку

В феврале 2015 г. Volkswagen объявил о начале кампании по обновлению программного обеспечения блока управления двигателя на примерно 43 тыс. автомобилей концерна, проданных в России в 2008–2015 гг. и оборудованных дизельными двигателями серии ЕА189. Финиш кампании намечен на конец 2016 года.

Необходимость обновления ПО в российском офисе Volkswagen объяснили тем, что его текущая версия способна распознавать, когда автомобиль находится на испытательном стенде и оптимизировать выбросы оксида азота в это время. При этом в заявлении немецкого концерна особо подчеркивалось, что все автомобили, оснащенные двигателем серии ЕА189, безопасны с технической точки зрения и пригодны для эксплуатации.

Американские власти за последнюю пятилетку собрали несколько десятков миллиардов штрафов

Теперь уже экс-глава Volkswagen Мартин Винтеркорн не только подставил свою родную компанию. Вполне вероятно, что разразившийся «дизельгейт» станет настоящей проблемой для всей немецкой экономики. Ранее концерн признал факт манипуляций с показателями выбросов вредных веществ при тестировании автомобилей с дизельными двигателями в США и Европе.

«Внезапно Volkswagen стал для германской экономики более существенным понижательным риском, чем греческий долговой кризис. Если продажи Volkswagen в Северной Америке рухнут в ближайшие месяцы, это повлияет не только на компанию, но и на экономику Германии в целом», — цитирует агентство Reuters главного экономиста ING Карстен Бржески.

В 2014 году в автомобилестроении Германии были заняты 775 тыс. человек — около 2% рабочей силы в стране. В прошлом году отрасль, по данным Reuters, поставила иностранным клиентам товары на сумму около €200 млрд, что составляет примерно 20% совокупного немецкого экспорта. В прошлом году группа Volkswagen произвела 9,5 млн автомобилей, из которых в США было продано 600 тыс. штук. Какими будут продажи в дальнейшем, как отреагируют потребители, пока неизвестно.

Хуже всего то, что скандал может перекинуться на другие немецкие автоконцерны. Издание AutoBild со ссылкой на доклад Международного совета по чистому транспорту (ICCT) сообщает, что выбросы вредных веществ у одной из моделей BMW в 11 раз превышают нормы ЕС. В самой компании этот факт отрицают.

«Если продажи автомобилей пойдут вниз, пострадают и поставщики, а вместе с ними и вся экономика», — считает эксперт Немецкого института экономических исследований (DIW) Мартин Горниг.
Наблюдательный совет Volkswagen решил отправить в отставку Мартина Винтеркорна, заявив при этом, что тот не знал о манипуляциях с программным обеспечением автомобилей, позволяющим обходить экологические нормы.

Новым главой группы скорее всего станет гендиректор Porsche Маттиас Мюллер. Теперь ему предстоит разгребать тот гигантский репутационный ущерб, который понес концерн. Кроме того, предстоит выплатить американским властям штраф. Точная сумма его еще не объявлена, но по данным информагентств, она может достигнуть $18 млрд. Главным действующим лицом является Агентство охраны окружающей среды США.

Если такой штраф будет действительно выписан, то он уступит лишь штрафу, наложенному на британскую нефтегазовую компанию ВР за аварию на нефтедобывающей платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 году.

ВР пришлось заплатить $18,7 млрд федеральным властям и пяти штатам США за ущерб окружающей среде, нанесенный в результате утечки нефти. Это самый крупный разовый корпоративный штраф. Впрочем, у немцев есть все шансы переплюнуть британцев, ведь, по предварительной информации, хитрым программным обеспечением оснащено было 11 млн автомобилей с дизельными двигателями, которые были выпущены в 2009–2015 годах.

Для властей США назначать гигантские штрафы своим и иностранным корпорациям – обычное дело. Таким образом они не только добиваются соблюдения закона, но и пополняют бюджеты штатов, а также вольно или невольно вклиниваются в конкурентную борьбу на мировом рынке. «Дизельгейт», к примеру, может свести на нет планы Volkswagen по завоеванию американского рынка и укреплению глобального лидерства.

Наиболее активными ведомствами, имеющими де-факто свои спецслужбы, занимающиеся сбором данных и доказательств, являются министерство юстиции и министерство финансов. На счету минюста наибольшее число «скальпов». В частности, минюст инициировал расследование о коррупции в ФИФА.

При этом транснациональные корпорации предпочитают не связываться с американскими властями и не оспаривать вынесенные ими решения или опровергать доказательную базу.

Все хотят работать на рынке страны с населением свыше 300 млн человек, ВВП на душу населения которой в 2014 году составлял $54,6 тыс., а доход домохозяйства равнялся в среднем $53,7 тыс. Ну и конечно же, стоит учитывать политический и военный вес США в мире. Какие-нибудь европейцы и хотели бы опротестовать штраф, но союзнический статус не позволяет это сделать.

Например, власти США штрафуют (преимущественно не свои) банки за проведение операций со средствами клиентов из стран, против которых Белый дом ввел экономические санкции. Крупнейший штраф из этой серии заплатил в прошлом году французский банк BNP Paribas. В $9 млрд обошлись им транзакции с деньгами из Ирана, Судана, Кубы.

«BNP Paribas использовал тщательно продуманные схемы, чтобы скрывать запрещенные транзакции, маскировать их происхождение и вводить в заблуждение власти США, что является серьезным нарушением законов Соединенных Штатов», — заявлял тогда по этому поводу генеральный прокурор США Эрик Холдер (свой пост он покинул осенью прошлого года).

Кроме штрафа на BNP Paribas были наложены ограничения по долларовому клирингу (безналичным расчетам). На меньшую, но все же внушительную сумму за аналогичные «санкционные» операции попал британский банк HSBC – для него штраф составил почти $2 млрд.

Не оставили без внимания власти США и финансовый кризис 2007–2008 годов. Они катком прошлись по банкам, собрав с них хороший урожай наличности.

Больше всех за манипуляции с ипотечными бумагами заплатил Bank of America — $16,7 млрд, на «почетном» втором месте JPMorgan Chase со штрафом в $13 млрд, третий – Citigroup с $7 млрд.

Все вышеперечисленные суммы – это разовые штрафы. Общие расходы, включая судебные издержки, значительно больше. Согласно расчетам Morgan Stanley (он заплатил разовый штраф «за кризис» в $2,6 млрд), пять американских и двадцать европейских банков заплатили $260 млрд с 2009 года. Предстоящие расходы за ближайшие два года оцениваются еще в $60 млрд.

Больше на урегулирование споров с властями потратили лишь табачные корпорации Philip Morris, R.J. Reynolds, Brown & Williamson, Lorillard and Liggett & Meyers. В 1998 году они подписали соглашение о выплате в срок до 2025 года около $246 млрд.

Американская машина по раскулачиванию корпораций не останавливается ни на минуту. В настоящее время идут расследования по десяткам дел, которые касаются как американских компаний, так и иностранных.

В настоящее время кроме «дела Volkswagen» американские власти ведут еще десяток расследований в отношении транснациональных корпораций и банков. Суммы штрафов – от нескольких десятков миллионов до нескольких миллиардов долларов. Прокуроры из минюста подозревают французскую Total в заключении экономически неэффективных сделок по закупке газа с целью воздействия на цены, General Motors обвиняется в несвоевременном раскрытии информации о дефекте системы зажигания в автомобилях (сумма штрафа может составить $900 млн), французская Alstom готовится заплатить $700 млн по обвинениям в коррупции, немецкому Deutsche Bank грозит выплата $4 млрд за отмывание денег в России и операции со странами, в отношении которых США ввели санкции.

Под прицелом не только корпоративный сектор, но и публичный. Кроме ФИФА, например, открыто расследование в отношении малайзийского госфонда 1MDB, после того как были обнародованы подозрения в том, что он дал взятки на $700 млн премьер-министру Малайзии.

Можно сколь угодно долго сетовать на несправедливость того, что США есть дело до всего в мире и для них де-факто не существует границ, но реальность такова – если ты перешел дорогу американскому правительству, тебя заставят как минимум заплатить за это. И это еще будет меньшим из зол.