2 основных признака неисправности рулевой рейки

Профессиональный ремонт рулевой рейки — основа хорошей управляемости автомобиля

Одна из важнейших характеристик любого автомобиля – его управляемость. Если руль вдруг «застопорит», а колёса будут направлять машину совсем в другую сторону, есть большой риск создания аварийной ситуации. Но это дело поправимо, причём по невысокой цене и в сжатые сроки: если, конечно, обратиться к профессионалам, занятым на сервисе, занимающимся ремонтом рулевой рейки.

Характеристики исправного механизма

Рулевая рейка состоит из вала колонки руля с шестеренкой, который передает усилие при повороте непосредственно рейке, приводящей в движение рулевые тяги. Те, в свою очередь, отвечают за поворот передних колёс в ту сторону, куда был повёрнут руль.

Усилие существенно облегчается за счёт усилителя руля. На некоторых стоят электрические, но на большинстве автомобилей установлена гидравлика. ГУР (гидравлический усилитель руля), как и рулевая рейка, подвержен поломкам. Его выход из строя также чреват риском на дороге. А справиться с неполадками могут только специалисты.

Когда необходимо срочное восстановление и ремонт рулевой рейки?

Если вы столкнулись с проявлением следующих признаков выхода из строя, не откладывайте визит к мастеру:

  1. Стук. Он исходит от передней оси автомобиля, и сложно спутать его источник – это рулевая рейка. Стук становится громче, когда вы поворачиваете руль.
  1. Гул. Он появляется на автомобилях с гидроусилителем руля. Сопровождается обычно необходимостью долива жидкости в расширительный бак и подтеканием масла.
  2. Непослушный руль. Чувствуется люфт, усилия при повороте в разные стороны сильно различаются, управлять становится сложнее.

Почему механизм выходит из строя?

Регламент той или иной марки может предписывать обязательный ремонт или замену рулевой рейки через сотню или полторы тысячи километров пробега. Но это не означает, что она будет служить именно этот срок. Как показывает практика, выходят из строя рулевые рейки, с учетом состояния российских дорог, практически всегда раньше отведенного им срока эксплуатации. Сокращает его и поведение водителя на дороге, его опыт и привычный скоростной режим в разных дорожных условиях.

Основные причины поломок:

  • наезды на возвышения на большой скорости;
  • при крайнем положении руля резкое начало движения автомобиля;
  • использование некачественного масла либо его отсутствие;
  • разрушение пыльников, коррозия вала;
  • разболтанность креплений.

Как проводится диагностика?

Мастера разделяют эту процедуру на три уровня сложности:

  1. Визуальный осмотр.
  2. Внешняя диагностика.
  3. Точная диагностика.

Осмотреть рулевую рейку может любой автолюбитель. Это поможет оценить характер поломки и рассчитать примерную стоимость ремонта.

Проверку состояния внешнего состояния рекомендуется проводить с опытным мастером. Ее результаты помогут, к примеру, правильно произвести регулировку механизма и заменить детали, разрушение которых видно невооруженным взглядом.

Точная диагностика производится только в специализированном автосервисе с использованием современного оборудования и стендов.

Как проходит ремонт рулевых реек и насосов ГУР в нашем автосервисе

Ежедневное проведение ремонтов рулевых механизмов самых разных типов, марок и моделей автомобилей позволило выработать своеобразную их схему, значительно сокращающую сроки выполнения заказа:

  1. Опрос. Мастер подробно расспрашивает о признаках неисправностей и условиях эксплуатации автомобиля, в том числе год выпуска, проведение ТО, ремонтов, замен основных узлов и т.д. В обязательном порядке уточняются пожелания клиента насчет цены и сроков.
  2. Осмотр. Даже если он проводился самим автолюбителем, мастер все же должен произвести его сам – так он заметит мелкие неисправности и может дать рекомендации по ремонту. Далее производится дефектовка, очистка и замена внешних деталей.
  3. Демонтаж и разборка рейки. Она может быть как полная, так и частичная.
  4. Проверка, шлифовка, смазка и замена элементов. Заменяются вал, сальники, шестерня и т.д.
  5. Сборка и тестирование. Для проверки используются стенды, заливаются свежие технологические жидкости, система прокачивается.

Далее проверяется герметичность шлангов и соединений. На стенде проверяется давление и КПД усилителя. Дефектовка и последующая замена элементов возможны только при полной разборке ГУР. Наиболее часто страдают подшипники, уплотнители, ремни, редукционный клапан, шланги и рабочая пара — барабан и ламели. Уплотнители подлежат только замене, следы коррозии вала можно удалить шлифовкой.

Завершаются работы обязательным тестированием рулевого механизма в сборе.

Ремонт рулевой рейки – цена не должна быть завышена!

В нашем автосервисе используются только оригинальные детали на замену и расходные материалы, подходящие к конкретным маркам автомобилей. Однако это несущественно влияет на стоимость запчастей и масел. Это стало возможным от того, что запасы на складах сделаны по оптовым ценам у дилеров и производителей.

В ремонте используется профессиональное диагностическое оборудование и технологические инструменты. Заказ выполняется в максимально сжатые сроки. На все работы вы получаете гарантию.

Вы можете быть уверены, что после обращения к нам руль никогда не застопорит на дороге, а автомобиль будет послушно направляться именно туда, куда вы указали.

Как определить неисправность рулевой рейки

Рулевая рейка соединяет колеса и руль через специальный механизм в единое целое. От ее исправности зависит управляемость автомобиля, жизнь людей и безопасность движения. Поэтому важно поддерживать работоспособность данного узла, и уметь быстро диагностировать неполадки, учитывая то, что неисправности рейки легко спутать с другими поломками. Упростить их выявление поможет знание устройства механизма и признаков неисправностей.

Устройство рулевой рейки


Рулевые рейки автомобилей вне зависимости от модификации состоят из следующих деталей и механизмов:

  1. Наконечники и тяги. Являются продолжением выдвижных механизмов рейки, при помощи которых усилие передается на колеса и осуществляется их поворот.
  2. Зубчатая планка и шестерни. С их помощью передается усилие от руля к тягам для управления колесами.
  3. Картер (корпус). В большинстве случаев изготовлен из алюминиевого сплава, внутри которого располагаются главные детали рейки.
  4. Система пружин. Служат для плотного прилегания шестерен к рейке, если они находятся в исправном состоянии, люфта руля не будет.
  5. Подшипники. Служат для обеспечения легкости перемещений и поворотных движений рулевой рейки.
  6. Ограничители. Задают предел максимально хода рейки от одного края ко второму.

Причины возникновения неисправностей

Рулевая рейка – достаточно надежный узел автомобиля, но при особых условиях эксплуатации ее износ происходит быстрее, и в результате она выходит из строя.

Главные причины неисправностей рейки следующие:

  1. Регулярная эксплуатация транспортного средства по неровным дорогам, небрежная езда, попадание колесом в яму на большой скорости.
  2. Резкие ускорения при крайне левым или правым положением руля.
  3. Регулярные наезды на бордюры и препятствия.

Признаки неисправности

Существуют типичные признаки, по которым можно диагностировать неисправность рулевой рейки автомобиля. Если она работает в паре с усилителем руля, важно различить его поломку, и механизма рейки. Основные неисправности рейки соответствуют определенному признаку со следующего списка:

  1. Стук в рейке, характеризуется двумя типами:
  • Поверхностный – является следствием разрыва пыльника тяги, и в результате попадания вовнутрь грязи наконечник быстро изнашивается, образуется люфт, и начинается стук;
  • Внутренний – свидетельствует о более серьезной неисправности внутри механизма рейки, причину которой без разборки узла определить сложно.
  1. Люфт в рейке. Может вызываться люфтом шарниров рулевых тяг, центрального зуба вала на рейке или сухаря, износом сайлентблоков крепления к кузову, механическими повреждениями и другими причинами.
  2. Вибрация рулевого колеса при прямом движении и не слишком ровной дороге, который при выворачивании руля в любую сторону ослабевает или исчезает.
  3. Рулевое колесо не возвращается в исходное положение или плохо вращается при погнутом вале или картере рейки.
  4. Туго вращается рулевое колесо, слышится характерный свист. Это может происходить при ослабленном ремне привода, сильном износе роторной пары или уровне жидкости ГУР ниже минимальной отметки.
  5. Течь рулевой рейки. Проявляется при выходе из строя резиновых уплотнителей. Это характерная поломка рулевой системы, оснащенной ГУР, при которой жидкость в системе гидроусилителя ежедневно уходит, и для восполнения ее уровня приходится производить частый долив.
  6. Гул рейки (механизма) происходит при нарушении циркуляции жидкости в системе гидроусилителя, при этом рулевое колесо сложно крутится. Такие признаки говорят о выходе из строя насоса, который не в состоянии создать нужное давление.
Читайте также  Системы регулирования фаз

Как отличить неисправность рулевой рейки от поломки ГУР?

При возникновении проблем с рулевым управлением определить поломку ГУР можно по следующим признакам:

  1. Полностью пропадает усиление руля. Это часто возникает при разрушении резинового кольца плавающей шайбы.
  2. Пропадает усиление при работе двигателя на холостых оборотах, но при их повышении все приходит в норму.
  3. Посторонние звуки при работе ГУР.
  4. Вспенивание жидкости системы гидроусилителя.

Основные неисправности рулевой рейки

Перечесть все возможные неисправности механизма рулевой рейки достаточно сложно, учитывая конструкционные особенности различных моделей. Для классификации неполадок используется упрощенный список, по которому определяется расположение неисправности, и принимаются меры по ее устранению:

  1. Поломка внутри рейки – проблема с шестерней или зубчатым механизмом.
  2. Деформация корпуса рейки – полностью обездвиживает автомобиль.
  3. Нарушение герметичности, из-за чего внутрь корпуса попадает грязь и пыль, полностью выводящая рейку из строя.
  4. Критический износ механизма внутри рейки, после чего управление автомобилем стает невозможным.
  5. Нарушение целостности наконечников, тяг, по причине искривления, трещины, силового воздействия (повреждение, удар) или коррозии.

Неисправности рулевой рейки

Неисправности рулевой рейки

Рулевая рейка является механизмом, который производит соединение руля с колесами. Исходя из этого, правильное функционирование данного механизма – это основа безопасности, так как благодаря этому устройству происходит адекватная реакция колес на движения руля.

Устройство рулевой рейки обуславливается валом рулевой колонки, который имеет на конце зубчатый механизм, соединенный с подобным механизмом, расположенным на самой рейке. Соответственно, движения руля заставляют двигаться рулевые тяги, а те, в свою очередь, меняют угол поворота колес.

Причины

Основные причины, приводящие к неисправности рулевой рейки, определяются качеством дорог и элементарной пылью. Кроме этого, плохое отношение водителя к собственному автомобилю также влияет на работоспособность этого механизма. Например, если вы не осуществляете контроль гидравлической жидкости или оставили машину на морозе с достаточно сильно вывернутыми колесами, то это однозначно приведет к тому, что рулевая рейка выйдет из строя.

Когда вы слышите какой-то стук, который раздается со стороны передней оси, то, скорее всего, – это стук в рулевой рейке. Данный симптом является самой очевидной характеристикой неисправности такого механизма, как рулевая рейка. Кстати, подобного вида стук может проявляться тогда, когда вы поворачиваете руль или осуществляете движение по неровной дороге, но при этом он может полностью исчезать, если вы перемещаетесь по дорожному покрытию, которое отличается отсутствием ям и колдобин. Так как стук не является единственным признаком поломки рассматриваемого механизма, то попытаемся определить другие существующие признаки неисправности рулевой рейки.

Признаки

Во-первых, может возникнуть утяжеления руля, которое появляется в определенных положениях, повторяющихся регулярно.
Во-вторых, может происходить подтекание жидкости ГУР, которое легко определяется по пятнам масла, остающихся на месте стоянки автомобиля.
В-третьих, присутствует уже упомянутый стук в рулевой рейке, который может обуславливаться передачей вибрации на рулевое колесо. Кроме этого, стук может определяться, если при заглушенном двигателе производить резкие движения рулем в стороны.
В-четвертых, возможен неправильный возврат руля в исходное положение при осуществлении поворота, то есть руль совсем не возвращается или это происходит достаточно медленно.
В-пятых, может отсутствовать соответствие поворота руля и поворота колес.

Вышеперечисленные признаки позволяют достаточно четко ответить на вопрос: как определить неисправность рулевой рейки? При этом надо иметь в виду, что профилактика позволит вам существенно увеличить рабочий цикл данного механизма. Поэтому не забывайте ее осуществлять и вовремя проверять, например, защитные пыльники. Если вы заметили на них повреждения, то произведите срочную замену.

Кроме этого, внимательно относитесь к своим действиям во время зимнего периода. Пока двигатель не прогрет, не следует сразу выворачивать руль по максимуму. Необходимо сначала осуществить небольшие движения рулем, что даст возможность разогреться маслу, которое находится в гидроусилительной системе. В общем, профилактика позволит вам реже сталкиваться с таким фактом, как неисправность рулевой рейки.

Как понять, что рулевая рейка скоро сломается и от чего это происходит

Перед тем как разбираться с признаками неисправной рейки, напомним в двух словах для чего она нужна и как устроена.

Принцип работы рулевой рейки

Простыми словами — это устройство, соединяющее колеса с рулем. Водитель крутит руль и через рулевой вал усилие передается на шестерню, которая вращает зубчатый вал и двигает рулевые тяги, а они поворачивают колеса.

Виды рулевых реек

  1. «Механические» рулевые рейки первыми появились на машинах и еще встречаются в некоторых новых машинах эконом-сегмента. Тут колеса поворачивает сам водитель, с силой налегая на рулевое колесо. Зубчатая шестерня приводит в движение зубчатую рейку, двигая влево или вправо рулевые тяги.
  2. Рулевая рейка с гидроусилителем. Здесь на помощь водителю приходит гидравлический насос, работающий от двигателя. Он двигает рулевую рейку с помощью масла.
  3. Рейка с электроусилителем. Вместо масла тут работает электромотор, который может быть установлен на рулевом валу, на шестерне рулевого механизма или на зубчатой рейке.

Перечислим самые распространенные признаки неисправности рулевой рейки, укажем причины неполадок и способы ремонта.

В списке проблем:

  • стук в рулевой рейке, который может появляться на кочках и исчезать на ровной дороге или в повороте;
  • вибрации на руле во время движения машины;
  • неожиданно «тугой» руль при резком вращении;
  • посторонние звуки, доносящиеся со стороны рейки во время движения авто, особенно отчетливые при езде по плохой дороге;
  • самопроизвольный поворот руля;
  • чересчур легкое движение руля или его люфт;
  • полное отсутствие или слабый возврат руля в исходное положение;
  • несоответствие поворота руля углу поворота колес.

Основные причины неисправности рулевой рейки

  • Коррозия для всех рулевых механизмов страшнее других проблем. Чаще всего она возникает из-за негерметичных пыльников — резиновых кожухов, прикрывающих движущиеся части рейки. После ремонта их крепят пластиковыми хомутами, а не штатными металлическими затяжками, потому что так быстрее и герметичность теряется. Или они рвутся со временем, потому что любая резина в нашем климате быстро приходит в негодность. Железо под такими пыльниками начинает корродировать из-за грязи и конденсата. Зубья покрываются налетом и эти повреждения в запущенных случаях не убираются шлифовкой. Симптомы «ржавой» болезни: рулевое устройство начинает стучать, а руль люфтит. Иногда ржавчиной зарастает рулевой вал рейки. В гидравлической рейке от этого начинается течь, а электромеханика держится до последнего, а потом за секунду выходит из строя.
  • Частая проблема у рулевых реек с гидроусилителем — износ картера распределителя. Во время работы в масле появляются частички металла, которые разносятся жидкостью по всему узлу, изнашивая стенки картера.
  • Естественный износ зубьев — еще одна проблема в этом списке. Обычно их не восстанавливают. Еще зубья могут сломаться. Беда может случиться с шестерней, рейкой или со всеми сразу.
  • В гидронасосах обычно меняют сальники и разные резинки. Клапана и другие части агрегата редко чинят, потому что заменить все сразу обычно дешевле. Насосы часто выходят из строя из-за дрифта. Когда руль долго находится в крайнем положении, а двигатель ревет на максимальных оборотах, в узле создается повышенное давление. Расходный клапан не успевает сбросить масло и наступает перегрев рабочих поверхностей насоса.
Читайте также  Похолодало? Пора менять шины

Как предотвратить поломку рулевой рейки?

Тут совет будет универсальный: диагностика, техническое обслуживание, профилактика. Чем раньше заметите признаки проблемы, тем проще будет устранить причину. Запущенные случаи превращаются в дополнительные траты. Как только появилось что-то похожее из раздела про признаки — езжайте к специалистам и проверяйте рулевую рейку. Главное, чтобы мастера знали технические особенности вашей машины и у сервисного центра были хорошие отзывы. Совсем хорошо, если это официальный дилер вашей марки, мастера которого работают по стандартам, а не «как удобнее», и знают все технические особенности машины. Или если это сервис, специализирующийся на ремонте реек.

Факт. Раньше рулевые рейки считались обслуживаемыми. Их чинили, делая замену отдельных частей. Так продолжалось до середины нулевых, а потом все чаще этот узел стали называть необслуживаемым. Продажу оригинальных деталей производители прикрыли, а восстановление рулевых реек сделали вне закона, говоря, что это плохо влияет на безопасность управления. В этой ситуации есть пара нюансов. Во-первых, для большинства автомобилей рейки изготавливают сторонние производители, которые все также делают запчасти. Во-вторых, сам этот узел почти не меняется со временем, поэтому на некоторые свежие машины подходят детали из прошлого.

2 основных признака неисправности рулевой рейки

Все современные автомобили оснащены рулевой рейкой. Это система, которая соединяет руль с передними колесами поворачивая их вправо и влево. Когда вы поворачиваете руль, он вращает ведущую шестерню, которая приводят рейку в движение. Насос гидроусилителя рулевого управления помогает поворачивать руль вправо и влево, иначе повернуть колеса будет гораздо сложнее.

В некоторых автомобилях вместо гидроусилителя рулевого управления используется электронный усилитель руля. Исправность этих узлов машины очень важна, так они обеспечивают безопасность передвижения.

Признаки неисправности рулевой рейки и шестерни

Одним из наиболее распространенных симптомов поломки рулевой рейки является то, что руль плохо поворачивается и чрезмерно люфтит. Так же вам может стать сложнее удерживать машину на полосе. При начинающихся проблемах можно заметить, что на низких скоростях руль плохо слушается или он не возвращается в исходное положение после поворота.

Самый очевидный признак неисправности это когда вы пытаетесь повернуть, а машина не следует туда куда вы повернули руль. В такой ситуации рекомендуется немедленно остановиться и вызвать эвакуатор, так как отказ рулевого управления может привести к опасным последствиям во время движения.

Шум и хруст при повороте так же говорит о том что рейка скоро сломается. Часто водители заметив такой шум еще долгое время ездят без ремонта. Но промедление замены истирающихся частей может привести к более дорогостоящему ремонту.

Утечка жидкости из гидроусилителя так же может стать причиной не исправности. Обращайте внимание на капли и подтеки под вашим автомобилем. Если произошла утечка, то скорее всего её можно решить заменой сальника рулевой рейки. Этих признаков должно быть достаточно что бы вы отправились в автосервис.

Как проверить рулевую рейку

Все выше перечисленные признаки могут быть не очевидными для вас, особенно если вы не опытный водитель. Часть из них может проявляться время от времени. Существует простой способом проверить исправность рулевой рейки — это проверить люфт руля.

Если рулевая рейка будет изношена, то при повороте руля колеса будут двигаться с задержкой или во все не будут реагировать на движения руля. При проверке вы должны учесть допустимые нормы отклонения. У каждого производителя и модели машины эти отклонения свои.

Узнать их можно из руководства по эксплуатации или у официального дилера. Внимательно проверьте внутренние и наружные рулевые тяги на предмет чрезмерного люфта, а также наличие посторонних звуков в процессе их работы.