Что такое нагрузочная вилка

Что такое нагрузочная вилка и как ею проверить АКБ?

Батарея машины с низким зарядом принесёт немалые хлопоты по его восстановлению. Чтобы этого избежать, автовладельцам приходится регулярно обслуживать АКБ. Нагрузочная вилка — это прибор, который путем анализа характеристик аккумулятора позволяет оценить его работоспособность. Чтобы сделать правильный выбор и грамотно применить аппарат, надо выяснить что он из себя представляет и как работает.

Принцип действия и устройство

Основная функция этого инструмента заключается в контроле напряжения. Измерение производится как под нагрузкой, так и при разомкнутой цепи ЭДС. Если разобраться, что такое нагрузочная вилка технически, то она включает вольтметр, резистор, выполненный в виде спирали сопротивления, к которым подсоединены два щупа. Выглядит эта конструкция, как небольшой металлический короб с проводами и зажимами: С помощью тестеров определяются и другие параметры. Их количество зависит от укомплектованности конкретного аппарата. Для чего нужна и какую информацию может дать нагрузочная вилка:

  • измерить выходное напряжение генератора, но не всегда;
  • проверить степень заряда;
  • определить как долго аккумулятор сохраняет резерв электроэнергии;
  • узнать ресурс АКБ;
  • выяснить есть ли замыкание между пластинами;
  • оценить сульфатацию пластин и другие второстепенные параметры состояния источника питания.

Зажимы позволяют подключить прибор к клеммам автомобильной батареи или другим элементам электрической цепи. Принцип работы аппаратов, укомплектованных амперметром, подойдёт и для измерения силы тока. Но главная отличительная черта — это количество спиралей. Каждая обладает сопротивлением 0,1-0,2 Ом и рассчитана в 100 А. Когда она одна, можно проверять уровень заряда АКБ малой ёмкости, если две — большей. Также устройство разных моделей отличается по следующим характеристикам:

  • диапазон работы вольтметра;
  • температура эксплуатации;
  • проверочная сила тока;
  • точность измерений;
  • предназначение: для щелочных или кислотных аккумуляторов.

Тестеры создают такую же нагрузку, которая возникает во время запуска. Даже самая простая модель подходит для проверки аккумулятора ёмкостью до 190 А*ч. Этого хватает для анализа работоспособности АКБ большинства типов транспортных средств — от легковых до грузовых. Для любых условий можно найти оптимальную модель, благодаря их широкому ассортименту и многообразным дополнительным функциям.

Обзор, стоимость и правила подбора нагрузочных вилок

При покупке аппарата надо определиться с особенностями самой АКБ. Например, с тем как устроена батарея в плане соединения банок – внутреннего или внешнего. Первой подойдёт нагрузочная вилка с выносными контактами. Второй – с заострёнными, закреплёнными на корпусе. Когда требуется проверять аккумулятор небольшой ёмкости, подойдёт аппарат с токовой нагрузкой 100 А, если большей – 100/200 А. Далее представлено сколько стоят и чем отличаются самые популярные модели.

Модель Диапазон напряжений, В Ток нагрузки, А Ёмкость АКБ, А*ч Особенности Цена, руб
ВН-1 0-15 100 15-190 Повторный и короткий режимы работы 2500-3500
НВ-01 0-15 100/200 15-190 Рабочая температура от -30 до +60°С точность 2,5% 600-850
НВ-02 0-15 100/200 15-240 точность 2,5% 1000-1500
НВ-03 0-16 100/200 15-240 точность 0,5%, рабочие режимы переключаются кнопками 2100-2900
НВ-04 0-32 при 12 В – 50 при 24 и 3 В – 100 15-240 Может тестировать отдельные части АКБ точность 0,5%, рабочая температура от -20 до +60°С 2100-2300
НВ-Б 3-0-3 100 до 500 Не проверяет батарею целиком, укомплектована вольтметром М10001М 3900

Таблица 1. Обзор с сравнение разных моделей нагрузочных вилок

У некоторых моделей указано две цифры в графе «сила тока». Что такое нагрузочная вилка с параметром 100/200 А? Это значит, в конструкции их резисторов предусмотрено по две спирали, которые включаются или по одной, или обе, при определённой ёмкости. У НВ-01 сила тока 100 А проверяется при 100 А*ч, 200 А – 190 А*ч. У НВ-2 и НВ-3 при 190 А*ч и 240 А*ч, соответственно. Чаще всего измерительный прибор стоит от 1500 до 3 тыс. рублей. Такой аппарат подойдет для проверки батарей, напряжение которых составляет 12 В, а ёмкость не превышает 190 А*ч. Если тестер нужен для простейшего контроля АКБ, тогда подойдёт самый экономная модель НВ-01, цена которой приблизительно 900 рублей. Стоимость более навороченных нагрузочных вилок для проверки аккумуляторов не превышает 4,5 тыс. рублей.

Как пользоваться нагрузочной вилкой: краткая инструкция

Измерение тестером делится на два шага. Сначала считывают показания вольтметра без нагрузочного сопротивления, затем включив его. Результаты сравниваются, на этом основании делаются выводы о состоянии АКБ. Первая процедура проходит с подключением к обеим клеммам. Во второй значение получают только через 5 с работы измерительного прибора.

  • Клеммы аккумулятора должны быть очищены от окиси.
  • Подключение к источнику питания более 6-10 секунд негативно влияет на состояние вилки, вплоть до её неисправности.
  • Измеряют напряжение в отключённой от автомобиля батарее, которая не работала в течение шести и более часов. Такое же время должно пройти после того, как мотор заглушили.
  • Проверка осуществляется только при нормальном уровне электролита. При его недостатке доливается дистиллированная вода.
Этап Показания вольтметра, В Степень заряженности АКБ, %
Первый (без нагрузочного тока) Больше 12,7 100
12,5 75
12,3 50
12,1 25
меньше 11,9
Второй больше 10,2 100
9,6 75
9,0 50
8,4 25
меньше 7,8

Таблица 2. Проверка АКБ нагрузочной вилкой. Показания и что они значат.

Особенности измерения под нагрузкой

Применение нагрузочной вилки для проверки источника питания автомобиля при подаче тока ограничено. Во-первых, использование этого метода допустимо, только когда тестирование при разомкнутой цепи показало заряд аккумулятора 100%. Во-вторых, его нельзя часто повторять, так как это пагубно сказывается на состоянии батареи. Есть ряд важных условий при проведении процесса.

  • Пробки банок в аккумуляторе должны быть завёрнуты.
  • Соединение штыря и отрицательно заряженной клеммы сопровождается появлением искры.
  • Измерения повторяются с перерывами не менее пяти минут. За это время должны остыть контакты, нагревающиеся при операции.
  • В процессе сильно нагревается минусовой зажим прибора, поэтому по завершении его трогать нельзя.

Зная как работает нагрузочная вилка, можно определить ряд характеристик АКБ и других элементов ЭДС. Использование требует соблюдения мер безопасности как во время, так и после процесса. В противном случае появляется риск навредить здоровью человека и состоянию батареи. Количество разных показателей во многом зависит от конкретной модели. Правильный выбор последней позволяет найти оптимальный вариант для проверки аккумулятора с любоыми характеристиками и в самых тяжёлых условиях.

Нагрузочная вилка для аккумулятора

Сегодня мы с вами разберем, что такое нагрузочная вилка для аккумулятора, для чего она предназначена и как пользоваться нагрузочной вилкой.

В связи с большой популярностью статьи «Как проверить аккумулятор» я решил расширить данную тему и повысить ваши знания в области эксплуатации и технического обслуживания аккумуляторных батарей. И начнем мы с изучения нагрузочной вилки для аккумуляторных батарей.

Нагрузочная вилка предназначена для определения степени заряда (разряженности) аккумулятора и является хорошим помощником для определения исправности аккумуляторной батареи при ее тестировании.

Так же встроенный вольтметр нагрузочной вилки может быть использован при диагностике элементов бортовой сети автомобиля.

В общем виде нагрузочная вилка представляет собой вольтметр, параллельно которому подключается нагрузка, выполненная в виде спирали. Нагрузка при необходимости может быть отключена, а вилка использована в качестве вольтметра.

Электрическая схема простейшей нагрузочной вилки представлена на следующем рисунке.

Типы и виды нагрузочных вилок для аккумуляторов.

Существует большое количество нагрузочных вилок. Но отличаются они лишь диапазоном измерения напряжения вольтметром и величиной нагрузки.

Еще можно разделить нагрузочные вилки по типу тестируемых аккумуляторов. То есть бывают вилки для кислотных аккумуляторов и для щелочных аккумулятор. Опять же различаются они лишь имеющейся в них нагрузкой.

Один из ярких примеров нагрузочной вилки для щелочных аккумуляторов вы видите на рисунке. Это вилка со сменными нагрузками от 1 до 12 ампер.

Почему я говорю, что данная вилка используется для проверки щелочных аккумуляторов, так потому, что максимальная нагрузка, имеющаяся в комплекте вилки, создает нагрузочный ток в 12 ампер. А как подобрать вилку, исходя из величины ее нагрузки, мы рассмотрим ниже.

К сожалению, тип этой нагрузочной вилки я так и не определил из-за отсутствия маркировки на корпусе.

Следующий вариант нагрузочной вилки предназначен для тестирования отдельных банок аккумуляторной батареи, если это позволяет конструкция аккумулятора.

Эля этих целей используется вилка НВ-Б. Она имеет вольтметр с максимальным диапазоном измерения напряжения 3-0-3 вольта. Токовая нагрузка, создаваемая данной вилкой – 100 ампер.

Данную вилку можно использовать для проверки щелочных аккумуляторов напряжением 1,2 вольта и для проверки кислотных аккумуляторов напряжением 2 вольта.

Для проверки 12-вольтовых автомобильных аккумуляторов необходима вилка с диапазоном измерения напряжения минимум до 15 вольт.

Например — вилка Э107 УХЛ4. Она имеет вольтметр со шкалой до 20 вольт, сопротивление нагрузки 0,1 Ома, то есть рассчитана на нагрузку в 100 ампер.

Наиболее современный вариант нагрузочной вилки это вилка НВ-03. Она имеет электронный вольтметр с жидкокристаллическим индикатором. В составе имеется две нагрузки в 100 ампер, с возможностью раздельного подключения их к вилке.

При подключении одной нагрузки (общая токовая нагрузка – 100 ампер) тестируются аккумуляторы емкостью от 15 до 100 Ач. При подключении двух нагрузок (общая токовая нагрузка 200 ампер) проверяются аккумуляторы емкостью от 100 до 240 Ач.

Схема нагрузочной вилки НВ-03 представлена на рисунке.

Так же нагрузочная вилка НВ-03 имеет несколько дополнительных функций: автоматическое определение степени заряженности аккумулятора; запись в память значений измеренных напряжений и др.

Внимание! Вилка НВ-03 имеет возможность калибровки вольтметра и диапазона временных измерений напряжения под нагрузкой. Поэтому перед использованием желательно убедится, что вилка откалибрована.

Выбор нагрузочной вилки в зависимости от типа аккумулятора.

Итак, перед нами встает вопрос: «Как выбрать нагрузочную вилку?»

1. Определение диапазона измеряемых напряжений вольтметром нагрузочной вилки.

Как я описывал ранее, нагрузочные вилки выпускаются на разные диапазоны измерения напряжения.

Наиболее часто встречаются вилки с диапазоном:

• 2-0-2 вольт (для щелочной аккумуляторов напряжением 1,2 в)

• 3-0-3 вольт (для щелочной аккумуляторов напряжением 1,2 в. и кислотных аккумуляторов напряжением 2 в)

• 0-15 вольт (для кислотных и щелочных аккумуляторных батарей напряжением 12 в)

• 0-20 вольт (для кислотных и щелочных аккумуляторных батарей напряжением 12 в)

• 0-30 вольт (для кислотных и щелочных аккумуляторных батарей напряжением 24 в)

Читайте также  Российская версия Lexus NX теперь доступна с турбированным двигателем

Здесь следует соблюдать лишь одно условие: измеряемое напряжение не должно превышать максимальное значения вольтметра нагрузочной вилки.

2. Выбор токовой нагрузки.

При проверке аккумулятора с помощью нагрузочной вилки следует правильно выбрать значение токовой нагрузки.

Во время проверки аккумулятора под нагрузкой мы физически подключаем нагрузку вилки к аккумулятору, создавая в полученной цепи разрядный ток.

Для более качественной проверки аккумулятора этот ток должен иметь максимальное значение, однако не превышать допустимую величину разрядного тока, рекомендуемую производителем данного аккумулятора.

Конечно не все производители приводят величину максимально-допустимого разрядного тока для своих АКБ (не путать со стартерным током!), да и не каждый владелец авто будет открывать паспорт на аккумулятор и искать значение этого тока.

Поэтому я рекомендую ориентироваться на нижеприведенные значения разрядного тока:

— для тяговых щелочных аккумуляторов — ток 3-часового режима разряда (0,33С, где С — номинальная емкость аккумулятора в А*ч);

— для тяговых кислотных аккумуляторов — ток 1-часового режима разряда (1,0С);

— для стартерных аккумуляторов кислотных и щелочных от 1,0С до 1,4С

Что такое ток n-часового режима разряда? То есть это ток, при разряде которым номинальное напряжение аккумулятора (для автомобильного АКБ это 12,6 в) понизится до допустимого минимального значения (опять же для автомобильного АКБ это 10,2 в) за заданный промежуток времени (n-часов).

Для определения n-часового разрядного тока нужно емкость аккумулятора, указанную на нем разделить на время разряда.

Например, для того что бы узнать 20-часовой ток разряда аккумулятора емкостью в 60 А*ч необходимо:

I = С/t = 60 А*ч/20 ч = 3 А.

Это означает, что производитель гарантирует, что при разряде этого АКБ током в 3 А в течении 20 часов его напряжение не станет ниже 10,2 в.

Таким образом, для автомобильных аккумуляторных батарей ток создаваемый нагрузочной вилкой должен лежать в пределах 1-1,4 от емкости указанной производителем.

На практике для аккумуляторов емкостью 15-100 А*ч используется вилка с токовой нагрузкой 100 А, для аккумуляторов 100-240 А*ч используется вилка с токовой нагрузкой 200 А.

Поэтому самые распространенные нагрузочные вилки для автомобильных аккумуляторов имеют токовую нагрузку 100А.

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.

Методика проверки аккумулятора нагрузочной вилкой достаточно проста, к тому же я ее описывал в статье «Как проверить аккумулятор автомобиля».

Однако считаю необходимым изложить ее здесь опять:

1 Этап. Проверка напряжения аккумулятора без нагрузки.

Для этого отключаем нагрузку от вольтметра нагрузочной вилки. И используя вольтметр, производим измерения напряжения на аккумуляторе.

При этом определяем степень заряженности аккумулятора по следующей таблице:

2 Этап. Проверка напряжение аккумулятора под нагрузкой.

Подключаем нагрузку и производим измерение напряжения аккумулятора.

Показания вольтметра нагрузочной вилки снимаем в конце пятой секунды измерения. Степень заряженности батареи определяем по следующей таблице:

Не следует производить измерение более 6-10 секунд, так как это приводит к нагреву нагрузки-спирали и может привести к выходу из строя самой нагрузочной вилки.

В том случае если степень заряженности АКБ отлична от 100%, то необходимо произвести ее полную зарядку по существующим методикам, которые я еще расскажу вам с следующих выпусках журнала ЭЛЕКТРОН. После этого опять проверьте аккумулятор с помощью нагрузочной вилки.

Если процент заряженности аккумулятора, полученный при проверке без нагрузки больше чем под нагрузкой, то говорят батарея «не держит нагрузку». Это значит, что необходимо принимать меры по восстановлению емкости аккумуляторной батареи. А для этого необходимо определить причину падения емкости и целесообразность дальнейших операций по восстановлению батарей.

Как определить причину и восстановить аккумулятор мы поговорим в следующих выпусках журнала ЭЛЕКТРОН, поэтому не забываем подписываться на новые выпуски журнала.

А теперь подробное видео о работе с нагрузочной вилкой,

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ!

Что такое нагрузочная вилка и как проверить аккумулятор с ее помощью?

Значение аккумулятора в автомобиле сложно переоценить: он питает стартер во время запуска двигателя, а также другие электроприборы в зависимости от текущего режима работы. Чтобы устройство работало долго и исправно, водителю желательно следить за состоянием батареи. Для анализа характеристик АКБ используется нагрузочная вилка. Она позволяет не только оценить уровень заряда, но и работоспособность аккумулятора, имитируя запуск стартера двигателя.

  1. Описание и принцип работы
  2. Устройство нагрузочной вилки
  3. Виды вилок
  4. Что можно проверить?
  5. Подготовка аккумулятора к тестированию нагрузочной вилкой
  6. Тестирование аккумулятора нагрузочной вилкой
  7. Проверка без нагрузки
  8. Проверка под нагрузкой

Описание и принцип работы

Нагрузочная вилка – это устройство, которое применяется для измерения заряда аккумуляторной батареи. Заряд измеряется как под нагрузкой, так и при разомкнутой электрической цепи. Данный прибор можно без труда найти в любом магазине для автомобилистов.

Нагрузочная вилка

Смысл работы вилки заключается в том, что она создает нагрузку на АКБ, имитирующую запуск двигателя. То есть батарея работает так же, как если бы она давала ток для запуска стартера. Дело в том, что АКБ может показывать полный заряд, но не запускать двигатель. Выяснить причину может помочь нагрузочная вилка. Простой модели будет вполне достаточно для проверки большинства аккумуляторов.

Проводить тестирование необходимо только на полностью заряженном аккумуляторе. Сначала измеряется напряжение разомкнутой цепи. Если показатели соответствуют 12,6В-12,7В и выше, то можно проводить измерения под нагрузкой.

Неисправные АКБ не выдерживают нагрузки, хотя могут показывать полный заряд. Нагрузочная вилка дает нагрузку, которая превышает емкость батареи в два раза. Например, емкость батареи 60А*ч, нагрузка должна соответствовать 120А*ч.

Степень заряженности батареи можно оценить по следующим показателям:

  • 12,7В и больше – батарея полностью заряжена;
  • 12,6В – нормальный заряд батареи;
  • 12,5В – удовлетворительный заряд;
  • ниже 12,5В – необходима зарядка.

Если после подключения нагрузки напряжение начинает снижаться ниже 9В, это говорит о серьезных проблемах с АКБ.

Устройство нагрузочной вилки

Устройство вилки может отличаться в зависимости от модели и дополнительных возможностей. Но есть несколько общих элементов:

  • вольтметр (аналоговый или цифровой);
  • нагрузочный резистор в виде спирали сопротивления в корпусе вилки;
  • один или два щупа на корпусе (в зависимости от конструкции);
  • минусовой провод с зажимом типа крокодил.

В простых приборах на корпусе вилки имеются два щупа для измерения под нагрузкой и напряжения разомкнутой цепи. Вольтметр используется аналоговый, который показывает напряжение стрелкой на циферблате с делениями. Более дорогие модели имеют электронный вольтметр. В таких устройствах легче считывать информацию и показатели более точные.

Внутреннее устройство нагрузочной вилки Ореон НВ-01

Разные модели нагрузочных вилок имеют различные характеристики и возможности. Они могут отличаться по:

  • диапазону измерения вольтметра;
  • измерению силы тока;
  • температуре эксплуатации;
  • назначению (для кислотных или щелочных).

Виды вилок

Всего существует два вида нагрузочных вилок для аккумуляторов:

  1. кислотных;
  2. щелочных.

Не рекомендуется пользоваться одной вилкой для тестирования разных типов батарей. У щелочных и кислотных АКБ разное номинальное напряжение, поэтому нагрузочная вилка будет показывать неточные данные.

Что можно проверить?

С помощью нагрузочной вилки можно определить следующие параметры аккумулятора (зависит от возможностей конкретного устройства):

  • уровень заряда АКБ;
  • как долго батарея сохраняет заряд;
  • выявить наличие замкнутых пластин;
  • оценить состояние аккумулятора и степень сульфатации;
  • ресурс батареи.

Нагрузочная вилка также позволяет измерить силу тока и в других электроприборах. Главное отличие – спираль сопротивления. Значение сопротивления каждой спирали составляет 0,1-0,2 Ом. Одна спираль рассчитана на 100А. Количество спиралей должно подходить к емкости АКБ. Если меньше 100А, то хватит и одной, если больше – две.

Подготовка аккумулятора к тестированию нагрузочной вилкой

Перед тестированием нужно выполнить ряд действий и соблюсти необходимые условия:

  1. Отсоединить аккумулятор от бортовой сети. Провести тестирование можно даже не снимая батарею с машины.
  2. Перед проверкой должно пройти не менее 7-10 часов простоя аккумулятора. Удобнее всего сделать измерения утром, когда машина простояла ночь после последней поездки.
  3. Окружающая температура и температура батареи должна быть в пределах 20-25°С. Если температура низкая, то следует занести устройство в теплое помещение.
  4. Пробки аккумулятора перед тестированием должны быть откручены.
  5. Проверить уровень электролита. При необходимости долить дистиллированную воду.
  6. Почистить клеммы аккумулятора. Контакты должны быть сухими и чистыми, чтобы не возникало паразитных токов.

Если соблюдены все эти условия, то можно переходить к проверке.

Тестирование аккумулятора нагрузочной вилкой

Проверка без нагрузки

Сначала проводится проверка без нагрузки, чтобы узнать состояние аккумулятора и его заряд. То есть, замер производится без сопротивления. Нагрузочная спираль не участвует в измерении.

Алгоритм действий следующий:

  1. Открутить одну или две гайки, чтобы отсоединить спираль сопротивления. Спиралей может быть две.
  2. Подключить плюсовой зажим к плюсовой схеме.
  3. Поднести минусовой щуп к минусовой клемме.
  4. Зафиксировать результат.

Уровень заряда можно сверить по следующей таблице.

Результат тестирования, В 12,7-13,2 12,3-12,6 12,1-12,2 11,8-12 11,5-11,7
Уровень заряда 100 % 75% 50% 25% 0%

Проверка под нагрузкой

Многие водители считают, что проверка под нагрузкой вредит аккумулятору. Это совсем не так. При соблюдении всех условий тестирование совершенно безопасно для батареи.

Тестирование аккумулятора под нагрузкой

Если без нагрузки аккумулятор показал стопроцентный заряд, то можно проводить проверку под нагрузкой. Для этого нужно подключить одну или две спирали сопротивления, закрутив соответствующие болты на корпусе прибора. Нагрузочная спираль может подключаться и другим способом в зависимости от конструктивных особенностей прибора. Если емкость батареи до 90А*ч, то достаточно одной спирали, если больше 100А*ч, то нужно подключить обе.

Алгоритм действий следующий:

  1. Плюсовой зажим от прибора подключается к плюсовой клемме.
  2. Коснуться минусовым щупом минусовой клеммы.
  3. Удерживать контакт не более пяти секунд, затем отключить вилку.
  4. Посмотреть результат на вольтметре.

Под нагрузкой показатели будут другими. Напряжение на вольтметре будет проседать, а затем должно расти. Нормальным считается показатель более 9В, но не ниже. Если при измерении стрелка падает ниже 9В, значит, аккумулятор не выдерживает нагрузки и его емкость резко падает. Такая батарея уже неисправна.

Сверить показатели можно по следующей таблице.

Результат тестирования, В 10 и более 9,7 9 8,3-8,4 7,9 и меньше
Уровень заряда 100% 75-80% 50% 25%

Следующую проверку можно проводить только спустя 5-10 минут. За это время аккумулятор должен восстановить исходные параметры. Спираль сопротивления в процессе измерения сильно нагревается. Нужно дать ей остыть. Также не рекомендуется часто проводить проверки под нагрузкой, так как это сильно нагружает аккумулятор.

Читайте также  Хэтчбек Citroen DS 4S появится на рынке Китая в апреле

На рынке существует множество приборов для измерения состояния батареи. Самая простая нагрузочная вилка Ореон НВ-01 имеет простое устройство и стоит всего около 600 рублей. Обычно этого вполне достаточно. Более дорогие модели как Ореон НВ-3 имеют лучшие характеристики, цифровой вольтметр и удобное управление. Нагрузочная вилка позволяет получить точные данные об уровне заряда аккумулятора, а главное, узнать его работоспособность под нагрузкой. Нужно правильно подобрать модель прибора для получения точных показателей.

Нагрузочная вилка. Назначение, виды, правила пользования, целесообразность приобретения

Автолюбители со стажем помнят, что в их гараже обязательно находилась нагрузочная вилка. С ее помощью контролировали состояние банок аккумуляторной батареи, их емкость. В процессе эксплуатации емкость аккумуляторной батареи уменьшается. Это происходит из-за разрушения пластин, процессов сульфатации. Действительно, свинцовые пластины постоянно находятся в агрессином электролите. Если такой электролит попадает на одежду, то через некоторое время на ней появляется дыра. Пластины также разрушаются при протекании экстремальных токов при запуске двигателя.

У меня в 80-х прошлого века была такая вилка и еще ареометр автомобильный. Я лично перебирал аккумуляторные банки, практически на каждой станции были штатные аккумуляторщики. Я уже, по-моему, писал на Буруме, что когда нас на СТО спрашивают «где можно найти хорошего аккумуляторщика», мы отвечаем, — «на кладбище».

При запуске мощного движка пиковый ток может достигать 500 и более Ампер. Для примера, смертельным для человека считается ток более 0,1 Ампера. Правда, при расчетном сопротивлении тела человека 1 кОм для достижения такого тока к телу необходимо приложить напряжение порядка 1000 Вольт. Но сейчас не об этом. Главный вопрос – нужна ли сейчас нагрузочная вилка в комплекте автолюбителя? Для чего она нужна вообще, и как ей пользоваться?

1. Нагрузочная вилка для проверки аккумуляторов

1.1. Что это такое

  • измерительный стрелочный (или цифровой прибор);
  • мощный нагрузочный резистор на небольшое сопротивление;
  • переключатель режимов;
  • клемму с толстым проводом для подключения к минусовому выводу АКБ;
  • мощные щупы для контакта с положительной клеммой аккумулятора.

Типовая конструкция выглядит примерно так.

1.2. Как работает (принцип работы)

Нагрузочная вилка контролирует напряжение аккумуляторной батареи в двух режимах: без нагрузки и под нагрузкой. В первом режиме она работает подобно обычному мультиметру: измеряет напряжение на АКБ при отсутствии нагрузки. Во втором режиме она контролирует напряжение аккумулятора, когда он нагружен на сопротивление (резистор). Величина сопротивления около 0,1 Ома, мощность – более 500 Ватт. Через резистор протекает большой ток, он сильно нагревается. Напряжение на АКБ под нагрузкой уменьшается. По этому уменьшению можно судить о емкости АКБ, его состоянии.

Я не буду вдаваться в физические формулы, поясню физиологически. Я, например, спокойно могу пройти не груженым километров пять. Но, если на меня загрузить 50-килограммовый мешок картошки, я и 100 метров его не протяну. И скорость моего передвижения значительно уменьшится. Точно по такому принципу устроена нагрузочная вилка.

1.3. Виды

Наиболее простейшей, но иногда не в плане цены, является нагрузочная вилка со стрелочным измерительным прибором. Она самая надежная. Иногда в гаражах можно найти рабочие вилки, которые приобретали наши деды.

Более сложные приборы – нагрузочные вилки с цифровыми индикаторами. Они более наглядные, но не так надежны.

Можно найти нагрузочные вилки в бескорпусном исполнении. В принципе, корпус нужен. Он защищает пользователя от обжигания о нагреваемый нагрузочный резистор. Через него протекает большой ток (более 50 Ампер), резистор сильно нагревается.

2. Как правильно пользоваться нагрузочной вилкой

Если вы желаете оценить состояние вашей АКБ, тогда необходимо:

  • зарядить аккумулятор, проехав без остановки порядка 30 километров (генератор авто исправный), или на исправном зарядном устройстве в течение не менее 10 часов;
  • снять любую из клемм АКБ на машине;
  • дать «отдохнуть» автомобилю и аккумулятору более 8 часов.

Далее можно приступать к измерениям.

2.1. Какие условия должны быть соблюдены

Во-первых, аккумулятор должен быть в технически исправном состоянии, без трещин и повреждений. При протекании большого тока во время измерений под нагрузкой протекает большой ток, который может привести даже к взрыву АКБ, если в нем будет трещина.

Многие заносят АКБ лютой зимой в дом или квартиру. А что делать, если нет другого отапливаемого помещения, а аккумулятор подгулявший. Заносить можно, если аккуратно, а вот производить измерения в квартире с помощью нагрузочной вилки крайне нежелательно. Во время измерения под нагрузкой проскакивает искра, это пожароопасно. Да и пролитый на дорогой ковер электролит приведет к хорошему скандалу и дырке в ковре. Аккумулятор во время измерений следует устанавливать на жесткую конструкцию во избежание его падения.

Помните, измерения, проведенные при сильно охлажденной АКБ, будут неточными. Например, на улице минус 30. Если вы будете измерять нагрузочные характеристики охлажденного аккумулятора, то они покажут, что АКБ разряжен в ноль. Нельзя делать поспешных выводов. Следует поместить АКБ в отапливаемое помещение, прогреть его пару часов, затем выполнять измерения и делать выводы.

В обслуживаемых АКБ перед проведением измерений следует проверить уровень электролита в банках, при необходимости дозаправить дистиллированной водой.

3. Как проверить АКБ при помощи нагрузочной вилки

Измерения выполняется в два этапа: без нагрузки и под нагрузкой.

3.1. Без нагрузки

Переключатель на приборе (если такой имеется) переводится в положение «без нагрузки». Если переключателя нет, то есть просто щуп с обозначением «+». Он соединяется с плюсовой клеммой АКБ. Минусовая клемма прибора тщательно соединяется с минусовым выводом аккумулятора. Записываются результаты показаний на стрелочном или цифровом приборе через 10 и 30 секунд. Они должны быть практически одинаковы. Если показания видимо отличаются, значит, АКБ полностью изношен или разряжен.

3.2. Под нагрузкой

Не отключая минусовую клемму, переводят переключатель в положение «под нагрузкой» (или подключают щуп, подписанный «нагрузка»). В момент подключения может проскакивать мощная искра. Записываются (запоминаются) измерения сразу после подключения и через 5-7 секунд, именно они нужны для внесения в поверочную таблицу. Больше держать щуп под нагрузкой нельзя: резистор может нагреться докрасна, выйти из строя.

3.3. Таблицы поверочные

Таблица значений при проверке АКБ без нагрузки:

Вилка нагрузочная: простая и быстрая проверка аккумулятора

Для быстрой проверки работоспособности аккумуляторной батареи используется специальный измерительный прибор — нагрузочная вилка. Все об этих приборах, их существующих типах, особенностях конструкции, предлагаемых функциях и функционировании, а также о правильном выборе этого прибора читайте в статье.

Что такое нагрузочная вилка

Нагрузочная вилка — электрический измерительный прибор, предназначенный для общей оценки состояния аккумуляторных батарей (АКБ), а также для тестирования электрического генератора и некоторых других элементов бортовой электросети.

Нагрузочная вилка относится к пробникам (тестерам) — простейшим приборам для выполнения быстрой проверки характеристик и технического состояния АКБ. С помощью прибора можно выполнить следующие измерения:

  • Напряжение на клеммах аккумуляторной батареи без нагрузки (ЭДС);
  • Напряжение на клеммах аккумулятора под рабочей нагрузкой;
  • В отдельных случаях — выходное напряжение электрогенератора под нагрузкой и без.

Эти измерения позволяют оценить основные характеристики, техническое состояние и ресурс аккумулятора:

  • Проверка степени заряда;
  • Оценка способности аккумулятора удерживать заряд;
  • Оценка технического состояния батареи — наличие замыкания между пластинами, сульфатация пластин и т.д.;
  • Оценка ресурса аккумулятора.

Нагрузочная вилка — эффективный пробник, который позволяет быстро и надежно оценить состояние аккумулятора и принять решение о его эксплуатации, ремонте или замене. Вилка может использоваться как профессионалами, так и любителями, она доступна по цене и проста в эксплуатации.

Вилка нагрузочная для измерения заряда АКБ 12V, емкость до 190А/ч ВИН-100 ТОП АВТО

Вилка нагрузочная для измерения заряда АКБ 12V, емкость до 240А/ч, ток нагрузки 100-200А ОРИОН

Вилка нагрузочная для измерения заряда АКБ 12V Н2001

Вилка нагрузочная для измерения заряда АКБ 12V, емкость до 190А/ч, ток нагрузки 100-200А, ж/к индик.

Вилка нагрузочная для измерения заряда АКБ 24V, емкость до 240А/ч, ток нагрузки 100А , ж/к индикатор

Вилка нагрузочная для измерения заряда АКБ 6/12V, емкость до 190А/ч АВТОДЕЛО

Вилка нагрузочная для измерения заряда АКБ 12V ток нагрузки 200-1000АА ROCKFORCE

Вилка нагрузочная для измерения заряда АКБ 6-12V ток нагрузки 200-1000А ROCKFORCE

Вилка нагрузочная для измерения заряда АКБ 12V, емкость до 190А/ч, ток нагрузки 100А ОРИОН

Вилка нагрузочная для измерения заряда АКБ в блистере FORSAGE

Типы и функционал нагрузочных вилок

Нагрузочные вилки можно разделить на группы по назначению, типу индикации результатов измерения, функционалу и техническим характеристикам.

В первую очередь, все нагрузочные вилки делятся на два типа по назначению:

  • Для проверки аккумуляторных батарей с наружным соединением элементов (банок) — такие приборы имеют форму вилки с двумя плоскими или стержневыми контактами большого сечения;
  • Для проверки АКБ с внутренним соединением элементов (банок) — такие приборы имеют один стержневой контакт на корпусе и один выносной контакт в виде штыря или зажима на конце гибкого провода.

Для индикации результатов измерения используются приборы двух типов:

  • Стрелочные вольтметры с обычной или двухсторонней шкалой;
  • Цифровые вольтметры с ЖК или светодиодными семисегментными индикаторами.

Основные характеристики нагрузочных вилок — измеряемое напряжение и токовая нагрузка.

По измеряемому напряжению вилки делятся на несколько групп:

  • Для проверки щелочных аккумуляторов с напряжением 1,2 В (рабочий диапазон вольтметра до 2 В);
  • Для щелочных аккумуляторов напряжением 1,2 В и кислотных АКБ напряжением 2 В (рабочий диапазон вольтметра до 3 В);
  • Для всех АКБ напряжением 12 В (рабочий диапазон вольтметра может составлять 15 или 20 В);
  • Для всех АКБ напряжением 24 В (рабочий диапазон вольтметра до 30 В).

Токовая нагрузка вилок зависит от их назначения и лежит в следующих пределах:

  • От 1 до 12 ампер — вилки для проверки щелочных аккумуляторов небольшой емкости;
  • 100 А — наиболее распространенные нагрузочные вилки для проверки мотоциклетных и автомобильных АКБ напряжением 12 В и емкостью до 105 А·ч;
  • 200 А — вилки для проверки аккумуляторов емкостью до 240 А·ч.

Обычно нагрузочные вилки с токовой нагрузкой 200 А выполняются универсальными — они имеют два нагрузочных сопротивления на ток 100 А, и при параллельном соединении позволяют повышать токовую нагрузку до 200 А. Поэтому такие приборы обозначают в виде 100+100 А или 100/200 А. Также существуют приборы с тремя сопротивлениями, которые расширяют пределы измерений и повышают их точность для различных по емкости аккумуляторных батарей.

Читайте также  Обновленный Range Rover Sport вышел на российский рынок

Конструкция нагрузочных вилок

В общем случае нагрузочная вилка состоит из четырех основных деталей: вольтметра, соединенного с ним параллельно мощного резистора, контактов и корпуса с рукояткой.

Вольтметр. Прибор, как было сказано выше, может быть стрелочным или электронным. Стрелочные вольтметры бывают двух типов:

  • С односторонней шкалой — «0» шкалы расположен слева, прибор может быть откалиброван до 15 или 20 вольт в вилках для 12-вольтовых АКБ, и до 30 вольт в вилках для 24-вольтовых АКБ;
  • С двухсторонней шкалой — «0» шкалы расположен в центре, стрелка может отклоняться вправо и влево, калибровка шкалы до 2 или 3 В.

Вилки с вольтметрами первого типа требуют соблюдения полярности подключения к аккумуляторной батарее. Приборы, оборудованные вольтметром с двухсторонней шкалой, могут подключаться к АКБ в любой полярности.

Нагрузочный резистор (сопротивление). Данная деталь изготавливается в виде спирали или сложенной ленты из нихромовой проволоки или ленты большого сечения. Сопротивление резистора, рассчитанного на ток 100 А для батарей емкостью до 105 А·ч, составляет 0,1 Ом. Сопротивление резисторов для проверки аккумуляторов малой емкости (до 65-70 А·ч) может применяться резистор сопротивлением около 0,2 Ом. В вилке может использоваться один, два или три резистора, которые подключаются к АКБ в различных сочетаниях.

Контакты. Для подключения к клеммам аккумулятора на вилке используются заостренные контакты большого сечения. Заостренные контакты обеспечивают надежное соединение с клеммами АКБ, всегда покрытыми тонкой оксидной пленкой. А большое сечение контактов снижает их электрическое сопротивление, препятствуя чрезмерному нагреву во время выполнения измерений.

Контакты бывают трех типов:

  • Заостренные штыри круглого сечения;
  • Заостренные плоские контакты;
  • Выносные контакты-зажимы.

Нагрузочные вилки могут комплектоваться двумя заостренными контактами, одним заостренными контактом и одним зажимом, либо двумя зажимами.

Корпус с рукояткой. Корпус является несущей и защитной конструкцией, в которой установлены все остальные детали нагрузочной вилки. На задней стороне корпуса располагаются два или один заостренный контакт, на передней стенке — вольтметр, а внизу — круглая или пистолетная рукоятка для удерживания прибора рукой.

Заметим, что существуют приборы с отличиями в конструкции, например — с переключателями или винтами для подключения к АКБ различных сопротивлений, с регулировками положения контактов, и т.д.

Как выбрать и использовать нагрузочную вилку

Главное, что нужно учитывать при подборе нагрузочной вилки — тип, конструкция и характеристики АКБ, для проверки которых будет использоваться прибор. Для оценки состояния 6-вольтовых АКБ и 12-вольтовых батарей с внешним соединением банок необходим прибор с двумя заостренными контактами на корпусе. Для работы с современными АКБ с внутренним соединением банок необходим прибор с одним или двумя выносными контактами в виде штырей или зажимов.

При покупке вилки необходимо опираться на две характеристики — напряжение и токовая нагрузка. Наиболее универсальны приборы с токовой нагрузкой 100 А и на напряжение 12 В — с их помощью можно проверять АКБ емкостью до 105 А. Если есть потребность работать с более емкими аккумуляторами, то необходимо выбирать устройства с токовой нагрузкой 100/200 А. А для работы в условиях автомастерских лучше подойдут универсальные нагрузочные вилки с тремя нагрузочными резисторами, обеспечивающими возможность проверять АКБ емкостью от десятков до 240 и более А·ч.

Теперь можно выбирать прибор по второстепенным характеристикам — типу используемого прибора (стрелочный или цифровой), форме ручки и т.д. Обычно цифровые приборы более точные и удобные в работе, однако они имеют и более высокую цену, а в любительских условиях они не имеют преимуществ перед более доступными стрелочными приборами.

Работа с нагрузочной вилкой проста, она строится в два этапа: сначала измеряется ЭДС АКБ с выключенным нагрузочным сопротивлением, затем измеряется напряжение на клеммах АКБ с подключенным сопротивлением. Во втором случае считывание показаний нужно производить на пятой секунде и сравнивать полученный результат с первым измерением — это позволяет делать выводы о состоянии АКБ. Подключать вилку к аккумулятору больше, чем на 6-10 секунд нельзя, так как это может привести к поломке прибора.

Для 12-вольтовых батарей с внутренним соединением банок:

  • Если напряжение с нагрузкой выше 8,9 В — аккумулятор исправен;
  • Если напряжение с нагрузкой быстро падает — аккумулятор не держит заряд, он требует ремонта или замены.

Для любых АКБ с внешним соединением банок:

  • Напряжение в банке выше 1,4 В — она исправна;
  • Быстрое падение напряжения в банке — она неисправна;
  • Напряжение в одной банке более чем на 0,1 В ниже, чем в остальных банках — в ней возникла неисправность.

Также по напряжению без нагрузки и с нагрузкой можно судить о степени заряда аккумулятора:

Способ измерения Показания прибора, В Процент заряда АКБ, %
Без нагрузки
(с отключенным нагрузочным сопротивлением)
Более 12,7 100
12,5 75
12,3 50
12,1 25
Менее 11,9
Под нагрузкой
(с подключенным нагрузочным сопротивлением)
Более 10,2 100
9,6 75
9 50
8,4 25
Менее 7,8

При правильном выборе и применении нагрузочной вилки вы всегда будете знать о техническом состоянии аккумуляторных батарей без сложных измерений и затрат времени.

В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.

В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.

Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.

Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.

Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.

Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.

Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.

Нагрузочные вилки, ареометры

Как пользоваться нагрузочной вилкой?

Нагрузочная вилка – это прибор, предназначенный для проверки автомобильного аккумулятора. Самое простое исполнение включает в себя вольтметр и нагрузочное сопротивление, более сложное исполнение включает в себя еще амперметр и возможность реализации всевозможных измерений не только АКБ, но и всей электрической цепи автомобиля. Чаще всего встречается вот такой вариант нагрузочная вилка нв 01.

Металлический корпус на рукоятке со встроенным вольтметром и одной или несколькими нагрузочными спиралями. Толстый провод одной стороной подключен к «+» вольтметра, а на другой стороне закреплен зажим, обеспечивающий подключение нагрузочной вилки к клемме аккумулятора.

Минусовый электрод вольтметра соединен с металлическим штырем, расположенным на задней части корпуса.

Как же пользоваться нагрузочной вилкой и как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой? Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой производиться в два этапа. Сначала, Вам необходимо произвести замер напряжения на клеммах батареи, не подключая нагрузочные сопротивления. Чтобы произвести данную операцию Вам необходимо подождать 6-7 часов после того, как Вы заглушили автомобиль или же после того как на батарею перестал подаваться ток зарядки от зарядного устройства. Возьмите прибор, не подключая спирали, и соедините плюсовой зажим с плюсовой клеммой АКБ. После чего прикоснитесь минусовым штырем, расположенным на металлическом корпусе прибора отрицательной клеммы аккумулятора и следите за показаниями вольтметра. Итак, первый этап закончен. Отсоедините прибор. Если Вы выяснили, что Ваш аккумулятор заряжен на 100% можно смело переходить ко второму этапу – измерениям под нагрузкой. Теперь Вы должны подключить необходимую нагрузку и произвести те же самые манипуляции, что и на первом этапе. С той лишь разницей, что держать устройство нужно всего пять секунд и на пятой секунде снять измерения. Предупреждаем, что в момент касания штырем минусовой клеммы АКБ, работоспособная батарея будет немного «искрить», не пугайтесь, ведь все дело в том, что Вы подключили к ней нагрузку, сравнимую с пусковым током двигателя.

Внимание! В момент измерений не трогайте руками штырь нагрузочной вилки, т.к. он может сильно нагреваться. Выдержите паузу в 3-5 минут. Проверьте: во время всех действий пробки АКБ должны быть завернуты.

Если на втором этапе измерений, значение вольтметра больше 9.0 Вольт, то значит Ваша батарея в отличном состоянии. Если ниже 9.0 Вольт, Вам необходимо провести обслуживание и заряд АКБ, и произведите контрольный замер. Если и это не поможет, то новость неутешительная – аккумулятор придется заменить.

Будьте бдительны: частая проверка нагрузочной вилкой аккумулятора навредит общему состоянию Вашего АКБ, потому как создает нагрузку на аккумулятор.

Сейчас представлены различные виды нагрузочных вилок, мы же советуем Вам приобретать нагрузочные вилки нв-01, нагрузочные вилки нв-02, нагрузочные вилки нв-03 и нагрузочные вилки-04.

Вы можете зайти на сайт нашего Интернет-магазина и купить нагрузочную вилку отличного качества и по доступным ценам! Мы ждем Вас!