Ижевский завод готовится к производству предсерийного седана Lada Vesta

LADA Ижевск. Автобиография успеха

Ижевский автозавод — одна из основных производственных площадок по выпуску легковых автомобилей в России. LADA Ижевск наряду лишь с несколькими предприятиями страны располагает технологией полного цикла производства. Сегодня в составе Группы «АВТОВАЗ» ижевские автомобилестроители стабильно наращивают объемы выпуска, поставляя потребителям новые модели известного бренда. Завод мирового уровня производит самые современные автомобили LADA: LADA Vesta, LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross.

Взлеты и падения

LADA Ижевский автомобильный завод был образован в октябре 1965 года. Строительство автозавода в Ижевске началось по инициативе и при поддержке Дмитрия Устинова, тогдашнего министра обороны страны. В декабре 1966 года с конвейера автозавода сошел первый автомобиль — «Москвич-408». «Ижмаш» выпускал «Москвич-412», ряд моделей «Иж».

Спустя 22 года после производства первых «легковушек», в 1988-м, был отмечен рекордный выпуск продукции — почти 190 тысяч автомобилей. Они экспортировались в Финляндию, Турцию, Венгрию, Китай, Афганистан, Панаму, Сирию, Никарагуа, на Кубу и Ямайку.

Лихие 90-е больно ударили по предприятию. Почти десятилетие длился перерыв в освоении новых моделей. Еще тогда завод начал выходить на крупнейших мировых производителей для обновления модельного ряда и внедрения новейших технологий.

Выпуск автомобилей LADA в Ижевске начался в 2001 году c двух моделей «АВТОВАЗа» — седана LADA 2106 и универсала LADA 2104.

В 2003-м завод подписал соглашение с KIA Motors Corp. о сборке нескольких моделей — Spectra, Rio, Sorento. Их производство продолжалось с 2005 по 2009 годы.

И вновь — экономический кризис. В начале 2009-го в результате резкого спада сбыта на заводе сложилась крайне тяжелая ситуация. Выпуск продукции приостановили, предприятие стояло на грани полной остановки работы.

В 2010 году, после преодоления всех последствий кризиса, производство техники возобновилось.

В мощном альянсе

Важнейший день в жизни предприятия — 17 декабря 2010 года: «АВТОВАЗ», Госкорпорация «Ростехнологии» и Сбербанк подписали меморандум о взаимопонимании, который обозначил в качестве стратегических партнеров завода альянс Renault-Nissan и «АВТОВАЗ», определив вопросы долгосрочного развития «ИжАвто». Подписание происходило в присутствии тогда премьер-министра России Владимира Путина.

В апреле 2011-го «АВТОВАЗ» передал «ИжАвто» производство LADA 2107. Под проект на заводе открыли массовый набор персонала (более 2,5 тысяч человек), предприятие перешло на двухсменный режим работы.

Уже в августе с конвейера Ижевского автозавода впервые за 20 лет сошло 10 тысяч автомобилей.

Более 7 лет назад произошло судьбоносное событие: в октябре 2011 года Ижевский автозавод влился в Группу «АВТОВАЗ», став ее полноценной частью. Производитель приступил к выпуску автомобиля LADA 2107, а спустя год навсегда попрощался с легендарной «семеркой».

С июля 2012 года началось промышленное производство седанов LADA Granta.

Очередная знаковая дата в летописи предприятия: 17 сентября 2012 года «ИжАвто» выпустил последний экземпляр универсала LADA 2104, завершив тем самым историю производства «классики».

В 2013 году проводится масштабная комплексная модернизация производственного комплекса. Предприятие готовится к выпуску лифтбека LADA Granta и моделей альянса Renault-Nissan.

Производство лифтбеков стартовало в мае 2014 года, а в августе был начат выпуск первого автомобиля альянса — Nissan Sentra, который сделал Ижевский автозавод мультибрендовым.

В начале 2015-го пришло время хэтчбека Nissan, в сентябре — LADA Vesta.

«Вкалывают» роботы, а не человек

Как уже сказано, новые проекты потребовали глобальной модернизации предприятия. Для реализации проекта LADA Granta был заново оснащен цех сварки. Сварочный комплекс Granta, раскинувшийся на площади свыше двух гектаров, способен производить кузова двух типов — седан и лифтбек. Сварка шасси и кузова выполняется при помощи 36 роботов в автоматической линии.

В цехе смонтирован современнейший роботизированный роликовый зафланцовочный комплекс, впервые в России внедрены роботы большой грузоподъемности Kuka Titan.

Для реализации другого проекта — Renault-Nissan — на заводе был организован новый цех сварки общей площадью более 26 000 квадратных метров. Здесь могут производить одновременно 4 кузова, сварку ведут 18 самых современных роботов — японских Fanuc и их немецких «коллег» марки Kuka.

Цех окраски оснащен 12 роботами германской фирмы Durr, его площадь — 56 000 квадратных метров. Теперь окраска кузовов автомобилей выполняется в 7 различных цветов одновременно. Модернизация на основе комплекса Durr позволит параллельно окрашивать машины в 20 цветов.

В цехе сборки под производство LADA Granta также провели глубокую модернизацию технологического процесса. В частности, был создан новый участок сборки дверей — их собирают отдельно от кузова, что снижает трудоемкость и дефекты, повышает производительность. Сборка дверей на многих мировых автозаводах организована именно по такому принципу.

Сейчас на конвейере цеха одновременно собирают автомобили LADA и Nissan.

Пора юбилеев

Осенью 2015 года Ижевский автозавод отмечал праздник — 21 октября ему исполнилось полвека. «Юбиляр» в хорошей форме — в 2016 году предприятие увеличивает объемы выпуска, снижает издержки и повышает эффективность производства.

В августе на Московском международном автосалоне представлены концепты — LADA Vesta Sport, седан LADA Vesta Cross и универсал LADA Vesta SW Cross.

В течение последних двух лет с конвейера сошли юбилейные бестселлеры. Так, 29 сентября 2016 года завод выпустил 50-тысячую LADA Vesta, 12 мая 2017-го — 150-тысячный лифтбек LADA Granta, а 19 июня ижевцы собрали уже 100-тысячную красавицу LADA Vesta. К слову, с января прошлого года стартовали поставки этого авто на европейский рынок.

Но завод не стоит на месте. В сентябре 2017-го запущено серийное производство новинок — LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross. А 16 декабря 2017 года на Ижевском предприятии выпущен 5-миллионный автомобиль с начала деятельности.

— Мы наметили серьезные цели, и с этой командой, я убежден, сможем их достичь. Работать с такими гигантами, как Nissan и Renault, в рамках одного альянса и не ставить перед собой амбициозных задач было бы нелогично. Генеральный директор ООО «ЛАДА Ижевск» Михаил Рябов

По стандартам Renault-Nissan

На автозаводе сложился коллектив, где знания и опыт профессионалов, много лет отдавших автомобилестроению, сочетаются с энергией и здоровыми амбициями молодежи.

Несколько лет назад в Ижевск для проведения модернизации и внедрения стандартов альянса Renault-Nissan приехали специалисты из Японии. Как отметил руководитель проекта Nissan Такудзи Хисамацу, он был приятно удивлен состоянием оборудования и высокой квалификацией сотрудников. Завод превзошел все его ожидания, поэтому проект модернизации стартовал быстро и успешно.

Но важная часть процесса обновления предприятия — это развитие и обучение персонала. Учатся сегодня все — и топ-менеджмент, и новички, и «старички».

Для выполнения требований по уровню подготовки кадров при производстве автомобилей альянса в Ижевске открыт региональный тренинговый центр. Здесь готовят сотрудников по всем направлениям: штамповка и сварка, окраска и сборка, логистика и обеспечение качества. Кроме того, в планах создать зону для обучения обслуживанию высокотехнологичного оборудования.

Читайте также  Пикап Fiat Fullback был показан в Женеве

Учебу проводят 10 мастер-тренеров, прошедших подготовку в Великобритании и Японии.

Стали известны сроки запуска производства обновленной LADA Vesta

Завод «LADA Ижевск», который выпускает автомобили семейства LADA Vesta, готовится к запуску обновленной модели с приставкой FL. Во время летнего корпоративного отпуска на линии особо крупной штамповки было демонтировано пять устаревших роботов и вместо них установлено современное оборудование. В настоящее время ведется тестирование обновленной линии, запуск опытного производства запланирован на конец сентября 2021 года, пишет «Российская газета».

Ожидается, что некоторое время автомобили LADA Vesta FL будут сходить с конвейера небольшими партиями, а старт полноценного производства будет дан в конце 2021-го либо в начале 2022 года. В салоны дилеров обновленная LADA Vesta поступит в течение 2022 года.

По неофициальным данным, автомобиль сохранит прежние двигатели: 1,6-литровые агрегаты мощностью 106 и 113 л.с. и 122-сильный мотор 1.8. Последний для Vesta FL могут форсировать до 136 л.с., однако автопроизводитель это пока не подтвердил.

Изменения в дизайне экстерьера сводятся к новым бамперам, зауженной оптике (в топовых комплектациях предложат светодиодную) и слегка модернизированной радиаторной решетке. В салоне появится большой вертикально ориентированный планшет мультимедийной системы и, судя по опубликованным ранее шпионским фотографиям, цифровая панель приборов.

Между тем, в перспективе АВТОВАЗ откажется от собственной платформы LADA B/C, на которой построена флагманская модель LADA Vesta. Как пояснили на АВТОВАЗе, LADA B/C не может обеспечить модульного подхода, позволяющего создавать на ней легковые автомобили и кроссоверы разных классов. К тому же она не обладает электронной архитектурой, необходимой для внедрения элементов телематики и современных систем активной безопасности и контроля.

«Доработка платформы LADA B/C до современных стандартов заняла бы несколько лет и потребовала бы глобальных инвестиций, значительно превышающих затраты на переход на иностранную современную платформу. Текущее состояние российского автомобильного рынка и прогнозы его развития делают этот проект неэффективным ввиду отсутствия эффекта масштабирования даже в среднесрочной перспективе», – констатируют на АВТОВАЗе.

Как ранее сообщал «АВТОСТАТ», по итогам восьми месяцев 2021 года реализация семейства LADA Vesta на российском рынке составила 74136 машин, что на 22% выше показателя за аналогичный период прошлого года. В результате модель занимает вторую строчку в рейтинге самых продаваемых автомобилей LADA в России (после LADA Granta). В настоящее время стоимость седана LADA Vesta составляет от 783,9 тыс. рублей, универсала Vesta SW – от 880,9 тыс. рублей.

Какие еще модели LADA и по какой цене представлены на рынке в настоящее время, подскажет каталог «Цена Авто».

Ожидания и реальность: как поменялась Lada Vesta за год производства

Год назад, 25 сентября 2015 года, седан Lada Vesta начал серийно выпускаться на заводе «Lada Ижевск». Ожиданий было очень много, а что же в реальности произошло с этой «российской сенсацией» за прошедшие 12 месяцев?

М ы пристально следили за тем, как Lada Vesta готовится к запуску производства. В начале 2015 года сайт Kolesa.ru создал материал «Все факты о Lada Vesta», который обновлялся каждый раз, когда поступали новые сведения о Весте. Накануне запуска автомобиля в серию мы протестировали ещё предсерийный седан Lada Vesta и сняли об этом видеоролик.

Кроме того, мы попросили сесть за руль Бу Андерссона, в ту пору возглавлявшего АВТОВАЗ, и рассказать его об этом автомобиле. Несмотря на большой объём информации, хлынувший на публику в те дни и в последующие месяц-два, было понятно, что с Lada Vesta предстоит разбираться обстоятельно и долго.

Автомобиль начал производиться, потом поступил в продажу, получил новые комплектации, появились подробности о других типах кузова… Наконец, своё мнение о машине составили первые владельцы и журналисты в процессе длительных тестов.

Итак, мы подводим промежуточные итоги: справилась ли Веста с ролью флагмана «совершенно новой Lada», и как развивался проект Lada Vesta у течение этого года?

Комплектации и цены

Одним из главных вопросов на стадии запуска производства и старта продаж были силовые агрегаты. Незадолго до начала серийного выпуска стало известно, что для Весты оставили только 16-клапанные моторы, исключив хорошо известный по другим моделям Lada базовый 87-сильный восьмиклапанник. Таким образом, у Весты из заявленных моторов осталось три – 1,6 литровый 106-сильный ВАЗ-21129, 1,6-литровый 110-сильный Nissan HR16 и 1,8-литровый 122-сильный ВАЗ-21179 с фазовращателем. Однако выпускаться Веста начала только с одним мотором – первым из списка.

Позже появилась информация о том, что топовый 1,8-литровый мотор появится на Вестах осенью 2016 года, а собирать двигатели ВАЗ-21197 начнут уже в декабре 2015 года. В феврале 2016-го производство этих моторов в Тольятти уже шло вовсю – сборщики имели задачу поднять темп с 7-8 минут на один двигатель до 5 минут, чтобы выйти на проектную мощность линии в 60 000 моторов ежегодно.

А в августе, незадолго до Московского автосалона, выяснилось, что двигатель 1,8 литра для Весты будет агрегатироваться и с механической коробкой передач – до этого он использовался только в паре с «роботом» АМТ на хэтчбеке Lada Xray. На ММАС-2016 АВТОВАЗ объявил, что Lada Vesta с 1,8-литровым 122-сильным мотором появится у дилеров в октябре, а 1 сентября сайту Kolesa.ru стали известны цены на такую версию – Веста с двигателем 1,8 будет стоить от 607 000 рублей за комплектацию Comfort с механической коробкой передач.

По-другому складывается судьба двигателя Nissan для Lada Vesta. Первым этот двигатель в содружестве с «механикой» Renault JR примерил на себя хэтчбек Xray, а новости по поводу применения его на Весте поначалу были вполне позитивными: судя по отдельным сообщениям в соцсетях, в январе 2016 года началось производство седанов Веста с японским двигателем, а также сборка комплектаций с климат-контролем (до этого на Весты ставили только кондиционер). В мае к процессу увеличения локализации японского мотора (к тому моменту она составляла 60%) собирался подключиться КАМАЗ, выразивший готовность освоить производство коленвалов.

Но буквально вслед за этим стало известно, что ниссановский мотор перестали ставить на Lada Xray – производство этого двигателя в Тольятти продолжилось, но для других нужд альянса Renault-Nissan. В конце июня 2016 года у дилеров закончились запасы тех хэтчбеков Lada Xray с ниссановским мотором, которые успели произвести – продажи таких машин прекратились. Что касается Lada Vesta, то за год производства седана этот мотор в списке комплектаций так и не появился.

Ещё в ноябре 2015 года было заявлено, что все двигатели для Lada Vesta будут доводиться до уровня Eвро-6 – с прицелом на европейский рынок. В связи с этим появятся новые прошивки для электронной педали, электромеханического привода заслонки, датчика массового расхода воздуха с цифровым выходным сигналом, контролера электронной системы управления двигателем (ЭСУД), а также будет использован катализатор с увеличенной загрузкой драгоценными металлами.

Читайте также  Премьера нового флагманского седана Cadillac состоится в Нью-Йорке

В июне 2016 года сайт Kolesa.ru провёл пару голосований, посвящённых силовым агрегатам автомобилей Lada. Выяснилось, что покупатели всерьёз присматриваются к новому 122-сильному мотору (этот вариант победил с огромным отрывом), а кроме того, большинство хотело бы управлять автомобилем с «классической» АКПП – этот вид трансмиссии немного обошёл в голосовании «робот» АМТ и механическую коробку.

На вопрос цен нового флагмана Lada первым пролил свет Бу Андерссон, заявив в день запуска серийного производства седана, что примерный «коридор» цен на Lada Vesta будет находиться в пределах от 495 000 до 600 000 рублей.

Экспертами из агентства «Автостат» этот диапазон был назван приемлемым, высоко оценён уровень локализации производства в 71%, а также спрогнозированы неплохие продажи российского автомобиля на фоне растущих цен иномарок-одноклассников.

Тогда же стал известен список опций, впервые применённых в автомобиле под брендом Lada: комплекс ЭРА-ГЛОНАСС (причем уже в «базе»), регулировка руля по вылету, краш-боксы в балках бамперов, автоматическое запирание дверей при движении, охлаждаемый перчаточный ящик, мультифункциональное рулевое колесо, выводящая картинку на экран мультимедиа камера заднего вида, автоматическое включение «аварийки» и разблокировка дверных замков при срабатывании подушек безопасности.

В ноябре 2015-го появился список штатного оборудования трёх комплектаций Lada Vesta – до этого момента по поводу оснащения новинки мы могли только строить предположения. А в день перед всероссийской ночью старта продаж Vesta Night стало известно, что точные цены в 18:00 по московскому времени утвердит Бу Андерссон, выбрав прайс-лист из нескольких предложенных вариантов. Сайт Kolesa.ru осуществлял прямую текстовую трансляцию с Vesta Night, опубликовав сначала базовую цену седана Lada Vesta, а потом состав всех комплектаций и полный прайс на новинку – от 514 000 до 663 000 рублей. Однако начальных комплектаций покупателям предстояло, согласно заявлениями представителей АВТОВАЗа, дожидаться до начала 2016 года, а продавать Весту начали со средних и топовых комплектаций Comfort и Luxe. Доплата за фирменный цвет кузова «Лайм» на старте продаж составляла 19 000 рублей.

Мы провели детальное сравнение комплектаций Lada Vesta её конкурентов и пришли к выводу, что чем богаче комплектация, тем выгоднее отечественный автомобиль отличается по цене от моделей зарубежных брендов, а если подбирать комплектации в сравнимых ценах, то иномарки существенно уступают Весте в уровне оснащения.

В декабре 2015-го Олег Груненков, возглавляющий проект Lada Xray и по совместительству курирующий проект Lada Vesta, подтвердил вывод на рынок базовой комплектации Весты с мотором 1,6 и МКПП в начале следующего года, а также заявил о появлении в течение 2016-го 13 различных комплектаций, включая версии с новым мотором 1,8 литра. В самом конце 2015 года базовая версия Lada Vesta начала поступать к дилерам, а в начале января 2016-го стало известно, что самый бюджетный вариант Весты под названием Classic подвергся улучшениям: туда вошли подушка безопасности пассажира, подогрев передних сидений, электропривод и электрообогрев наружных зеркал (ранее этот перечень частично принадлежал пакету опций Start и среднему уровню оснащения Comfort), а цена не изменилась – 514 000 рублей. Одновременно с этим «прокачался» и пакет Start – в него вошли кондиционер и охлаждаемый вещевой ящик.

В феврале 2016 года АВТОВАЗ поднял цены почти на весь модельный ряд Lada, однако прайс на новинки, Vesta и Xray, тогда остался неизменным. В марте из прайсов Весты исчезла XV Line, самая дорогая комплектация и, по сути, первая спецверсия российского седана. Но тема спецверсий для Lada Vesta в тот момент ещё только начиналась (см. ниже), а вот цены на «обычные» Весты в мае 2016 года всё-таки подросли – минимальная стоимость седана увеличилась до 529 000 рублей, пакет опций Start при этом стал доступнее на 5 000 рублей, а доплата за фирменный цвет «Лайм» выросла до 35 000 рублей, и кроме того, появилась доплата за цвет «Металлик» – 10 000 рублей. Одновременно с этим стало известно о появлении четырёх новых цветов кузова в гамме Lada, в дополнение к только что представленному фирменному цвету Икс-Рея, «Фреш» — два из них получили название «Скарабей» и «Бенефис».

На фото: Lada Xray

С весны 2016 года начали появляться новые варианты топовых версий. С апреля стала доступна для заказа комплектация Luxe с пакетом Multimedia по цене 633 000 рублей, а в июне в производство пошла версия, получившая дополнительно к Luxe/Multimedia ещё и боковые подушки безопасности и климат-контроль. В июне поступило уточнение, что такие машины выпущены ограниченной партией, служащей для оценки спроса, а стоимость данного топ-исполнения колеблется от 669 000 до 694 000 рублей в зависимости от типа трансмиссии – «механика» или «робот». К тому моменту комплектация Luxe с пакетом Multimedia выросла в цене до 647 000 рублей (минимум), таким образом боковые подушки и «климат» вылились для покупателей в 22 000 рублей доплаты. Наконец, в августе в ходе ММАС-2016 АВТОВАЗ представил спецверсию Lada Vesta Exclusive – спойлер, молдинги, шильдики и 17-дюймовое «литьё» в экстерьере, глянец, «светлый карбон» и бежевые тканевые вставки в интерьере – которую более подробно мы рассмотрим позднее.