Осенью иномарки в России могут подорожать на 30%

Старые машины бегут впереди рынка

Подержанные автомобили подорожали на 16% с начала года

Автомобили с пробегом за январь—октябрь выросли в цене на 16%, то есть дорожали даже быстрее, чем новые машины, следует из подсчетов «Авто.ру». Наиболее популярными брендами на рынке стали Ford Focus, а также корейские Kia Rio и Hyundai Solaris, потеснив прежний бестселлер — Lada. Цены на подержанные автомобили продолжат расти как минимум до весны 2021 года, полагают эксперты.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ / купить фото

В январе—октябре подержанные автомобили в России подорожали в среднем на 16%, до 576,7 тыс. руб., подсчитали в «Авто.ру». Это сопоставимо с темпами роста стоимости новых автомобилей — за десять месяцев года она увеличилась в пределах 15% (см. “Ъ” от 21 октября).

В маркетплейсе отмечают, что подержанные машины дешевели только в период наиболее жестких ограничений из-за коронавируса в апреле (цена упала на 11% по сравнению с мартом, до в среднем 473,8 тыс. руб.). С апрельского минимума к ноябрю цены выросли уже на 22% на фоне активного спроса из-за девальвации рубля и ожидания роста цен на рынке новых автомобилей.

Среди топ-10 самых продаваемых подержанных моделей на «Авто.ру» более всего подорожали:

  • Mercedes-Benz E-Class — на 23%, до 1,2 млн руб.,
  • Toyota Camry — на 12%, до 1,1 млн руб.,
  • Kia Rio — на 11%, до 577,2 тыс. руб.,
  • Skoda Octavia — на 11%, до 598,1 тыс. руб.,
  • Ford Focus — на 5%, до 372,5 тыс. руб.,
  • Opel Astra — на 4%, до 383,2 тыс. руб.,
  • ВАЗ-2107 — на 8%, до 64,9 тыс. руб.

Lada-2114 (Samara, 106,8 тыс. руб.) и Lada Priora (209,9 тыс. руб.), наоборот, подешевели на 2% и 3% соответственно.

Lada Samara еще недавно была бестселлером рынка машин с пробегом, но в октябре, по данным «Автостата», даже не вошла в тройку лидеров. Наибольшим спросом теперь пользуются Ford Focus (14,3 тыс. машин), а также корейские Kia Rio и Hyundai Solaris (13,1 тыс. и 12,8 тыс. соответственно). В целом в октябре б/у сегмент вырос четвертый месяц подряд — на 12%, до 588 тыс. автомобилей.

Ситуация с дефицитом автомобилей на рынке с пробегом постепенно приходит в норму, считает директор «Авилон.Автомобили с пробегом» Николай Баскаков: на склады дилеров наконец начали поступать новые автомобили, которые были заказаны еще летом, и покупатели охотно сдают свои машины в трейд-ин, пользуясь дополнительными скидками по программам поддержки от импортеров, что и позволяет плавно восполнять сток автомобилей с пробегом на рынке.

В целом дилер видит стабильный покупательский спрос и уверен, что такие темпы сохранятся до конца года: многие хотят успеть приобрести автомобиль в оставшиеся месяцы, ожидая, что цены снова подрастут.

Только за третий квартал цены на б/у машины в среднем выросли на 10–15%, отмечает господин Баскаков.

Директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «Автоспеццентр» Владимир Желобов соглашается, что цены на машины с пробегом росли из-за ослабления рубля и дефицита новых машин, связанного с приостановкой работы заводов в пандемию. Он также делает ставку на дальнейшее удорожание, отмечая, что укрепления рубля пока не предвидится: спрос остается стабильным и высоким.

В «Авто.ру» отмечают, что, исходя из типового цикла владения автомобилем (по данным «Автостата», на лето 2019 года он составлял 6,3 года), сейчас на рынке должны появиться машины, купленные после кризиса 2014 года.

Их будет меньше, чем поступало на вторичный рынок в предыдущие годы.

Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что дефицит на «новые хорошие предложения машин с пробегом есть», но цены как в сегменте новых, так и подержанных машин будут расти, пока эффект девальвации, который он оценивает в 30%, не будет полностью переложен в стоимость машин. Затем спрос начнет падать, а цены зафиксируются. По его мнению, рост цен будет продолжаться и в начале 2021 года.

Нужны лошадиные силы! Почему автомобили подорожали и чего ждать дальше?

Каждый автолюбитель мечтает, чтобы в его гараже стояла новенькая «ласточка», поэтому старается менять машину раз в три-четыре года. Не дожидаясь, когда старое авто начнёт «сыпаться», владелец сбывает стального коня по приемлемой цене. Однако и в этот процесс вмешалась пандемия. Цены на автомобили, как новые, так и подержанные, не ползут, а летят вверх на предельной скорости. Почему это происходит и чего ждать от рынка дальше?

Почему машины дорожают

«Купил недавно «пустую» (в базовой комплектации. – авт.) RENAULT LOGAN за 1,2 миллиона рублей. Это караул какой-то, – рассказывает пермяк Михаил П. – Помню времена, когда за эти деньги можно было взять внедорожник».

Неприятный сюрприз ждал в этом году многих автолюбителей, которые планировали пересесть в новенькую машину. Причём цены ощутимо увеличились практически на все марки независимо от страны-производителя. Это вполне вписывается в общую картину, говорят эксперты.

«Я отслеживаю рост цен на разные товары и хочу сказать, что тенденция складывается, мягко говоря, неблагоприятная. Некоторые специалисты оценивают её как катастрофическую. Годовая инфляция составляла в августе около 6%. Тогда Центробанк говорил, что к концу года мы сможем выйти на 4%. Но уже в сентябре она составила 7,4%. Самая большая проблема в том, что сегодня рост идёт не на какую-то группу товаров по сезонному принципу (к примеру, помидоры дорожают, когда распродан местный урожай), а по всем фронтам одновременно. Автомобили – в числе лидеров в плане роста цен. Причина, как и в случае с многими другими товарами, – удорожание производства», – рассказала руководитель департамента экономики и финансов ВШЭ в Перми Татьяна Букина.

Два самых явных фактора, которые запустили рост цен на авто, – это увеличение мировых цен на металл и дефицит электронных компонентов (к примеру, чипов – из-за пандемии люди стали покупать компьютеры для работы на удалёнке, телевизоры, гаджеты для развлечения в условиях локдауна, что повысило нагрузку на производителей и привело к дефициту), считают экономисты. Виной всему пандемия, нарушившая производственные логистические цепочки, а также баланс спроса и предложения.

«С января по октябрь цены на новые легковые машины отечественного производства выросли в среднем на 15%, на импортные – примерно на 12%, – рассказывает Татьяна Букина. – В сентябре-октябре сильно подорожали отечественные автомобили, в середине октября – зарубежные».

Цепная реакция

По данным Центробанка, в сентябре годовая инфляция в Прикамье на непродовольственные товары составила 9,43% (в июле было 8,11%, в августе – 8,98%). Больше всего на изменение общей картины повлияла как раз динамика цен на подержанные автомобили, которые подорожали вслед за новыми.

Речь о том, что у многих автодилеров в продаже по большей части машины люксовой комплектации. А они ощутимо дороже. В этом случае покупатель и уходит на рынок подержанных иномарок, считают многие эксперты.

«Меньше интересуются автомобилями с пробегом отечественного производства, поскольку они чаще всего уступают по качеству зарубежным. Больше всего спрос вырос на иномарки, которым не более трёх лет. Увеличилась и стоимость», – говорит Татьяна Букина.

К осени такие машины в среднем подорожали примерно на 30%, считают эксперты.

Почём бывалый конь

По словам экспертов «Авито Авто», продажи иномарок с пробегом в июле-сентябре этого года выросли в крае на 3,7% по сравнению с предыдущим кварталом.

«Средняя стоимость таких автомобилей в регионе по итогам третьего квартала составила 500 000 рублей. Цены увеличились на 22% по сравнению с тем же периодом прошлого года и стали на 7,5% выше, чем были во втором квартале 2021 года», – сообщили специалисты «Авито Авто».

При этом стоимость импортных автомобилей, которым больше пяти лет, в Прикамье увеличилась не столь значительно, говорят экономисты.

Какие иномарки с пробегом в топе?

«На основе статистики «Авито Авто» о продажах автомобилей с пробегом мы составили рейтинг самых востребованных в июле-сентябре в Прикамье подержанных иномарок. Также мы подсчитали среднюю стоимость популярных автомобилей и выяснили, как сильно выросла их цена за три месяца. Результаты в таблице», – говорит руководитель группы аналитики «Авито Авто» Марат Миннекаев.

Каков прогноз?

«Предпосылок для снижения цен на автомобили не наблюдается из-за дефицита машин, который вызван проблемами с производством микросхем для автомобильной электроники в Китае, перебоями поставок комплектующих для автомобилей, увеличением курса валют и стоимости материалов, ростом объёмов экспорта российских автозаводов, – считает доцент кафедры маркетинга ПГНИУ, специалист по анализу рынков Анна Хацкелевич. – Производители понесли убытки в период пандемии. Поэтому повышение цен на их продукцию – это неизбежные меры. Для поддержания доходности предприятий дилеры вынуждены продавать дополнительное оборудование, финансовые продукты и т.д., что тоже увеличивает стоимость конечного продукта. На мой взгляд, ждать снижения цен на автомобили в ближайшее время не стоит. Необходимо вкладывать деньги в запланированные покупки. Тем более, что автосалоны предлагают скидки на машины, приобретаемые в кредит и при сдаче своего транспорта в трейд-ин, используют прочие инструменты для формирования спроса у потенциальных потребителей. Размер скидки составляет в среднем 100 тысяч рублей. Если цель покупки – это вложение свободных средств, то здесь можно задуматься и направить их в более надёжные активы, например, недвижимость».

Читайте также  Самый большой автокран представила китайская Zoomlion

Взгляд изнутри

«Мы занимаемся продажей новых автомобилей и машин с пробегом импортного производства. Этот год оказался сложным для всех. В связи с пандемией и отсутствием комплектующих для автомобилей цены выросли, – рассказывает управляющая пермским автоцентром Наталья Курныкина. – Поскольку заводы были вынуждены снижать объёмы производства (при этом прогнозируемый спрос на новые автомобили не уменьшался), на рынке сложилась ситуация, когда новое авто покупателям необходимо заказывать и ждать. А, как известно, спрос рождает предложение. Машин мало, производители стали увеличивать стоимость. При этом многие покупатели желают приобрести автомобиль здесь и сейчас. А когда приходят в салоны, видят в большинстве случаев только выставочные экземпляры. Взоры их устремляются на рынок машин с пробегом. И это отличный вариант в нынешней ситуации. Если говорить о комплектациях новых авто, то здесь ничего не изменилось. Дилер, как и прежде, может влиять на процент соотношения разных комплектаций при поставках. Произошло изменение в поведении потребителей: они уже не хотят покупать базовые комплектации, а смотрят в сторону более дорогих с учётом того, что в этом случае растёт срок эксплуатации. Прогнозы на будущее делать пока рано. Уверена, что многие производители надеются на лучшее и уже в ближайшем будущем рассчитывают на увеличение производства».

Поиск по меткам: вторичный рынок

СберАвто запустил программу выкупа автомобилей у частных лиц

СберАвто, сервис для покупки и продажи автомобилей онлайн , запустил программу выкупа авто у частных лиц. В настоящее время услуга доступна жителям Москвы на специальном сайте.

2 ноября 2021, 15:30

5-летние бестселлеры с начала года стали дороже на 12 – 14%

Среди четырех самых популярных автомобилей в возрасте 5 лет медленнее всего дорожает LADA Vesta. К такому выводу пришли эксперты агентства «АВТОСТАТ» в ходе подготовки обзора «Мониторинг цен на вторичном рынке».

2 ноября 2021, 14:39

Audi в России расширила программу сертифицированных автомобилей с пробегом до 8 лет

С 1 ноября компания Audi Poccия расширила действие своей программы Audi с пробегом :plus, увеличив возраст сертифицированных автомобилей, которые могут рассчитывать на техническую поддержку со стороны официальных дилеров бренда.

28 октября 2021, 08:03

Автомобили с пробегом в октябре подорожали на 4%

В октябре 2021 года средняя цена подержанного легкового автомобиля в России составила 873 тыс. рублей. Как отмечают эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» в рамках подготовки ежемесячного обзора «Мониторинг цен на вторичном рынке», это на 4% превышает показатель предыдущего месяца.

27 октября 2021, 16:36

Выкуп автомобилей с пробегом: «тараканьи бега» или новые возможности для бизнеса?

В 2019 году выездной выкуп автомобилей воспринимался дилерами как «тараканьи бега», то есть процесс, который не нужен дилерскому центру и на который не стоит тратиться. Сегодня все ведущие компании российского авторынка развивают у себя это направление, осознав, что выкуп «с улицы» – неотъемлемая часть дилерского бизнеса.

13 октября 2021, 10:25

Японские 7-летние кроссоверы дорожают медленнее корейских и европейских аналогов

Кроссоверы японских марок в возрасте 7 лет растут в цене медленнее, чем аналогичные модели корейских и европейских марок. К такому выводу пришли эксперты агентства «АВТОСТАТ» в процессе подготовки ежемесячного обзора «Мониторинг цен на вторичном рынке».

11 октября 2021, 11:30

Как подорожали популярные 5-летние автомобили в 2021 году?

Популярные автомобили с пробегом в возрасте 5 лет с начала года подорожали в среднем на 9 – 11%. Это выяснили эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» в ходе подготовки справочника AUTOSTAT PRICE BOOK, рассмотрев динамику цен 4-х наиболее покупаемых 5-летних автомобилей: Kia Rio, Hyundai Solaris, LADA Vesta, Volkswagen Polo.

8 октября 2021, 16:08

В сентябре 3-летние автомобили стоили на 11% больше, чем в январе

Автомобили с пробегом в возрасте 3-х лет в начале осени оказываются заметно дороже, чем в начале года. Как выяснили эксперты агентства «АВТОСТАТ» в рамках подготовки отчета AUTOSTAT PRICE BOOK, за период с января по сентябрь их средняя цена выросла на 11%.

7 октября 2021, 15:34

Цены на автомобили с пробегом с начала года выросли на 22%

С января по сентябрь нынешнего года автомобили с пробегом подорожали в среднем на 22%. Такие данные содержатся в отчете AUTOSTAT PRICE BOOK, который подготовили эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ».

8 сентября 2021, 08:03

Эксперты рассказали, как определить реальный пробег подержанного автомобиля

Не секрет, что многие автомобили на вторичном рынке имеют скрученный пробег. Эксперты, опрошенные агентством «АВТОСТАТ», рассказали, какие риски для покупателя он может в себе таить и как можно выявить корректировку одометра.

Импортные иномарки: берите сейчас — осенью подорожают

Жажда реванша

Российский авторынок, который после затяжного кризиса в прошлом году сделал разворот в сторону роста, сегодня претерпевает очередные изменения. Напомним, вследствие девальвации рубля в последние годы значительно укрепили свои позиции автомобили российской сборки, заняв по итогам 2017-го рекордные 81% от общего объема продаж.

Доля импортных иномарок начала снижаться еще с предыдущего кризиса 2008 года — тогда, по данным агентства «Автостат», на них приходилось более половины рынка (56%). Пять лет назад, в 2013-м, импортировалась уже лишь треть всех продаваемых автомобилей, а в прошлом году доля импорта новых легковых машин сократилась до минимального значения в 19%. Этому во многом способствовала политика российских властей по импортозамещению на авторынке. Так, в 2012 году против привозных иномарок, в частности, был введен утилизационный сбор, который локальным автопроизводителям компенсируется посредством промышленных субсидий от государства. На стимулирование продаж автомобилей российского производства были направлены и многочисленные программы господдержки, действовавшие в последние годы. И даже постепенное снижение пошлин на новые машины в рамках обязательств России перед ВТО (с 30% в 2012-м до 20% в 2017-м) не могли улучшить положение «настоящих» иномарок в нашей стране.

И вот после 10 лет беспрерывного падения доли импортных автомобилей в текущем году она вновь начала расти, составив по итогам первого квартала 20%. Отчасти это стало возможным из-за сократившихся в этом году мер господдержки авторынка, ведь они, как известно, распространяются исключительно на машины российской сборки. Недавнее завершение программ льготного автокредитования «Первый. » и «Семейный автомобиль», по идее, должно способствовать дальнейшему перераспределению спроса в пользу импорта. Однако, с другой стороны, всплеск продаж привозных иномарок в начале года мог быть вызван предстоящей индексацией утильсбора и повышением акцизов на автомобили мощностью более 200 л.с., из-за которых цены на импортные модели начали расти как раз начиная с апреля. А значит о грядущем реванше «иностранцев» говорить пока не приходится, особенно учитывая нестабильность российской валюты в этом году.

«Если из-за повышения налогов или падения покупательной способности рубля рынок будет сокращаться, то и поставки автомобилей на него будут урезаны. При этом дефицит возможен только по новым или лимитированным моделям. Опыт прошлых десятилетий показывает, что какие-либо запасы, ввезенные до повышения налогов, акцизов и т.п., расходятся довольно быстро, а покупатель относительно быстро привыкает к новым ценам», — комментирует директор дилерского центра «Авилон» Mercedes-Benz Олег Шамба.

Навезли про запас

Между тем автопроизводители в первом квартале 2018 года увеличили поставки в Россию сильнее, чем вырос рынок. Так, юридическими лицами в нашу страну было импортировано 53,8 тыс. машин, что на 34% больше, чем годом ранее (данные «Автостата»). Продажи автомобилей за тот же период выросли на 21% и составили 545,4 тыс. штук. Тройка лидеров по объему импорта остается неизменной: возглавляет рейтинг Toyota с показателем 11,1 тыс. машин (новых и подержанных), за которой следуют премиум-марки Mercedes- Benz (6,1 тыс. шт.) и Lexus (4,6 тыс. шт.). Стоит при этом отметить автопроизводителей, которые имеют локальную сборку в России, но в последнее время стали также активно наращивать импорт. Среди них — Mitsubishi , Volkswagen , Skoda , Hyundai и Nissan , которые на волне общего роста спроса стали привозить к нам новые или возвращать ушедшие ранее модели.

Читайте также  Особенности аукциона IAAI

Так, у Nissan увеличение поставок связано с перезапуском на российском рынке кроссовера Juke, который с середины 2017 года импортируется в нашу страну наряду с Nissan GT-R. В японской компании подтверждают, что недавняя индексация утильсбора оказывает негативное влияние, но исключительно на реализацию импортируемых автомобилей. Например, в апреле цена Nissan Juke выросла на 75 тыс. рублей. Тем не менее Nissan намерен сохранить объем на запланированном уровне, уже в ближайшее время предложив россиянам обновленный кроссовер Juke, в котором помимо свежего дизайна появятся новые комплектации и опции.

Как рассказал «За рулем.РФ» руководитель отдела продаж Skoda Auto Россия Алексей Почечуев, в первом квартале чехи увеличили импорт в Россию в связи с возросшим спросом на модель Superb, а также c присутствием в этом году на рынке внедорожника Kodiaq, который год назад еще не предлагался клиентам. При этом доля импортных автомобилей в общем объеме российских продаж марки Skoda незначительна, а за счет локализации Kodiaq (с февраля он, напомним, производится на мощностях ГАЗа в Нижнем Новгороде) доля импорта будет уменьшаться.

В «ММС Рус» рост поставок объясняют растущим спросом на автомобили Mitsubishi, а также эффектом низкой базы. Дело в том, что основной объем импорта в отчетный период пришелся на кроссовер ASX, вернувшийся на российский рынок в августе 2017 года, и пикап L200, чьи поставки в связи со сменой модельного года начались в прошлом году только с апреля. Внес свой вклад и новый компактный кроссовер Eclipse Cross, который поступил в продажу в апреле 2018 года. В то же время компания с конца прошлого года локализовала в России производство внедорожников Pajero Sport с дизельным двигателем, тогда как бензиновая модификация модели по-прежнему импортируется.

По словам директора по развитию компании «Рольф» Владимира Мирошникова, автопроизводители поверили в потенциал роста российского рынка и стали расширять модельный ряд представленных в нашей стране автомобилей. В первую очередь это происходит за счет поставок моделей, рассчитанных на ограниченный круг покупателей, а также увеличения комплектаций по моделям, спрос на которые был стабилен, — теперь можно расширять охват потенциальных покупателей. В то же время ведущие автопроизводители придерживаются курса на локализацию производства, запуская российскую сборку ключевых объемообразующих моделей.

Палки в колеса

Отдельно стоит сказать о бренде Ravon , который по итогам первого квартала 2018-го вошел в десятку крупнейших автоимпортеров, увеличив поставки в Россию на 82%, до 2,1 тыс. машин. Однако в марте импорт узбекских автомобилей упал почти вдвое, а в апреле и вовсе был приостановлен, что тут же вызвало дефицит у российских дилеров.

Как пояснили «За рулем.РФ» в пресс-службе «Равон Моторс Рус», поставки автомобилей в Россию временно приостановлены в связи с пересмотром цен для российского рынка из-за изменения курсов национальных валют России и Узбекистана, повышения ставок утилизационного сбора, а также проведения масштабной модернизации производственных линий на предприятии GM Uzbekistan для запуска новых моделей и сопутствующего роста капитальных расходов. При этом в конце марта узбекский автопроизводитель уже повысил цены на свои машины в России — рост составил от 10 тыс. до 30 тыс. рублей в зависимости от модели.

Сейчас дилерские центры Ravon продолжают прием предзаказов на автомобили, предупреждая клиентов об отложенных сроках поставки (их планируется полностью возобновить в конце мая) и возможных изменениях итоговой цены. Также в «Равон Моторс Рус» не отказываются от своих планов представить на российском рынке новый кроссовер и рестайлинговую версию седана R4, премьера которых состоится на августовском Московском автосалоне.

Несмотря на то, что основу продаж большинства брендов обеспечивают локализованные модели, рост импорта в этом году стал возможен именно благодаря производителям массовых иномарок. А вот представители премиума сокращают поставки в Россию, что связано с более поздним восстановлением этого сегмента после кризиса.

Так, наибольшее падение импорта в январе-марте 2018-го зафиксировано у Jaguar (-19%), Mercedes — Benz (-26%), Lexus (-26%), Audi (-37%) и Infiniti (-44%), гласят данные «Автостата». Временное снижение поставок в российском офисе Infiniti объясняют постепенным выводом с рынка предыдущего поколения кроссоверов QX50 и QX80, которое в скором времени будет компенсировано увеличением импорта новых моделей QX50/QX80. Кроме того, в свете увеличения акцизов на автомобили мощностью от 200 л.с. и индексации утильсбора японская компания предприняла усилия по максимизации складских запасов автомобилей в конце прошлого года, чтобы сохранить цены на прежнем уровне в первом квартале 2018-го. В дальнейшем в Infiniti не планируют снижения квот для российского рынка, а, наоборот, намерены нарастить продажи своих ключевых моделей в этом году — QX50 и QX80.

«Повышение акцизов пока не отразилось на рынке, поскольку у дилеров и импортеров есть достаточное количество машин, завезенных в страну ранее. Но затем автомобили премиум-класса, скорее всего, подорожают, что явно не сыграет в их пользу. Однозначно производители будут смотреть на динамику рынка и корректировать поставки исходя из спроса, как следствие это может привести к дефициту», — рассказывает Владимир Мирошников.

«Иностранцы» едут к нам

В целом, участники рынка ожидают дальнейшего восстановления спроса на автомобили, который будет расти в том числе и в сегменте импортных машин. Этому, в частности, должно способствовать дальнейшее снижение пошлин на новые иномарки (целевой показатель — 15% к 2019 году), а также завершение с 1 июля 2018-го льготного режима промсборки для ряда автопроизводителей. Так, согласно прогнозу консалтинговой компании PwC, по итогам текущего года реализация привозных автомобилей увеличится на 10%, до 280 тыс. штук, что несколько меньше ожидаемого роста рынка в целом (+11%). Впрочем, в прошлом году импортный сегмент и вовсе показал падение на 7%, несмотря на общерыночный подъем продаж на 13%. Это позволяет надеяться на то, что автопроизводители продолжат расширять свои модельные ряды в России за счет новинок и нишевых автомобилей. Впрочем, дальнейшее развитие импортного сегмента во многом будет зависеть от валютных курсов, которые в большей степени влияют на стоимость и конкурентоспособность привозных машин.

По словам директора PwC в России Виктории Синичкиной, принятие решения относительно сохранения или расширения модельного ряда будет зависеть от стратегии конкретной марки. Как правило, в условиях роста авторынка производители стараются расширить ассортимент. В то же время возможное дальнейшее ослабление рубля будет оказывать давление на цены. Те импортные автомобили, которые были ввезены по старым ценам до повышения утильсбора, распродадут до начала лета, и во втором полугодии возможен рост цен на новые «чистокровные» иномарки, который составит не более 5%.

Ослабленный рубль взвинтил цены на автомобили в России

В целом за полгода машины подорожали на 12%, а отдельные модели — на 35%

В этом году в России значительно подорожали новые автомобили. Как подсчитала аналитическая служба «Реального времени», в январе — сентябре рост составил 12%, а на отдельные модели — 35%. В целом из 70 моделей, доступных в казанских автосалонах, не выросли в цене лишь 9. Причины — ослабление рубля, которое привело к подорожанию импортных комплектующих, и снижение производства из-за весенних простоев автомобильных заводов по всему миру в условиях ограничений по коронавирусу. Тем не менее россияне массово скупают машины, опасаясь еще большего роста ценников. По прогнозам экспертов, к концу года легковые авто могут подорожать на 20%. По числу выданных автокредитов наша страна уже побила прошлогодние рекорды.

Подорожала 61 модель из 70

В казанских автосалонах в этом году в наличии порядка 70 моделей. За эти месяцы подешевели лишь две из них, еще семь — не изменились в цене, а 61 модель подорожала, причем существенно. Цены будут расти и дальше по причине ослабления рубля, убеждены эксперты.

— В целом по динамике спроса 2020 год примерно соответствует 2019-му. Но из-за ограничений весной, во время которых многие дилерские центры были закрыты, и машины не продавали, а также из-за дефицита автомобилей во втором полугодии, объемы продаж по отношению к прошлому году сократятся. По прогнозу Ассоциации европейского бизнеса падение продаж не превысит 14%. Но многое может измениться, если, например, будут введены новые ограничения из-за ситуации с коронавирусом, — отметил в беседе с «Реальным временем» главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов.

На ту же тенденцию указывают и другие собеседники издания. «Если брать итоги 9 месяцев 2020 года, то за этот период рынок новых легковых автомобилей в России, по данным нашего агентства, сократился на 10%. Понятно, что в различные месяцы он чувствовал себя по-разному. Например, в сентябре был рост (+8%), в августе — падение (-8%), а в июле — рост (+8,5%). Поэтому исходя из тех условий, в которых оказался рынок, я считаю, что это еще неплохо, потому что весной ему предрекали и двукратное падение», — говорит руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

Читайте также  В Сети появились новые изображения Skoda Rapid Spaceback

В лидерах роста цен — топовые «Мерседесы»

Самое значительное повышение стоимости в мае — октябре зафиксировали у автомобилей Mercedes-Benz. Среди пяти наиболее подорожавших моделей машин сразу три приходятся на эту марку — она, можно сказать, заняла пьедестал. Рекорд — у внедорожников G-серии. Модель G500, которая итак не отличалась дешевизной, выросла в цене сразу на 34,7%. Если в мае автомобиль стоил 10,3 млн рублей, то сейчас его покупателям придется переплатить 3,5 млн — в октябре G500 выставлена по цене 13,87 млн.

За деньги, в которые раньше обходился G500, теперь можно взять G350d — он подорожал почти также: примерно на 30%, с 8,18 до 10,6 млн рублей. Наконец, еще одна модель «Мерседеса» из серии GLS — GLS400 — подскочила в цене на 15,5%, с 7,4 до 8,55 млн.

Еще две машины в топе по полугодовому удорожанию — более ходовые и популярные «корейцы». На 15% подорожала модель Cerato в комплектации Comfort — с двигателем мощностью в 130 «лошадей». Раньше она стоила 1,035 млн, теперь — 1,19 миллиона. На 14% повысилась стоимость Elantra от Hyundai: рост — с 1,084 до 1,235 миллиона. Правда, у этой модели изменилась и комплектация: Start с ручной коробкой передач теперь именуется Base, и в ней — коробка-автомат.

В среднем по всему авторынку подорожание новых легковых авто составило 12% за период с января по сентябрь 2020 года.

— Более того, в октябре этот процесс продолжился. Основной причиной продолжающегося роста цен на автомобили является резкое ослабление курса рубля к основным мировым валютам (на 25—30%), которую автопроизводители еще не отыграли. Поэтому цены будут и дальше расти, а к концу нынешнего года их рост может составить порядка 20%. Добавим, что за последние 6 лет (с сентября 2014-го) рекомендованные розничные цены на новые легковые машины выросли в два раза. Впрочем, настолько же упал и российский рубль по отношению к доллару США, — подчеркнул Азат Тимерханов.

Пять брендов второй пятерки

Следующие пять мест в списке наиболее подорожавших машин заняли разные бренды, из чего уже можно сделать вывод, что тенденция роста цен охватила все сегменты рынка. Шестое место, правда, снова за немецким премиумом. Это — Mercedes-Benz S-класса — модель S400 с длинной базой и двигателем в 333 л. с. Он подорожал на 13%, с 8,44 до 9,53 млн рублей.

Можно приглядеться к другой машине с немецким «шильдиком» (правда, производят ее в Калуге). Это — Volkswagen Tiguan в комплектации Trend&Fun с двигателем в 122 «лошади», поднявшийся в цене на 10% — с 1,62 до 1,78 млн рублей. Почти такой же рост — у Kia Optima — 9,8%. Корейскую машину представительского класса (собирают ее, кстати, в Калининграде) можно купить за 1,56 млн рублей. Если бы вы задумались об этом в мае, то она обошлась бы на 140 тысяч дешевле.

Замыкают десятку два «паркетника», сильно отличающиеся по классу. Рост в 9,7% показал японский Lexus RX300 в комплектации Executive с двигателем мощностью в 238 л. с. — он подорожал с 3,565 до 3,912 млн рублей. Десятое место — у «француза» (выпускающегося, правда, только в России, Бразилии и Индии) Renault Kaptur в комплектации Life — с ручной коробкой и приводом 4х2. Его рост составил 8,5% — цена повысилась с 1 до 1,085 млн рублей.

Самая популярная в январе — сентябре 2020 года модель ВАЗа Granta стала стоить дороже на 3,9%. Фото: lada.ru

УАЗы дорожают быстрее

Самые продаваемые в России машины, как известно, марки Lada. При этом, если рост стоимости иномарок можно списать на падение курса рубля, то машины российских марок, теоретически, должны как минимум меньше от него зависеть. На практике же это не так.

К примеру, самая популярная в январе — сентябре 2020 года модель ВАЗа — Granta — стала стоить дороже на 3,9% — она выросла в цене с 466 до 484 тысяч рублей (речь идет о комплектации «Стандарт» с двигателем мощностью в 87 л. с). Вторая по популярности модель — Vesta в кузове седан (комплектация Classic, двигатель 106 л. с.) выросла в цене на 3,6% — с 645 до 668 тысяч рублей.

Но рекордсменом по подорожанию стала все-таки не продукция ВАЗа, а представитель корейского бренда, собираемый тоже в России. Это третья по популярности в России модель автомобиля Kia Rio. Она подорожала выше, чем обе самые продаваемые модели АвтоВАЗа — на 7%, с 855 до 915 тысяч рублей в комплектации Comfort.

Примерно настолько же вырос в цене УАЗ Hunter. Полностью российская модель, даже не на «международной» платформе B0 (как, например, Lada Largus и XRay), но подорожала сразу на 7,1% (с 777 до 832 тысяч рублей). Две другие модели «УАЗа» — «Патриот» и «Пикап» — также показали рост даже больший, чем у Lada Granta — на 4,6—4,7%.

— На российском рынке есть модели, импортируемые из-за границы (и их становится все меньше), и модели, произведенные в нашей стране с большим или меньшим уровнем локализации производства. Стоимость первых больше зависит от колебаний курса национальной валюты, чем вторых, — поясняет главред журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов, — Но и модели, которые собирают в России, тоже не полностью состоят из локальных компонентов. Так что колебание курса рубля отражается на ценах всех новых автомобилей, в том числе на отечественных марках. Производители, конечно, стараются сдерживать рост цен на свои машины и часто несут убытки ради того, чтобы поддержать спрос. Поэтому рост цен на конкретные машины конкретного бренда также зависит от политики марки и того, насколько она готова поддержать продажи за счет собственной прибыли», — говорит он. Похожего мнения придерживается и Азат Тимерханов из «Автостата»: «Я бы не стал проводить тут параллели, поскольку и в автомобилях российских марок есть импортные комплектующие. К тому же производители по-разному выстраивают свою ценовую политику — кому-то удается это делать гибче и не столь резко реагировать на валютные колебания.

Рост цен на конкретные машины конкретного бренда также зависит от политики марки и того, насколько она готова поддержать продажи за счет собственной прибыли. Фото: Роман Хасаев

Клиенты BMW и Lexus ничего не потеряли

Впрочем, на девять моделей автомобилей цены в казанских салонах не изменились или даже снизились. Речь идет о BMW X6 M с двигателем мощностью в 600 «лошадей» и Lexus LX570 в комплектации Premium+. Они как стоили весной 9,79 и 6,96 млн рублей соответственно, так и продаются.

Аналогичная ситуация с Kia K900 в комплектации Luxe с коробкой-автоматом и полным приводом — за нее нужно отдать 3,66 млн рублей. Более дешевая модель корейского производителя — Sorento — тоже сохранила майский ценник в 1,89 млн рублей. Осталась прежней цена и на Mitsubishi Pajero Sport — он стоит все те же 6,96 млн рублей.

Из относительно массовых неподорожавших моделей можно выделить лишь две. Первая из них — это Skoda Octavia в комплектации Active за 1,14 млн рублей и Volkswagen Polo за 717 тысяч рублей. Еще две модели стали дешевле, но они вновь относятся к премиум-сегменту. Это — Lexus ES200 в комплектации Comfort за 2,54 млн рублей (он подешевел на 2,3%, с 2,6 миллионов) и BMW 730i с двигателем мощностью в 258 л. с. Он стоит 6,5 млн рублей, за полгода стал дешевле на символические 10 тысяч рублей.

То, что эти машины не подорожали, эксперты объясняют фактором «сдерживания цен» и залежалыми остатками. По словам Евгения Еськова, в связи с простоем в период пандемии во втором полугодии на рынке образовался дефицит новых машин: «Традиционно на фоне колебаний курса рубля возрастает интерес к покупке новой машины — люди таким образом стараются защитить свои накопления. Спрос есть, но машин не хватает. На статистике продаж это также отражается. Многие дилеры могли бы продавать больше, но работают с тем, что есть. В то же время эта ситуация позволяет авторетейлерам повышать доходность продаж и сократить финансовую нагрузку в связи с сокращением складов».