Популярный автобренд Renault подорожал

Полмиллиона не хватит. Как подорожали автомобили в России? («Автостат»)

В конце 2020 года большинство брендов, представленных на российском рынке, повысили стоимость своих автомобилей – 24 марки сделали это в ноябре, 22 – в декабре. С наступлением нового года этот процесс не остановился, а продолжился, подтверждая мрачные прогнозы о дальнейшем росте цен на легковые автомобили. С начала 2021 года* специалисты сайта «Цена Авто» зафиксировали появление обновленных прайс-листов на официальных сайтах 34 брендов. Как отмечают эксперты, помимо влияния экономических факторов (инфляция, колебания валюты), ситуация усугубляется предстоящим повышением утилизационного сбора и сохраняющимся дефицитом автомобилей на рынке.

«Гранта» уже дороже 500 тысяч

Так, весь модельный ряд российской LADA дорожал за этот период дважды – в январе (на 1,1 – 4,5%) и марте (на 0,8 – 2,8%). Например, лидер рынка и самый доступный автомобиль в России – Granta – с начала года стал дороже на 21 тысячу рублей. Теперь «Гранта» окончательно перешагнула ценовой порог в полмиллиона, и ее минимальная цена за версию в кузове «седан» составляет 510 900 рублей. Увы, но сейчас новых автомобилей в России за 500 тысяч уже не найти…

Еще сильнее выросли цены на семейство LADA Vesta. С января оно подорожало на 40 – 59 тысяч рублей в зависимости от модификации. Таким образом, третья по востребованности модель в стране сейчас предлагается к продаже от 723 900 рублей (за седан).

Добавим, что еще один российский бренд – УАЗ – также повысил стоимость всех моделей на 30 – 35 тысяч рублей (или на 2,2 – 3,6%).

«Корейцы» дорожают, но их все равно покупают

Говоря о бестселлерах рынка, нельзя не упомянуть о самой популярной иномарке – KIA Rio. Эта модель по итогам продаж в январе – феврале находится на втором месте в рейтинге, уступая лишь «Гранте». С начала года стоимость KIA Rio 2020 производственного года увеличилась на 15 тысяч и достигла 849 900 рублей. А за машину 2021 года производства придется выложить дополнительно 20 тысяч рублей.

В целом же большинство моделей KIA с начал года подорожали на 0,9 – 2,6%, а машины 2021 производственного года обойдутся дороже еще на 1,6 – 4,6%. Исключения составляют кроссовер Sorento, новый «большой» внедорожник Mohave и седан К900 – у этих моделей разница между автомобилями 2020 и 2021 года выпуска еще больше и составляет 4,7 – 8,0%.

Другой популярный в России «кореец», лидер сегмента SUV, кроссовер Hyundai Creta 2021 года выпуска подорожал на 30 – 67 тысяч. Цена на эту модель «в базе» сейчас стартует от 1 097 000 рублей.

Еще один бестселлер бренда – седан Solaris – в текущем году также получил прибавку к стоимости для автомобилей 2021 года выпуска – за них придется выложить на 15 – 30 тысяч больше, чем за машины 2020 производственного года. Новая стартовая цена для этой модели составляет сейчас 805 000 рублей.

По остальным моделям Hyundai наблюдается аналогичная ситуация: автомобили 2021 производственного года имеют более высокую стоимость, чем автомобили 2020 года выпуска. Здесь разница варьируется от 0,4 до 6,9%. При этом машины 2020 производственного года все еще можно найти по старым, «прошлогодним» ценам.

«Японцы» в погоне за курсом валют

Самый популярный «японец» в России – кроссовер Toyota RAV4 – за неполные три месяца стал дороже на 11 – 37 тысяч в зависимости от комплектации и сейчас доступен от 1 972 500 рублей. По сравнению со всем остальным модельным рядом, это была минимальная прибавка к стоимости (0,4 – 1,5%). Остальные модели Toyota выросли в цене куда существеннее, прибавив от 1,9% до 6,4%.

Среди других японских моделей, входящих в ТОП-20 по продажам, отметим кроссовер Mazda CX-5, который подорожал на 50 – 80 тысяч, или на 2,7 – 3,1%. Его новая стартовая цена составляет 1 759 000 рублей. Остальные модели Mazda выросли в цене не так сильно (на 1,7 – 3,1%).

У кроссовера Nissan Qashqai, также попадающего в первую двадцатку модельного рейтинга, с начала года произошло два изменения цены, в результате чего он стал дороже примерно на 65 тысяч рублей. Таким образом, сейчас этот автомобиль 2021 года выпуска можно приобрести по цене от 1 477 000 рублей. У остальных моделей Nissan рост цен варьировался в тех же пределах – от 0,9% до 3,3%. При этом здесь цена новый автомобиль также зависит от его года выпуска. Машины 2020 производственного года все еще можно купить по ценам декабря.

Так же, в зависимости от года выпуска, отличаются цены на новые автомобили у Mitsubishi – машины 2021 года обойдутся на 1,9 – 4,1% дороже машин 2020 производственного года, которые сохранили прежние ценники.

А вот у Subaru машины 2020 года выпуска получили прибавку к стоимости в размере 0,4 – 2,2%, из-за чего разница с машинами 2021 года оказалась не столь существенна – всего 0,9 – 1,7%.

Вне зависимости от года производства выросли цены весь модельный ряд Suzuki (на 1,5 – 3,0%) и Honda (на 2,5 – 4,1%).

Не все подорожали

Среди «европейцев» самым востребованным на рынке является лифтбек Volkswagen Polo. Его стоимость за базовую комплектацию сегодня составляет 929 900 рублей, что на 22 тысячи выше прежней цены (на 1,7 – 2,4%). У большинства остальных моделей марки рост цен был сопоставимый – от 1,4 до 2,9%.

А вот французский кроссовер Renault Duster в новом году уже дважды получал обновленные прайс-листы. В январе на официальном сайте производителя появились цены на машины 2021 года производства с начальной ценой от 912 000 рублей. Это на 22 – 47 тысяч выше цен на машины 2020 года выпуска. А с 11 марта российские дилеры Renault начали продажи нового поколения Renault Duster по цене от 945 до 1 460 тысяч рублей. Таким образом, минимальная стоимость модели выросла на 3,6%.

Что касается остальных моделей Renault, то в январе цены на машины 2020 года производства выросли для большинства моделей на 0,8 – 2,2%. За автомобили 2021 года выпуска тогда нужно было доплатить всего 0,1 – 0,2%. А вот в марте прибавку к стоимости получили уже автомобили 2021 производственного года (на 0,7 – 3,8%), тогда как стоимость машин 2020 года выпуска сохранилась на уровне января.

Также постепенно росли цены и на еще один популярный европейский автомобиль – лифтбек Skoda Rapid. С начала года он прибавил уже 45 тысяч, а его минимальная цена достигла 892 000 рублей. Остальные модели Skoda за это время подорожали на 1,7 – 5,3%.

Из других марок отметим Opel (все модели подорожали на 2,0 – 2,9%), Chevrolet (большинство моделей подорожали на 2,3 – 6,3%) и Peugeot (две модели подорожали на 2,5 – 8,3%).

Особняком здесь стоит французская марка Citroen, которая дважды с начала года обновляла прайс-листы, и оба раза некоторые модели становились доступнее (на 2,2 – 8,4% в январе, на 0,4 – 4,3% в марте), а другие – получали прибавку к стоимости (на 2,2 – 15,4% в январе, на 1,4 – 17,7% в марте).

А что с «китайцами»?

В сегменте китайских автомобилей первое место по популярности занимает Geely Atlas. За неполные три месяца этот кроссовер стал дороже на 35 – 50 тысяч и теперь его можно купить за сумму от 1 344 990 рублей. Еще две модели Geely, кроссоверы Coolray и Emgrand X7, с начала года тоже подорожали на 3,2 – 6,6%.

Второй по популярности «китаец», кроссовер Haval F7, в текущем году стал дороже на 30 тысяч (на 1,5 – 2,0%) и доступен сейчас от 1 529 000 руб. А вот внедорожники Haval H5 и Н9 получили более существенную прибавку к ценам – от 3,4% до 7,7%.

Из популярных «китайцев» отметим те, у кого рост цен затронул всю модельную линейку. Так произошло у Chery (на 3,3 – 7,4%) и Changan (на 0,5 – 0,8%).

Богатые тоже плачут

Естественно, рост цен не мог обойти стороной и премиум-сегмент, многие модели которого к нам везут из-за рубежа.

Самый популярный премиальный автомобиль в России – кроссовер Lexus RX. Самая доступная его версия, RX300, с начала года стала дороже на 73 – 144 тысячи, и сейчас предлагается к продаже от 3 761 000 рублей. По сравнению с другими моделями бренда, это минимальная прибавка к цене (на 1,9 – 3,6%). Большинство остальных моделей подорожали куда сильнее (на 2,1 – 15,1%). Приятное исключение здесь составляет лишь кроссовер Lexus UX, который на фоне всеобщего роста цен, пусть немного, но подешевел – все комплектации Lexus UX 200 и UX 250h стали доступнее на 4 – 16 тысяч (на 0,1 – 0,6%).

Читайте также  В Сети появилось фото рестайлинговой Mazda6

Еще одна популярная модель в премиальном сегменте – седан Mercedes-Benz E-Class. С начала года его цена в зависимости от комплектации выросла на 190 – 410 тысяч (на 4,1 – 5,2%) и сейчас стартует от 4 220 000 рублей. Примерно такой же рост цен (на 3,2 – 4,5%) произошел и у большинства других моделей Mercedes-Benz.

У остальных участников «большой немецкой тройки» разброс в ценовых прибавках был гораздо шире – у Audi от 1,9 до 14,9%, а у BMW в январе – от 1,8 до 13,9% и в марте – на 3,8%.

Стоит отметить, что еще две премиальные марки повысили цены более, чем на 10%. Это – Porsche (на 1,9 – 12,5%) и Genesis (на 4,0 – 11,2%). Правда, это касалось лишь отдельных моделей в отдельных комплектациях.

У других «премиалов» рост стоимости был более равномерный: Cadillac – от 2,2% до 2,8%, Jeep – от 3,7% до 7,3%, Volvo – от 1,5% до 7,6%, Infiniti – в феврале (на 3,2 – 8,7%) и в марте (на 0,8 – 1,4%).

Заметим, что данный обзор не претендует на полноту и всеохватность рынка, однако позволяет оценить основные тенденции ценовой политики российских представительств компаний.

* За период с 1 января по 21 марта 2021 года

Дефицит разогнал цены: авто с пробегом стремительно дорожают

Вслед за новыми автомобилями «вторички» тоже подскочили в цене. Теперь у тех, кто еще недавно заглядывался на автомобили одного класса, может появиться необходимость открыть объявления с машинами попроще. Рынок подержанных автомобилей в Ульяновске по результатам 2020 года вырос на 6,2%, свидетельствуют данные «Автостата». Эксперты говорят, что в 2021-м продажи, вероятнее всего, сократятся, а стоить автомобили с пробегом будут еще дороже.

По оценке «Автостата», в 2020 году объем рынка легковых автомобилей с пробегом в Ульяновске составил 22,3 тысячи единиц. Это на 6,2% больше, чем в 2019 (21 тыс. шт.).

Лидером по количеству проданных авто, несмотря сокращение объемов продаж по сравнению с прошлым годом на 2,3%, остается отечественная марка LADA — таких автомобилей в Ульяновске было продано 6,3 тыс. штук. На втором месте корейская Kia (1604 машины), тройку лидеров замыкает бренд из Японии Nissan (1076 штук). В топ-5 вошли также Renault — 1064 проданных авто и Chevrolet — 997.

Если же говорить о тех марках, которые по итогам 2020 года продемонстрировали в Ульяновске наибольший рост в сегменте продаж авто с пробегом, то тут в лидерах Volkswagen (+29,1% по отношению к 2019 году), Hyundai (+25,2%), Renault (+21,6%), Nissan (+21,3%) и Kia (+16%).

По подсчетам аналитического агентства «Автостат», подержанные машины в России к концу 2020 года подорожали на 9%, а их средняя стоимость составила 666,4 тыс. рублей. На автомобили в возрасте от 3 до 7 лет цены выросли на 15–20%. Сильнее всего подорожали «свежие» машины в возрасте от 3 до 5 лет. В то же время «старички» — от 10 до 20 лет — прибавили в цене всего около 5%.

«Все мы привыкли, что когда покупаешь автомобиль в дилерском центре, он за год теряет порядка 15% стоимости. Сейчас мы столкнулись с тем, что люди, которые приобретали машины в 2014-2018 годах, могут сегодня продать их за большую цену. И такая тенденция, вероятнее всего, будет продолжаться», — говорит директор дилерского центра Škoda и Volkswagen «Мотом» Владислав Ларионов. По его оценке, основным триггером этого процесса стал рост цен на первичном рынке. «Люди избавлялись от рубля, который стремительно ослабевал, и старались купить машины до того, как они станут еще дороже, рассчитывая, что вложения будут хорошей инвестицией. Это привело к дефициту машин у дилеров. В результате рост цен и нехватка новых авто у дилеров вызвала повышенный спрос и рост стоимости на вторичном рынке», — отмечает Ларионов.

Руководитель отдела продаж автосалона автомобилей с пробегом «Мотом Автомаркет» Алексей Портнов рассказал, что некоторые популярные модели (KIA Rio, Hyundai Solaris, Skoda Octavia, Toyota Camry) за 2020 год подорожали довольно заметно — на 12-15%. Премиальные бренды (Mercedes, BMW, Audi) выросли в цене на 10-15%. Например, если в декабре 2019 года вы могли купить Hyundai Solaris 2015 года в хорошей комплектации за 470-490 тысяч, то в декабре 2020 за аналогичный автомобиль продавец попросит уже не меньше 550 тысяч рублей.

Однако, как отмечает бренд-менеджер «Мотом Автомаркет» Евгений Мастеров, сейчас ситуация с ценами на автомобили с пробегом устаканилась — стоимость вышла на плато, более того предвидится небольшой спад, но в дальнейшем в течение года цены продолжат расти, хотя и не так интенсивно. «Глобально автомобили дешеветь уже не будут, и нам предстоит жить в этих реалиях, ведь цены на авто с пробегом находятся в прямой зависимости от цен на новые», — подчеркнул он.

При этом, по данным «Автостата», срок владения автомобилем в 2020 году вырос на 2,2%, до 4,8 года. Как отмечают в «Авто.ру», в первую очередь это связанно с тем, что на фоне снижения доходов россияне отказываются от покупки или обновления машин. Рост срока владения новыми автомобилями означает дефицит ликвидных подержанных машин на вторичном рынке, говорят в «Авто.ру».

Эксперты отмечают, что типовой цикл владения автомобилем составляет около пяти лет. То есть сейчас в продаже должны появиться машины, впервые купленные в кризисном с точки зрения продаж 2016 году (1,25 млн штук). Это значит, что срок владения личным транспортом в ближайшие годы увеличится: машины будут стареть, а пробег — расти. Как отмечает Fоrbes, если раньше многие не рассматривали авто старше 3–5 лет с пробегом свыше 50 000 км, то сейчас эти цифры начали смещаться к 10 годам и 150 000 км.

Ажиотаж 2020 года уже значительно сократил предложение автомобилей с пробегом, и нужно время, чтобы оно восстановилось, считают эксперты. Согласно базовому прогнозу «Авто.ру», в 2021 году рынок подержанных машин сократится на 1,6%. В оптимистичном сценарии возможен рост на 2%, в негативном — падение до 2%, то есть до уровня 2015–2016 годов.

«Рынок теряет потребителей»: почему дорожают автомобили

Новые автомобили за последние полгода выросли в цене на 5–10%. Вслед за ними цены поднялись и на вторичном рынке — машину с пробегом можно продать за столько же, за сколько она была куплена новой. Как долго продлится рост цен и какие марки не дорожают — в материале «Известий».

Цены на новые автомобили продолжают расти. Согласно исследованию ГК «Авилон» (есть в распоряжении «Известий»), основными причинами роста цен стали инфляция, колебания курса валют и дефицит автомобилей. За первые полгода цены выросли в среднем на 5–10%.

Лидеры роста

Больше всего подорожали автомобили бренда Fiat. Ducato в среднем вырос в цене на 8,5–8,7%, Doblo — от 9,6 до 13,2%. Лидеры рынка Hyundai и Kia подняли цены на величину от 5 до 10%. Цены на Volkswagen в среднем увеличились на 5–9%, на Mitsubishi — на 1–5%. По бренду Volvo цены в среднем выросли от 5 до 10%. Увеличение цен на Jeep в среднем составило 7%. Цены на Cadillac и Chevrolet повысились от 5 до 7%. По бренду MINI стоимость выросла в среднем на 5%, по Mercedes-Benz — на 2%, по автомобилям BMW подорожание составило 7–9%.

Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль рисует схожую картину. Самые востребованные у россиян модели из массового сегмента за первое полугодие 2020-го прибавили в стоимости от 10 до 200 тыс. рублей. Особенно это заметно у корейских марок Kia и Hyundai.

Например, универсал Kia Ceed SW подорожал с 1 169 900 до 1 424 900 рублей. В целом с января по июнь стоимость автомобилей Kia увеличилась в среднем на 6%. Наибольший прирост был в январе, далее каждый месяц сумма росла в среднем на 20 тыс. рублей.

Неутешительный прогноз

Аналитик авторынка из JATO Dynamics Сергей Баранов отмечает, что в 2021 году может произойти тот же рост цен, что и в посткризисном 2016-м.

«За первое полугодие цены уже выросли на 8%. Эта цифра повторяет показатель, который был за весь прошлый год. За последние 10 лет цена на новые автомобили выросла вдвое, а уровень дохода — упал. Получается, что всё меньше людей могут себе позволить новый автомобиль и либо уходят на вторичный рынок, либо удлиняют срок владения автомобилем. Как результат — рынок теряет потребителей. Суммарно к концу 2021 года рост уже точно превысит 10%, и мы можем увидеть повторение ситуации 2016 года, когда цены подскочили на 15%», — рассказал «Известиям» Баранов.

«Ситуация с чипами остается сложной»

Основными причинами роста опрошенные «Известиями» эксперты считают рост курсов валют и инфляцию. Усугубляет ситуацию с ценами и сохраняющийся дефицит микрочипов, его последствия — нехватка машин и изменение комплектаций. По словам экспертов, проблема точно сохранится до конца этого года.

Читайте также  Первый видеотизер нового Nissan Murano появился в сети

«Ситуация с чипами и электронными компонентами остается сложной. Как я и говорил еще в прошлом году, эту проблему не удастся решить как минимум до конца 2021 года, так как просто нет возможности быстро нарастить объемы производства. Таким образом, мы видим, что почти весь мировой автопром зависит от Китая, и эта тенденция будет только усиливаться, в том числе и по другим компонентам», — считает независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев.

По словам Дениса Мигаля, даже российские заводы не могут наладить полное производство автомобилей из-за нехватки комплектующих, особенно полупроводниковых микрочипов. Это уже отразилось на объемах выпуска моделей таких брендов, как Ford, Honda, Fiat Chrysler и General Motors. Даже АвтоВАЗ приостановил производство Largus, Xray и Granta.

«Три автозавода в Петербурге — Hyundai, Toyota и Nissan — открыто заявили, что автомобиль придется ждать в среднем 2–3 месяца. На сегодняшний день в дефиците самые востребованные авто — базовые и топовые комплектации моделей Toyota, Hyundai, Kia, Volkswagen, Mercedes-Benz, Audi», — отмечает Денис Мигаль.

Опции тянут цены вверх

Автопроизводители объясняют рост цен суммой нескольких факторов. «Повышение цен связано с новым производственным годом и традиционным пересмотром цен со стороны поставщиков комплектующих, металла и т.д. Также немаловажную роль сыграло изменение курса рубля. Еще одна причина — запуск обновленных моделей (более богатое оснащение), например Pajero Sport и Eclipse Cross. Ну и от влияния инфляции тоже никуда не деться», — комментирует директор по PR и маркетингу Mitsubishi Илья Никоноров.

Основной причиной повышения цен на BMW представитель немецкого бренда называет плановое подорожание и более богатое оснащение базовых комплектаций автомобиля. «Мы еще несколько лет назад приняли решение не увеличивать резко цены из-за налогов, пошлин, курсов, а делать это постепенно и максимально мягко для клиентов. Поэтому подорожание происходит и будет происходить планомерно. Если посмотреть прошлый год, когда все эти изменения могли отразиться на подорожании автомобилей на 40%, мы увеличили стоимость на 18%. В этом году подорожание продолжится. На сколько конкретно — пока предсказать сложно, будем решать в зависимости от ситуации на российском рынке, а также наших производственных возможностей», — отмечает директор по корпоративным коммуникациям «BMW Group Россия» Мельников.

За что купил, за то и продаю

На вторичном рынке цены растут вслед за сегментом новых авто. В компании Fresh Auto подсчитали: если в январе средняя цена составляла 835 370 рублей, то в мае — уже 945 015 рублей. Стоит учесть, что стимулом такого роста цен был также и объем проданных автомобилей: в мае в данной компании было продано на 66% больше автомобилей с пробегом, чем в январе 2021 года, а по рынку прирост составил 53%.

«В целом все авто, купленные в 2019 и первой половине 2020 года, точно можно продать за ту же цену. Из-за нестабильности курса рубля и увеличения стоимости авто с пробегом россияне продолжают расценивать покупку машины, даже подержанной, как инвестицию. Например, пятилетний хетчбэк Kia Picanto сейчас стоит в среднем на 6% дороже, чем приобретался новым в 2016 году, кроссовер Mazda CX-5 подорожал на 5% за пять лет, Renault Sandero, Toyota Hilux и Land Cruiser Prado — на 4%, а популярнейший Hyundai Creta — на 2% по сравнению с первоначальной стоимостью», — отметил Денис Мигаль

По данным аналитического агентства «Автостат», самым продаваемым брендом на вторичном рынке в мае оставалась российская Lada с долей рынка 23% от общего объема перепроданных автомобилей. В количественном выражении это соответствует 107,6 тыс. экземпляров, что на 43,1% больше, чем год назад. Следом с большим отставанием идет Toyota, чей результат составил 50,9 тыс. подержанных автомобилей (+46,1%). На третьем месте — корейский бренд Hyundai, объем перепродаж которого равен 27,1 тыс. единиц (+69,6%). Очень близкий результат показала еще одна корейская марка Kia (27 тыс. шт.), у которой к тому же отмечен самый большой рост рынка в топ-10 — плюс 75,8%. В пятерку самых востребованных на вторичном рынке попал и японский Nissan (25,8 тыс. шт.; +47,3%).

Лакшери «про запас»

Несмотря на общую тенденцию, автомобили люксового сегмента почти не выросли в цене. По данным ГК «Авилон», стоимость Aston Martin, Ferrari, Maserati сохранилась неизменной. Эксперты связывают такой показатель со спецификой продаж подобных машин.

Логотип итальянского производителя автомобилей Ferrari в автосалоне в Москве

«Во-первых, подобные автомобили продаются в очень малых объемах, в отличие от машин более низких классов. Поэтому у дилера есть всегда запас на складе. Когда в прошлом году начался кризис и резко подскочили курсы валют, автосалоны завезли больше дорогих автомобилей, чем требовал спрос, и сейчас они продают еще те машины, которые были завезены тогда по старым ценам. Второй момент — такие автомобили не продаются по ценам, указанным в прайсе. Каждая машина оснащается большим количеством дополнительных опций, стоимость которых часто более 10–15% от стоимости самой машины. Получается что даже если прайсовая цена сохраняется, то клиент за нее платит гораздо больше. В-третьих, после ажиотажного спроса на люкс-сегмент в прошлом году сейчас дилеры сталкиваются с отсутствием клиентов, поэтому привлекают покупателей, сдерживая рост цен», — подытоживает Сергей Баранов.

Какие автомобили подорожали в мае. Таблица

Очередное повышение цен на новые автомобили состоялось в мае. Некоторые компании подняли стоимость всей модельной линейки, другие — повысили ценники всего на несколько моделей. Autonews.ru выяснил, с чем связан новый рост цен, когда он прекратится и когда в автосалонах не будет дефицита новых машин.

Ряд автопроизводителей с 1 мая повысили стоимость своих машин. Например, Lada и Renault повысили цены на весь модельный ряд. Skoda, Volkswagen и Audi подняли стоимость большинства моделей. Mazda и Mercedes-Benz пока подняли цены только на одну модель.

Корректировка цен связана со спадом объемов продаж и подорожанием комплектующих электроники. Импортируемые и премиальные бренды дорожают быстрее ввиду привязки к валюте и растущим налогам, объяснил генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин.

«В июне рост цен продолжится, модели будут дорожать мелкими шагами, чтобы рост цен не заблокировал спрос», — спрогнозировал Петрунин.

По словам генерального директора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, это плановое повышение, и не нужно рассматривать текущую ситуацию в вакууме — каждый бренд следует своей политике коррекции ценообразования и, чтобы не создавать «шок-эффекта» от роста цен, все делается «каскадированно».

«Премиум-сегмент почти по всем брендам сделал коррекцию. Из массового сегмента часть брендов также скорректировали цены. Конечно, мировые проблемы есть и на нашем рынке — проблема с поставкой полупроводников, пневмоподвесок, опций по комфорту в салоне и так далее», — объяснил Ольховский.

В начале года многие эксперты предсказывали ослабление дефицита и полное насыщение потребительского спроса к весне. Однако дилеры утверждают обратное — несмотря на пополнение складов, нехватка популярных моделей ощущается. В том числе поэтому дилеры отказываются фиксировать цены на заказанные клиентами автомобили, которые часто дорожают уже после приезда.

По словам Петрунина из «АвтоСпецЦентра», сейчас на российском рынке сохраняется острый дефицит автомобилей. Из-за электроники много отзывных кампаний по опциям, особенно в премиальном сегменте.

«Дефицит явно выше, чем в конце прошлого года. И эта тенденция сохранится до конца года, так как проблемы с электроникой носят системный характер и быстро не разрешатся», — объяснил дилер.

Такого же мнения придерживается директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский. По его словам, дефицит продолжает сохраняться на авторынке — по большинству брендов все еще не хватает машин, и в мае нехватка будет актуальным трендом рынка.

Помимо дефицита и проблем с комплектующими, на повышение цен влияют и другие факторы. По данным «Авилона», с 1 мая повысились цены на автомобили Volkswagen — в частности, стоимость Touareg выросла на 3,5%, модель Polo подорожала на 3%, Tiguan вырос в цене на 3,5%. Также, по словам дилера, изменилась стоимость автомобилей марки Mercedes-Benz — в среднем на 2%.

«В целом можно ожидать, что во втором квартале 2021 года цены на новые автомобили вырастут в среднем на 3%. Основными причинами роста являются рост курса валют по отношению к рублю и общий тренд на рост стоимости новых автомобилей. Кроме того, к последующему подорожанию может привести и повышение утилизационного сбора», — пояснил представитель дилера.

Изменение рекомендованной розничной стоимости автомобилей в мае 2021 г., цены указаны в рублях
Модель Цена в апреле Цена в мае Разница
Lada Granta 459 810 504 900 45 090
Lada Vesta 651 510 733 900 82 390
Lada XRAY 620 910 691 900 70 990
Lada Niva Travel 686 610 779 900 93 290
Mazda6 1 710 000 1 730 000 20 000
Mercedes-Benz GLE 6 100 000 6 550 000 450 000
Renault Arkana 1 225 000 1 241 000 16 000
Renault Kaptur 1 165 000 1 179 000 14 000
Renault Sandero 704 000 721 000 17 000
Renault Sandero Stepway 824 000 862 000 38 000
Renault Logan 690 000 706 000 16 000
Renault Logan Stepway 791 000 812 000 21 000
Renault Duster New 945 000 980 000 35 000
Skoda Rapid 892 000 937 000 45 000
Skoda Octavia 1 473 000 1 515 000 42 000
Skoda Kodiaq 1 763 000 1 829 000 66 000
Skoda Karoq 1 493 000 1 529 000 36 000
VW Polo 929 900 957 900 28 000
VW Tiguan 1 799 900 1 879 900 80 000
VW Touareg 4 654 000 4 808 000 154 000
Читайте также  АВТОВАЗ приступил к сборке предсерийной партии Lada Vesta

По словам гендиректора компании «Автодом», стоит ожидать повышения и в июне. Рост цен, по его мнению, будет происходить в течение всего 2021 года и по итогу будет принято решение — достаточен ли уровень цен для покрытия убытков прошлых периодов или нет.

«В текущий момент дефицит — не релевантное определение ситуации. Можно зайти в любой дилерский центр, и там будут автомобили в наличии. Но это не значит, что можно доступны все модели или все опции. Что-то стоит на stop sale, или заказ опций будет доступен после 1 июня, например. В целом ситуация не критичная. Можно работать и удовлетворять спрос клиентов», — считает Андрей Ольховский.

Разгон цен

Какие автомобили растут в цене быстрее других

За последние пять лет цены на автомобили разгоняются не хуже гиперкара на гоночном треке. По данным «Автостата», с сентября 2014 года автомобили в России подорожали в среднем на 70%. При этом уже практически отыграна девальвация рубля, которую называли основной причиной взлета розничной стоимости машин. Судя по всему, цены на новые авто уже ничто не остановит.

Страны и производители

Судя по данным «Автостата», за последний год рекордсменом по росту средневзвешенной цены на новые автомобили в России стал китайский бренд Geelу — по итогам 2018 года розничная стоимость этих машин взлетела на целых 48% — с 848,3 тыс. руб. до 1,255 млн руб. Далее в списке самых быстро дорожающих марок идут французский Peugeot (рост средней цены составляет 25%), японский Infiniti (22,5%), чешская Skoda (18,7%) и китайский Lifan (15,3%).

Из крупнейших по объемам продаж автомобильных марок на российском рынке за последний год автомобили Lada подорожали на 8,9%, Kia — на 11,5%, Hyundai — на 5,9%. Рекордсменами по наименьшему росту цен стали машины Subaru, что подорожали лишь на 0,9%, Suzuki — 0,4% и «УАЗ» — 0,2%. Впрочем, если верить статистике, есть на российском рынке три марки, цены на автомобили которых за последний год даже снизились. Речь идет о таких машинах, как Jaguar (–2,4%), Genesis (–5%) и Zotye (–7,3%).

Внутри модельного ряда каждого автопроизводителя разные модели дорожают неоднородно. Эксперты единодушны во мнении, что наиболее заметно увеличиваются в цене самые популярные модели и модификации. «Более заметен рост цен бюджетных, то есть самых доступных и ходовых на рынке, автомобилей»,— указывает Александр Сапов, руководитель сервиса по аренде автомобилей GetTransfer.com. По его словам, к примеру, седан Kia Rio в 2013 году в базовой версии стоил 460 тыс. руб. Сегодня его цена начинается от 728 тыс. руб., а в премиальной комплектации она переваливает за миллион.

Схожая ситуация с «одноклассником» Kia Rio — Hyundai Solaris. В 2015 году версия 1,6 МТ Comfort стоила 566 тыс. руб., за четыре года она подорожала в 1,5 раза — до 867 тыс. руб. Если говорить о моделях, стоящих на ступень выше бюджетных иномарок, то, по словам господина Сапова, здесь рост цен также значителен: Ford Focus дешевле 1 млн руб. можно найти только в рамках спецпредложений, компактный хетчбэк Volkswagen Golf сегодня продается по цене от 1,43 млн руб., а собранная в Питере Toyota Camry в топовой комплектации обойдется покупателям в 1,7 млн руб., что гораздо дороже, чем несколько лет назад.

Особенности комплектации

По данным российского подразделения международной компании GiPA, в России в последние годы особенно активно растут в цене наиболее ходовые модели. Например, лидер продаж размерного класса D+ Skoda Octavia в популярной комплектации Аmbition в 2016 году стоила 1,046 млн руб. а в текущем году ее цена увеличилась до 1,325 млн руб. А один из лидеров продаж в бюджетном размерном классе В+ седан Volkswagen Polo в 2016 году в комплектации Highline стоил 789,9 тыс. руб., в 2019 году его цена поднялась до 940,9 тыс. руб. В премиальном сегменте наиболее показателен рост цен на популярный Mercedes-Benz С-класса в комплектации Premium, который в 2016 году стоил 2,05 млн руб., а текущем году ценник на него уже был переписан на 2,45 млн руб. (см. таблицу 1). «Спрос рождает предложение. Чем более востребован автомобиль, тем больше на него можно повысить цену»,— поясняет Сергей Бочаров, технический директор «GiPA Россия». Он отмечает, что цена скорее растет на более популярную среднюю комплектацию, а минимальную комплектацию стараются не трогать, так как это «рекламная цена». «Такие машины покупают редко. По этой же причине их может просто не всегда хватать на складе»,— поясняет эксперт. Очередь на них, по его словам, может доходить до девяти месяцев. Он обращает внимание еще на один момент: чем машина дороже, тем значительнее она может подорожать в абсолютном выражении. Хотя бывают случаи, когда цены даже падают. Ярким примером, на его взгляд, может служить модель Volkswagen Tiguan в комплектации Highline, которая в свое время потеряла в цене 50 тыс. руб.

Фактор прогресса

Причин для роста цен на автомобили в России несколько. Во-первых, это уже упомянутое ослабление рубля. Во-вторых, на рост цены влияет увеличение налогового давления — в частности, рост НДС. «За последние годы рост цен на новые автомобили, если не считать негативной конъюнктуры курса рубля, обусловлен такими факторами, как повышение утилизационного сбора и ставки НДС до 20%»,— говорит Александр Разин, директор транспортной компании «Байкал-Сервис ТК». Он поясняет, что при производстве автомобилей, которые состоят из множества комплектующих, НДС платится фактически несколько раз и к стоимости конечного продукта прирастает как минимум 6–10%.

Важный фактор подорожания современных машин — это усложнение и совершенствование их конструкции. «Практически всегда рост цен связан с выводом на рынок нового поколения модели или ее обновленного образца»,— рассказывает Александр Разин. Он подчеркивает, что совершенствуются материалы, силовая конструкция кузова и системы безопасности, усложняется электроника, все более плотно внедряются IT-технологии, требующие не только окупаемости затрат на разработку, но и поддержки. «Не стоит также забывать, что регулятором вводятся новые, более высокие требования вроде обязательного оснащения комплексами экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС»,— отмечает эксперт.

Удорожание автомобилей — не только российская, но и общемировая тенденция. «Даже в относительно экономически стабильном Израиле популярный у потребителя кроссовер Hyundai Tucson в начале 2019 года стал стоить примерно на 5 тыс. шекелей (почти на $1,5 тыс.) дороже, чем в 2018 году»,— замечает Алексей Степанов, директор по продажам компании Mio Technology в России. При этом рост цен, например, на кроссоверы вызывает «волну подорожаний» на более бюджетные модели. По его мнению, основная причина подорожания не имеет прямого отношения к курсам валют и налогам: «Например, в 2017 году в развитых странах состоялся переход на новый так называемый стандарт WLTP, который предполагает изменение процедуры испытаний эффективности расхода топлива и оценки вредных выбросов. Такая экспертиза необходима, и это было доказано «дизельным скандалом» Volkswagen, но ее ужесточение влечет за собой дополнительные расходы, часть которых неизбежно переносится на потребителя».

Не забываем про скидку

В ближайшее время автомобили в России продолжат дорожать. Аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова предрекает, что рост цен в 2019 году коснется всех популярных моделей массового автомобильного рынка (Kia, Hyundai, Renault, Volkswagen, Toyota и пр.) и составит порядка 10%. «Наш прогноз — повышение цены на новые авто на 10% по итогам 2019 года,— говорит Сергей Бочаров из «GiPA Россия».— Понятно, что больше всего подорожают автомобили, которые ввозятся из-за границы и чей выпуск не локализован в России. При этом скорее медленнее всего будет дорожать массовый сегмент — «корейцы», Skoda, Lada. В этом сегменте очень тяжело будет преодолеть психологическую планку в 1 млн руб. для бюджетного автомобиля. Ну а больше всего подорожают премиальные марки, выпускающие новые модели,— Porsche, Range Rover — и «большая немецкая тройка» — Audi, BMW, Mercedes-Benz. Автомобили данного сегмента уже давно перешагнули барьер роскоши (цену в 3 млн руб.), и теперь их цены ничто не сдерживает».