Признаки поломки рулевой рейки

Как понять, что рулевая рейка скоро сломается и от чего это происходит

Перед тем как разбираться с признаками неисправной рейки, напомним в двух словах для чего она нужна и как устроена.

Принцип работы рулевой рейки

Простыми словами — это устройство, соединяющее колеса с рулем. Водитель крутит руль и через рулевой вал усилие передается на шестерню, которая вращает зубчатый вал и двигает рулевые тяги, а они поворачивают колеса.

Виды рулевых реек

  1. «Механические» рулевые рейки первыми появились на машинах и еще встречаются в некоторых новых машинах эконом-сегмента. Тут колеса поворачивает сам водитель, с силой налегая на рулевое колесо. Зубчатая шестерня приводит в движение зубчатую рейку, двигая влево или вправо рулевые тяги.
  2. Рулевая рейка с гидроусилителем. Здесь на помощь водителю приходит гидравлический насос, работающий от двигателя. Он двигает рулевую рейку с помощью масла.
  3. Рейка с электроусилителем. Вместо масла тут работает электромотор, который может быть установлен на рулевом валу, на шестерне рулевого механизма или на зубчатой рейке.

Перечислим самые распространенные признаки неисправности рулевой рейки, укажем причины неполадок и способы ремонта.

В списке проблем:

  • стук в рулевой рейке, который может появляться на кочках и исчезать на ровной дороге или в повороте;
  • вибрации на руле во время движения машины;
  • неожиданно «тугой» руль при резком вращении;
  • посторонние звуки, доносящиеся со стороны рейки во время движения авто, особенно отчетливые при езде по плохой дороге;
  • самопроизвольный поворот руля;
  • чересчур легкое движение руля или его люфт;
  • полное отсутствие или слабый возврат руля в исходное положение;
  • несоответствие поворота руля углу поворота колес.

Основные причины неисправности рулевой рейки

  • Коррозия для всех рулевых механизмов страшнее других проблем. Чаще всего она возникает из-за негерметичных пыльников — резиновых кожухов, прикрывающих движущиеся части рейки. После ремонта их крепят пластиковыми хомутами, а не штатными металлическими затяжками, потому что так быстрее и герметичность теряется. Или они рвутся со временем, потому что любая резина в нашем климате быстро приходит в негодность. Железо под такими пыльниками начинает корродировать из-за грязи и конденсата. Зубья покрываются налетом и эти повреждения в запущенных случаях не убираются шлифовкой. Симптомы «ржавой» болезни: рулевое устройство начинает стучать, а руль люфтит. Иногда ржавчиной зарастает рулевой вал рейки. В гидравлической рейке от этого начинается течь, а электромеханика держится до последнего, а потом за секунду выходит из строя.
  • Частая проблема у рулевых реек с гидроусилителем — износ картера распределителя. Во время работы в масле появляются частички металла, которые разносятся жидкостью по всему узлу, изнашивая стенки картера.
  • Естественный износ зубьев — еще одна проблема в этом списке. Обычно их не восстанавливают. Еще зубья могут сломаться. Беда может случиться с шестерней, рейкой или со всеми сразу.
  • В гидронасосах обычно меняют сальники и разные резинки. Клапана и другие части агрегата редко чинят, потому что заменить все сразу обычно дешевле. Насосы часто выходят из строя из-за дрифта. Когда руль долго находится в крайнем положении, а двигатель ревет на максимальных оборотах, в узле создается повышенное давление. Расходный клапан не успевает сбросить масло и наступает перегрев рабочих поверхностей насоса.

Как предотвратить поломку рулевой рейки?

Тут совет будет универсальный: диагностика, техническое обслуживание, профилактика. Чем раньше заметите признаки проблемы, тем проще будет устранить причину. Запущенные случаи превращаются в дополнительные траты. Как только появилось что-то похожее из раздела про признаки — езжайте к специалистам и проверяйте рулевую рейку. Главное, чтобы мастера знали технические особенности вашей машины и у сервисного центра были хорошие отзывы. Совсем хорошо, если это официальный дилер вашей марки, мастера которого работают по стандартам, а не «как удобнее», и знают все технические особенности машины. Или если это сервис, специализирующийся на ремонте реек.

Факт. Раньше рулевые рейки считались обслуживаемыми. Их чинили, делая замену отдельных частей. Так продолжалось до середины нулевых, а потом все чаще этот узел стали называть необслуживаемым. Продажу оригинальных деталей производители прикрыли, а восстановление рулевых реек сделали вне закона, говоря, что это плохо влияет на безопасность управления. В этой ситуации есть пара нюансов. Во-первых, для большинства автомобилей рейки изготавливают сторонние производители, которые все также делают запчасти. Во-вторых, сам этот узел почти не меняется со временем, поэтому на некоторые свежие машины подходят детали из прошлого.

Рулевая рейка: признаки неисправности

Рулевая рейка — одна из важнейших деталей автомобиля. Это целый комплекс запчастей и механических узлов, задача которого — передать физическое усилие водителя, оказываемое на руль к колесам. Проще говоря, рулевая рейка — часть автомобиля, благодаря которой совершается поворот транспортного средства.

Учитывая важность задачи, выполняемой этой деталью, ее исправность и эффективная работа — жизненно необходимы. Именно поэтому так значимо на раннем этапе выявить неисправность рейки и принять соответствующие меры по ликвидации проблемы.

Немного о неисправностях и их причинах

Первое, что необходимо помнить: неисправности рулевой рейки — проблема, решение которой никак нельзя откладывать на потом. Второе — далеко не все решения сводятся к простой необходимости купить рулевую рейку вместо той, что барахлит: причин возникновения неполадок может быть множество, как и их решений.

Но даже если поломка настолько серьезна, что рулевая рейка нуждается в срочной замене, — это не повод огорчаться. В специальных разделах сайтов, продающих б/у запчасти, вы можете найти эту необходимую деталь по приемлемой цене.

Как и для многих деталей автомобиля, основной причиной неисправностей рулевой рейки становится ее износ. В частности, точка сцепления шестерни с зубчатой основой — самое нагружаемое и, как следствие, самое ключевое место рейки. Именно данный узел является проблемным: поломки, износ и крошение зубцов — вот перечень наиболее встречаемых дефектов. Решением их может стать простой ремонт или замена износившихся деталей. Кроме того, проблемными

элементами рулевой рейки являются усилители управления (электрическое или гидравлическое), на которые также оказывается нагрузка. В этом случае возможен как ремонт, так и замена рабочих элементов.

Как выявить неисправность?

Существует целый ряд «симптомов» неисправности рейки, каждый из которых указывает на свою поломку. Для раннего выявления неисправности следует обращать внимание на следующие признаки:

  1. Снижено или отсутствует усилие на руле при повороте. Этот симптом может указывать как на недостаток жидкости в гидравлическом усилителе, так и на износ или слабое натяжение у ремня.
  2. Угол поворота руля, который не соответствующий углу поворота колес. Данное несоответствие может быть вызвано как некорректной регулировкой, так и износом крестовины у рулевого вала либо деталей ходовой.
  3. Скрипящие звуки при повороте. Причиной скрипа является загиб рулевого вала. К сожалению, при такой поломке необходима покупка рулевой рейки.
  4. Плохой возврат руля в изначальное положение. Этот симптом указывает на необходимость регулировки рейки или (в плохом случае) на ее износ в районе червячной шестерни.
  5. Рулевое колесо самопроизвольно поворачивается. Это признак выхода рулевой рейки из распределителя. Такая ситуация говорит о необходимости замены рейки.
  6. Посторонние шумы при повороте. Визги при повороте говорят о проблемах с жидкостью (засорение) в бачке или шлангах. Следует пройти дополнительный осмотр.
  7. Сильные вибрации у руля под час поворотов. Симптом неполадок в регулировке колес, неправильного развала-схождения.
  8. Стуки и вибрация руля. Говорят об ошибках в регулировке или износе деталей ходовой.
Читайте также  Как обезопасить свою машину от взлома?

Как видно, большая часть неполадок может быть выявлена при вождении, если знать, на какие признаки обращать внимание. Помните: даже малейшие изменения в поведении рулевого колеса или рейки — повод заглянуть на СТО, так как каждая неисправность может стать фатальной. При этом большая часть проблем решается простым налаживанием и регулировкой или же заменой части узлов и деталей.

Если нужно з аменить рейку

К сожалению, часть неисправностей рулевой рейки решается только полной ее заменой. Это сопряжено со множеством трудностей, включая финансовые. Для многих иномарок или же редких моделей авто покупка рулевой рейки сопряжена еще и с целым рядом неудобств, касающихся поиска или ожидания новой детали. Этих проблем можно легко избежать, воспользовавшись каталогом торговых сайтов, таких как «Риджей-Авто». Подобные онлайн-магазины предлагают широкий выбор б/у запчастей для многих марок и конкретных моделей автомобилей. Заказывая детали на таких площадках, вы экономите не только свои финсредства, но и время — благодаря возможности отыскать нужную запчасть в вашем регионе.

Кроме того, качество деталей в крупных интернет-магазинах проверяется перед продажей. Таким образом, покупка через Интернет — это гарантия качества приобретенной детали и возможность экономить по-настоящему.

Как определить неисправность рулевой рейки

Рулевая рейка соединяет колеса и руль через специальный механизм в единое целое. От ее исправности зависит управляемость автомобиля, жизнь людей и безопасность движения. Поэтому важно поддерживать работоспособность данного узла, и уметь быстро диагностировать неполадки, учитывая то, что неисправности рейки легко спутать с другими поломками. Упростить их выявление поможет знание устройства механизма и признаков неисправностей.

Устройство рулевой рейки


Рулевые рейки автомобилей вне зависимости от модификации состоят из следующих деталей и механизмов:

  1. Наконечники и тяги. Являются продолжением выдвижных механизмов рейки, при помощи которых усилие передается на колеса и осуществляется их поворот.
  2. Зубчатая планка и шестерни. С их помощью передается усилие от руля к тягам для управления колесами.
  3. Картер (корпус). В большинстве случаев изготовлен из алюминиевого сплава, внутри которого располагаются главные детали рейки.
  4. Система пружин. Служат для плотного прилегания шестерен к рейке, если они находятся в исправном состоянии, люфта руля не будет.
  5. Подшипники. Служат для обеспечения легкости перемещений и поворотных движений рулевой рейки.
  6. Ограничители. Задают предел максимально хода рейки от одного края ко второму.

Причины возникновения неисправностей

Рулевая рейка – достаточно надежный узел автомобиля, но при особых условиях эксплуатации ее износ происходит быстрее, и в результате она выходит из строя.

Главные причины неисправностей рейки следующие:

  1. Регулярная эксплуатация транспортного средства по неровным дорогам, небрежная езда, попадание колесом в яму на большой скорости.
  2. Резкие ускорения при крайне левым или правым положением руля.
  3. Регулярные наезды на бордюры и препятствия.

Признаки неисправности

Существуют типичные признаки, по которым можно диагностировать неисправность рулевой рейки автомобиля. Если она работает в паре с усилителем руля, важно различить его поломку, и механизма рейки. Основные неисправности рейки соответствуют определенному признаку со следующего списка:

  1. Стук в рейке, характеризуется двумя типами:
  • Поверхностный – является следствием разрыва пыльника тяги, и в результате попадания вовнутрь грязи наконечник быстро изнашивается, образуется люфт, и начинается стук;
  • Внутренний – свидетельствует о более серьезной неисправности внутри механизма рейки, причину которой без разборки узла определить сложно.
  1. Люфт в рейке. Может вызываться люфтом шарниров рулевых тяг, центрального зуба вала на рейке или сухаря, износом сайлентблоков крепления к кузову, механическими повреждениями и другими причинами.
  2. Вибрация рулевого колеса при прямом движении и не слишком ровной дороге, который при выворачивании руля в любую сторону ослабевает или исчезает.
  3. Рулевое колесо не возвращается в исходное положение или плохо вращается при погнутом вале или картере рейки.
  4. Туго вращается рулевое колесо, слышится характерный свист. Это может происходить при ослабленном ремне привода, сильном износе роторной пары или уровне жидкости ГУР ниже минимальной отметки.
  5. Течь рулевой рейки. Проявляется при выходе из строя резиновых уплотнителей. Это характерная поломка рулевой системы, оснащенной ГУР, при которой жидкость в системе гидроусилителя ежедневно уходит, и для восполнения ее уровня приходится производить частый долив.
  6. Гул рейки (механизма) происходит при нарушении циркуляции жидкости в системе гидроусилителя, при этом рулевое колесо сложно крутится. Такие признаки говорят о выходе из строя насоса, который не в состоянии создать нужное давление.

Как отличить неисправность рулевой рейки от поломки ГУР?

При возникновении проблем с рулевым управлением определить поломку ГУР можно по следующим признакам:

  1. Полностью пропадает усиление руля. Это часто возникает при разрушении резинового кольца плавающей шайбы.
  2. Пропадает усиление при работе двигателя на холостых оборотах, но при их повышении все приходит в норму.
  3. Посторонние звуки при работе ГУР.
  4. Вспенивание жидкости системы гидроусилителя.

Основные неисправности рулевой рейки

Перечесть все возможные неисправности механизма рулевой рейки достаточно сложно, учитывая конструкционные особенности различных моделей. Для классификации неполадок используется упрощенный список, по которому определяется расположение неисправности, и принимаются меры по ее устранению:

  1. Поломка внутри рейки – проблема с шестерней или зубчатым механизмом.
  2. Деформация корпуса рейки – полностью обездвиживает автомобиль.
  3. Нарушение герметичности, из-за чего внутрь корпуса попадает грязь и пыль, полностью выводящая рейку из строя.
  4. Критический износ механизма внутри рейки, после чего управление автомобилем стает невозможным.
  5. Нарушение целостности наконечников, тяг, по причине искривления, трещины, силового воздействия (повреждение, удар) или коррозии.

Поломки рулевой рейки – признаки неисправности и их ремонт

Исправная работа всех элементов системы рулевого управления напрямую влияет на безопасность Вашей езды по дороге и других участников движения. Одним из основных элементов рулевого управления является рулевая рейка, поэтому в данной статье разберемся, как определить и своевременно устранить поломку рулевой рейки автомобиля, какие основные признаки неисправности рулевой рейки и почему они возникают.

Симптомы и причины неисправности рулевой рейки, почему они возникают и как их устранить

Одним из основных факторов, влияющих на быстрый износ рулевой рейки и выход ее из строя – это качество дорожного покрытия. Постоянная езда по неровной и некачественной дороге способствует возникновению проблем с рулевым управлением, появляется стук рулевой рейки и другие поломки.

Чтобы самому ориентироваться, диагностировать симптомы, знать причины возникновения и знать, как устранить основные неисправности рулевой рейки, ниже рассмотрим основные поломки, чем они сопровождаются и надежные методы их устранения.

Отсутствие усилия на рулевом колесе при вращении в обе стороны

Причина возникновения данной неисправности рулевой рейки

  1. Недостаточный уровень жидкости в бачке.
  2. Износ или слабая натяжка ремня.
  3. Износ рабочих частей насоса.

Как устранить поломку

  1. Долить жидкость в бачок.
  2. Отрегулировать натяжку ремня или заменить его.
  3. Заменить насос.

Несоответствие угла поворота руля к углу поворота колес. Авто «бросает» по дороге при движении.

Причина возникновения данной неисправности рулевой рейки

  1. Неправильно отрегулирована рулевая рейка.
  2. Изношены крестовины рулевого вала.
  3. Скручивание торсионного вала распределителя.
  4. Изношены детали ходовой части автомобиля.
Читайте также  Итальянский производитель суперкаров модернизировал открытую версию Gallardo

Как устранить поломку

  1. Регулировка или замена рулевой рейки.
  2. Замена крестовины или изношенных деталей.
  3. Замена распределителя.

Пропадает усилие на рулевом колесе в центральном положении

Причина возникновения данной неисправности рулевой рейки

Кольцевой износ в корпусе силового цилиндра.

Как устранить поломку

Необходима замена рулевой рейки.

Пропадает усилие на рулевом колесе при повороте в одну сторону

Причина возникновения данной неисправности рулевой рейки

Кольцевой износ в корпусе распределительной части.

Как устранить поломку

Нужна замена рулевой рейки.

Скрипы во время работы при повороте в одну сторону

Причина возникновения данной неисправности рулевой рейки

Причиной является изгиб вала.

Как устранить поломку

  1. Замена рулевой рейки.
  2. Замена поперечного вала.

Рулевое колесо не возвращается или плохо возвращается в центральное положение

Причина возникновения данной неисправности рулевой рейки

  1. Плохая регулировка рулевой рейки.
  2. Износ червячной шестерни распределителя, либо зубчатого сектора вала и как следствие чрезмерная затяжка поджимки вала.

Как устранить поломку

Необходима замена или регулировка рулевой рейки.

Самопроизвольный поворот рулевого колеса

Причина возникновения данной неисправности рулевой рейки

Рулевая рейка вышла из распределителя.

Как устранить поломку

Замена рулевой рейки.

Возникновения посторонних звуков (визга, шума)

Причина возникновения данной неисправности рулевой рейки

  1. Засорен фильтр бачка.
  2. Понижен уровень жидкости в бачке.
  3. Деформировались шланги.
  4. Попал воздух в систему.
  5. Понизилась производительность насоса, упало давление.

Как устранить поломку

  1. Замена бачка, шлангов или насоса.
  2. Устранение причины протекания бачка, доливание жидкости.
  3. Замена неисправных сальников.

Руль «тяжелый» при быстром вращении

Причина возникновения данной неисправности рулевой рейки

  1. Попал воздух в систему.
  2. Понизилась производительность насоса.
  3. Слабо натянут ремень.

Как устранить поломку

  1. Замена сальников.
  2. Замена насоса.
  3. Подтяжка ремня.

Понизился уровень гидравлической жидкости

Причина возникновения данной неисправности рулевой рейки

  1. Разгерметизация соседних масляных магистралей.
  2. Износились сальники или уплотнители рейки, или насоса.

Как устранить поломку

  1. Необходима замена поломанного узла.
  2. Заменить уплотнители.

Рулевое колесо вибрирует при движении

Причина возникновения данной неисправности рулевой рейки

Проблема балансировкой колес или с регулировкой развал-схождения.

Как устранить поломку

Выполнить балансировку колес или сделать развал-схождение.

Стучит рулевая рейка и вибрирует рулевое колесо

Причина возникновения данной неисправности рулевой рейки

  1. Неправильно отрегулирована рулевая рейка.
  2. Износились детали ходовой части машины.

Как устранить поломку

  1. Регулировка рулевой рейки.
  2. Замена изношенных деталей.

Возникновение люфта и стука рулевой рейки

Причина возникновения данной неисправности рулевой рейки

  1. Износились крестовины рулевого вала.
  2. Неправильно отрегулирована рулевая система.
  3. Износились детали ходовой части авто.

Как устранить поломку

  1. Заменить крестовину.
  2. Отрегулировать рулевую рейку.
  3. Заменить изношенные детали ходовой.

В заключение можно отметить, что, зная основные неисправности рулевой рейки и причины их появления, в дальнейшем Вы самостоятельно сможете диагностировать проблему в рулевом управлении автомобиля, своевременно замечать поломку и вовремя проводить ремонт. Делимся статьей в социальных сетях и оставляем свои советы и рекомендации по диагностике и ремонту рулевых реек в комментариях к этой статье.

Признаки неисправности рулевой рейки

Первый признак поломки рулевой рейки — шумы в передней части транспортного средства. Некоторые водители не обращают внимания на такие посторонние звуки, что чревато в дальнейшем плохой маневренностью на поворотах. Руль авто может «окаменеть» в самый неподходящий момент, что приведет к аварии.

Основные причины неисправности рулевой рейки – тряска и пыль на трассах. Если вы не стараетесь притормозить перед ямами, то рейка со временем начнет стучать и подтекать. Если вы не заметите небольшое отверстие на данном элементе, то в него начнет попадать грязь, что приведет к ускоренному износу.

Функционал гидравлической рейки зависит не только от состояния дорог, но и от мастерства автолюбителей. К примеру, некоторые водители зимой ставят авто, выворачивая колеса, или вовремя не заливают гидравлическую жидкость, что влияет на функционал рейки.

Как определить неисправность рейки

Основные признаки поломок:

  • Уменьшилось сопротивление при поворотах руля. Причины неисправности – маленькое количество жидкости в баке, ослабленный ремень, изношенные комплектующие.
  • Неправильно поворачиваются колеса. Авто начинает плохо маневрировать из-за изношенных крестовин и частей ходовой, непрофессиональной регулировки рейки.
  • Легко вращается руль. Возникает из-за износа рейки или колец в силовом цилиндре.
  • Затруднен поворот руля влево или вправо. Такие признаки неисправности рулевой рейки отмечаются по причине изношенности колец распределителя.
  • Участились скрипы и люфты. В качестве причины специалисты указывают изгиб вала.
  • Некорректно функционирует руль (самопроизвольно поворачивается). Причина поломки – выход рулевой рейки из распределителя.
  • Слышны посторонние шумы. Возникают из-за засорения фильтра бачка, деформации штанги или поступления воздуха в механизм.
  • Устанавливается низкий уровень гидравлической жидкости. Такой симптом неисправностей рулевой рейки отмечается при разгерметизации масляных магистралей и износе сальников.
  • Стучит рулевой механизм. Причины – неисправности в ходовой части и высокий уровень износа комплектующих.

Хорошие отзывы и удобное местоположение

Республика Беларусь, г. Минск
ул. Стадионная, 14

Признаки неисправности рулевой рейки

Признаки неисправности рулевой рейки. Фото 1

Ремонт механизма

В автосервисах знают, чем опасна поломка рулевой рейки, поэтому рекомендуют периодически проводить полную диагностику системы. Мастера проверяют наличие люфта в крестовине и опорной втулке, тягу руля и наконечников. После проведенной диагностики рейка ремонтируется или автовладелец получает рекомендацию купить исправные запчасти.

Некоторые неисправности рулевой рейки можно устранить своими силами. Это касается необходимости регулировки механизма. Для выполнения работы вам понадобится помощник, смотровая яма и регулировочный инструмент. Процесс ремонта состоит из следующих этапов:

  • Авто закрепляется, колеса ставятся прямо. Проводятся замеры люфта передних колес (оптимальные показатели не превышают 10 градусов).
  • Подтягивание механизма осуществляется с помощью регулировочного винта, который располагается на крышке рулевой системы. Процесс выполнятся аккуратно, проверяются вращение руля и значение люфта.
  • Проверяется ход передних колес. Если он тугой, то винт немного ослабевают.

Работа выполнена успешно, если устранены стуки и люфт в механизме.

Но не каждую поломку можно исправить самостоятельно. Только на СТО выполняется профессиональный ремонт рулевой рейки, включающий ряд этапов:

  • После диагностических процедур рейка устанавливается в тисках для дальнейшей разборки.
  • Детали чистятся от пылевого и грязевого налета.
  • Шлифуются шток и вал распределителя.
  • Рейка собирается после обработки элементов.
  • Механизм проверяется.

Неисправность рулевой рейки включает не только угрозу для водителя, но и финансовые траты. Чтобы редко сталкиваться с необходимостью ремонта по высоким ценам, следуйте следующим советам от мастеров:

  • Зимой после прогрева двигателя некоторое время плавно прокручивайте руль для разогрева масла в гидроусилителе.
  • Регулярно проверяйте защитные пыльники.
  • Не выкручивайте руль свыше 5 секунд, так как это приводит к поломкам не только рейки, но и насоса ГУРа.
  • Старайтесь аккуратно парковаться, так как наезд на бордюры нарушает геометрию механизма.

Кроме этого, старайтесь контролировать работу мастеров автосервиса, которые выполняют операции, связанные с элементами рулевого управления. Если процедура выполняется непрофессионально, специалисты могут плохо затянуть хомут пыльника или занести грязь, тем самым испортив механизм.

Если при наличии неисправностей, вы сразу поедете к проверенным мастерам, то значительно увеличите срок использования вашего авто.