Профессиональная помощь в получении диагностической карты для ОСАГО

Требуется ли диагностическая карта для ОСАГО

Договор обязательного страхования является неотъемлемым атрибутом добропорядочного автомобилиста. Однако при оформлении полиса ОСАГО у водителей нередко возникает ряд вопросов. Нужен ли для получения страховки технический осмотр? Нужна ли диагностическая карта?

  1. Что такое диагностическая карта
  2. Кому нужна карта при оформлении ОСАГО
  3. Где пройти ТО
  4. На что обратить внимание
  5. Можно ли получить ОСАГО без диагностической карты

Что такое диагностическая карта

Диагностическая карта — это особый документ, который водитель получает в качестве подтверждения процедуры техосмотра. На текущий год данного рода бумага имеет строго определенный формат. Получить диагностическую карту можно только в официальных компаниях, которые предоставляют услугу технического осмотра автомобиля.

Выбранная автомобилистом фирма должна иметь лицензию, чтобы индивидуальный номер документа мог быть подтвержден. В противном случае у владельца транспортного средства могут возникнуть проблемы при получении полиса обязательного страхования.

Документ представляет собой особую таблицу, в которую вписываются все полученные об автомобиле данные. Так, обязательным для заполнения являются следующие поля:

  1. Номер регистрации документа.
  2. Срок действия диагностической карты.
  3. Данные об операторе ТО.
  4. Государственный регистрационный номер транспортного средства.
  5. Марка автомобиля и его модель.
  6. Шасси.
  7. VIN.
  8. Категория ТС.
  9. Дата проведения техосмотра и составления подтверждающего данное действие документа.
  10. Печать компании и подпись уполномоченного сотрудника.

Все перечисленные графы должны быть заполнены достоверной информацией. Если ТС не соответствует всем установленным нормам, организация имеет право отказать в составлении диагностической карты.

В случае если компания допустила какую-либо ошибку или неточность, получившее услугу лицо может обратиться в надзорные органы власти. Каждая станция технического обслуживания обязана четко следовать установленным законом требованиям.

Кому нужна карта при оформлении ОСАГО

Полис ОСАГО могут получить как физические лица, так и юридические. Однако данное обстоятельство не сказывается на необходимости получения диагностической карты. Только особенности автомобиля могут оказать влияние на обязательство водителя иметь карту.

Так, техосмотр не проводится при покупке нового автомобиля. Подобные транспортные средства не имели ранее владельцев, и их механизмы не были использованы. В салоне транспортные средства проходят тщательную проверку, что позволяет владельцам новых авто не оформлять диагностическую карту.

Данный документ не требуется и для автомобилей, которые используются менее трех лет с момента покупки. Только по истечении данного срока какие-либо детали могут износиться. По этой причине автомобили, срок службы которых составляет от 3 до 7 лет, проходят техосмотр и получают ДК на два года. Если же машина старше 7 лет, карта для ОСАГО должна обновляться каждый год.

При истечении срока действия документа, автомобилист не сможет получить полис обязательного страхования. Если же полис ОСАГО имеет силу, а диагностическая карта просрочена, владелец транспортного средства может не получить компенсацию при наступлении страхового случая.

Стоит обратить внимание, что для процедуры оформления полиса ОСАГО через интернет также нужен данный документ. Его можно загрузить в виде изображения или же внести сведения о прохождении техосмотра вручную.

Где пройти ТО

Если раньше технический осмотр можно было пройти только в отделении ГИБДД, то сейчас получить данную услугу можно в частных специализированных компаниях. Проведение процедуры не зависит от места регистрации автомобиля.

Чтобы пройти ТО, автовладелец должен лишь предоставить свой паспорт и свидетельство о регистрации транспортного средства. Стоит тщательно обдумать решение относительно выбора СТО: важно проверить наличие у организации лицензии на осуществление подобной деятельности.

Также стоит обратить внимание на наличие специального оборудования для выявления неполадок с автомобилем. Предоставляющая услуги фирма должна подтвердить факт того, что все полученные данные точно вписаны в диагностическую карту. Сама же ДК в свою очередь должна быть внесена в специальную базу данных.

Недавно страховые компании начали предлагать своим клиентам услугу прохождения технического осмотра сразу при обращении в офис страховой организации. Автомобилисты оценили удобство этой дополнительной услуги и зачастую обращаются в фирмы, которые могут сразу предоставить диагностическую карту.

Если же автомобилист приобретет поддельный документ о подтверждении технического осмотра, для страховой компании это станет весомым поводом не осуществлять выплаты при наступлении дорожно-транспортного происшествия.

На что обратить внимание

При оформлении диагностической карты (проведении техосмотра) специалисты проверяют более 65 механизмов автомобиля. Владельцу транспортного средства стоит подготовиться к проверке, чтобы исключить возможность повторного обращения в организацию.

Особое внимание стоит уделить наличию обязательных предметов, проверке работоспособности тормозной системы и рулевого управления. Если же неполадки с транспортным средством все же обнаружены, лицо может повторно пройти техосмотр за отдельную плату.

Обратиться за получением диагностической карты второй раз можно только по прошествии 20 дней с момента последнего обращения. Прохождение ТО в среднем занимает от 2 до 4 часов.

Можно ли получить ОСАГО без диагностической карты

Получение ОСАГО без диагностической карты действительно является возможной процедурой. Причем способы могут быть как законными, так и нелегальными.

Самый распространенный способ, который не принесет проблем в будущем, заключается в том, что страховая компания может оформить ОСАГО с последующим обязательством получения ДК. В полис вносится вся информация, кроме подписи аккредитованного оператора СТО. Водителю остается только пройти техосмотр после получения полиса.

Если же собственник ТС не прошел осмотр в указанной организации, страховая фирма может отказать в предоставлении компенсации при наступлении дорожно-транспортного происшествия. Однако в действующем законодательстве существует изъян: в правилах ОСАГО не указано, что при отсутствии диагностической карты выплаты при аварии не полагаются.

В текущем году некоторые страховые компании все же оформляют полис ОСАГО без технического осмотра с целью получения прибыли от заключения сделки. К компаниям не применяются никакие санкции при подобном действии. Автомобилисту же такой нелегальный способ может принести немало проблем при наступлении страхового случая.

При отсутствии в ОСАГО сведений о техосмотре автомобилист может рассчитывать на какие-либо выплаты со стороны компании только при судебном разбирательстве. Однако выиграть дело без помощи профессионального юриста довольно трудно.

Таким образом, диагностическая карта при оформлении ОСАГО в большинстве случаев действительно является обязательным документом. Только владельцы новых автомобилей могут законно получить полис страхования без ДК. В остальных случаях стоит не обходить правила и пройти техосмотр, чтобы избежать проблем при наступлении страхового случая.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

ОСАГО без техосмотра: что изменится в процедуре диагностики автомобилей

С 29 августа рядовым автовладельцам, чтобы оформить полис обязательной автогражданской ответственности, необязательно будет предъявлять диагностическую карту с пройденным техосмотром. Соответствующие поправки в закон об ОСАГО вступили в силу 22 августа, но Центральному банку, регулирующему рынок страхования в России, потребовалась еще неделя, чтобы привести в соответствие необходимые подзаконные акты. Рассказываем, как нововведения изменят жизнь автовладельцев.

Читайте также  Итальянский производитель суперкаров модернизировал открытую версию Gallardo

Как это происходило раньше?

Все легковые автомобили (не использующиеся для коммерческой перевозки пассажиров) старше четырех лет должны раз в два года проходить техосмотр (ТО) на специальных станциях. Если автомобиль старше десяти лет, ТО надо проходить ежегодно. Это требование сохраняется.

При прохождении ТО с 1 марта этого года формируется электронная диагностическая карта. До сих пор ее необходимо было предъявлять в страховой компании при оформлении договора ОСАГО.

Что изменится с 29 августа?

Теперь предъявлять при оформлении полиса ОСАГО диагностическую карту будет не нужно. Однако с 1 марта 2022 года за отсутствие этого документа (а следовательно, отсутствие техосмотра) будут штрафовать на 2 тыс. рублей. Такие изменения внесены в КоАП. Проверять наличие карты планируется с помощью специальных дорожных камер, а сам штраф выписывать один раз в сутки.

Что изменилось в процедуре техосмотра?

С 1 марта 2021 года введена фотосъемка автомобиля на станции ТО с геолокацией, указанием времени процедуры и данных автомобиля (номер, марка, модель, цвет). Фото заносятся в базу, где хранятся не менее пяти лет. Без них формирование карты не происходит.

Автовладельцы с диагностическими картами, истекающими в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, получили отсрочку на шесть месяцев на прохождение нового ТО и получение новой карты. У водителей процедура фотографирования оставляет вопросы. Сами фотографии подтверждают только то, что автомобиль был на станции ТО в определенную дату и время. Осматривал его кто-то в это время или нет — остается неизвестным.

Где можно пройти ТО?

Пройти техосмотр можно только на аккредитованных пунктах ТО или на передвижных диагностических линиях (в местах, где нет стационарных станций). Аккредитованными считаются все станции техобслуживания, которые внесены в специальный реестр операторов ТО. Он публикуется на сайте Российского союза автостраховщиков. Сейчас в реестр внесено более 5 тыс. организаций. Но, по словам партнера аналитического агентства «Автостат» Игоря Моржаретто, точное число реально работающих станций сейчас — от тысячи до двух, а к весне на техосмотр могут устремиться до 20 млн водителей: 14 млн из тех, кто в данный момент пользуется отсрочкой, а остальные — те, кому потребуется плановый ТО.

Зачем теперь вообще проходить ТО?

Помимо перспективы получить штраф, для того чтобы понимать, в каком состоянии находится автомобиль, своевременно устранить возможные неисправности и повысить собственную и чужую безопасность на дорогах. К тому же страховщики имеют право подать регрессный иск к водителю, который попал в ДТП с участием автобуса, грузовика или такси и при этом не имел действующей диагностической карты.

Еще один момент, о котором напоминают эксперты, — в связи с тем, что ОСАГО можно теперь оформлять без ТО, помнить о том, что пришла пора показать авто техникам, нужно будет самим водителям. Иначе об этом напомнит квитанция со штрафом.

Что будет, если машину без техосмотра остановит ДПС?

До 1 марта 2022 года ничего не будет. Наказания для владельцев обыкновенных легковых автомобилей КоАП за это не предусматривает, только для такси, маршруток и автобусов. Но при наличии диагностической карты, не подкрепленной фотографиями в базе или установлении (по внешнему виду) факта, что автомобиль на самом деле не проходил техосмотр, сотрудники ГИБДД могут аннулировать карту. «Гипотетически машину в этом случае могут даже отправить на штрафстоянку. Но в жизни такого, конечно, никто делать не будет», — считает Игорь Моржаретто.

Что еще изменится с 29 августа?

Помимо «отвязки» оформления полиса от техосмотра, появляется еще одно новшество. Снимается запрет на вступление в силу электронного договора ОСАГО в день его заключения. С 2017 года электронный полис начинал действовать только через три дня после его оформления. Страховку, действующую сразу с момента оформления, можно было оформить только в офисе страховщика. Эта норма вводилась для того, чтобы пресечь недобросовестную практику, когда водитель оформлял электронную страховку сразу после произошедшего с ним ДТП. Но теперь каждый страховщик будет сам решать — оставлять это условие в новых договорах или нет.

Техосмотр в Интернете. Чем рискует автовладелец?

В Интернете масса предложений по оформлению диагностической карты без осмотра транспортного средства. Переводишь деньги – получаешь техосмотр. Закономерно возникает вопрос о правомерности таких действий.

В идеале для получения диагностической карты собственник авто должен отправиться на пункт технического осмотра, где специалисты определят, можно ли эксплуатировать транспортное средство. Цена техосмотра отличается в зависимости от выбранного оператора ТО, но процедура получения диагностической карты всегда одинаковая.

Но личный визит в пункт технического осмотра подразумевает временные затраты, да и отнюдь не все автомобили пройдут процедуру с первого раза. В силу этого очень быстро набрало популярность оформление диагностической карты через Интернет.

После заполнения онлайн-анкеты остается только оплатить услугу банковской картой. Вся процедура занимает около двадцати минут, нет необходимости куда-либо ехать, и сразу после получения номера диагностической карты можно приступать к оформления электронного полиса ОСАГО.

В отдельных случаях отсутствие необходимости ехать на пункт техосмотра становится решающим, например, если закончилось действие полиса ОСАГО. Конечно, в такой ситуации можно оформить транзитную страховку, позволяющую доехать до пункта ТО, но это дополнительные расходы.

Несмотря на удобство оформления диагностической карты через Интернет, стоит задуматься о законности данного способа прохождения техосмотра.

По мнению закона

В соответствии с подпунктом «е» пункта 3 статьи 15 Федерального закона «Об ОСАГО», для оформления полиса клиент представляет страховой компании в числе прочих документом диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспорта обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Исключение составляют случаи, когда в соответствии с законом в области техосмотра транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством России, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспорта составляет шесть месяцев.

Таким образом, если возраст и тип транспорта предусматривают обязательное прохождение ТО, то без диагностической карты ОСАГО не купишь.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 ФЗ «Об ОСАГО», страховая компания вправе предъявить регресс в размере страхового возмещения к оператору техосмотра, выдавшему диагностическую карту со сведениями о соответствии транспорта обязательным требованиям безопасности, если страховой случай наступил по причине неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения техосмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

То есть по закону вся ответственность за махинации с диагностическими картами лежит на операторе технического осмотра, а клиент, купивший ТО без осмотра через Интернет, никакой ответственности не несет.

Однако сложно предсказать, как поведут себя суды и финансовый омбудсмен при рассмотрении подобных споров, если будет доказана массовая незаконная выдача диагностических карт. Вполне вероятна ситуация, когда незаконно выданные карты ТО будут признаны недействительными.

Читайте также  Требования к фурнитуре для грузовых фургонов

В подобных обстоятельствах автовладельцу в лучшем случае придется повторно покупать диагностическую карту, но уже в соответствии с законной процедурой. В худшем случае страховая компания может попытаться признать недействительным полис ОСАГО, при оформлении которого были представлены сведения о недействительной диагностической карте.

Никак не проверить

Нет действенных способов проверить честность и намерения раньше, чем перечислишь деньги. Даже если сайт рекомендовал друг или знакомый, всегда присутствует риск потери переведенных средств.

Как правило, сайты по продаже диагностических карт без технического осмотра не имеют квалифицированной службы технической поддержки, поэтому любые проблемы с оформлением карты могут перерасти в длительное разбирательство.

Невозможно гарантировать получение диагностической карты, поэтому есть риск потери денег.

Приобретение ТО через Интернет можно сравнить с рулеткой: можно в итоге получить диагностическую карту без лишних затрат времени, но с такой же легкостью можно потерять деньги. Да, цена ТО сравнительно низкая, порядка 300-400 рублей, но и эти деньги терять обидно.

Выводы

Каждый автовладелец вправе самостоятельно решать, оформлять диагностическую карточку без осмотра машины или придерживаться законного способа ТО. Однако все же стоит десять раз подумать перед покупкой техосмотра через Интернет, ведь если сегодня у этого способа, пусть и не совсем законного, нет очевидных крупных минус, то завтра все может сильно измениться.

Например, признание полиса ОСАГО недействительным из-за подлога при оформлении ТО станет критичным, когда автовладелец спровоцирует ДТП с крупным ущербом. Ему придется самостоятельно восстанавливать поврежденное имущество, несмотря на вроде бы ликвидный полис обязательного автострахования.

По этой причине нельзя рекомендовать дистанционное оформление диагностической карты в качестве альтернативы привычной процедуре технического осмотра машины.

Процедура ТО сменит формат

Помогут ли новые правила решить основные проблемы

В марте вступают в силу новые правила получения диагностических карт. Ожидается, что реформа ТО решит проблему выдачи документа без фактического осмотра. С этого года автомобили будут фотографировать в сервисе перед началом диагностики и после. И только потом водитель получит электронную карту с защищенными цифровыми подписями. МВД несколько лет обещало запустить новую процедуру прохождения ТО, которая должна повысить безопасность на российских дорогах. Но какой на самом деле эффект это даст? Подробности — у Владислава Викторова.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

80 млн руб. МВД потратило на улучшение специальной системы по контролю ТО — ЕАИСТО. С марта только через нее специальные пункты осмотра будут выдавать водителям диагностические карты. Системы и так работала с 2012 года, но в тестовом режиме. За это время стало понятно, что в ней много недочетов. В частности, неоднократно происходили утечки данных, что и позволяло некоторым конторам выдавать диагностические карты без фактического осмотра машин.

Техосмотру подкручивают гайки

Но на доработку направили много сил и средств, поэтому к марту система, наконец, заработает корректно, надеется заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов: «Оператором ЕАИСТО является МВД, которое заявляет, что защищает канал, осуществляет усиление, приводит все в соответствие. Диагностическая карта будет в электронном виде, куда будут подтягиваться фотографии с геолокацией. С 1 марта эта процедура должна осуществляться совместно с реестром операторов, который ведет РСА, а подтверждаться информация будет непосредственно электронными подписями».

Выдача диагностических карт без фактического осмотра считается основной причиной низкого уровня безопасности на российских дорогах. Дело в том, что средний возраст автомобилей в России — 14 лет, и за такой срок у машин перестают корректно работать многие элементы наподобие тормозной системы, что зачастую становится главной причиной серьезных ДТП. Новые правила, скорее всего, решат проблему, но лишь частично, говорит президент союза операторов ТО «Техэксперт» Сергей Зайцев: «Сегодняшние изменения создают максимальную вероятность того, что более-менее здравомыслящие автовладельцы будут понимать, или их даже где-то принудят появляться на производственно-технической базе тех организаций, которые действительно могут провести техосмотр и оценить фактическое состояние машины. Это в итоге должно изменить плачевную ситуацию с безопасностью дорожного движения».

Как МВД модернизирует информационную систему с данными о проверках автомобилей

Однако даже те, кто решит поехать на станции техосмотра, могут столкнуться с трудностями. Сейчас до 80% диагностических карт автовладельцы покупают без фактического осмотра — за небольшую плату выдать документы готовы многие сервисы. Да и страховые агенты часто предлагают клиентам оформить карту вместе с полисом ОСАГО. Поэтому оснащенных нужным оборудованием пунктов осмотра не так много, и в марте там может возникнуть коллапс, считает президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: «Чтобы запускать систему техосмотра с фотографированием и добавлением снимков в ЕАИСТО, нужно было сначала создать реальные пункты техосмотра, но их можно пересчитать буквально по пальцам. Необходимо вложить большие средства в оборудование, специалистов и так далее. При нынешней стоимости диагностической карты никто не будет в это инвестировать. Сейчас система полностью деградировала: можно констатировать, что в стране не существует технического осмотра транспортных средств».

Впрочем, остаются еще и фундаментальные проблемы отрасли. Сейчас процедура прохождения ТО находится в ведении страховых компаний. Да и выдача полисов ОСАГО для возрастных машин полностью завязана на диагностических картах — без нее оформить страховку не получится. С учетом убыточности «автогражданки» для страховщиков они заинтересованы продавать как можно больше этих полисов. Поэтому, чтобы не лишаться доходов, компании готовы сами оформлять еще и карты.

И эту проблему следует решить в первую очередь, продолжает президент союза операторов ТО «Техэксперт» Сергей Зайцев: «Надо закончить этот крайне неэффективный и негативный эксперимент — сочетание страхования и техосмотра. Нужно передать функции аккредитации тому федеральному органу исполнительной власти, который будет уполномочен правительством.

Регулирование техосмотра должно происходить не при помощи структуры, заинтересованной в страховом бизнесе, а при помощи аналогичного профессионального профильного союза.

Должен быть переходный период для реального строительства, обновления оборудования и повышения квалификации людей».

Как Минтранс утвердил новые требования к процедуре ТО

Впрочем, и это чревато трудностями. Едва ли у власти сейчас есть ресурсы для развития пунктов ТО. В итоге, как говорят эксперты, глобальная реформа техосмотра может почти ничего не изменить.