Российский рынок грузовых авто демонстрирует рост

Рынок новых грузовиков в Беларуси упадет сильнее, чем в России и Европе

Российский рынок грузовиков упал. Но не так сильно, как западноевропейский. По подсчетам аналитического агентства «АВТОСТАТ», за восемь месяцев 2020 года объем российского рынка новых грузовых автомобилей снизился на 9,9 процента к уровню января – августа прошлого года и составил 44 тысячи единиц техники. Причем не только «тяжелой»…

В первом полугодии 2020-го отрыв от прошлогодних показателей был чуть больше: «-»11,4 процента, или 31,6 тысячи машин. В то же время в Евросоюзе спрос на новые коммерческие автомобили «минусовал» почти вдвое больше – на 20,3 процента, хотя Ассоциация европейских автопроизводителей АСЕА отметила снижение отрицательной динамики в июне, по сравнению с апрелем и маем нынешнего года. Сильнее всего досталось «тяжелым» транспортным средствам полной массой свыше 16 тонн: в этом сегменте, к которому относятся и седельные тягачи, европейский рынок просел более чем наполовину.

Белорусский. В нашей стране такую статистику ведут дилеры «большой семерки», поэтому спросим у них самих.

Дмитрий Праценко, руководитель отдела продаж СООО «ТУРБОТРАКСБЕЛ», официального дилера DAF TRUCKS N.V. в Республике Беларусь:

– Очевидно, что пандемия коронавирусной инфекции и закрытие границ сильно повлияли и на спрос, и на возможности завода по производству автомобилей. Но, к счастью, мы успели поставить все законтрактованные автомобили в срок. И вышли из этой сложной ситуации, на мой взгляд, неплохо. Естественно, по итогам года падение рынка техники для международных перевозок в стране будет – и это не секрет. Способствует этому не только пандемия, но и еще один фактор – разрешительная система. Нехватка разрешений, либо ожидание того, что их до конца года не хватит. Сейчас сложно привести статистику с учетом последних месяцев – мы считаем поквартально. Но, что касается первого полугодия 2020-го, то мы продали в Беларуси чуть менее 80 седельных тягачей. В конце года предполагаем определенный отложенный спрос. Смотрим оптимистично на четвертый квартал. И уже видим, что рынок оживает. Сентябрь идет весьма неплохо – и даже на фоне сентября более удачных 2018, 2019 годов рынок в этом месяце демонстрирует рост.

Более значительное падение рынка седельных тягачей, даже по сравнению с Европой, констатирует в Беларуси начальник отдела продаж коммерческих автомобилей ООО «Автомобильный дом «Энергия ГмбХ», дистрибьютора Daimler AG в Республике Беларусь, Марина Догодькина. По прогнозам белорусских дилеров «большой семерки», говорит собеседница, в 2020 году отечественный рынок сократится почти втрое. И тому есть несколько причин:

– По сравнению с прошлым годом, в сегменте автотехники для международных автоперевозок практически нет крупных сделок. Даже крупные клиенты, которые в прежние годы заказывали 5-10 автомобилей, теперь покупают один-два. Если взять весенние месяцы 2020-го, то в Европе был локдаун, работы для перевозчиков стало меньше. У одних белорусских компаний транспорт частично простаивал из-за невостребованности. Другие же перевозчики, как правило, свободные от долговой нагрузки, останавливали свои фуры сознательно, не желая работать по резко упавшим фрахтам. Сейчас, когда мировая экономика оживает, особого дефицита в работе нет. Но есть опасение, не случится ли второй локдаун. Проблемы транспортных компаний на сегодня – это отсутствие денежной ликвидности, в том числе из-за трудностей с продажей техники на вторичном рынке, ограниченный доступ к кредитным ресурсам, снижение товаропотоков, вопросы с разрешительной системой. Сказывается и политическая ситуация: не ясно, какие санкции могут последовать со стороны ЕС, какие последствия для экономики будут от возможной переориентации белорусского грузопотока из литовских портов в российские. И как это скажется на отечественных автоперевозчиках. В условиях неопределенности бизнесу очень сложно инвестировать, в том числе и в подвижной состав. С другой стороны, падение рынка – это естественный процесс. Белорусский рынок новых автомобилей для международных автоперевозок рос в 2017 году, в 2018-м, причем очень быстрыми темпами. Но со второй половины 2019 года он уже начал сжиматься. Исходя из этой тенденции и цикличности рыночных процессов, мы рассчитывали, что в 2020-м рынок просядет процентов на 30, в сравнении с 2019-м. Но события этого года существенно подкорректировали наши ожидания.

По словам Марины Догодькиной, в нынешнем году дилеры «большой семерки» продадут в Беларуси не более 600 седельных тягачей. А пока сохраняется неопределенность, перевозчики не готовы строить инвестиционные планы и на следующий год.

Рынок грузовых шин 2017-2018: факты и прогнозы

Несмотря на падение продаж новых автомобилей, шинный рынок демонстрирует стабильные результаты: в 2016 году в России было реализовано более 35 млн шин для легковых, легких коммерческих (LCV) и грузовых автомобилей.

Продажи грузового автотранспорта в 2016 году продемонстрировали рост на 4,2 %: в 2016 году было реализовано 53 330 грузовых автомобилей, что на 2127 ед. больше, чем в 2015 году (данные АА «Автостат»). И это, без сомнения, оказало влияние на шинный рынок.

Грузовые шины: в связке с продажами техники

Важный момент для рынка: в конце 2015 года шинная отрасль перешла из-под контроля Министерства энергетики в ведомство Министерства промышленности и торговли. Совместно с Минпромторгом удалось решить задачу по защите рынка от демпинга китайских игроков. Введены пошлины на ввоз грузовых цельнометаллокордных (ЦМК) шин. Ставки в зависимости от компании составляют от 14,8 до 35,4 %.

Благодаря росту рынка грузовых автомобилей, реализации отложенного спроса вследствие стабилизации курса рубля и дефицита дешевого предложения от китайских производителей из-за антидемпинговых пошлин рынок грузовых ЦМК шин в прошлом году показал отличные результаты, увеличившись на 13 %.

По прогнозам экспертов, в 2017 году рынок ЦМК шин продолжит расти — общая емкость составит 3,64 млн шт. Этому будет способствовать увеличение продаж грузовых автомобилей (по прогнозам, в 2017 году будет продано 60 тыс. грузовиков), при этом потребительский спрос продолжит смещаться в среднеценовой сегмент, что приведет к обострению конкуренции среди производителей.

При этом АО «Кордиант» стало лидером по динамике роста производства (+56 %), а шины Cordiant Professional благодаря топливной экономичности и сцеплению с дорогой на уровне премиальных брендов заняли второе место на рынке грузовых ЦМК шин с долей 19,9 % и первое — по приросту доли.

Мнения экспертов

По прогнозам экспертов, в 2017 году рынок ЦМК шин продолжит расти — общая емкость составит 3,64 млн шт. Этому будет способствовать увеличение продаж грузовых автомобилей (по прогнозам, в 2017 году будет продано 60 тыс. грузовиков), при этом потребительский спрос продолжит смещаться в среднеценовой сегмент, что приведет к обострению конкуренции среди производителей.

Доля импорта легковых шин в 2016 году сократились на 8 %. На текущий момент максимальную долю по импорту в ассортименте имеют производители, которые не смогли локализовать производство и, соответственно, выпускают продукцию, не разработанную специально для суровых российских условий эксплуатации.

В сегменте грузовых ЦМК шин продолжилось падение импорта китайских грузовых шин вследствие антидемпинговых пошлин, а в целом импорт сократился на 4 %. Потребитель делает выбор в пользу шин, созданных для эксплуатации в России с соответствующей спецификой (сложные дорожные условия, постоянный перегруз техники и т. д.), отмечают эксперты АО «Кордиант».

Сервис Лайн – поставщик шин и услуг на рынке Москвы и Московской области (располагает крупным складом грузовых шин R22.5) также отмечает рост продаж грузовых шин эконом-сегмента. В том числе, российского производства.

Вгляд Michelin

В то же время компания «Мишлен» видит в российском рынке большой потенциал возможностей. По внутренним оценкам «Мишлен», рынок грузовых шин в России составляет 5,8 млн шин, из которых 3,2 млн — это радиальные шины. «Радиализация» — один из движущих факторов рынка грузовых шин, отмечает Михаил Журавлев, директор департамента грузовых шин Michelin в Восточно-Европейской зоне. «Рынок восстанавливается после двухлетнего падения, обусловленного экономическим кризисом, растет общее потребление, и по нашим расчетам рынок грузовых шин и, в частности, радиальных в горизонте 2019 года увеличится на 400 тыс. ед. За 4 года прирост составит 19 %», — сказал Михаил Журавлев.

Читайте также  Устройство и конструкции топливных фильтров

Все это открывает для французской компании перспективы роста. «Мишлен» ставит перед собой амбициозные цели обеспечить темп продаж выше динамики рынка. Стратегическое развитие компании в грузовом сегменте в России определяют три ключевых направления: ориентация на клиента, инновационные технологии Michelin и развитие сервисного предложения, что предусматривает профессиональное обслуживание шинного хозяйства для экономии ресурсов перевозчика.

В 2017 году совместно с Минпромторгом и Федеральной таможенной службой РФ шинные компании намерены продолжить решение следующих задач: таможеннотарифное регулирование, запрет на ввоз бывших в эксплуатации шин, техническое регулирование отрасли, вопросы защиты интересов российских производителей на экспортных рынках и утилизация изношенных каркасов в России. Последняя проблема становится все более актуальной. В нашей стране перерабатывается лишь 10 % всех старых шин — остальные 90 % лежат на свалках. В то время как компаний, занимающихся восстановлением и ремонтом грузовых шин, таких как Протектор Некст, можно пересчитать по пальцам.

В феврале рынок авто с пробегом сократился год к году на 4,3%, рынки новых LCV и грузовиков — выросли на 12,3 и 5,3% соответственно

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» представило данные по отечественным рынкам подержанных легковых автомобилей, новых легких коммерческих (LCV) и грузовых авто. Рост продаж LCV и грузовиков теплит надежду на оздоровление экономики.

Легковые с пробегом

По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в феврале 2021 г. объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 389,9 тыс. единиц. Это на 4,3% меньше, чем в феврале прошлого года (407,5 тыс. штук).

Лидерство на вторичном рынке страны сохраняет отечественная марка LADA, на долю которой в прошлом месяце пришлось около четверти от общего объема (24,3%). В количественном выражении это составило 94,9 тыс. штук, что на 3,7% меньше показателя годичной давности.

Лучшей среди иномарок по-прежнему остается японская Toyota, чей результат в феврале равен 44,7 тыс. подержанных экземпляров (–1,9%). В тройку лидеров вошел и другой бренд из Японии — Nissan, перепродажи которого тоже снизились (–5,9% до 22 тыс. штук). Замкнули ТОП-5 корейские марки Hyundai (21 тыс. штук) и KIA (20,4 тыс.), показывающие падение на 3,3 и 1,6% соответственно.

Эксперты агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что ни один из брендов, вошедших в первую десятку, не демонстрирует положительную динамику. Диапазон падения составляет от 1,6% (KIA) до 7,8% (Ford).

Самой популярной моделью российского вторичного рынка в феврале 2021 г. стал Ford Focus. Объем его перепродаж составил около 9 тыс. экземпляров, показав падение на 7%. Немного отстал от него хэтчбек LADA 2114 «Самара-2» с результатом 8,9 тыс. единиц (–10,8%). В тройке лидеров находится еще одна LADA — седан 2170 «Приора», объем вторичного рынка которого увеличился на 3,3% до 8,3 тыс. машин. Замыкают первую пятерку KIA Rio (8,2 тыс. штук; 0%) и Hyundai Solaris (8 тыс.; –3,7%).

По итогам двух месяцев нынешнего года динамика данного рынка также отрицательная: объем купленных легковых автомобилей с пробегом составил 755,2 тыс. штук, что на 2,4% меньше, чем в январе — феврале 2020 г.

Легкие коммерческие, новые

Также «АВТОСТАТ» информирует, что в феврале 2021 г. объем рынка новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в России составил 8,4 тыс. единиц, что на 12,3% больше, чем год назад. Лидером здесь по-прежнему является отечественный бренд GAZ, на долю которого в феврале пришлось 38% от общего объема. Всего россияне приобрели 3,2 тыс. таких автомобилей — на 4,8% меньше, чем в феврале 2020 г. На втором месте оказалась LADA, показавшая самый сильный рост в десятке лидеров — +75,6%. Это соответствует 1,4 тыс. купленных автомобилей. Третьим стал еще один российский производитель — УАЗ, тираж которого составил 1,3 тыс. штук (+11,5%).

Среди иностранных брендов лучшим стал американский Ford с результатом 940 экземпляров (+20,2%). Замкнул пятерку лидеров немецкий Volkswagen (357 штук; +3,8%).

Эксперты АА «АВТОСТАТ» отмечают, что восемь из десяти марок-лидеров по итогам февраля находятся «в плюсе». Кроме уже указанной LADA (+75,6%), аналитики агентства отмечают французский Peugeot, рыночный рост которого составил 52,6%. А вот отрицательную динамику, кроме GAZ (–4,8%), показал еще и корейский Hyundai (–44,6%).

Среди моделей первенство удерживает GAZ Gazelle Next, на долю которой пришлось более 20% всех купленных новых LCV. Это эквивалентно 1,7 тыс. единиц, что на 8,8% меньше, чем в феврале 2020 г. Вторым стал LADA Largus VU (1163 штуки; +79,2%), а замкнул тройку лидеров Ford Transit (940 штук; +23%).

Авторы анализа отмечают, что большинство моделей из первой десятки в феврале продемонстрировали положительную динамику, и только у трех наблюдался рыночный спад. Самый сильный он был у GAZ 2752 (–24,3%). А вот максимальный, почти трехкратный рост произошел у УАЗ 3741 (+190,1%).

Что касается суммарной статистики по итогам двух месяцев 2021 г., то и здесь эксперты агентства отмечают рост на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом общий объем рынка новых LCV с начала года составил 15,6 тыс. штук.

Грузовые, свежие

Опять по информации агентства «АВТОСТАТ», в феврале 2021 г. объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 6,1 тыс. единиц, что на 5,3% больше, чем в феврале 2020 г.

Первую строчку в марочном рейтинге по-прежнему занимает отечественный бренд KAMAZ. На его долю в последний зимний месяц пришлось 38% от всего рынка новых грузовиков. В количественном выражении это составляет 2312 автомобилей, что на 12,9% больше, чем в феврале 2020 г. Следом за ним, с большим отставанием, идет GAZ, продукция которого в феврале разошлась тиражом в 652 экземпляра (+21%). Замыкает первую тройку белорусский MAZ (415 штук; +107,5%). В ТОП-5 также попали два бренда со схожими показателями — российский Ural (363 штуки; –0,5%) и шведский Volvo (345 штук; –28%).

Как отмечают эксперты агентства, половина марок из десятки лидеров по итогам февраля 2021 г. демонстрируют рыночный рост. Самый большой — у MAZ (+107,5%). А наиболее сильное падение наблюдается у MAN (–37,3%).

Самой покупаемой моделью на рынке новых грузовиков остается KAMAZ 43118, показатель которого в феврале составил 663 экземпляра (–1,5%). Следом идут КАМАZ 5490 (438 штук; +107,6%), GAZ Gazon Next (342; +0,3%), KAMAZ 65115 (326; +7,6%) и КАМАZ 6520 (236 штук; +34,9%). Положительная рыночная динамика наблюдается у шести из десяти моделей. Самый сильный рост — у KAMAZ 5490 (+107,6%), а самое глубокое снижение — у Volvo FH (–27,7%).

По итогам двух месяцев года динамика пока отрицательная. В январе — феврале куплено 11,2 тыс. новых грузовых автомобилей, что на 5,6% меньше аналогичного периода прошлого года (11,9 тыс. штук).

Приведенные данные агентства «АВТОСТАТ» призывают напомнить, что динамика автомобильных рынков отражает ситуацию в экономике в целом. В этом плане чуть обнадеживает февральская статистика по легким коммерческим и грузовым автомобилям — «товарам» инвестиционного назначения. А ранее мы сообщали, что и рынок новых легковых авто в феврале подрос год к году на 0,8%. Но конечно, идет ли российская экономика на поправку, будет яснее по итогам всего I квартала.

Читайте также  Новый китайский хэтчбек Wuling Baojun 310 привезут в Пекин

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта подпишитесь на нашу рассылку

Грузовики не могут разогнаться

Низкие темпы экономического роста и дорогие кредиты тормозят продажи коммерческого автотранспорта в ЮФО

Рынок коммерческих автомобилей на Юге демонстрирует минимальный рост в сегменте LCV и снижение продаж грузовиков. Доля отечественного транспорта уменьшается, иномарки расширяют присутствие. В ближайшем будущем, по мнению экспертов, продажи коммерческих автомобилей российского производства будут сильно зависеть от господдержки.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

LCV слегка увеличили темп

По данным аналитического агентства «Автостат», за девять месяцев 2018 года продажи новых грузовых автомобилей весом до 3,5 т (LCV) в России увеличилась на 5,8% — до 79,5 тыс. единиц. Динамика в ЮФО была скромнее: всего 0,5% и 6220 автомобилей. Ростовская область и Краснодарский край демонстрировали полярные тенденции: на Дону объем рынка LCV за девять месяцев сократился на 7,5% — до 1840 единиц; продажи на Кубани, напротив, выросли. Увеличение в этом регионе составило 12,2%; всего с января по октябрь здесь было продано 3130 легких коммерческих грузовиков.

Лидерами продаж на рынке новых малотоннажных грузовиков в Ростовской области стали ГАЗ, Ford, Lada, УАЗ и Mercedes. Эта же пятерка в течение всего года возглавляет рейтинг продаж по стране. Примечательно, что на Дону положительную динамику показал только один из лидеров — Ford (+169,5%). Дмитрий Квашин, руководитель коммерческого отдела Fresh Auto, официального дилера марки, заявляет, что продажи его компании выросли вдвое: «Внутренняя причина этого — работа со специальными моделями, например, оснащенными рефрижераторами. Внешние — стагнация коммерческого модельного ряда Mercedes, постоянный рост цен, а также проблемы с поставками дизельных двигателей у ГАЗ»,— объясняет он.

Продажи других марок из топа-5 сократились: ГАЗ — на 11,1%, Lada — на 10,4%, Mercedes — на 23,9%. Сильнее всего — на 42,1% — «просел» УАЗ. Гендиректор официального дилера УАЗ и Lifan «АвтоВЭЛ Трейд» Сергей Баринов говорит, что в третьем квартале 2018 года в компании наблюдался спад продаж в сегменте LCV на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Есть предположение, что это связано с переносом сроков сборки урожая фермерами в этом году»,— говорит он. В то же время, по словам господина Баринова, продажи «УАЗ Профи» (выпускается с осени 2017 года.— Прим. авт.) выросли на 50%.

Среди моделей легких грузовиков, проданных в Ростовской области, лидерство принадлежит «ГАЗели Next» (+4,2%). Также в первой пятерке ГАЗ-3302 (–15,2%), Ford Transit (+168,9%), Lada Largus VU (–16,7%) и УАЗ-3909 (–58,2%).

В Краснодарском крае лидерами продаж по итогам девяти месяцев стали ГАЗ (+6,2%), Lada (+1,6%), Ford (+72,4%), а также Mercedes (+7%) и Hyundai (+100,9%). Наиболее популярными моделями оказались «ГАЗель Next» (+18,5%), ГАЗ-3302 (+8%), Lada Largus VU (+2,7%), Ford Transit (+70,3%) и Mercedes Sprinter Classic (+13,8%).

Руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов отмечает, что доля российских автомобилей на рынке коммерческого транспорта сокращается. «Отечественным брендам принадлежат 68,1% рынка LCV в ЮФО, хотя по итогам девяти месяцев 2017 года их доля составляла 75,5%»,— уточняет он.

По мнению гендиректора ГК «Автоспеццентр» Павла Соломкина, экспансия западных производителей тормозит развитие рынка грузовых автомобилей и LCV российского производства. Европейские концерны расширяют присутствие на отечественном рынке за счет высокого уровня сервиса; также играет роль низкий износ зарубежных грузовиков. «Это позволяет покупателям минимизировать операционные расходы и издержки. При этом преимуществами российских грузовиков является конкурентная цена»,— поясняет господин Соломкин.

Участники рынка подчеркивают, что ослабление рубля ведет к росту цен на импортные комплектующие и снижению поддержки со стороны государства, в частности к отсутствию льготных ставок по автокредитам. Также опрошенные дилеры сходятся во мнении, что продажи коммерческого транспорта российского производства в ближайшем будущем будут сильно зависеть от господдержки.

Руководитель отдела продаж грузовых автомобилей ООО «Арена Трак» (дилер Isuzu, Iveco, Foton) Игнат Воблый добавляет, что емкость рынка LCV по сравнению с рынком тяжелых грузовиков невелика, а конкуренция на нем высокая: «Пул основных игроков не меняется уже несколько лет, и борьба бывает жесткой».

Грузовики жмутся к обочине

По итогам девяти месяцев 2017 года российский рынок новых грузовых автомобилей находится в «плюсе»: его объем достиг 57 тыс. единиц, это на 7,3% больше, чем годом ранее. Продажи грузовиков в ЮФО, напротив, снизились. Сокращение составило 6,3%; всего с января по сентябрь было продано 3600 единиц. Ростовская область и Краснодарский край продемонстрировали снижение на 8,3% (до 1100 единиц) и 4,3% (до 1760 единиц) соответственно. В «Арена Трак» полагают, что грузовики и LCV в ЮФО продаются хуже, чем в целом по стране, поскольку южные перевозчики реже обновляют автопарк и больше ориентируются на технику с пробегом.

По данным пресс-службы «Автостата», в ЮФО доля иномарок среди новых грузовиков, проданных в январе-сентябре, увеличилась с 36,2% до 41,1%. Самыми продаваемыми в Ростовской области оказались КамАЗ (–19%), ГАЗ (+9,8%), НефАЗ (–23%), МАЗ (+63,6%) и MAN (+11%).

«Причины роста продаж — отложенный спрос и повышенный интерес со стороны перевозчиков зерновой продукции»,— объясняет Марина Лиходед, руководитель отдела продаж автотехники официального дилера МАЗ «Великан-Ростов».

Наиболее популярными моделями на Дону оказались КамАЗ-65115 (–25,2%), «ГАЗон Next» (+12,5%), КамАЗ-5490 (+1,9%), НефАЗ-4514 (–22,3%). Замыкает пятерку MAN TGX, продажи которого увеличились заметнее всего — на 160,9%.

Лидерами продаж на Кубани стали КамАЗ (–7,4%), MAN (+59,6%), ГАЗ (+8,5%), Isuzu (+61,4%) и Mitsubishi Fuso (+54,8%). Среди моделей наиболее популярными оказались КамАЗ-5490 (+10,9%), MAN TGX (+108,3%), а также КамАЗ-43118 (–6,9%), КамАЗ-65115 (–37,9%) и «ГАЗон Next» (+17,1%).

По словам Марины Лиходед, конкуренция среди дилеров грузовиков очень высока. «Новых игроков не появилось, но те, кто оказывал влияние на рынок, не только не сократили присутствие, а напротив, усилили его и расширили»,— рассказывает она.

Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев обращает внимание на то, что Краснодарский край и Ростовская область занимают третье и четвертое места соответственно по количеству грузовых автомобилей после Москвы и Московской области. Он добавляет, что в целом российский авторынок второй год находится на подъеме, восстанавливаясь после падения 2013–2016 годов, однако это восстановление постепенно замедляется. «В ЮФО налицо замедление роста в сегменте грузовых автомобилей. В сегменте LCV оно более плавное, но и темпы роста до этого были не столь высокими»,— объясняет аналитик.

Клиенты предпочитают лизинг

Большая часть коммерческих автомобилей в ЮФО, как и в целом по стране, приобретается в лизинг: в общем объеме продаж доля таких сделок, по словам дилеров, достигает 90%. Павел Соломкин объясняет популярность такой схемы отсутствием необходимости кредитования: «Первоначальный взнос составляет всего 15–30% от стоимости грузового автомобиля, а переплата за счет лизинговых платежей с учетом возмещения затрат лизингодателя минимальна. Лизинг в структуре наших продаж составляет порядка 70–95%». Участники рынка подчеркивают, что лизинг позволяет сначала оценить преимущества и недостатки выбранного транспорта в период временной эксплуатации и только потом принять решение о выкупе.

По словам директора филиала ЛК «Балтийский лизинг» в Ростове-на-Дону Светланы Беловой, в их компании заключение сделок по приобретению легковых и коммерческих автомобилей на Дону за девять месяцев 2018 года увеличилось на 75% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Читайте также  Кроссовер Lada Xray может получить трансмиссию с двумя режимами работы

«В лизинг приобретают технику 90% наших клиентов. Они делают это, чтобы не изымать деньги из оборота компании и пользоваться льготами, возможными в этом случае: субсидиями, спецпрограммами, налоговыми выгодами. Программы снижают стоимость заемных средств, вызывая тем самым интерес у потребителя»,— подтверждает Марина Лиходед.

В «Арена Трак», по словам Игната Воблого, доля приобретаемых в лизинг автомобилей составляет 80%, еще 15% покупателей используют собственные средства, оставшиеся 5% привлекают кредит. При этом он отмечает, что апрельская приостановка программы государственного субсидирования лизинга грузового транспорта стала главным фактором снижения продаж в компании.

Светлана Белова поясняет, что Минпромторг РФ скорректировал действие программ льготного лизинга. Программа по субсидированию колесной техники была переориентирована с коммерческих автомобилей на сегмент автобусов и микроавтобусов. «Это произошло потому, что сегмент, получавший поддержку ранее, полностью реабилитировался после кризисного периода, и сейчас средства направлены на оздоровление других рынков»,— уточняет она.

Гендиректор ЛК «Европлан» Александр Михайлов подтверждает, что со 2 апреля 2018 года лизинговые компании перестали заключать договоры на коммерческий транспорт в рамках программы госсубсидирования. «Объем запланированных на 2018 год госсубсидий в размере 4 млрд руб. на коммерческий автотранспорт был израсходован, поэтому программу приостанавливали»,— объясняет он, добавляя, что если в 2017 году по программе было выделено 13,7 млрд руб., то в 2018 году — только 6 млрд руб., из которых 2 млрд руб. — на лизинг общественного транспорта. По программе МинПромТорга РФ, в 2019–2020 годах объем субсидий составит не менее 4 млрд руб. — по 2 млрд руб. в год. Сокращение заложенных субсидий замедлит темпы развития рынка, уверен топ-менеджер лизинговой компании.

Рынок медленно набирает обороты

Развитие рынка грузовых автомобилей и LCV на юге России тормозят несколько факторов. Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов считает главным из них низкие темпы роста общего экономического развития. Марина Лиходед отмечает, что, несмотря на снижение процентных ставок кредитными организациями, финансовые продукты для потребителя остаются достаточно дорогими.

«Негативно на развитии рынка грузового транспорта сказывается высокая конкуренция среди перевозчиков: рынок перенасыщен, на нем присутствует множество мелких компаний — большая часть держит курс на выживание, а не на развитие, поэтому демпингует. Не последнюю роль в стагнации рынка LCV играет повышение стоимости топлива»,— уверен Игнат Воблый.

Гендиректор «Автоспеццентра» Павел Соломкин считает, что продажи коммерческого транспорта в стране могли бы быть иными, если бы 1 января этого года в России не ввели утилизационный сбор по новому экологическому стандарту «Евро-5». Вследствие этого цены на новые LCV и грузовики повысились. По словам Дмитрия Лукашова, обычно они меняются одинаково на всей территории страны.

Игнат Воблый говорит, что на Isuzu с начала года они повышалась дважды — в апреле и в октябре. «С января 2018 года было четыре подорожания коммерческого транспорта, в целом рост цен составил 4–5%»,— отмечает Сергей Баринов.

Господин Баринов считает необходимым возобновление программы утилизации для обновления автопарков сельхозпредприятий. По его мнению, она с высокой степенью вероятности будет способствовать росту продаж в обоих сегментах.

Дмитрий Лукашов обращает внимание на то, что на продажи коммерческих автомобилей в нынешнем году влияют планы правительства повысить НДС до 20% с 1 января 2019 года. Павел Соломкин соглашается с тем, что грядущие изменения могут обусловить рост продаж до конца года.

По мнению Дмитрия Лукашова, в следующем году у автомобильного рынка в России будут шансы сохранить текущие темпы развития. «В первую очередь этому может способствовать общее оживление российской экономики благодаря высоким мировым ценам на углеводороды»,— говорит аналитик. Александр Михайлов полагает, что рынок будет расти, но незначительно. Фактором роста, помимо планируемого повышения НДС, он называет обновление и пополнение имеющегося автопарка российскими предприятиями, потребность в транспорте у многих из которых все еще велика.

«Камаз» ожидает роста рынка грузовиков в России в 2021 году до 77 тыс. штук

ЕКАТЕРИНБУРГ, 8 июля. /ТАСС/. «Камаз» в 2021 году может произвести 44 тыс. грузовых автомобилей, что на 18,9% выше показателей прошлого года. Об этом сообщил журналистам генеральный директор ПАО «Камаз» Сергей Когогин.

«Наши намерения — выйти на объемы производства 44 тыс. [грузовых автомобилей в 2021 году]. Рынок для этого есть, мы уверены. Но очень много проблем возникает с поставками комплектующих. Особенно это всем известные чипы. Как-то наши поставщики из Европы и Китая это сегодня стараются решить. Но наши намерения такие», — отметил он.

Когогин также заявил, что объем рынка грузовых автомобилей в РФ в 2021 году может составить 77 тыс. штук.

«Мы смотрели тенденции, ориентируемся, что рынок грузовиков будет около 77 тыс.», — рассказал он.

По словам гендиректора, возможность увеличить продажи грузовых авто связана с развитием дорожного и жилищного строительства, которое требует большего количества грузового транспорта. Он также отметил сильный рост продаж бетонных смесителей и самосвалов.

Ранее Сергей Когогин доложил главе правительства России Михаилу Мишустину о планах ежегодно наращивать объемы производства автомобилей более чем вдвое, в частности предприятие намерено в 2023 году выпустить 12 тыс. грузовиков нового поколения К5.

Кризис на рынке электронных компонентов

«Камаз» ожидает продления глобального кризиса на рынке электронных компонентов до 2023 года, сообщил Когогин.

«Раньше конца 2022 года проблема решена быть не может», — отметил он, комментируя проблемы с поставками чипов.

Ранее Когогин заявил, что на производстве сохраняются проблемы с поставками комплектующих, в особенности чипов для автомобилей.

В последние месяцы мировые автопроизводители испытывают проблемы из-за дефицита на рынке полупроводников и других автокомпонентов. Глобальный дефицит микросхем, который испытывает ряд отраслей, связан с резко возросшим в условиях пандемии спросом на бытовую электронику, прежде всего телевизоры, телефоны и игровые приставки, а также с увеличением спроса на автомобили. Проблему усугубили зимние штормы в штате Техас, где находятся некоторые предприятия по производству чипов, а также пожар на заводе японской компании Renesas Electronics, на долю которой приходится 17% мирового рынка микросхем.

Выпуск грузовика «Компас»

«Камаз» планирует запустить серийное производство легкого коммерческого грузовика «Компас» до конца 2023 года. Автомобиль будет производиться на заводе в Набережных Челнах, сообщил Когогин.

«Это 2022-2023 годы. Пока [будет производиться] в Набережных Челнах», — заявил он, отвечая на вопрос о проекте «Компас».

По словам Когогина, образец грузовика готов, и компания в данный момент занимается его сертификацией. Первая опытная партия может быть выпущена уже в этом году, добавил он.

Ранее в компании заявляли о планах по созданию нового легкого коммерческого грузовика «Компас» к 2022 году. Сообщалось, что «Компас» будет включать линейку среднетоннажных грузовиков полной массой от 5 до 15 тонн. На машину планируют устанавливать новые кабины, спроектированные «Камазом».

О компании

В 2020 году «Камаз» реализовал на внутреннем рынке 32,67 тыс. машин, заняв долю рынка в 48% (+3,35% в сравнении с 2019 годом). Компания является крупнейшим российским производителем грузовых автомобилей, входит в число пятнадцати ведущих мировых производителей. «Камаз» выпускает грузовые автомобили, прицепы, автобусы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. Крупнейшими акционерами «Камаза» являются госкорпорация «Ростех» (49,9%), ООО «Автоинвест» (23,54%) и Daimler Truck (15%, «дочка» германского автоконцерна Daimler).

В новость была внесена правка (0:40 мск) — уточняется формулировка во 2-й главе — пожар на заводе.