Сбербанк стал инвестором службы такси Gett

Gett и Сбербанк раскрыли условия сотрудничества

По данным газеты «РБК daily» и информационного портала Subscribe.ru, конце ноября 2016 года израильский сервис такси Gett получил от Сбербанка семилетний венчурный кредит на $100 млн с опционом на свои акции. Тогда стороны не раскрыли деталей этой сделки.

В настоящее время вице-президент Sberbank CIB Оскар Рацин и основатель Gett Дэйв Вайсэр раскрыли подробности этой сделки и детали сотрудничества двух компаний.

Как рассказал вице-президент Sberbank CIB Оскар Рацин, банк от агрегатора получил варранты (warrant) на акции, то есть право купить ценные бумаги по цене последнего инвестиционного раунда (последним для компании было привлечение $300 млн от автоконцерна Volkswagen в июне 2016 года).

По словам Рацина, банк сможет реализовать варранты в случае наступления события ликвидности — выхода Gett на биржу или продажи значительного пакета стратегическому инвестору. Обычно владелец варранта может получить разницу между указанной в нем ценой акций и стоимостью бумаг компании при размещении или сделке.

Рацин не раскрывает, какая цена указана в варранте, как и то, на какой пакет он распространяется. Топ-менеджер Sberbank CIB лишь отметил, что соотношение объема средств для выкупа акций по варранту к сумме инвестиций может варьироваться в диапазоне 3–30%.

«Речь не идет о получении пакета акции и участии в управлении, это финансовый инструмент получения дополнительного дохода за принятый банком риск», — пояснил Оскар Рацин.

Когда может состояться размещение на бирже или продажа стратегическому инвестору, в Сбербанке и Gett не прогнозируют.

Компания Gett была основана в 2010 году (изначально называлась Gettaxi). Помимо России сервис работает в Израиле, США и Великобритании.

По итогам 2016 года оборот Gett составлял около $1 млрд, в одной из стран присутствия компания стала прибыльной, рассказал основатель Gett Дэйв Вайсэр, но не уточнил, в какой именно.

По данным Crunchbase, за время существования Gett привлек венчурное финансирование от девяти инвесторов на общую сумму $613 млн. В апреле этого года компания приобрела сервис вызова такси Juno за $200 млн.

При этом, по словам Вайсэра, компания рассчитывает сотрудничать со Сбербанком по ряду направлений. В частности, он может кредитовать покупку новых автомобилей водителями Gett, сообщил Вайсэр.

«Наше стратегическое партнерство с концерном Volkswagen предусматривает совместную программу лизинга автомобилей для партнеров сервиса на выгодных условиях. Теперь же благодаря партнерству с группой Сбербанк мы могли бы помогать нашим водителям в получении кредита на машины по этой программе.

Речь идет о потенциально интересном для банка портфеле: 100 тыс. автомобилей — это около $1,5 млрд, но по одиночке с такими заемщиками банкам сейчас неинтересно работать», — отметил основатель Gett.

Он объяснил это тем, что водители такси, как правило, являются индивидуальными предпринимателями, оборот бизнеса которых невелик. Обычно банки готовы выдавать им кредиты на приобретение автомобиля под 20%.

«Наше сотрудничество позволит снизить процент, поскольку мы можем выступать как платежный агент водителей, проводить анализ и первичную проверку, создать для банка постоянный поток и совсем другое кредитное качество», — говорит Дэйв Вайсэр.

Кроме того, группа Сбербанк могла бы предложить водителям страховые программы — жизни и транспортного средства, кредит на квартиру и другие услуги, предположил представитель Gett. Когда это может произойти, в компании не прогнозируют.

По словам Вайсэра, с помощью программ льготного автокредитования и предложения дополнительных финансовых продуктов компания Gett намерена «повысить лояльность своих партнеров-водителей».

Кроме того, она рассчитывает на экспертизу банка в части развития бизнеса в регионах. Сейчас сервис работает в 70 городах (в 40 компания вышла за последние полгода) и намерен расширять свое присутствие.

«Сбербанк — крупнейший финансовый бизнес в России, который обладает обширной сетью отделений по всей стране. Он может помочь как с выбором населенных пунктов, логистикой, так и с поддержкой, опытом», — отметил Вайсэр.

Кроме того, по его словам, Сбербанк и Gett могут достигнуть синергии в области мобильных платежей. Речь идет как об онлайн-интеграции с системой оплаты «Сбербанк Онлайн», когда пассажиры, у которых установлено приложение банка, смогут выбирать такую опцию оплаты такси, так и добавление возможности заказа такси из приложения Сбербанка.

Сбербанк — крупнейший российский универсальный коммерческий банк, находящийся под контролем ЦБ РФ. По данным Сбербанка, на его долю приходится 46% вкладов населения, 38,7% кредитов физическим лицам и 32,2% кредитов юридическим лицам.

Варрант на акцию — свидетельство, дающее ее держателю право купить акции компании за определенную цену в течение оговоренного времени.

Финансовые эксперты скептически отнеслись к идее такого партнерства. Как отметил директор департамента дистанционного автокредитования Локо-банка Кирилл Григорьев, с точки зрения банкиров таксисты не самые лучшие заемщики независимо от компании, на которую они работают.

«Их проблема заключается в том, что любое, даже минимальное, повреждение авто приводит к потере заработка, а следовательно, к просрочке платежа. Кредитовать таксистов стоит только в том случае, если первоначальный взнос составляет не менее 50%», — рассуждает Григорьев.

Источник в одном из крупных банков говорит, что автокредитование таксистов — партнеров таких приложений, как Gett, Uber, «Яндекс.Такси», — это очень высокорисковая часть банковского бизнеса. Тут риски выше, чем при автокредитовании физлиц, потому что бизнес-план индивидуального предпринимателя рассчитать невозможно.

«Не думаю, что партнерство с такими компаниями по крупным кредитным линиям может повлиять на снижение ставки для них», — сомневается менеджер банка.

По мнению аналитика ФК «Уралсиб» Константина Белова, перед всеми сервисами онлайн-заказа такси сейчас стоит задача набрать критическую массу пользователей.

«Для подобных сервисов важен эффект масштаба, важно, чтобы его знали и воспринимали как лидера рынка. Экспансия — это попытка занять позиции на растущем рынке, которые потом будут давать отдачу», — отметил Белов.

По его мнению, для успешной экспансии нужны деньги и стимулы для привлечения водителей.

Владимир Исаев, руководитель пресс-службы «Яндекс.Такси» (работает в 69 городах с населением более 100 тыс. человек), заметил, что финансы для экспансии необходимы, но они не главное для достижения успеха.

«Скорость экспансии в крупные города главным образом зависит от того, насколько слаженно и согласованно работают все команды компании — менеджмент, маркетинг, финансы, IT-cлужбы, юридическая службы и т.д., насколько масштабируема IT-инфраструктура в целом.

Выходу в каждый новый город предшествует огромная подготовка, начиная с первичной аналитики и поиска партнеров (таксопарков и диспетчерских) и заканчивая разработкой тарифной сетки, отбором и подготовкой водителей.

Для массового сервиса процесс запуска в новых городах должен, по сути, быть хорошо отлаженным и беспрерывно работающим конвейером», — отметил Исаев.

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

Roem.ru — новости интернет бизнеса. Мысли ключевых лиц Рунета. Инвестиции и регулирование в онлайне.

Лайв Тайпинг

  • Мобильные приложения
  • Разработка
  • Дизайн

  • Tutmee Agency

    Важное

    В том или ином виде над своими аналогами Slack уже работают Facebook , Microsoft , «Новые облачные технологии». В России одним из лидеров для внутрикорпоративных коммуникация остаётся « 1С-Битрикс». Логично , что « Яндекс» тоже решил включиться в гонку

    Глава компании « 1С-Битрикс» Сергей Рыжиков об импортозамещении на рынке ПО , о том , зачем встраивать распознавание лиц в CRM-систему , и что ждет рынок в ближайшие два года

    Представитель МКС заявил , что во внесенном законопроекте об ограничении иностранного владения для видеосервисов Apple и Google не предусмотрены исключения

    Собственностью пользователей они так и так уже не являются и контролируются исключительно такими компаниями , как Facebook или Google

    Читайте также  Новый компактный Jeep Jeepster представят на Женевском автосалоне

    « Роем!» узнал мнение онлайн кинотеатров Ivi , MEGOGO , Okko и Tvigle о новом законопроекте МКС , недавно внесенном в Госдуму

    На сегодня Smartway обрабатывает в среднем 70 бронирований в день и планирует увеличить этот показатель в 10 раз к осени 2017 года

    Сам МКС обещает выслушать мнение представителей интернет-отрасли в декабре этого года не объясняя , почему нельзя было сделать это раньше

    Сервисные СМС подорожали в 3,5 раз , компании пришлось резать косты

    На днях один из клиентов каршерингового сервиса « Делимобиль» разослал письмо с жалобой на то , что компания вынуждает клиентов существенно переплачивать по штрафам за нарушение ПДД

    Тимофей Шиколенков , глава по маркетингу « Аудиомании», разочаровался в больших распродажах — по его мнению они приносят очень мало клиентов и помогают разве что избавиться от прибыли

    Доставкой еды заинтересовались в последнее время несколько крупных компаний в том числе Uber и Mail.ru Group

    Объявления сейчас бесплатны , их можно публиковать в виде поста в открытом сообществе — планы по монетизации пока не раскрываются

    Возвращение на китайский рынок могло бы помочь Facebook отсрочить замедление роста выручки , которого очень боятся инвесторы

    В новом обновлении мессенджера Telegram появилось несколько важных фич для создателей контента. Во-первых , инструмент для создания чистого текста а-ля Medium. Во-вторых , предпросмотр статей

    Компании предлагают ввести в РФ налог с продаж , ограничив его невысоким барьером: например 8%, как в Японии , или 10%, как в Австралии

    Яндекс рассказал инвесторам , что в третьем квартале он инвестировал в проект чуть меньше 10 млн долларов

    Георгий Лобушкин , внук абонентки « Билайна», пожаловался на оператора: он стал внезапно снимать деньги за непрошенные дополнительные услуги. В комментариях пользователи делятся опытом: так зарабатывает любой оператор

    С точки зрения бизнеса схема работает как классическая CPA-партнёрка , при которой Maps.me будет брать комиссию с Uber. По такой же схеме у Maps.me запущено партнёрство с Booking.com

    У «Юлмарта» нет гендиректора , выборы управляющего органа мажоритарии заблокировали , у юристов из A1 миноритария Васинкевича слишком мало голосов

    Соцсеть добавила кнопки призыва к действию , среди которых « Купить», «Перейти», «Установить», «Вступить»

    LinkedIn нарушает российское законодательство о персональных данных

    Ранее онлайн-продажи автомобилей не имели смысла , так как B2B-клиенты эквайрингового сегмента должны были платить слишком высокие комиссии за безналичную оплату

    Сейчас в MRG структурам Усманова принадлежит 63,8% голосов и 15,2% экономического интереса , а в «Мегафоне» у него контрольный пакет акций

    По его словам , компанию он оставляет в хорошем состоянии — маркетплейс вырос на 49% по выручке и за первые 3 квартала заработал 3,3 млрд рублей

    Приехали: Gett и Сбербанк раскрыли условия сотрудничества

    В конце ноября 2016 года израильский сервис такси Gett получил от Сбербанка семилетний венчурный кредит на $100 млн с опционом на свои акции.

    Тогда стороны не раскрыли деталей этой сделки. Как рассказал РБК вице-президент Sberbank CIB Оскар Рацин, ​банк от агрегатора получил варранты (warrant) на акции, то есть право купить ценные бумаги по цене последнего инвестиционного раунда (последним для компании было привлечение $300 млн от автоконцерна Volkswagen в июне 2016 года).

    По словам Рацина, банк сможет реализовать варранты в случае наступления события ликвидности — выхода Gett на биржу или продажи значительного пакета стратегическому инвестору. Обычно владелец варранта может получить разницу между указанной в нем ценой акций и стоимостью бумаг компании при размещении или сделке.

    Рацин не раскрывает, какая цена указана в варранте, как и то, на какой пакет он распространяется. Топ-менеджер Sberbank CIB лишь отметил, что соотношение объема средств для выкупа акций по варранту к сумме инвестиций может варьироваться в диапазоне 3–30%. «Речь не идет о получении пакета акции и участии в управлении, это финансовый инструмент получения дополнительного дохода за принятый банком риск», — пояснил Оскар Рацин.

    Когда может состояться размещение на бирже или продажа стратегическому инвестору, в Сбербанке и Gett не прогнозируют.

    Компания Gett была основана в 2010 году (изначально называлась Gettaxi). Помимо России сервис работает в Израиле, США и Великобритании. По итогам 2016 года оборот Gett составлял около $1 млрд, в одной из стран присутствия компания стала прибыльной, рассказал основатель Gett Дэйв Вайсэр, но не уточнил, в какой именно. По данным Crunchbase, за время существования Gett привлек венчурное финансирование от девяти инвесторов на общую сумму $613 млн.

    По банковскому тарифу

    При этом, по словам Вайсэра, компания рассчитывает сотрудничать со Сбербанком по ряду направлений. В частности, он может кредитовать покупку новых автомобилей водителями Gett, сообщил Вайсэр РБК. «Наше стратегическое партнерство с концерном Volkswagen предусматривает совместную программу лизинга автомобилей для партнеров сервиса на выгодных условиях. Теперь же благодаря партнерству с группой Сбербанк мы могли бы помогать нашим водителям в получении кредита на машины по этой программе. Речь идет о потенциально интересном для банка портфеле: 100 тыс. автомобилей — это около $1,5 млрд, но по одиночке с такими заемщиками банкам сейчас неинтересно работать», — отметил основатель Gett. Он объяснил это тем, что водители такси, как правило, являются индивидуальными предпринимателями, оборот бизнеса которых невелик. Обычно банки готовы выдавать им кредиты на приобретение автомобиля под 20%. «Наше сотрудничество позволит снизить процент, поскольку мы можем выступать как платежный агент водителей, проводить анализ и первичную проверку, создать для банка постоянный поток и совсем другое кредитное качество», — говорит Дэйв Вайсэр.

    Кроме того, группа Сбербанк могла бы предложить водителям страховые программы — жизни и транспортного средства, кредит на квартиру и другие услуги, предположил представитель Gett. Когда это может произойти, в компании не прогнозируют.

    Опрошенные РБК финансовые эксперты скептически отнеслись к идее такого партнерства. Как отметил директор департамента дистанционного автокредитования Локо-банка ​Кирилл Григорьев, с точки зрения банкиров таксисты не самые лучшие заемщики независимо от компании, на которую они работают. «Их проблема заключается в том, что любое, даже минимальное, повреждение авто приводит к потере заработка, а следовательно, к просрочке платежа. Кредитовать таксистов стоит только в том случае, если первоначальный взнос составляет не менее 50%», — рассуждает Григорьев.

    Источник РБК в одном из крупных банков говорит, что автокредитование таксистов — партнеров таких приложений, как Gett, Uber, «Яндекс.Такси», — это очень высокорисковая часть банковского бизнеса. Тут риски выше, чем при автокредитовании физлиц, потому что бизнес-план индивидуального предпринимателя рассчитать невозможно. «Не думаю, что партнерство с такими компаниями по крупным кредитным линиям может повлиять на снижение ставки для них», — сомневается собеседник РБК.

    Gett в рост

    По словам Вайсэра, с помощью программ льготного автокредитования и предложения дополнительных финансовых продуктов компания Gett намерена «повысить лояльность своих партнеров-водителей». Кроме того, она рассчитывает на экспертизу банка в части развития бизнеса в регионах. Сейчас сервис работает в 70 городах (в 40 компания вышла за последние полгода) и намерен расширять свое присутствие. «Сбербанк — крупнейший финансовый бизнес в России, который обладает обширной сетью отделений по всей стране. Он может помочь как с выбором населенных пунктов, логистикой, так и с поддержкой, опытом», — отметил Вайсэр. Кроме того, по его словам, Сбербанк и Gett могут достигнуть синергии в области мобильных платежей. Речь идет как об онлайн-интеграции с системой оплаты «Сбербанк Онлайн», когда пассажиры, у которых установлено приложение банка, смогут выбирать такую опцию оплаты такси, так и добавление возможности заказа такси из приложения Сбербанка.

    По оценке UBS, по итогам 2016 года объем российского рынка такси составил 526 млрд руб., к 2021 году он вырастет до 1,097 трлн руб. Доля онлайн-заказов, по мнению аналитиков, за пять лет увеличится до 80% с текущих 20%. Лидером рынка является «Яндекс.Такси», который в 2017 году будет, по прогнозу UBS, занимать 60% в сегменте онлайн-заказов, а к 2021 году — 55%.

    По мнению аналитика ФК «Уралсиб» Константина Белова, перед всеми сервисами онлайн-заказа такси сейчас стоит задача набрать критическую массу пользователей. «Для подобных сервисов важен эффект масштаба, важно, чтобы его знали и воспринимали как лидера рынка. Экспансия — это попытка занять позиции на растущем рынке, которые потом будут давать отдачу», — отметил Белов. По его мнению, для успешной экспансии нужны деньги и стимулы для привлечения водителей.

    Владимир Исаев, руководитель пресс-службы «Яндекс.Такси» (работает в 69 городах с населением более 100 тыс. человек), заметил, что финансы для экспансии необходимы, но они не главное для достижения успеха. «Скорость экспансии в крупные города главным образом зависит от того, насколько слаженно и согласованно работают все команды компании — менеджмент, маркетинг, финансы, IT-cлужбы, юридическая службы и т.д., насколько масштабируема IT-инфраструктура в целом. Выходу в каждый новый город предшествует огромная подготовка, начиная с первичной аналитики и поиска партнеров (таксопарков и диспетчерских) и заканчивая разработкой тарифной сетки, отбором и подготовкой водителей. Для массового сервиса процесс запуска в новых городах должен, по сути, быть хорошо отлаженным и беспрерывно работающим конвейером», — отметил Исаев.

    «Яндекс.Такси» сейчас оказывает услуги в шести странах. Это Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Казахстан. Количество городов отдельно в России, в которых работает сервис, не раскрывается.

    Проверка практикой

    Gett помогает Сбербанку в реализации проекта по переводу корпоративного автообслуживания на аутсорсинг. В течение года сотрудники Сбербанка использовали корпоративное решение Gett, что позволило сэкономить около 44% транспортных расходов, рассказал Вайсэр (абсолютный показатель, как и расходы Сбербанка по этой статье, не раскрывается). Экономия складывалась из отсутствия необходимости приобретать и обслуживать машину в собственном автопарке, а также коэффициента использования машин, то есть эффективности. Если у частной машины коэффициент использования составляет около 4–5%, у обычной машины такси — около 20%, то у машин, сотрудничающих с такими сервисами, как Gett, — до 50%, отметил Дэйв Вайсэр. Представитель Сбербанка подтвердил слова Вайсэра.

    По словам представителя сервиса заказа такси «Максим», экономия в подобном проекте во многом зависит от того, как ранее было организовано транспортное обслуживание в компании. «Корпоративное обслуживание — это удобно для организаций, которые не имеют собственного автопарка или затраты на его содержание превышают лимиты. Работать с современными сервисами заказа такси действительно может быть выгоднее, чем содержать собственный гараж, когда нужно нести расходы на покупку и ремонт автомобилей, платить фиксированную зарплату водителям, механикам независимо от их занятости, оплачивать сверхурочные и больничные», — рассуждает он. Однако он предупреждает, что есть вероятность, что на всех, кому нужно ехать, машин может не хватать и нужно подстраиваться под график других. В таком случае сервис будет неэффективным.

    Сбербанк и Mail.Ru Group решили создать СП на ₽100 млрд

    Mail.Ru Group внесет в СП сервис доставки еды Delivery Club и сервис такси «Ситимобил».

    Сбербанк — долю в Foodplex и деньги на развитие. После сделки госбанк станет совладельцем активов всех компаний из «большой тройки» Рунета.

    Сбербанк и Mail.Ru Group решили создать совместное предприятие стоимостью свыше 100 млрд руб., сообщили компании. Обязывающее соглашение планируется подписать осенью, после одобрения сделки регуляторами. Компания станет ведущей российской платформой o2o-сервисов (online-to-offline) в сфере еды и транспорта на рынках, объем которых превысит 1 трлн руб. на горизонте трех лет, с ожидаемым среднегодовым ростом более 30%, говорится в сообщении. Распределение долей в СП будет паритетным.

    Читайте также  Штрафы ГИБДД ПДД официальные

    Что войдет в СП Сбербанка и Mail.Ru Group

    Mail.Ru Group внесет в СП доли в сервисе доставки еды Delivery Club (100%) и сервисе такси «Ситимобил» (22,69%), а также связанные с ними миноритарные инвестиции и опционы в другие компании этих индустрий и деньги — 7,7 млрд руб.

    До закрытия сделки Mail.Ru Group обеспечит консолидацию на СП не менее 75% акций «Ситимобила».

    Помимо Mail.Ru Group совладельцем «Ситимобила» является родственная интернет-холдингу компания «МегаФон» (является совладельцем «МФ Технологии» — контролирующего акционера для Mail.Ru Group), ей принадлежит 12,01% сервиса. Еще 40,59% у фонда Hermalor Investments, который аффилирован с основателями сервиса. 17,18% принадлежит кипрскому фонду WSFIS Global Opportunites Fund Ltd, который, по информации газеты «Ведомости», действует в интересах выходца из Газпромбанка Владимира Румянцева. Кроме того, Mail.Ru Group может внести в СП дополнительные инвестиции в размере до 5,1 млрд руб. при выполнении ряда KPI в течение года после закрытия сделки.

    Сбербанк внесет в СП долю в компании Foodplex (35%) и деньги — около 38 млрд руб. В случае выполнения Delivery Club и «Ситимобилом» ряда KPI в течение года вклад Сбербанка может быть увеличен на 13 млрд руб. Деньги будут вноситься по схеме cash in — на развитие компании.

    Операционным управлением продолжат заниматься команды «Ситимобила» и Delivery Club, стратегическое развитие будет координировать совет директоров совместной компании, куда войдут по три представителя от Сбербанка и интернет-холдинга, а также один независимый директор. В будущем владельцы СП рассмотрят возможность привлечения внешних инвесторов и оценят потенциал его вывода на IPO, сообщили компании.

    Как Сбербанк стал совладельцем активов двух других крупнейших компаний Рунета

    Глава Сбербанка Герман Греф назвал сделку с Mail.Ru Group важным шагом в построении экосистемы банка. Ее развитие курирует подразделение SberX.

    • В 2019 году банк стал владельцем 46,5% акций интернет-холдинга Rambler Group Александра Мамута, в который входят онлайн-кинотеатр Okko, портал Rambler, интернет-издания Gazeta.ru и Lenta.ru и др.
    • У Сбербанка есть совместное предприятие с другим крупным интернет-холдингом и конкурентом Mail.Ru Group на рынке онлайн-заказа такси и доставки еды — «Яндексом». Сделка была закрыта в апреле 2018 года. СП создано на базе ООО «Яндекс.Маркет» (развивало одноименный сервис для сравнения цен), у обеих сторон по 45% в компании (еще 10% акций передано на формирование опционного фонда для команды «Яндекс.Маркет»). В рамках сделки Сбербанк выделил интернет-компании 30 млрд руб. на развитие. «Мы хотим построить на базе «Яндекс.Маркет» российский Amazon, и очень надеюсь, что у нас все получится», — говорил тогда глава Сбербанка Герман Греф.
    • Кроме того, Сбербанк в конце ноября 2016 года выделил семилетний венчурный кредит на $100 млн агрегатору такси Gett. Последний также рассчитывал, что Сбербанк будет кредитовать водителей сервиса на покупку автомобилей, предложит страховые программы и др.

    Зачем Mail.Ru Group партнеры

    Mail.Ru Group сообщила, что не исключает привлечения внешних инвесторов в Delivery Club еще в октябре 2018 года. Во втором квартале 2019 года выручка Delivery Club выросла вдвое в годовом выражении и достигла 865 млн руб., однако этот бизнес пока убыточен и требует инвестиций. Размер убытка Mail.Ru Group не раскрывает. Аналогичная ситуация с крупнейшими онлайн-агрегаторами такси.

    При этом, как рассказывал РБК представитель Mail.Ru Group, Delivery Club являлся «абсолютным лидером в категории доставки еды» в России, занимая 80% рынка на начало 2018 года, и был крупнейшим сервисом в Москве. Но с прошлого года конкуренцию ему начала составлять «Яндекс.Еда» (входит в «Яндекс.Такси»). По оценке руководителя «Яндекс.Еда» Максима Фирсова, с сентября прошлого года его сервис является крупнейшим на столичном рынке по количеству заказов.

    Два года назад Mail.Ru Group вела переговоры о покупке другого крупного игрока на рынка заказа такси — группы «Везёт» (управляет сервисами заказа такси «Везёт», «Такси Сатурн», Fasten и Red Taxi), но в итоге выделила ей заем летом прошлого года, который мог быть конвертирован в акции. Сумма займа, как и пакет, который может получить Mail.Ru Group, не раскрывалась. В середине июля созданная путем слияния бизнесов «Яндекс.Такси» и Uber в России и соседних странах компания MLU B.V. объявила, что договорилась о покупке активов ГК «Везёт». По условиям сделки, MLU в течение трех лет вложит около 8 млрд руб. в развитие сервисов такси в регионах России, а акционеры ГК «Везёт» получат до 3,6% ее акций и до $71,5 млн при условии достижения запланированных показателей. Водители и таксопарки, сотрудничавшие с группой «Везёт», перейдут на единую технологическую платформу «Яндекс.Такси», то есть смогут принимать заказы от пользователей всех сервисов, входящих в компанию. Сделку еще должна одобрить Федеральная антимонопольная служба.

    Гендиректор Mail.Ru Group Борис Добродеев рассчитывает, что сделка со Сбербанком позволит «быстрее вывести Delivery Club и «Ситимобил» на принципиально новый уровень». Представитель Mail.Ru Group отказался комментировать, вела ли компания переговоры с другими потенциальными партнерами. «Мы убеждены, что Сбербанк — лучший кандидат из всех возможных партнеров с большим отрывом. Сбербанк выстроил мощнейшую экосистему и обладает богатой экспертизой, добавляя этим существенную стратегическую ценность для развития СП. Кроме того, у Сбербанка большой опыт создания партнерств, он всегда уважительно относится к интересам своих партнеров и открыт к равноправному диалогу», — сообщил представитель Mail.Ru Group.

    Что сделка даст Сбербанку и Mail.Ru Group

    Cделка выгодна обоим партнерам, считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. «Mail.Ru Group получит деньги на развитие своих сервисов, вошедших в СП. Сбербанк, в свою очередь, получит долю в перспективном бизнесе», — отметил он.

    «По нашим оценкам, убыток Delivery Club на уровне EBITDA составляет до 1,5 млрд руб. в квартал. 45 млрд руб., вложенные партнерами при создании СП, позволят финансировать развитие сервисов на протяжении ближайших двух-трех лет», — пояснила аналитик Альфа-банка Анна Курбатова.

    По мнению Либина, тактика Cбербанка похожа на тактику классического инвестиционного фонда. «У компании много денег и партнерство с разными игроками на рынке — это способ, во-первых, диверсифицировать свой портфель, а во-вторых, обеспечить свое присутствие в различных сегментах телеком-рынка», — пояснил он.

    Аналитик Альфа-банка Евгений Кипнис отметил также, что Сбербанк уже давно заинтересован в том, чтобы предоставлять своим клиентам услуги за пределами традиционного банкинга: данная сделка вполне вписывается в стратегию Сбербанка и позволит усилить экосистему. «Инвестиции в СП с Mail.Ru с финансовой точки зрения не столь значительны для масштабов Сбербанка и не должны в краткосрочной перспективе повлиять на его акционерную стоимость».

    При этом Анна Курбатова уверена, что участие Сбербанка в качестве финансового инвестора Delivery Club и «Ситимобила» означает получение этими сервисами серьезных дополнительных финансовых, технологических и маркетинговых ресурсов, что позволит им вести более агрессивное завоевание целевых рынков и с большой вероятностью ухудшит ситуацию для других игроков, прежде всего для аналогичных сервисов «Яндекса».

    По мнению основателя и гендиректора Gett Дэйва Вайсэра, сделка приведет к тому, что ценовая война на массовом рынке выйдет на новый виток и будет продолжаться еще долго. Он не исключил, что на рынке будут появляться и новые игроки.

    Есть ли здесь конфликт интересов

    Помимо участия в совместном предприятии в области электронной коммерции Сбербанк и «Яндекс» являются совладельцами «Яндекс.Деньги». Кроме того, банку принадлежит золотая акция «Яндекса», Герман Греф входит в ее совет директоров.

    Заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис считает, что в данным случае у них не будет конфликта интересов. Он отметил, что «Яндекс» является стратегическим партнером Сбербанка, а участие Грефа в совете директоров компании, по мнению Хасиса, приносит ей много пользы. «Как «Яндекс» будет в дальнейшем строить свои отношения с членом совета директоров Грефом, думаю, лучше спросить у «Яндекса», — сказал топ-менеджер Сбербанка.

    Создание партнерств сразу с несколькими российскими интернет-холдингами Хасис прокомментировал так: «Мы с большим уважением относимся к нашим партнерам и соблюдению соглашений с ними. С «Яндексом» у нас есть два успешных партнерства, оба бизнеса имеют набор соглашений, в том числе о неконкуренции. Но обе компании могут развивать направления такси и доставки еды, никакого конфликта для бизнеса в области электронной коммерции мы не видим».

    Сотрудничество с Mail.Ru Group, по его словам, отражает политику Сбербанка «в области диверсификации партнерств». В то же время в Сбербанке уверены в дальнейшем успешном развитии совместных с «Яндексом» бизнесов, в банке указали, что неправильно противопоставлять партнерства с Mail.Ru Group и «Яндексом».

    «Конкуренция — двигатель бизнеса. Мы уверены, что наш фокус на качество сервиса и технологии позволит нам сохранить лидирующие позиции на рынках. Мы привыкли работать в условиях конкуренции с глобальными и локальными игроками», — прокомментировал управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян.

    Петр Канаев, Александра Посыпкина, Анна Балашова

    «Ситимобил» ожидает четырехкратного роста поездок пассажиров

    — 2020 год внес серьезные коррективы в работу многих компаний. Как длительная самоизоляция и карантинные ограничения сказались на вас, есть ли принципиальные перемены в бизнесе?

    — Пандемия настигла нас в момент региональной экспансии – за последний год мы запустились во всех крупнейших городах России с населением более 1 млн человек и завоевали значительную долю рынка. Отчасти именно это помогло пройти самые сложные месяцы с небольшими потерями. Если в Москве спрос на поездки упал сильно – в худшую неделю с 31 марта по 6 апреля примерно на 40% по сравнению с докоронавирусным периодом, – то в других регионах падение не было таким значительным. Где-то, например, в Краснодаре, мы даже выросли по количеству поездок.

    Уже в начале лета мы зафиксировали стремительный рост спроса на поездки в такси. Связываем его с желанием людей избегать лишних социальных контактов: вместо общественного транспорта люди выбирают такси и доезжают на нем до конечной точки. В обычное время пользователи добираются на такси до станции метро или остановки общественного транспорта, что привело к увеличению продолжительности поездок. Но несмотря на все изменения и сложности мы продолжали расти. Число поездок с апреля по июнь увеличилось в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а по прогнозам на этот квартал мы вырастем по количеству поездок в 4 раза.

    — Какие у вас прогнозы относительно рынка такси, в какую сторону он движется в связи с нынешней ситуацией?

    — Мы продолжим курс на региональную экспансию и наращивание доли на рынке, а также будем развиваться как мультимодальная платформа городского транспорта. «Отскок» рынка после пандемии в России произошел быстрее, чем в других странах, но в связи с вирусом на несколько лет отодвигаются горизонты массового отказа от личного автомобиля. Главным конкурентом такси сейчас будет именно он, и нам предстоит приложить усилия, чтобы доказать пользователям, что такси – это более удобно, выгодно, а главное, безопасно.

    — Были сообщения о том, что «Ситимобил» обсуждает различные форматы сотрудничества с Gett, в том числе объединение бизнеса в России. Ведутся ли сейчас такие переговоры с конкурентом?

    — Мы продолжаем эксперимент с Gett – сейчас пока возим небольшую часть заказов их экономтарифа, которые попадают в нашу систему и распределяются среди перевозчиков, сотрудничающих с «Ситимобил». Интересные компании на рынке, конечно же, есть, но переговоры с ними — в компетенции наших акционеров, Сбербанка и Mail.ru Group.

    Читайте также  Как работают двигатели с турбокомпрессором?

    — В этом году на российский рынок вышел новый серьезный игрок — компания Didi, которую еще называют китайским Uber, за то, что он поглотил оригинальный Uber у себя на родине. Грозит ли экспансия такого мощного игрока существенным переделом российского рынка?

    — Мы следим за выходом международного игрока, но уверены в своих позициях. Во-первых, мы часть экосистемы Сбербанка и Mail.ru Group, что дает огромные преимущества – как с точки зрения привлечения пользователей и финансирования, так и в плане сотрудничества с другими сервисами этих экосистем. Например, доступ к финансовой экосистеме Сбербанка позволяет «Ситимобил» договориться о более выгодных условиях лизинга автомобилей, чтобы затем привязать их к нашей платформе. А вместе с Mail.ru Group мы активно развиваем сервис такси в рамках социальной сети «ВКонтакте». В августе пользователи «Такси ВКонтакте» совершили более 2,5 млн поездок. У «Такси ВКонтакте» аудитория более молодая, ее ядро — люди от 18 до 25 лет. У «Ситимобил» более взрослая аудитория. Мы уверены, что этими двумя брендами мы сможем удержать и первых, и вторых.

    Во-вторых, Didi выходит на российский рынок с картами Google, которые не всегда точно отражают даже крупные российские города за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому поначалу им будет непросто конкурировать с Яндексом, у которого, по мнению многих экспертов, лучшие геосервисы в России, и с нами — мы для навигации и маршрутизации заказов используем комбинацию сервисов HERE и 2ГИС (сервис стал частью экосистемы Сбербанка и СП c Mail.ru Group в августе 2020 года), которую дорабатывали с помощью наших собственных алгоритмов в течение нескольких лет.

    — В то же время Didi дает водителям чрезвычайно привлекательную комиссию — 5%. У российских игроков она составляет 15-30%. Что российские агрегаторы могут противопоставить против такого демпинга?

    — За время работы Didi в Казани мы не заметили падения спроса и водительской базы. Клиенты и водители продолжают выбирать нас, так как мы предлагаем справедливую стоимость поездки и для пассажира, и для водителя.

    Условия для водителей Didi предлагает примерно такие же, как у нас в Казани. Мы сохраняем низкую комиссию на рынке агрегаторов, а также способствуем достойному заработку водителей, которые работают с нами. Для этого у нас существует несколько систем бонусов, доплат и привилегий, с которыми они могут зарабатывать еще больше. Водители с высоким рейтингом и большим количеством поездок могут уменьшать комиссию сервиса до минимальной или получать доплату за брендирование автомобиля. Также у нас есть функция «чаевых», благодаря которой пассажир может перечислить чаевые водителю со своей карты.

    Еще мы одни из немногих на рынке заботимся о комфорте водителей – в той же Казани этим летом открыли площадку «Ситимобил для водителей». На днях запустили ее в Екатеринбурге и планируем в других городах. Водители, как правило, ценят возможность иметь место, где можно встретиться, перекусить и просто отдохнуть.

    — Почему вы поддержали заблокированное ФАС России объединение «Яндекс.Такси» и «Везет», ведь с ним компании займут еще большую долю? Можно ли из этого сделать вывод, что вы не считаете объем основным конкурентным преимуществом?

    — Мы убеждены, что консолидация игроков на рынке агрегаторов такси продолжится. Все-таки коронавирус нанес серьезный удар отрасли, и дело даже не только в падении спроса – агрегаторы за свой счет поддерживали водителей, обеспечивали их средствами индивидуальной защиты. Мы до сих пор продолжаем бесплатно дезинфицировать машины наших партнеров, также во время пандемии мы компенсировали водителям вынужденный простой из-за болезни или карантина в связи с коронавирусом – выплаты получили более 100 водителей на сумму более 5,3 млн руб.

    Все это требует существенного запаса прочности, которого нет у небольших игроков. Поэтому мы верим, что в следующем году рынок ждут новые M&A сделки и ужесточение конкуренции. Но это хорошо: конкуренция заставит всех еще лучше работать над качеством сервиса, от чего выиграют и пассажиры, и водители.

    — Как вы оцениваете влияние на ваш бизнес новых правил расчета стоимости полисов ОСАГО?

    — В первую очередь это коснется наших партнеров-таксопарков, которые имеют свой собственный автопарк. Вступившие в силу поправки в закон об индивидуализации тарифов ОСАГО позволят страховым компаниям самостоятельно устанавливать тарифы исходя из ряда дополнительных факторов. К повышающим тариф факторам относятся лишение прав, неоднократное нарушение ПДД, езда в нетрезвом виде и прочее. Предполагается, что стоимость полиса для аккуратных водителей должна понизиться. Однако тренд последних лет заключается в увеличении стоимости полиса, что является серьезной нагрузкой для наших партнеров и проблемой для всей отрасли.

    — Насколько Россия продвинута в сфере цифрового потребления услуг через приложения?

    — В целом, в России достаточно сильно развиты информационные сервисы и с каждым годом количество новых проектов только растет. Большинство наших клиентов использует приложение «Ситимобил» или социальную сеть «ВКонтакте» для заказа такси. Однако в некоторых городах у нас все еще высокая доля заказов по телефону. Во многом это связано с устоявшимся паттерном, особенно в тех регионах, где изначально работали перевозчики с собственной диспетчерской.

    — В Минтрансе России считают, что выпустить автономные машины на городские улицы можно будет к 2024 году. Что вы думаете о преимуществах и рисках беспилотных автомобилей, как это изменит рынок и ваш бизнес? Сбербанк также развивается в направлении беспилотных автомобилей, будете участвовать?

    — Беспилотный транспорт – это будущее, к которому стремится весь мир. Насколько быстро оно наступит, зависит от уровня развития технологий, готовности нормативно-правовой базы и городской инфраструктуры. Мы с интересом изучаем проекты беспилотных такси, смотрим на наших коллег, которые активно тестируют беспилотные автомобили. Можем сказать, что для себя не исключаем возможность запуска подобных проектов вместе с нашими ключевыми инвесторами Mail.ru Group и Сбербанком.

    При этом мы понимаем, что вопрос использования беспилотных автомобилей в сфере такси будет требовать значительной проработки – все же безопасность пассажиров и участников дорожного движения должна стоять на первом месте.

    — «Яндекс» запустил единое приложение для такси, каршеринга и других услуг, планируется ли аналогичный запуск суперапп на базе «Ситимобил»? Какие сервисы туда могут войти? Считаете ли, что такси в нынешних условиях должно развиваться в одной экосистеме с другими сервисами? Как сказывается на вашем бизнесе работа в экосистеме Сбербанка и Mail.ru Group?

    — Мы планируем развивать наш сервис в направлении городской мобильности и мультимодальных поездок. Это значит, что для каждого пользователя приложение будет строить маршрут, используя разные виды транспорта и комбинации его использования. Так, в любой момент пользователь выбирает оптимальный для себя маршрут в зависимости от пробок, дня, времени суток, личных предпочтений и др. Нам нет никакого смысла принуждать всех ездить на такси: если клиенту надо проехать 3 км, то такси — это не самое удобное и дешевое решение. Поэтому лучше на такой дистанции воспользоваться велосипедом или самокатом.

    Этим летом мы впервые в дополнение к услугам такси добавили интеграцию с новым видом транспорта – электросамокатами Urent. Наши пользователи в нескольких городах смогут выбирать эту опцию, если им нужна поездка на короткие расстояния или они просто хотят покататься по парку с друзьями для развлечения. Мы также работаем над интеграцией с каршерингом YouDrive, который входит в состав СП. Каршеринг в России пользуется большей популярностью, чем в большинстве стран мира, и Москва входит в тройку лидеров по использованию каршеринговых автомобилей. Также ведем переговоры об интеграции с системами общественного транспорта.

    При этом мы вряд ли пойдем по пути «супераппа для всего», но нас точно привлекает идея создания единого приложения для разных видов мобильности и различных партнерств внутри экосистем Mail.ru и Сбербанка, от которых будут выигрывать наши пользователи. Например, весной мы запустили доставку, которая нужна многим сервисам внутри экосистем, а в нашем приложении уже сейчас есть возможность перехода к приложениям доставки готовой еды и продуктов. Будем изучать другие возможные коллаборации.

    Сбербанк — уже не просто кредитная организация, ограничивающаяся рамками привычного банковского обслуживания. В орбиту экосистемы компании уже входит свыше 30 сервисов для бизнеса, учебы, перевозок, покупок, подбора персонала и даже оказания услуг мобильной связи. Некоторые проекты Сбербанк развивает в партнерстве с Mail.ru Group (у компаний есть совместное предприятие в сфере транспорта и еды) и Rambler Group. Однако на этом компания останавливаться не намерена, о будущем экосистемы Сбербанк расскажет в ходе большой конференции СберКонф 24 сентября.

    Минфин России поручил оценить возможность замены служебных машин чиновников на такси. Как вы относитесь к этой инициативе?

    — Да, мы в курсе этой инициативы, она появляется в новостной повестке уже не первый раз за последние 5 лет. Мы, конечно, оцениваем инициативу положительно, так как это позволит нам максимально загрузить машины перевозчиков и сократить их простой, что поможет сделать бизнес любого парка более прибыльным. Но здесь много дискуссионных вопросов, которые остаются открытыми, так как перевозка государственных служащих сопряжена с жесткими требованиями по классу машин, спецификой госзакупок и тому подобное.

    — Было много дискуссий по поводу того, считать ли водителей наемными сотрудниками агрегаторов или нет. Нечто подобное планировалось включить в новый «Закон о такси». Какова ваша позиция в этом вопросе?

    — Мы не только крайне внимательно следим за законотворческим процессом, но и стараемся участвовать как эксперты рынка и донести нашу позицию до авторов законопроекта. В части статуса водителей: сейчас он четко закреплен в рамках действующих норм — водитель не является нашим сотрудником, как и его ТС не принадлежит нам. Мы являемся информационным сервисом, который помогает пассажиру и водителю найти друг друга по самым оптимальным для обоих условиям в конкретном моменте.

    Вместе с тем мы понимаем, что в законодательстве сейчас масса пробелов, которые требуют скорейшего урегулирования, что в частности касается имплементации института самозанятых в такси, и тут мы готовы обсуждать введение субсидиарной ответственности и ряд дополнительных механизмов.

    — Таксисты жалуются на низкие доходы и переработки, как, на ваш взгляд, можно сделать их экономику более эффективной?

    — Необходимо отталкиваться от запросов водителей: сегодня агрегаторы такси, в том числе «Ситимобил», предлагают разные форматы работы и условия для водителей, которые позволяют максимально эффективно использовать рабочее время, увеличивая количество выполняемых заказов, а значит, и доход водителя.

    В конце мая мы внедрили новую систему работы для водителей, которая персонализированно подбирает самый подходящий заказ и предлагает его определенному водителю с возможностью отказаться от него. До этого в приложении один заказ уходил сразу нескольким водителям, которые могли самостоятельно выбрать понравившийся. Такое распределение не было эффективно – поездка могла достаться водителю, который находился дальше. Это приводило к увеличению времени подачи машины и неоптимальному распределению заказов между водителями, что снижало их совокупный заработок.

    С момента запуска новой системы прошло больше 3 месяцев, и мы видим положительную динамику. С момента раскатки в приложении доход водителей в час вырос более чем в 2 раза, а количество водительских отмен сократилось в 3 раза. Конечно, мы фиксировали отток нецелевого сегмента водителей, но он был в пределах ожиданий. Стоит добавить, что после снятия жестких ограничительных мер и резкого увеличения количества заказов сокращение времени подачи было незначительным.