Шины и экология

Больше никаких шин в клумбах. В Волгограде стартовала экоакция

Клумбы с цветами, ограждения для палисадников, резные лебеди – как только не используют отработавшие своё автомобильные покрышки.

Ощущение, что такая старая резина – она везде, на каждом шагу, и почему-то «мусорная реформа» её никак не коснулась. Но в эти дни вопрос наконец-то сдвинулся с мёртвой точки: профильный областной природоохранный комитет, а также администрация Волгограда и предприятие-переработчик из Волжского подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в вопросах сбора, транспортирования и переработки автошин, утративших потребительские свойства.

Мэрия взяла на себя обязательство выявлять места несанкционированных свалок шин и в течение двух дней направлять эту информацию переработчику. Предприятие «Волжский регенератно-шиноремонтный завод» будет транспортировать эти отходы и перерабатывать их на своей площадке. Проект пилотный, и со временем он распространится на весь регион.

Мера более чем востребованная, потому что жители и не подозревают, насколько вредно использовать старые шины для тех или иных хозяйственных целей. Возможно, кому-то нравятся резные птицы и прочие изделия народных умельцев из отработавшей своё резины, но вред экологии и здоровью они наносят большой.

– Автомобильные шины отнесены к отходам III – IV класса опасности, которые повреждают экосистему и не могут быть размещены где-либо просто на хранение без заметного ущерба, – объясняет заслуженный эколог РФ, профессор Волг­ГТУ Владимир Желтобрюхов. – При нагревании шин на солнце вредные вещества выделяются в воздух и почву, проникают в грунтовые воды, отравляя окружающую среду. Частицы каучука и смолы, которые входят в состав автопокрышек, проникнув в лёгкие человека с вдыхаемым воздухом, могут стать причиной серьёзных заболеваний. Поэтому для утилизации отработавших свой срок покрышек в регионах должны быть организованы специальные полигоны и заводы, которые их перерабатывают в резиновую крошку, превращая во вторичное сырьё.

Долгое время целостной системы утилизации этого вида отходов не существовало. Теперь всё изменится.

– Проведённая чуть более месяца назад акция по сбору автопокрышек в Волгограде стала толчком для организации процесса на системной основе, – рассказали в облкомприроды. – Немалую роль в этом сыграл доктор технических наук Евгений Коротов. Изучив вопрос негативного влияния таких отходов на природу и на здоровье людей, учёный смог найти в лице руководства облкомприроды единомышленников и убедить в необходимости широкого распространения опыта сбора и утилизации автошин.

Ежегодно только в Волгограде образуется порядка 10 тысяч отработанных автомобильных шин, большая часть которых пока отправляется на несанкционированные свалки. Пока проект по утилизации затронет только Волгоград и будет действовать до 31 декабря текущего года, однако может быть пролонгирован на тех же условиях ещё на год.

Самая большая свалка автомобильных шин

Первая фотография сделана из космоса по которой можно понять масштабы этой самой гигантской в мире свалки автомобильных шин в пустыне Кувейта. Свалка занимает площадь около 40,5 гектаров, на территории которой находятся миллионы использованных шин.

16 апреля 2012 года на свалке вспыхнул пожар. Огонь держался примерно десять часов, на его тушение понадобились сотни пожарных из нескольких пожарных бригад и подразделения военных. Были также привлечены силы нефтяной компании Кувейта. Экологические службы выпустили предупреждение для местного населения оставаться как можно дальше от места пожара и носить респираторные маски.

По данным американского Управления по охране окружающей среды, во время горения шины выделяются вредные газы, а также тяжелые металлы и нефть. После сжигания стандартной автомобильной шины образуется порядка 7,5 литра нефти, которая после этого впитывается в землю или образует пленку на поверхности воды, нанося серьезный вред экологии.

Помимо этого, во время горения шины в воздух выбрасываются полициклические ароматические углеводороды , бензол, стирол, фенолы и бутадиен.

Экологические новости

Мероприятия

Последние сообщения

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Еще по теме «Оформление порубочного билета»

© 2004-2021 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В России уберут арт-объекты из старых автомобильных шин

Россиян начали штрафовать за клумбы в форме лебедей и другие арт-объекты из отработавших автомобильных покрышек. Отработанные покрышки относятся к 4 классу опасности, а значит их неправильная утилизация может нанести вред окружающей среде.

Практику привлечения к административной ответственности активно ведут, например, в Ивановской области. Там уже ликвидировали все арт-объекты из шин на территории детских садов. Теперь очередь за многоквартирными дворами. Управляющие компании обязали убрать народные инсталляции. В противном случае юрлицам грозит штраф до 250 тыс. рублей.

Читайте также  Как получить водительские права

Некоторые экологи считают, что покрышки под воздействием окружающей среды выделяют вредные вещества.

«Когда лежит покрышка и светит солнце, происходит нагревание. Выделяется более 15 наименований загрязняющих веществ, включая ароматические соединения, мономеры каучука, сероводород, формальдегид. Поэтому, безусловно, надо утилизировать», – прокомментировал заведующий кафедрой промышленной экологии ИГХТУ Андрей Гущин.

У других экспертов иная точка зрения. Заслуженный эколог РФ Андрей Пешков проблемы в арт-объектах из шин не видит.

«Они достаточно инертны с точки зрения воздействия на окружающую среду. Но при захоронении они долго разлагаются, поэтому они попали в список отходов, запрещенных для захоронения на полигонах. Это объяснимо. Но то, что их стали изображать как опасные отходы для объектов малой архитектуры – это не понятно. Шины не являются остро токсичными с молекулярной точки зрения, там все запаковано», – пояснил эксперт сайту «Экология России».

По его словам, сегодня из старых покрышек изготавливают крошку, а на ее основе делают спортивные маты, покрытия, изгороди и другие объекты.

«Это нейтральная и безвредная продукция. Если переработка глубокая, то можно получать пиролизное масло и использовать в качестве топлива. Сегодня минимально используются шины для крашения дворов, есть другие архитектурные решения», – добавил он.

На мусороперерабатывающих заводах призывают людей отвозить старые покрышки в специальные пункты. В московском регионе насчитывается более 10 точек, которые готовы бесплатно или даже за деньги принять шины с протектором. Если покрышки совсем не пригодны для повторного использования, то их можно сдать в пункты приема вторсырья. Они существуют во всех округах Москвы. Нередко эту услугу предоставляют шиномонтажные мастерские.

«На ленте шины отбираются, их отдают на переработку. Это лучший путь для покрышек. Если их использовать для украшений дворов, то на этом их циклическая история заканчивается. Шина будет лежать, а материал будет деградировать вместо того, чтобы пойти на новые циклы», – отметила представитель компании «ЭкоЛайн» Оксана Бачина.

Баки для вторсырья не предназначены для крупногабаритных отходов, поэтому вывозом колес лучше заняться лично.

Переработка шин превращается из угрозы экологии в высокодоходный бизнес

4 апреля 2018 1:44

Экологическая проблема в России набирает обороты. Эксперты обращают внимание, что власти часто не видят решения проблемы: ну закрывают одну свалку, а мусор куда везти? Отфутболивают на другой полигон.

Необходимы комплексные подходы на уровне региональных властей, серьезные инвестиции в ЖКХ, строительство современных заводов и комплексов, оборудование. Муниципалитеты самостоятельно справиться с этим не в состоянии, но на государственном уровне — вполне. Тем более что тема хранения и переработки отходов имеет решение.

БОЛЕЕ МИЛЛИОНА ТОНН ПОКРЫШЕК В ГОД

. Город Обнинск Калужской области. Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского широко известен ядерными реакторами для АЭС, космических спутников и подводных лодок (подробнее см. «Из досье «КП»). В последнее время обнинские ядерщики, которые входят в структуру «Росатома», активно развивают технологии по переработке отходов.

— У нас очень активный коллектив: 2,5 тысячи человек, из которых 240 кандидатов и 50 докторов наук. Да, какое-то количество инженеров и технологов в 1990-е ушли в бизнес, но научный костяк остался. Мне известно только два случая выезда за границу наших сотрудников. Но они вернулись и теперь замечательно у нас работают. Оказалось, что у нас трудиться интереснее и комфортнее. Тем более что институт у нас многопрофильный: если одна «лапка» — направление — увязнет, то другая ее вытащит, — не скрывает удовольствия генеральный директор ГНЦ РФ — ФЭИ доктор наук Андрей Говердовский.

Возьмем обычные автомобильные шины. На первый взгляд кажется: какие от них могут быть проблемы? Но отслужившая свой век резина — это бытовые отходы наивысшего класса опасности. На свалке колеса будут разлагаться больше 100 лет. Надумаете сжечь? В окружающую среду попадут сера, бензопирен, фуран, диоксины и ряд других канцерогенных соединений, которые создают угрозу и для окружающей среды, и для здоровья человека. Причем от загрязнения воздуха не спасает даже сжигание резины на специальных заводах — уж очень сложно уловить выделяемые вещества.

Добавим, что за год в России приходит в негодность более миллиона тонн покрышек. И масштаб бедствия становится очевидным.

Обнинские атомщики создали технологию, которая позволяет утилизировать резину без каких бы то ни было побочных влияний на окружающую среду. Более того, она экономически выгодна!

ГОРЮЧЕЕ ИЛИ ПРИРОДНЫЙ РАСТВОРИТЕЛЬ?

— Загружаем покрышки в емкость и заливаем жидким свинцом, — как можно проще старается объяснить технологию утилизации резины ведущий научный сотрудник ФЭИ им. А. И. Лейпунского Владимир Ульянов. — Жидкий металл — отличный теплоноситель, поэтому весь процесс переработки одной партии покрышек у нас занимает не более одного часа.

Технология пиролиза востребована во многих странах. В специальных герметичных емкостях при ограниченном доступе кислорода резина нагревается до 450 — 650 градусов, но не горит. Вредные соединения разлагаются, не загрязняя атмосферу. Ущерба экологии нет. Но если на Западе процесс утилизации покрышек занимает от 8 до 12 часов и отнимает массу энергии, то российским ученым удалось его существенно упростить, заменив газ на жидкий металл.

Опытная установка по переработке резины в своей простоте напоминает автомат Калашникова: два мощных герметичных бака, которые легко перевезти в кузове грузовика. Технология позволяет переработать до 1000 кг использованных покрышек в сутки. Одна установка может окупиться за год.

В процессе переработки ученые получили четыре основных продукта. Первый — металлокорд, который сдаем в металлолом. Второй — пиролизный газ, аналог природного газа. Его можно использовать для обогрева самой установки, в которой утилизируются шины. Третий продукт — технический углерод, сырье для производства черного пигмента красок. И наконец, четвертый, наиболее ценный — пиролизная жидкость, близкая по своему составу к синтетической тяжелой нефти или мазуту.

Но мазут мазуту рознь. Пиролиз в жидком металле преподнес российским ученым неожиданный подарок: ценное вещество — лимонен. Это отличный органический растворитель, который обычно производят из лимонов. Вещество безопасно для здоровья человека, поэтому широко применяется при производстве моющих веществ. А больше всего высокочистый лимонен востребован в парфюмерии. При переработке 1000 кг покрышек можно получить до 60 — 90 кг лимонена.

— Стоимость получаемого лимонена выше, чем стоимость покрышки, именно поэтому установки по утилизации резины окупаются чрезвычайно быстро, — сообщил Андрей Говердовский. — Сегодня в процессе обсуждения несколько десятков заявок от частного бизнеса на предоставление технологии переработки, два договора подписаны.

Полученную технологию пиролиза можно использовать и при утилизации других продуктов. От тины, которая образуется в очистных сооружениях, до отходов, появляющихся при производстве бумаги.

ДОВЕРЯЮТ «РОСАТОМУ»

Непростая ситуация с накоплением и переработкой твердых коммунальных отходов в России усугубляется сложностью работы с особо опасными веществами. Речь идет о ртути, отходах предприятий химической отрасли, нефтешламах, электролитах аккумулятора — десятки наименований отходов, которые могут нанести непоправимый вред окружающей среде. Эта сфера регулируется специальными нормативно-правовыми актами, а отходы необходимо перерабатывать на специализированных предприятиях. Поэтому Минприроды России выступило с инициативой о создании единой государственной системы, центральное место в которой должен занять федеральный оператор по обращению с отходами высших классов опасности.

Читайте также  Как работает гидротрансформатор

С учетом успешного опыта выполнения государственной политики в области обращения с радиоактивными отходами, а также наличия современных технологий комплексного обращения с особо опасными отходами при развитой управленческой и производственной инфраструктуре Минприроды предложило закрепить полномочия по организации обращения с отходами I и II классов опасности за госкорпорацией «Росатом».

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского Госкорпорации «Росатом» — один из ведущих российских научно-исследовательских центров в области ядерной энергетики.

С 1946 года институтом (в то время он назывался Лаборатория «В») разработано свыше 120 различных проектов, в том числе реакторы на тепловых и быстрых нейтронах для атомных электростанций, реакторы для подводных лодок (особая гордость — энергоустановка для лодки-истребителя «проекта 705», занесенной в Книгу рекордов Гиннесса за скоростные и маневренные качества, позволяющие уклоняться от торпед) и космического назначения (энергоустановки типа «Бук» и «Топаз» использовались в советских спутниках).

В последнее время сотрудники Физико-энергетического института имени А. И. Лейпунского активно развивают научно-исследовательские разработки в области экологии, материаловедения, энергетики, нефтегазовой промышленности, наноматериалов, медицины и других направлений. Например, налажен выпуск микроисточников с радиоактивным йодом-125 для брахитерапии рака. Ученые института совместно с медиками разработали препарат на основе иттрия-90 для лечения рака печени и сейчас проводят его доклинические испытания. Следующий этап — препарат на основе радия-223, который уже называют убийцей метастазов.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Бензин и экология

Обилие автомашин на улицах сегодня уже не удивляет. А в советское время купить «легковушку» рядовому гражданину было непросто. Тем более, иностранного производства. И вот дожили, городские магистрали «изнывают» от давления колес массы автомобилей. Химическое загрязнение воздуха (загазованность) в мегаполисах стало делом обыденным. Вдыхать этот воздух приходится всем горожанам. Выхлопные газы дают осадки на почву, загрязняя. Всё это вызывает у человека заболевания, а что еще хуже – мутации.

Автотранспорт считается в современности основным фактором, влияющим на экологию. Подсчитано, что только в Подмосковье и ближайших областях к нему в воздух автомобилями выбрасывается до 4 миллионов тонн химических веществ, опасных для здоровья. А в столице России доля загрязнителей воздуха от автотранспорта превышает 90%! Чем больше лет машине, тем она сильнее дымит. Особенно это актуально в Индии, где автопарк в основном старый. То же можно сказать и о Болгарии. Если взять США, то там доля автомобилей с дизельными двигателями по сравнению с остальными странами меньше. От работы дизелей выбрасывается в атмосферу копоть и оксиды в большем объеме, чем от карбюраторных двигателей.

Влияют на загрязнение атмосферы выхлопными газами и дороги. Чем они хуже, тем дольше надо ехать, а это частое переключение передач и соответственно более напряженная работа двигателя. Особенно опасны для экологии пробки на развязках дорог и перекрестках. При холостой работе автомобильных движков в атмосферу попадает больше оксидов и копоти, оседающих на почву со временем. На грунтовых дорогах облака пыли, поднимаемые машинами, разносят её по местности. Эта придорожная пыль напичкана вредными химическими веществами, скопившимися от движения автотранспорта. На автотрассах к ним присоединяются и частички резины от шин, стираемых от трения об асфальт.

Имеет горожанин автомобиль или нет, всё равно страдает от выхлопных газов. Не ходить же по улицам в противогазе! Формальдегид, попадающий в атмосферу от сгорания бензина, вызывает болезни легких и других внутренних органов. Страдает печень, почки и даже кожа. А диоксид азота, если его много в атмосфере, вызовет головокружение и мышечную слабость. Копоть же просто забивает легкие, а от угарных газов болит голова.

Химики разрабатывают марки бензина всё более «экологически чистые». Добавляют в автомобильное топливо тетраэтилсвинец как антидетонатор. Бензин марки «Супер» с октановым числом порядка 99 или 102 выпускается в США и еще некоторых высокоразвитых странах Европы. Чем выше степень сжатия двигателя, тем более качественный бензин нужен автомобилю. Его получают атмосферно-вакуумной перегонкой нефти в два этапа. При риформинге уже происходит определение октанового числа автомобильного топлива. Это последний этап получения бензина на нефтеперерабатывающем предприятии.

Когда-то в СССР существовал бензин марки А-66. Автомобили были маломощными, имели двигатели с малой степенью сжатия. А в 21 веке появился стандарт на автомобильное топливо «Евро-6». Это случилось в 2015 г. В Евросоюзе пока обязателен другой – «Евро-5». В России стало обязательным с 2016 года применять этот экологический стандарт ко всем ввозимым из-за границы машинам. Касается это и отечественных автомобилей. «Евро-5» действует на автотранспорт с пробегом до 160 тысяч километров. Двигатели не должны сильно загрязнять атмосферу. А касательно стандарта «Евро-6» можно сказать, что компания «Лукойл» уже начала выпускать бензин такой марки в России. По нему, как и по «Евро-5» повышены требования к выбросу оксида азота в атмосферу.