Технологии и изменения в транспортной отрасли

Цифровизация транспорта 2021. Процесс трансформации: оценка и перспективы

Цифровизация — одно из важнейших направлений работы Минтранса России, сквозное, затрагивающее все виды транспорта, — по словам главы ведомства Виталия Савельева. — В рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС по инициативе Минтранса России сформирован и утвержден перечень приоритетных сервисов и цифровой инфраструктуры экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, которые будут реализованы в 2021-2022 годах на пространстве Союза.

Лидеры отрасли уже реализуют свои собственные стратегии и внедряют новые бизнес-модели на основе цифровых технологий. Большинство пассажирских перевозок на воздушном транспорте и железной дороге выполняются с использованием билетов в электронном виде, перевозки грузов в морских портах и железнодорожным транспортом оформляются в безбумажном виде, а информационное обеспечение транспортной безопасности реализовано на основе ЕГИС ОТБ, которая успешно функционирует с 2013 г. В свою очередь цифровизация работы автомобильного транспорта и транспортно–логистических услуг предполагает соблюдение нескольких обязательных условий: телематические сервисы, большие данные (Big Data), цифровое логистическое пространство и комплекс услуг для клиента по системе “одно окно”. На каком уровне находится сейчас каждый из этих компонентов? Как преодолеваются барьеры на пути к формированию экосистем и переход к платформенным структурам? Какова перспектива на пути к достижению задачи, поставленной Президентом России Владимиром Путиным Федеральному собранию о скорейшем внедрении в транспортную отрасль страны цифровых технологий и какие приоритеты определены для государственной политики по ускорению цифровой трансформации?

На конференции «Цифровизация транспорта 2021. Процесс трансформации: оценка и перспективы», организованной центром конференций «Сегодня», встретятся представители министерств и ведомств, эксперты рынка, представители топ-менеджмента ведущих российских и зарубежных компаний, лидеры мнений, чтобы обсудить ключевые вопросы развития транспортной инфраструктуры и вопросы цифровизации отрасли.

Расписание конференции:

Регистрация участников, приветственный кофе.

10:00 — 13:00 I сессия

Стратегия цифровой трансформации для транспортной отрасли.

13:30 — 16:00 II сессия

Перспективы развития транспортного рынка. Проблемы и пути их решения.

16:00 — 16:30 Дискуссионная панель

16:30 — 17:00 Закрытие конференции

Вопросы и темы конференции:

Стратегия цифровой трансформации для транспортной отрасли.

Модератор: Антон Куховаренко, директор по инновациям ООО “Автодория”

  • Основные приоритеты развития цифровой трансформации транспортного комплекса.
  • Определение ключевых факторов цифровой трансформации отрасли в целом. Внедрение интеллектуальных транспортных систем в регионах и реализация проекта “Цифровой регион”.
  • Влияние цифровизации на бизнес-процессы логистических компаний: барьеры vs сильные стороны.
  • Процесс информатизации отечественных транспортных предприятий и внедрение интеллектуальных транспортных систем на российских дорогах.
  • Дороги будущего: создание цифровой экосистемы транспортного комплекса.
  • Владение данными и управление цифровыми платформами.

Спикеры:

Дмитрий Баканов, директор департамента цифрового развития, Минтранс России

Антон Журавлев, президент ассоциации “Цифровая Эра Транспорта”

Борис Паньков, основатель и Генеральный директор, OMNICOMM

Михаил Кораблев, главный конструктор АО “ГЛОНАСС”

Антон Куховаренко, директор по инновациям ООО “Автодория”

Константин Трофименко, директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

Евгений Чаркин*, заместитель Генерального директора ОАО “РЖД”

Аудитория: эксперты рынка, представители топ-менеджмента ведущих российских и зарубежных транспортных компаний, цифровых логистических платформ, сервисов в области страхования, представители профильных ассоциаций и СМИ.

II сессия.

Перспективы развития транспортного рынка.

Проблемы и пути их решения.

Модератор: Константин Трофименко, директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

  • Кто является драйверами цифровой трансформации на транспорте – компании цифровой индустрии, производители подвижного состава, компании-перевозчики, владельцы инфраструктуры?
  • Трансформации бизнес–моделей под влиянием цифровых технологий в транспортно-логистическом комплексе.
  • Взаимодействие госсектора и частного бизнеса в процессе цифровизации отрасли.
  • Оценка потенциала маршрутных сетей на основе анализа пассажиропотоков.
  • Юридические аспекты разработки ПО. Реестр отечественного ПО: преимущества для компаний-разработчиков.
  • Тенденции в автоматизации транспортной логистики. Клиентоцентричная TMS.
  • Формирование экосистем компаний, переход к горизонтальным, платформенным структурам.

Спикеры:

Дмитрий Горшков, заместитель руководителя по контролю за использованием и развитием информационных систем и ресурсов ГКУ ЦОДД Правительства Москвы

Вадим Табаков, директор интегрированных проектов Mail.ru Group

Вячеслав Михайлов, директор отдела инвестиций и рынков капитала, КПМГ в СНГ

Алина Бисембаева, генеральный директор ООО “Аэроэкспресс”

Алла Тиунова, юрист по интеллектуальной собственности и IT, Центр интеллектуальной собственности “Сколково”

Сергей Предко, директор по стратегии и развитию ГК «Монополия»

Вячеслав Жуйков, куратор логистических проектов компании AXELOT

Дополнительные темы и вопросы для обсуждения в дискуссионной панели:

  • Создание эффективных связей по взаимодействию участников перевозочного процесса. На каком уровне доверие между участниками перевозочного процесса?
  • Какие стратегии будут успешными в ближайшем будущем в логистической отрасли?
  • Перевод транспортных документов в электронный вид. Перспективы интеграции с сервисами.
  • Опыт использования больших данных в управлении перевозок. Перспективы использования блокчейна в транспортной отрасли.
  • Цифровизация как способ увеличения ESG эффективности транспортной отрасли.

Аудитория: эксперты рынка, представители топ-менеджмента ведущих российских и зарубежных транспортных компаний, цифровых логистических платформ, сервисов в области страхования, представители профильных ассоциаций и СМИ.

* — финальный состав спикеров может отличаться от первоначальной программы

** — организатор не несет ответственность за изменение состава докладчиков и времени их выступления, произошедшие по независящим от организатора причинам С мерами, которые предпринимает

Организатор в связи с угрозой распространения коронавируса, вы можете ознакомиться по ссылке

Пандемия ускорила развитие цифровых технологий в транспортной логистике

Эксперты считают, что внедрение новых IT-решений, меняющих характер логистических процессов и архитектуру цепочек, не только повышает производительность, качество и безопасность транспортных услуг, но и экономически оправданно.

Введение ограничительных мер в первой половине 2020 года отрицательно сказалось на итоговых показателях транспортно-логистического комплекса: по данным Росстата, за десять месяцев пандемии перевозки грузов автотранспортом упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,2%. Однако основное падение было зафиксировано в первые месяцы пандемии. Вторая волна эпидемии не только не привела к отрицательной динамике, но и в ряде сегментов показала рост.

Помимо таких объективных факторов, как перенаправление транспортных потоков в сторону наземного транспорта и сезонное увеличение объема заказов, хорошие результаты дало внедрение цифровых сервисов, способствующих оптимизации маршрутов и ускорению доставки.

Оптимизировать процессы

О необходимости диджитализации сферы транспортной логистики говорят уже давно: по оценке вице-премьера, председателя правительственной комиссии по цифровой экономике Максима Акимова, цифровизация транспортной отрасли может повысить ее эффективность на 35%. Однако до пандемии внедрение цифрового формата в отрасль шло очень медленно.

Падение рынка во время эпидемии заставило многие компании пересмотреть свое отношение к цифровизации: согласно опросу Pitchbook Data*, в настоящий момент 86% руководителей в области логистики рассматривают информационные технологии как лучший способ сокращения расходов компаний. По мнению экспертов компании COREX Logistics, в 2020 году в отрасли началась настоящая IT-революция. Ключевые игроки рынка стали осваивать и вводить в свой бизнес такие технологии, как система управления складом WMS, управление автопарком TMS, онлайн-сервисы для клиентов и т. п.

Наметился также тренд на интеграцию программных решений в сервисы логистических операторов. Например, ГК «Деловые Линии» совместно с разработчиками «1С» и BIA Technologies запустили новый сервис, который позволяет автоматизировать процесс оформления заказа на доставку груза и полностью исключить ошибки в заполнении данных для его отправки. Новый функционал встроен в сервис «1С: Доставка» и доступен всем пользователям комплекса «1С: Бизнес-сеть». Как рассказали в пресс-службе логистического оператора, сервис значительно «упрощает жизнь» клиентам. Им уже не нужно, как раньше, работать параллельно и в учетной системе компании, куда поступает заказ и ведется информация по нему, и на сайте в личном кабинете перевозчика, где заполняется бланк заявки на перевозку.

Читайте также  Особенности ремонта сельскохозяйственной техники

По мнению руководителя группы практики автоматизации торговли фирмы «1С» Валерии Молокановой, интеграция с «Деловыми Линиями» позволяет бизнесу уменьшить объем рутинных операций, сократить затраты на логистику и оперативнее обслуживать клиентов. Так, по подсчетам экспертов торгово-промышленной компании «Моушн Продактс», время оформления бланка заявки в среднем сократилось на 20–30%. Кроме того, отсутствие необходимости в двойном вводе информации свело к минимуму возможность возникновения ошибок.

Разработчики нового сервиса рассказали, что работа над проектом будет продолжена, а перечень опций расширен. В перспективе в новый функционал будет добавлена возможность анализа всех заказов, в том числе уже полученных клиентом, введена опция сохранения и распечатки списка, станет доступна услуга формирования одного документа заявки на доставку по нескольким документам-основаниям и т. д.

Вышли за рамки

Эксперты считают, что цифровые проекты, реализованные лидерами отрасли, создадут некий «инфраструктурный ландшафт», с помощью которого остальным игрокам будет проще присоединиться к процессу цифровой трансформации в сфере логистики. Например, небольшие перевозчики, которые хотят оставаться «в рынке», но не имеют необходимых ресурсов для цифровизации, вполне могут подключаться к платформам-агрегаторам, уже апробированным крупными компаниями.

Игроки рынка также отмечают, что в выигрышном положении окажутся те компании-разработчики, которые предложат рынку IT-продукты с несложным процессом интеграции. Например, подключение к новому сервису доставки на платформе «1С: Бизнес-сеть» не потребовало дополнительного вмешательства разработчиков. «Функционал встроен в конфигурацию „1С:Управление торговлей 11”, на которой мы работаем, поэтому самостоятельно настроить функции, обучить персонал и запустить автоматическое заполнение бланка заказа из системы „1С” для нас не составило труда», — рассказали в «Моушн Продактс».

Сегодня цифровая трансформация отрасли выходит за рамки частных интересов логистических компаний и становится предметом диалога между бизнесом и государственными органами. В частности, в 2023 году в рамках создания цифровой платформы транспортного комплекса России (ЦПТК) должен начаться процесс интеграции существующих в стране цифровых транспортных платформ, а также намечен запуск ЦПТК в опытную эксплуатацию.

Платформа для «умного» транспорта

— Сергей Юрьевич, что дает цифровизация транспортной системы? Это мода или требование времени?

С. Т. Скорее, это реальность, в который мы с вами уже живем. Наша страна имеет разветвленную и протяженную транспортную сеть, в силу своего географического положения она является крупнейшим мировым логистическим центром. Поэтому сегодня как никогда актуальна тема построения единой цифровой платформы транспорта. Серьезная работа проведена в следующих направлениях, которые лягут в ее основу: системы «Платон», «ЭРЫ-ГЛОНАСС» и инфраструктуры РЖД, есть свои наработки и у «Аэрофлота».

Основная задача цифровой платформы — снижение издержек при перевозке грузов и пассажиров, а также унификация транспортно-логистических решений. Планируется, что все ее сервисы будут реализованы по принципу «одного окна», можно будет отслеживать перемещение груза, получать и передавать все необходимые документы в юридически значимом электронном виде.

Федеральное дорожное агентство уже приступило к разработке концепции информационного и телекоммуникационного обеспечения своей деятельности, включая вопросы эксплуатации дорожного хозяйства. Она позволит сформировать комплексный подход к цифровизации автомобильных дорог.

Для нас как потребителей уже в порядке вещей в режиме онлайн-покупка билетов, заказ еды, поиск потерянных вещей. Мы планируем сквозные перевозки всеми видами транспорта, и свои путешествия — от заказа такси до размещения в гостиницах и экскурсионных программ. Сегодня многое вокруг нас происходит благодаря информационным технологиям, анализу «больших данных». И это уже не фантастика, а реальность.

— Год назад была создана Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта», членом которой вы являетесь. С какой целью она была организована? Что вам удалось сделать, и что еще предстоит?

С. Т. Обсуждая положение дел с цифровизацией транспортной инфраструктуры, мы должны признать, что цифровые технологии сегодня зачастую существуют как разрозненные элементы разных подсистем. При активном участии нашей Ассоциации они должны стать целостной системой.

Естественно, что в транспортной отрасли самые серьезные изменения ожидаются на автомобильных дорогах, общая протяженность которых превышает 1,5 млн км. Но, к сожалению, сегодня определение дороги как имущественного объекта не соответствует требованиям времени. Наша задача — превратить ее в объект для безопасного и комфортного передвижения пользователей транспортной инфраструктуры. Чтобы ДТП на автодорогах были редким явлением.

Цель нашей работы сегодня — ускорить развитие цифровизации в транспортной отрасли, объединив при этом усилия бизнеса, потребителей и государства для получения желаемого результата.

За минувший год нам удалось привлечь к этому вопросу внимание Министерства транспорта России, Федерального дорожного агентства, ряда субъектов Российской Федерации. Проведены совместные обсуждения направлений развития интеллектуальных транспортных систем и возникающих при этом проблем.

В первую очередь, на наш взгляд, необходима проработка системы проектирования цифровых дорог со всеми ее аспектами и подсистемами, функционалом и сервисами. Следующий блок — разработка комплекса стандартов, регламентов, требований, а также инфокоммуникационных протоколов и т. д. Затем отработка в рамках пилотных проектов технологий и подходов.

В сентябре, на Международном форуме «ИТС России — 2018», был отмечен возросший интерес к данной теме всех участников этого процесса. Из задач, которые остаются на повестке дня нашей Ассоциации, назову две основные: планируем завершить рейтинг субъектов РФ по уровню развития цифровых технологий на транспорте и совместно с исполнительными органами федеральной власти, субъектов РФ, бизнеса и общественных организаций подготовить законодательные инициативы, которые помогут ускорить процесс цифровизации.

— Что будет представлять собой интеллектуальная транспортная система? В какие сроки она будет создана и какой эффект даст?

С. Т. ИТС создается в рамках национальной стратегии. Она интегрирует современные цифровые технологии, она предназначена для автоматизированного поиска и принятия эффективных решений в сфере управления транспортной системой региона и транспортными средствами. В ее основе — система мониторинга и управления транспортной системой в режиме реального времени с целью повышения качества транспортных услуг, снижения затрат, улучшения экологии и безопасности.

С экономической точки зрения развитие интеллектуальной транспортной системы может добавить к ежегодным темпам роста ВВП 1%. Это немалые деньги. Но для этого модель развития транспортной системы должна отвечать современным социальным, экологическим и технологическим вызовам.

Важнейший принцип, без которого, на наш взгляд, не будет эффективного развития, — унификации платформенных решений. К вопросу о сроках. Это во многом зависит от политики государства. В любом случае, первый этап — методологический. Он включает формирование системных проектов и ГОСТов, нормативно-правовых актов, внесение изменений в федеральный закон об автомобильных дорогах и другие нормативные документы. Вообще-то цифровизация дорог — процесс бесконечный, как и развитие телекоммуникаций.

— Что мешает сегодня созданию «умного» транспорта? Отсутствие нормативно-правовой базы? Или ведомственная разобщенность тех, кто этим занимается?

С. Т. Прежде всего, отсутствие комплексной концепции. Безусловно, она должна включать и общие подходы к понятию «дорога», и законодательные инициативы в отношении в целом дорожной цифровой инфраструктуры, и законодательные инициативы в отношении функциональных или комплексных систем в сфере транспортного управления и обеспечения безопасности, информационного моделирования, пользовательских сервисов и т. д.

Столь масштабный проект требует, безусловно, комплексного подхода к финансированию. В первую очередь, из бюджетов федеральных и региональных. При этом возникает вопрос консолидации финансовых потоков. Мы считаем, что инфокоммуникационные проекты, которые имеют межотраслевой характер, должны финансироваться из бюджетных источников. А далее, должно быть использовано государственно-частное партнерство: концессии, долгосрочные инвестиционные соглашения.

Читайте также  Дилер Хендай Солярис и сервис Hyundai

Но при этом необходим системный и более глубокий характер взаимного интереса государства и бизнеса к этим вопросам. На мой взгляд, частные инвестиции через 7-10 лет должны составлять больше половины объемов финансирования в комплексных проектах цифровизации дорог. Но вкладывать деньги в 5-километровый участок автодороги или инвестировать в систему дорог общей протяженность 1000 км — это две большие разницы. Именно комплексный подход повысит привлекательность таких проектов для частного бизнеса.

— Много ли у нас собственных разработок в сфере ИТС? Объединила ли их Ассоциация «ЦЭТ»?

С. Т. Технологий много, мы их осваивать не успеваем. Для многих из них нужна инфраструктура. К примеру, домашний Wi-Fi предполагает, как минимум, чтобы в вашем доме был проводной интернет и электричество. Точно также и на автомобильных и железных дорогах. Пока полного покрытия их мобильной сетью связи нет. Вы, наверное, замечаете, как стремительно развивается сетевая мобильная связь — от 2G до 5G. К этому должна быть готова и опорная инфраструктура. В нее надо сразу закладывать возможность эволюции технологических решений.

— Можно ли сказать, что работа по цифровизации транспорта ведется в нашей стране системно? Или это делается только в Москве? А какова ситуация в регионах?

С. Т. О необходимости разрабатывать серьезную законодательную базу, регламентирующую создание цифровой экономики в целом и в транспортной отрасли, в частности, говорится на всех уровнях. Пока же, например, за цифровизацию федеральных дорог, а их протяженность составляет около 52 тыс. км, отвечает «Росавтодор», а еще 570 тыс. км региональных и межмуниципальных и 930 тыс. км местных и муниципальных дорог обустраиваются в соответствии с финансовыми возможностями местных властей. Поэтому о системности речи пока не идет.

Лидером по внедрению интеллектуальных транспортных систем сегодня является Москва. В столице успешно реализована комплексная система организации дорожного движения. Она ориентирована на решение практических задач по организации дорожного движения, формированию единого подхода к проектированию, визуализации текущего состояния дорожных объектов.

Поэтому мы поднимаем вопрос о распространении столичного опыта на регионы и необходимости разработки единых требований к транспортному планированию, оптимизации маршрутных сетей, которые, на наш взгляд, необходимо закрепить документально.

Стоит отметить, что активное внедрение «умных» транспортных систем и придорожных сервисов сегодня идет не только на федеральном уровне и в столичной агломерации. Цифровизация набирает обороты и в субъектах Российской Федерации. Хорошую динамику показывают Рязанская и Калужская область, Ленинградская и Ульяновская. При этом мы понимаем, что в регионах разный уровень ее развития, многое зависит от протяженности дорог, интенсивности движения и доступности телекоммуникаций.

Основная проблема даже не в отсутствии денег, а в различном мышлении и ментальности. Но все постепенно меняется. Цифровизация — это один из инструментов эффективного расходования денежных средств, достижения требуемых показателей безопасности дорожного движения, внедрения дополнительных услуг для пользователей автомобильных дорог.

— Каков эффект в связи с этим даст внедрение ИТС в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги»?

С. Т. Планируется, что до 2024 года в нормативное состояние должно быть приведено 85% улично-дорожной сети городских агломераций. При этом объем финансирования, который будет направлен на реализацию проекта, за 6 лет составит 1,445 трлн рублей федеральных средств и 3,1 трлн рублей из региональных бюджетов.

Увеличится и количество участников этого нацпроекта более чем в два раза — с 38 до 78 городских агломераций. Среди них 38 городских агломераций с численностью населения свыше 500 тысяч человек, и ранее участвовавшие в проекте «Безопасные и качественные дороги», а также 22 городские агломерации с численностью населения свыше 300 тысяч человек и 18 агломераций с численностью населения свыше 100 тысяч человек.

Отдельным пунктом в планах цифровизации дорожной отрасли стоит автоматизация управления дорожным движением в городах с населением свыше 300 тысяч человек. Главная цель — «умная» организация транспортных потоков, увеличение пропускной способности существующей сети дорог и как следствие, снижение количества ДТП, в том числе, и количества пострадавших.

Сегодня на повестку дня выходят также вопросы информационного моделирования при проектировании транспортных объектов, реализации программы повышения квалификации проектировщиков и программы образования в сфере BIM в профильных вузах. BIM — это процесс моделирования и управления полным жизненным циклом сооружения. В основе BIM-технологий лежат трехмерные модели проектируемых объектов.

Наличие единой цифровой модели объекта может стать базой дальнейшей цифровизации. При этом львиная доля расчетов происходит автоматически, скорость проектирования увеличивается, количество ошибок снижается. Кроме того, сокращается время экспертизы проекта, упрощается процесс приемки работ и объекта в целом. В конечном итоге, все это приводит к снижению стоимости строительства объекта, повышению качества и безопасности эксплуатации.

В Минтрансе РФ поддержали идею нашей Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» создания при министерстве рабочей группы по BIM-технологиям. Представители дорожной отрасли тоже ее поддержали, заявив о необходимости создания учебных площадок по данной тематике.

— Как вы оцениваете проект «Цифровая железная дорога», инициированный ОАО «РЖД»?

С. Т. ОАО «РЖД» управляет огромной сетью железных дорог, протяженностью свыше 85 тысяч км. Компания обладает огромными вычислительными мощностями, инфраструктурой для хранения и обработки данных. Она сама по себе системообразующая организация, уникальная по возможностям внедрения и развития цифровых технологий и систем.

На наш взгляд, ОАО «РЖД» стратегически правильно выстраивает свои цели, планомерно их реализует, в том числе и инновационный проект «Цифровая железная дорога». Думаю, что в дальнейшем все это может быть интегрировано в общую систему реализации крупных инфраструктурных проектов.

— Какой опыт ИТС можно позаимствовать за рубежом? Изучается ли, например, опыт Японии, которая уже давно внедряет «умный» транспорт?

С. Т. Конечно, такой опыт есть у Японии, Финляндии, Южной Кореи. Возможно, вы удивитесь, но и Москва входит в пятерку городов мира с наиболее развитой интеллектуальной транспортной инфраструктурой, наряду с Лондоном, Нью-Йорком, Сиднеем и Барселоной. Сумели перенять за рубежом все лучшее, аккумулировать и привнести что-то свое. Наша главная проблема не в отсутствии технологий, а в нехватке достаточного количества специалистов. И в отсутствии единой концепции цифровой платформы, которая объединила бы все виды транспорта. Поэтому, как следствие, идет долгая раскачка с точки зрения правового регулирования системы.

Комментарии:

Чтобы оставить комментарий — авторизуйтесь через

Цифровые технологии в транспортной отрасли

Цифровые технологии постепенно проникают во все сферы российского бизнеса. Логистика — одна из них. Особенно продуктивно внедрение передовых инструментов в транспортной отрасли. Ведущие логистические компании России рассказали CFO Russia о своих цифровых технологиях.

Александр Волков, директор по маркетингу «Байкал Сервис», подчеркнул, что цифровые технологии не просто влияют на развитие бизнеса, а выступают основным условием выживания при жесткой конкуренции на рынке грузоперевозок. Благодаря им можно предложить более конкурентоспособный продукт, не только делая его более удобным для потребителя, но и уменьшая его себестоимость.

Представители компании DPD и «ЭйрТрансс» согласились, что цифровые технологии – неотъемлемая часть современного бизнеса. «Мы придаем их внедрению огромное значение», – сказал Сергей Климаш, директор по информационным технологиям DPD в России. «Мир ускоряется и оцифровывается. Кто владеет технологиями, тот может конкурировать», — добавила Яна Миллер, финансовый директор «ЭйрТрансс».

Александр Волков сказал, что «Байкал Сервис» внедряет, прежде всего, клиентские сервисы. Например, для оповещения клиентов. А также в компании есть технологии, связанные с оптимизацией бизнес-процессов. Например, автоматизация маршрутизации и мобильный трекинг.

Читайте также  Руководство Rolls-Royce не может определиться с дизайном внедорожника

«Мы тоже участвуем в процессе цифровизации, но, возможно, не так активно, как хотелось бы. В первую очередь, нас интересует минимизация срока получения информации и ее актуализации – перевод всего документооборота в “цифру”», – отметила Яна Миллер.

Основная сложность при внедрении цифровых технологий, по словам Алексея Оськина, директора по логистике компании «Байкал Сервис», – в принятии решения двигаться в направлении цифровизации. Причина в том, что реализация данной стратегии требует определенных ресурсов, и их объем зависит от масштабности внедряемых изменений. При наличии желания и ресурсов реализация – дело техники.

А Яна Миллер отметила, что главная проблема – люди, которых надо учить, трудозатраты и цена внедрения цифровых технологий.

При этом всегда есть риски невнедрения, считает Алексей Оськин. И они лежат совсем не в технической плоскости, а скорее в психологии людей. Люди плохо переживают изменения из-за высокой степени зависимости от привычного положения вещей. Поэтому при реализации очень важна «политическая воля» и решимость довести изменения до логического завершения.

«Возможны риски потери времени при появлении альтернативных путей», – добавила Яна Миллер.

«Мы твердо стоим на пути технологического развития. Всегда необходимо “плясать от печки”, а в нашем случае это потребитель нашего продукта. Поэтому в первую очередь необходимо развивать информационные сервисы, которые обеспечивают удобный контакт с клиентом.

Второе важное направление, которое лежит в основе успешного бизнеса – это сам продукт. Именно технологии способны сделать его привлекательным для потенциального потребителя. На эти два направления стоит обратить внимание при развитии цифровых технологий», – подчеркнул Алексей Оськин.

«Трудоемкость и высокие инвестиции, которых требует внедрение новых решений, оправданы. Ведь риски, связанные с отказом от этой деятельности, несопоставимо выше. Среди них отставание от рынка, потеря в качестве, повышение себестоимости, отток клиентов, – сказал Сергей Климаш. – Мы активно инвестируем во все направления нашей деятельности. В частности, в средства коммуникации с клиентами. Наш уникальный онлайн-сервис Predict пользуется большой популярностью. Он позволяет заранее узнавать о точной дате доставки, менять ее, а также время и адрес в зависимости от предпочтений получателя. Сейчас через сервис доставкой самостоятельно управляют 56% покупателей интернет-магазинов, которые получают свои заказы через DPD в России».

В прошлом году в работу контакт-центра DPD внедрили робота-оператора Юлю, который сейчас обрабатывает 34% входящих и 38% исходящих звонков. Он разгружает персонал контакт-центра, сокращает среднее время обслуживания и количество связанных с человеческим фактором ошибок. Одновременно возрастает объем принимаемых звонков. Технология качественно улучшает клиентский опыт, а также благоприятно сказывается на кадровой ситуации: удовлетворенных условиями работы сотрудников больше, а “текучка” и затраты на поиск и обучение нового персонала меньше.

Инвестициям в средства повышения скорости и качества обслуживания мы уделяем не меньше внимания, добавил Сергей Климаш. Так, мы внедрили систему валидации адресных данных IQDQ. Решение верифицирует адресную информацию и приводит ее в нужный нам и соответствующий Федеральной информационной адресной системе формат, а также достраивает недостающие части, например, индекс. Сейчас система правильно разбирает уже 95% адресов, записанных кириллицей, и около 70% – латиницей. Процесс полностью автоматизирован.

DPD неоднократно получала награды за применение инновационных технологий. Например, 24 апреля 2018 года компания стала обладателем награды «IT-лидер» в номинации «Транспортные компании» за выдающийся вклад в развитие информационных технологий в России. «Для нас очень важно такое признание в ИТ-отрасли. С передовыми технологиями в России работает не так много компаний. Для нас гордость – быть среди них и лидировать по многим позициям», – отметил Сергей Климаш.

Что касается «ЭйрТрансс», то, по словам Яны Миллер, компания планирует инвестировать в первую очередь в складские технологии и транспортную логистику для сокращения влияния человеческого фактора на процессы.

Будущее за цифровыми технологиями, поэтому в их развитие инвестируют ведущие транспортные компании России. И уже сейчас в логистике есть немало ИТ-инструментов, которые совершенствуют работу сотрудников транспортной отрасли и клиентский опыт.

Узнать больше про основные тренды в управлении корпоративными автотранспортными системами вы сможете на Второй конференции «Управление корпоративным автопарком», которая пройдет 28 сентября 2018 года в Москве.

Приоритеты цифровой трансформации транспортной отрасли обсудили в Москве

Конференции «Цифровизация транспорта 2021. Процесс трансформации: оценка и перспективы» состоялась 21 сентября.

Основные приоритеты развития цифровой трансформации транспортной отрасли обсуждались участниками конференции «Цифровизация транспорта 2021. Процесс трансформации: оценка и перспективы», организованной центром конференций «Сегодня» 21 сентября в Москве. В конференции приняли участие представители Минтранса России, Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, компаний-производителей цифровых платформ, транспортных компаний и банков.

Открыл конференцию начальник отдела ЦТЛ и ИТС Департамента цифрового развития Минтранса России Ян Комаха. Он подробно прокомментировал шесть приоритетных направлений, которые включает стратегия цифровой трансформации транспортного комплекса, разработанная Минтрансом и утвержденная в июле 2021 года. Беспилотные пассажирские перевозки, зеленый коридор для пассажира, бесшовная грузовая логистика, цифровое управление транспортным комплексом, цифровые двойники объектов — всё это станет реальностью в ближайшие 10 лет. И, разумеется, в цифровую эпоху транспортная безопасность примет несколько другие формы, потому что включит в себя и защиту от угроз иного порядка. С помощью новых технологий в Минтрансе надеются усилить конкурентоспособность и привлекательность транспортно-логистических услуг, увеличить скорость пассажирских и грузовых перевозок, повысить мобильность населения, а также снизить аварийность на дорогах.

В ходе дискуссии эксперты высказали мнение о возможных рисках и преимуществах цифровизации. По их мнению мы уже вошли в новую эпоху и бояться этого не стоит. «Колоссальная работа была проделана в последние два года в создании цифровой проекции транспортной системы, – отметил директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко. – Но необходимо понимать, что цифровизация является надстройкой, а базис – это выстроенная, отлаженная транспортная система региона. Нельзя цифровизировать хаос».

Для Москвы еще недавно наиболее близким по внедрению цифровых технологий казался опыт Мадрида, рассказал заместитель руководителя по контролю за использованием и развитием информационных систем и ресурсов Центра организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы Дмитрий Горшков. Сейчас в мэрии равняются на Сингапур и хотят большего. Самым громким цифровым проектом Москвы стал «Умный перекресток». «Каждая полоса движения имеет определенную пропускную способность, ширину и скорость. Нейросети позволяют просчитать, сколько автомобилей приезжает к определенной полосе, и дать тому или иному направлению приоритет», – отметил Дмитрий Горшков.

В оживленной дискуссии также приняли участие генеральный директор OMNICOMM Борис Паньков, главный конструктор АО ГЛОНАСС Михаил Кораблев, директор отдела инвестиций и рынков капитала, КПМГ в СНГ Вячеслав Михайлов, директор интегрированных проектов Mail.ru Group Вадим Табаков, куратор логистических проектов компании AXELOT Вячеслав Жуйков и другие.

По мнению директора департамента инвестиций и рынков капитала КПМГ в России и СНГ Вячеслава Михайлова, российский транспортный рынок достаточно зрелый и цифровизацией можно подогреть интерес к нему. Эксперт отметил: «Цифровизация станет «технологическим переделом», основой следующей волны слияний и поглощений, которая переформатирует этот рынок. Игроки, первые вставшие на путь приобретения мультимодальной компетенции, станут точкой притяжения для тех, кто не смог перестроиться».