Тюнинг ходовой части

Тюнинг ходовой части автомобиля

С чего начинается тюнинг подвески

Первое — заменить стандартные амортизаторы на более жесткие спортивные. Они позволяют стабильно работать при длительных нагрузках. Кроме того, у таких амортизаторов можно регулировать сопротивление сжатию и отбою. Если решились на эти меры, то при регулировке важно не перестараться. В поисках лучших характеристик некоторые умудряются настроить амортизаторы так, что сопротивление сжатию становится больше сопротивления отбою!

Процедура настройки зависит от модели амортизатора — некоторые приходится снимать с машины, а самые сложные (и дорогие) можно регулировать кнопками с места водителя. Существуют компромиссные варианты типа, у которых характеристики меняются автоматически в зависимости от режима передвижения.

Улучшению управляемости и повышению устойчивости автомобиля в поворотах способствуют более жесткие пружины подвески. Последние разработки — двухсекционные узлы, состоящие из двух пружин: сверхжесткой верхней и мягкой нижней. Это решение улучшает контакт колеса с дорогой: разгруженное в повороте колесо не «зависает» над поверхностью, а под воздействием нижней пружины прижимается к асфальту.

Чтобы уменьшить крен машины, устанавливают более жесткие стабилизаторы поперечной устойчивости. При их установке значительно «ужесточается» работа всей подвески, что не всем понравится, особенно если привыкли ездить на «мягких» машинах. Они продаются с разными коэффициентами жесткости, но советую взять что-то среднее между заводской и спортивной версией.

Если готовы к сильной вибрации, можно пойти дальше — заменить резинометаллические шарниры подвески на стальные сферические. Это значительно повысит управляемость.

Не всегда благоприятно влияет на управляемость увеличение ширины диска. На сухом асфальте широкие колёса лучше. Но в дождь ситуация ухудшается. Кроме того, более широкое колесо — это увеличенное плечо обкатки, а следовательно, повышенная нагрузка на подшипники ступицы и изменение кинематики подвески, что плохо.

При тюнинге ходовой части автомобиля силовую структуру кузова переделывать необязательно. В бюджетном варианте ограничиваются установкой распорки на стойки передней подвески. Распорки стоят недорого, а эффект ощутим. Также существуют треугольные рычаги подвески, усилители подрамника и кузова машины снизу — они все вместе или по отдельности увеличивают жесткость и управляемость авто.

Мягкие упругие элементы и большие ходы подвески способствуют лучшему сцеплению шин с дорогой. Значит уменьшают силы, передаваемые на кузов в виде удара, что повышает долговечность машины. Жесткость подвески должна соответствовать массе и другим параметрам автомобиля. Слишком большое значение лишь ухудшает устойчивость и управляемость, т.к. снижается сцепление колёс с дорогой.

Тюнинг ходовой части

Автопроизводителям приходится постоянно искать баланс между управляемостью транспортного средства и комфортом при езде. Необходимость сделать автомобиль максимально удобным для ежедневной эксплуатации вынуждает немного смягчать подвеску: как результат, машина хорошо держит дорогу на невысокой скорости, но на большой управление ею ухудшается. И если для транспортного средства, от которого требуется довезти владельца из дома на работу, из работы домой да по пути заехать в супермаркет, это нормально и не создает особых трудностей, то для любителей погонять лучше сделать тюнинг ходовой части.

Тюнинг ходовой части предусматривает ряд модификаций разной сложности, которые повышают управляемость автомобиля. Чаще всего он включает в себя замену амортизаторов на спортивные газонаполненные, отличающиеся большей жесткостью и стабильностью работы при высоких нагрузках. Этот результат достигается благодаря газу, который, осуществляя давление на поршень через жидкость, не дает последней вспениваться, что сказалось бы на рабочих характеристиках самого амортизатора. Спортивные аналоги, в отличие от заводских, предполагают регулирование сопротивления отбою и сжатию, причем последний параметр не должен превосходить первый для нормальной работы системы. В более простых моделях для регуляции приходится снимать амортизатор каждый раз, более сложные и, само собой, дорогие дают возможность регулировки прямо с водительского места посредством нажатия кнопок. Промежуточные варианты меняют характеристики в зависимости от режима езды.

Повысить устойчивость машины при прохождении поворотов и улучшить ее управляемость помогают более жесткие, чем стандартные, пружины подвески. Самыми совершенными на данный момент считаются двухсекционные узлы из двух пружин: мягкой нижней и очень жесткой верхней. Благодаря их свойствам при прохождении поворота разгруженное колесо не висит в воздухе, а прижимается к асфальту благодаря нижней пружине. Если вы желаете незначительно улучшить характеристики ходовой, потратив немного денег, можно найти пружины с отличающегося большей мощностью серийного автомобиля.

Для нейтрализации крена, вызывающего зависание колеса при прохождении поворота, можно поставить стабилизаторы поперечной устойчивости, отличающиеся большей жесткостью. Они делают более жесткой всю подвеску, что будет непривычно для водителей, предпочитающих комфорт. Чтобы соблюсти баланс, выбирайте стабилизаторы жестче, чем обычные, но мягче тех, которые устанавливаются на спортивных автомобилях — благо, есть выбор между разными коэффициентами жесткости. В случае, когда вы готовы пожертвовать некоторым удобством во имя улучшения сцепления с трассой, можно поменять резинометаллические шарниры подвески на стальные сферические, что положительным образом скажется на управляемости.

Улучшая подвеску, целесообразно подумать и о колесах. Спортивные низкопрофильные шины хороши для ровных дорог, но для ям да ухабов они — не лучший выбор. При наличии финансов лучше поставить кованые диски. Литые, хоть и стоят дешевле, отличаются меньшей прочностью и могут расколоться, если автомобиль на большой скорости влетит в яму. Что касается ширины шины, здесь лучше не увлекаться — на плохой или мокрой дороге широкие покрышки ведут себя не лучшим образом, да и нагружают подшипники ступицы, влияя на кинематику подвески.

Для усиления эффекта от тюнинга стоит установить распорки (или растяжки) на кронштейны стоек передней подвески — их можно и купить в магазине, и сделать на заказ. При более серьезных вмешательствах надо усилить несущую основу кузова распорками, так называемыми косынками, трубчатыми усилителями днища — их расположение рекомендуется подсмотреть у раллийных модификаций модели машины. Для переднеприводных автомобилей можно изменить клиренс подвески — это снизит проходимость (этот фактор оказывается критичным для некоторых автомобилистов), но положительно скажется на тяге при разгоне, работе тормозов. Для нормальной работы необходимо соответствующим образом настроить колдун, чтобы не получить проблемы с задними тормозами.

Тюнинг ходовой части положительно сказывается на поведении автомобиля на трассе, но взамен требует от водителя некоторых уступок в плане комфорта.

Тюнинг ходовой части

Практически все без исключения современные автомобили обладают великолепными эксплуатационными свойствами и техническими характеристиками. Их ходовая часть и подвеска имеют досконально продуманную конструкцию, в которой воплощены самые передовые инженерные решения и инновационные разработки. Но тем не менее всегда существуют методы, позволяющие улучшить функциональность узлов ходовой и оптимизировать работу элементов подвески. Для достижения этих целей и выполняется тюнинг ходовой части.

Ключевой задачей, которую нужно решить посредством проведения тюнинга ходовой, является изменение рабочих параметром упругих и демпфирующих элементов подвески. Специальные амортизаторы, установленные вместо штатных деталей, позволяют добиться требуемого хода подвески, повысить или снизить ее жесткость, а также уменьшить величину угла поперечного крена кузова при скоростном маневрировании. Такая модернизация позволяет улучшить управляемость авто и настроить подвеску под индивидуальный стиль езды. В тюнинге, как правило, используются специальные газомасляные и гидравлические амортизаторы, имеющие верхнюю регулировку жесткости. Благодаря их установке на автомобиль удается достичь лучшего контакта колес с дорожным покрытием и сделать поведение автомобиля на большой скорости более прогнозируемым.

Читайте также  Как правильно обустроить складское помещение

Усовершенствование упругих элементов подвески или пружин может проводиться несколькими способами.

• Путем замены стандартных деталей на особые пружины из высококачественной стали, имеющие переменное сечение диаметра прутка и различный шаг витков. Как правило, тюнинговые пружины имеют повышенную жесткость (по сравнению со стандартными), что позволяет обеспечивать более эффективную работу подвески в режиме жесткой, агрессивной езды. Стоит заметить, что в некоторых случаях выполняется установка более «мягких» и высоких пружин, за счет чего достигается увеличение клиренса (дорожного просвета) и большая грузоподъемность автомобиля.
• Путем модернизации штатных упругих элементов, посредством их укорачивания и подрезки витков. Серийные, но переделанные пружины могут комбинироваться с установкой новых амортизаторов с регулируемой жесткостью.
• За счет установки таких дополнительных узлов и деталей, как ограничители отбоя пружин, винтовых подвесок с регулируемой длиной пружины, двойных упругих элементов.

Для лучшей отзывчивости колес передней оси автомобиля на поворот руля, а также для увеличения поперечной устойчивости, система подвески тюнингованного авто оснащается более массивными стабилизаторами поперечной устойчивости. Такая конструкция стабилизирующих торсионов призвана уменьшить величину крена кузова на поворотах. Конструктивные особенности подвески некоторых автомобилей допускают установку на одну ось нескольких стабилизаторов с различными характеристиками.

При проведении тюнинга ходовой части и системы подвески особое внимание уделяется регулировке углов развала и схождения колес. От правильной настройки этих параметров зависит устойчивость и управляемость автомобиля, особенно при движении и маневрировании на высоких скоростях. При настройке ходовой изменяются углы продольного и поперечного наклона не только передних, но и задних колес. Так, например, отрицательный угол схождения передних колес улучшает управляемость авто на крутых виражах и поворотах. Важно помнить, что проверка и регулировка развал-схождения должна проводиться исключительно на специальном диагностическом стенде.

Модернизация ходовой и подвески практически всегда завершается заменой колесных дисков и подбором соответствующих шин. Широкие литые или кованые диски с оригинальным дизайном, «одетые» в низкопрофильные покрышки являются классическим вариантом завершения тюнинга ходовой автомобиля.

Решение о проведении тюнинга ходовой части должно приниматься после полного осознания того, что внесение несанкционированных изменений в конструкцию ключевых узлов автомобиля может не только радикально повлиять на эксплуатационные характеристики транспортного средства, но существенно снизить уровень его безопасности. Поэтому модернизация базовых узлов, агрегатов и систем авто должна проводиться профессионалами, имеющими серьезный опыт в проведении такого рода операций.

Крен её знает или устойчивость автомобиля

Что делать, если машина неустойчива на поворотах и сильно кренится? Устранить эти недостатки, а также улучшить устойчивость автомобиля на дороге поможет тюнинг ходовой части. Однако, уделяя внимание тюнингу ходовой, следует помнить, что не каждый способен долгое время чувствовать себя пилотом спорт-кара, ощущая все прелести жесткой подвески.

Наши эксперты:
Иван Березин,
директор тюнинг-ателье Global Tuning
Дмитрий Либман, начальник малярно-кузовного цеха Автоцентра «Плутон»

Существует масса вариантов тюнинга ходовой части – все зависит от степени крена (т.е. «диагноза») и запросов владельца автомобиля. Один из типичных методов борьбы с кренами – замена износившихся амортизаторов на новые и более жёсткие (а также и пружин на новые). Но при этом надо помнить, что с уменьшением крена автомобиля можно получить и побочное действие: комфорт при езде ощутимо снизится.

Наш эксперт:
«Чаще всего меняют стандартные амортизаторы и пружины на более жесткие. Крена не будет, но подвеска станет очень жесткой, — напоминает Иван Березин, директор тюнинг-ателье Global Tuning. — Естественно, снижается комфорт и увеличиваются затраты на расходные материалы, на все «резиночки» — все это начинает быстрее изнашиваться по причине повышения нагрузки на подвеску. Что касается положительной стороны вопроса, то после тюнинга ходовой машина ведет себя устойчивее и позволяет входить в повороты на более высоких скоростях».

Ещё один вариант снижения кренов в автомобиле – установка дополнительных стабилизаторов жесткости либо замена стандартных стабилизаторов более жесткими. Наиболее кардинальным вариантом устранения кренов кузова является установка поперечного стабилизатора поверх чашек амортизаторов. Однако подобные вмешательства в ходовую часть приводят к серьезному изменению в поведении автомобиля на дороге. Как правило, столь серьезные изменения требуются только в том случае, если предварительно проведена существенная доработка двигателя.

Кто и почему?

И все-таки, кому это нужно? Каков же, так сказать, социальный портрет основного заказчика услуги тюнинга ходовой части? По мнению Ивана Березина, это молодые любители погонять по городским магистралям на высоких скоростях.

Наш эксперт:
«На мой взгляд, основным любителем тюнинга ходовой части является наша «продвинутая» молодежь, — говорит Дмитрий Либман, начальник малярно-кузовного цеха Автоцентра «Плутон». – Поскольку в средствах эти молодые люди чаще всего ограничены, то в качестве объектов для своих экспериментов они выбирают продукцию АвтоВАЗ, начиная с 2109 по 2112 модели. Например, ставят передние вентилируемые диски, которые предназначены для любителей быстрой езды, сокращающие тормозной путь и обеспечивающие лучший эффект торможения. И плюс к этому устанавливают спортивные амортизаторы, к примеру, ставят газовые амортизаторы. Однако тем, кто делает тюнинг ходовой части своего автомобиля, надо учитывать, что после этого может усилиться вибрация на руле. Грубо говоря, каждая кочка будет отдаваться и на руле, и на кузове».

Нюансы тюнинга

С помощью каких приспособлений любители вазовских моделей оптимизируют ходовую часть? Для любителей недорогого тюнинга ходовой части отечественных автомобилей на сибирском рынке представлены стабилизаторы поперечной устойчивости (задние) для переднеприводных автомобилей семейства Lada, которые легко устанавливаются на балку заднего моста без каких-либо дополнительных доработок кузова. Они увеличивают угловую жесткость задней подвески автомобиля, уменьшают боковой крен автомобиля и улучшают сцепление колес с дорогой на поворотах. Такие стабилизаторы распределяют нагрузку на оба амортизатора при наезде на неровность дороги одного из колес, что дает улучшение управляемости и устойчивости автомобиля.

Есть также передние стабилизаторы поперечной устойчивости, которые изготавливают с увеличенным диаметром штанги. Такой стабилизатор обладает повышенной на 40% угловой жесткостью и уменьшает боковой крен автомобиля.

В качестве варианта тюнинга ходовой части применяют пластины изменения угла развала задних колес для переднеприводных автомобилей. Они придают задним колесам автомобиля отрицательный угол развала. При установке на автомобиль таких пластин увеличивается площадь пятна контакта шины с дорогой. Благодаря этому улучшается устойчивость автомобиля в повороте и при объезде препятствия.

Усиленная поперечина передней подвески для «вазовских» автомобилей устанавливается любителями тюнинга взамен серийной, потому что имеет более прочный корпус и сайлентблоки повышенной жесткости. Такая поперечина улучшает управляемость автомобиля и уменьшает минимальный радиус поворота. В данном варианте появляется возможность применять колеса большего диаметра и регулировать в более широких пределах угол продольного наклона оси колеса.

В таком деле как тюнинг ходовой – масса нюансов, которые следует учитывать. Например, известно, что амортизаторы играют основную роль в обеспечении безопасности автомобиля в движении. Их функция заключается в поддержании постоянного, ежесекундного контакта колеса с дорогой в любых условиях, а также — в гашении колебаний и кренов кузова.

Читайте также  Никель-металлгидридные аккмуляторные батареи (Ni-MH)

Или вот еще один нюанс тюнинга ходовой: постройка подвески на сферических шарнирах вместо сайлентблоков. Но тут необходимо знать, что подвеска с использованием таких шарниров не предназначена для повседневного использования, так как быстро выходит из строя в загрязненных условиях. То есть такой вариант тюнинга подходит только для соревнований, причем тех, которые проводятся на асфальтовых покрытиях.

Что касается импортных автомобилей, то они, по мнению Дмитрия Либмана, подобному тюнингу подвергаются у нас гораздо реже:

Наш эксперт:
«Во-первых, у покупателей иномарок уже есть возможность выбора моделей с качественным «заводским тюнингом». Такие модели как, например, Mitsubishi Evolution или Nissan Skyline, в специальных комплектациях уже имеют усиленную подвеску и форсированный двигатель. Если есть желание поездить на «горячем» автомобиле, надо всего лишь правильно подобрать машину. Во-вторых, тюнинг иномарки — занятие очень дорогостоящее, и далеко не каждый молодой человек может себе это позволить».

Подытожим

Итак, крены кузова устраняют с помощью усиления жесткости несущих элементов. Эта цель достигается установкой усиленных стоек подвески, заменой пружин более жесткими. Заменяют стандартные стабилизаторы поперечной устойчивости стабилизаторами спортивного типа. Некоторые даже умудряются ставить стабилизаторы от внедорожника. Для понижения центра тяжести устанавливают более короткие пружины, из-за которых дорожный просвет может значительно уменьшиться. Однако в этом деле лучше руководствоваться известной пословицей: «Семь раз отмерь – один отрежь».

В принципе, все варианты тюнинга ходовой части – прямое, а в некоторых случаях и кардинальное вмешательство в систему подвески автомобиля. Продукция отечественного автопрома, преимущественно АвтоВАЗов, не блещет высокими технологиями и практически изначально предполагает желание автовладельца каким-то образом доработать свой автомобиль. Сами по себе способы тюнинга ходовой части ВАЗов не особо затейливы, не требуют больших финансовых затрат, что и позволяет молодежи проявлять свои творческие способности. Что касается импортных авто, то они гораздо тревожнее относятся к любым вмешательствам в изначальный замысел производителя – а в случае каких-либо доработок потребуют очень серьезных инвестиций.

Тюнинг ходовой части

После того, как двигатель форсирован, трансмиссия переделана, настает пора заняться ходовой частью. Ведь наш тюнингованый автомобиль способен ездить хоть и быстро, но пока только по прямой. Для придания машине “спортивной” управляемости придется немало потрудиться (и раскошелиться).

Боже упаси увлечься улучшением кинематики MacPherson или Multilink. Придется свято чтить золотое правило механика, гласящее: «Не мешай машине нормально работать». Улучшение характеристик подвески может идти только в одном направлении: устранение компромиссов, на которые конструкторам пришлось пойти ради обеспечения пассажирам должного комфорта. Когда стоит выбор: комфорт или возможность лучше держать дорогу – удобствами придется пожертвовать.

Спортивные амортизаторы Спортивные пружины Стабилизаторы поперечной устойчивости Низкопрофильные шины Распорки кузова Усилители днища Каркас безопасности

Первое, что придется сделать – заменить стандартные амортизаторы на более жесткие спортивные. Они, как правило, газонаполненные, и более стабильно работают при длительных нагрузках (газ, давя через поршень на жидкость, предотвращает ее вспенивание, которое изменяло бы характеристики амортизатора). Кроме того, у таких амортизаторов чаще всего можно регулировать сопротивление сжатию и отбою.

При регулировке важно не перестараться; в поисках наивыгоднейших характеристик подвески иные умельцы умудряются настроить амортизаторы так, что сопротивление сжатию становится больше сопротивления отбою! Процедура настройки зависит от модели амортизатора – некоторые приходится для этого каждый раз снимать с машины, а самые сложные (и, соответственно, дорогие) можно регулировать кнопками с места водителя. Существуют и компромиссные варианты типа Monroe Sensatrac, у которых характеристики в некоторых пределах меняются автоматически в зависимости от режима передвижения.

Улучшению управляемости и особенно повышению устойчивости автомобиля в поворотах способствуют более жесткие пружины подвески. Последнее слово в этой области – двухсекционные узлы, состоящие из двух пружин: сверхжесткой верхней и мягкой нижней. Это решение улучшает контакт колеса с дорогой: разгруженное в повороте колесо не «зависает» над поверхностью, а под воздействием нижней пружины прижимается к асфальту.

Для того, чтобы уменьшить крен машины, ведущий к «зависанию» колес в повороте, устанавливают новые, более жесткие стабилизаторы поперечной устойчивости. При их установке значительно «ужесточается» работа всей подвески, что не всем придется по нраву. Если вы готовы это стерпеть, можно пойти еще дальше – заменить резинометаллические шарниры подвески на стальные сферические. Это значительно повысит управляемость, вот только высокочастотные вибрации вы будете ощущать всем телом.

Поработав над подвеской, не забудьте о колесах. Здесь опять придется столкнуться с альтернативой: комфорт или управляемость. Спортивные низкопрофильные шины отлично держат дорогу, но вот на колдобинах и выбоинах сердце кровью обливается. Особенно если такие покрышки (серии 50, а то и ниже) установлены на дорогущих 16-, 17- или 18 – дюймовых кованых дисках. Литые подешевле, но при попадании колеса в хорошую выбоину на большой скорости алюминиевый диск может просто расколоться.

Не всегда благоприятно влияет на управляемость увеличение ширины шины. На сухом асфальте широкая резина, естественно, получше. Но вот в дождь, да еще на загородной трассе, украшенной глиняными «отметинами» от протекторов колхозных тракторов… Кроме того, более широкое колесо – это увеличенное плечо обкатки, а значит, повышенная нагрузка на подшипники ступицы и изменение кинематики подвески со всеми вытекающими последствиями…

Впрочем, бывают случаи, когда на изменение геометрии подвески можно пойти. Такие варианты предлагают тюнинговые конторы, непосредственно связанные с заводом – изготовителем «основы» (например, немецкий AMG) и использующие заводские наработки по «оспортивливанию» поведения автомобиля на дороге. Правда, подобных предложений немного и стоят они недешево.

Еще дороже стоит «пересадка» всей подвески (обычно задней) от более мощного и скоростного автомобиля. В этом случае уже не обойтись без такой трудоемкой и дорогостоящей операции, как вваривание в стандартный каркас кузова кронштейнов (а то и всего днища) от «донора». Чаще всего силовую структуру кузова переделывать не обязательно, можно ограничиться установкой распорки на кронштейны стоек передней подвески. Такие узлы выпускаются многими тюнинговыми ателье, стоят недорого, а эффект, получаемый с их помощью, достаточно велик.

В случае же радикального тюнинга, сопряженного с многократным увеличением мощности, скорее всего придется заняться усилением несущей основы кузова. Чаще всего это косынки и распорки, места установки которых подсказаны раллийным опытом эксплуатации данной модели автомобиля. Можно пойти и дальше, установив трубчатые усилители днища. Самым экстремальным решением является вварной каркас безопасности, подобный гоночному, но его применение вряд ли можно рекомендовать для машины повседневной эксплуатации.

Получившийся после всех таких переделок «волк в овечьей шкуре» внешне от оригинала отличаться почти не будет, и это хорошо, если вы предпочитаете не афишировать полноту своего кошелька.