Украинское такси забастовало

Коротко / ОБЩЕСТВО

Донецк пишет письма

Количество домашних телефонных аппаратов у населения Донецкой области, по данным главного областного управления статистики, на сегодня оставляет желать лучшего. Так, в 2004 г. число стационарных телефонов увеличилось лишь на 5,6% (до 722,4 тыс. единиц). Всего же обеспеченность донетчан домашними телефонными аппаратами городской сети в среднем, по состоянию на 1 января, составляет 46 единиц на 100 семей. Значительно ниже уровень телефонизации квартир в сельской местности — 20 телефонов на 100 семей. Не лучше обстоит дело и с уличными телефонами, которых, по данным на 1 января 2005 года, в области насчитывалось 6,8 тыс., что на 2% меньше, чем в конце 2003 г. Правда, при этом в регионе отмечается уменьшение количества местных таксофонов за счет переоборудования их в универсальные, количество которых в 2004 г. выросло на 22,4% (до 3,5 тыс. единиц). С другой стороны, статистика отмечает увеличение интереса донетчан к эпистолярному жанру. Так, совсем недавно объем пересылки писем в Донецкой области вырос на 4,3% (до 24 млн. штук), посылок — на 17,2% (до 388,3 тыс. штук.). Также на 6,6% увеличился и объем подписки газет и журналов, сообщает Анна ХРИПУНКОВА , «День».

Ужгород: маршрутки дорожают

В Ужгороде забастовали частные предприниматели, занимающиеся пассажирскими перевозками. По их требованиям, давно следует пересмотреть тарифы, которые не менялись в областном центре Закарпатья с 2000 года. Сейчас же причин для пересмотра тарифов достаточно — с того времени неоднократно повышалась стоимость горюче-смазочных материалов, дорожали сами «маршрутки». Учитывая подобную ситуацию, властям Ужгорода не осталось ничего другого, как прислушиваться к требованиям перевозчиков. В результате, на внеочередном заседании исполкома Ужгородского городского совета было принято решение о повышении тарифов на пассажирские перевозки в городе. Новые цены вступают в силу с понедельника. Плата за проезд в автобусах вместимостью более 17 человек повышена с 50 до 60 копеек за 1 человека, в маршрутных такси — с 65 до 75 копеек, сообщает Наталья РОШКО , Ужгород.

В Виннице возобновили субботники

С 9 по 28 апреля исполняющий обязанности мэра Винницы Виктор Козак вместе с другими представителями городского совета по субботам будут убирать улицы областного центра.

Ежегодная акция «Чистый город» в этом году, по указанию губернатора, бывшего мэра Винницы Александра Домбровского, будет направлена не только на уборку мусора, но и на тщательное уничтожение нецензурщины с заборов и стен домов. После завершения субботников планируется заасфальтировать дворы и посадить там цветы, для чего городской совет предусмотрел определенные средства, сообщает Мирослава СОКОЛОВА .

Порнография тиражировалась в детском саду

Сотрудники запорожской милиции произвели ряд контрольных закупок на местных рынках. После проведения санкционированных обысков в местах складирования и реализации порнографических видеоматериалов было изъято более 9,5 тыс. видеокассет на сумму около 120 тыс. грн. Как выяснилось, запорожские распространители порнопродукции — только небольшое звено в налаженном пиратском бизнесе. След вел в Днепропетровскую область, где в помещении бывшего детсада находился центр по тиражированию видеокассет. Размах поставленного дела поражал. Для вывоза оборудования этого заведения милиционерам понадобились две грузовые машины. По словам начальника отдела по борьбе с экономической преступностью Запорожского городского управления УМВД Украины в Запорожской области Константина Коленко, стоимость конфискованного оборудования сейчас устанавливается. Впрочем, о размерах подпольного производства можно судить по количеству задействованной в нем аппаратуры: только видеомагнитофонов беспрерывно работало 265 штук. Кроме того, было изъято профессиональное оборудование для видеозаписи, голограммы — как чистые, так и с названиями фильмов; 700 ящиков чистых и огромное количество уже записанных видеокассет. Изготавливали их также на месте с помощью двух намоточных верстаков. По выявленным фактам возбуждено уголовное дело, сообщает Александр ВОРОТИЛОВ , Запорожье.

Груз древности

К легендам и мифам Греции следует прибавить также и миф об экономике

С точки зрения страноведения мне повезло: я оказался в Салониках — крупнейшем и самом богатом городе Греции — в конце октября, как раз тогда, когда Брюссель решал, как спасать неспособные рассчитаться по долгам Афины, а сами греки, не согласные больше работать и меньше получать, устроили всеобщую стачку. Первое, что я увидел на улицах, — это груды мусора: те, кто должен его собирать, видимо, почувствовали себя наиболее униженными и прекратили работать за неделю до авиадиспетчеров. Второе — очередь, натуральная, как при Горбачеве за колбасой или водкой, где люди переписывали номера на руках шариковой ручкой. Выяснилось, что стачка тут ни при чем, это нормальная греческая очередь в банк: финансовые учреждения в Греции работают с 12 до двух, и, чтобы попасть в них, надо приходить заранее.

Своеобразный, мягко говоря, рабочий график, а также специфическая рабочая этика, как быстро выяснилось, в целом отличительные особенности Греции. Кассир в билетной кассе аэропорта Салоник сначала минут двадцать беседовал о чем-то, явно не имеющем отношения к полетам, со своим знакомым, а потом, перейдя наконец к обслуживанию меня, заверил, что не отлучится строго до конца рабочего дня (который, как мы уже знаем, начинается в 12 и заканчивается в два). Надо ли говорить, что, вернувшись через пять минут к окошку, я обнаружил его открытым, компьютер — включенным, отсутствовал лишь разговорчивый эллин. Не появился он на своем месте и через полтора часа, когда, с трудом решив свою небольшую проблему с билетами, я покидал аэропорт.

Иностранцы, живущие в Греции, с которыми я поделился своим недоумением по поводу местных привычек, махнули рукой: мол, такая культура. Девушка, представитель турагентства из восточноевропейской страны рассказала: на одном из райских островов забастовали работники местного водоканала, отчего у туристов отключился душ. Ответ работников отеля на претензии непривычных к такому обслуживанию северян был достоин Марии-Антуанетты: нет душа — купайтесь в море.

Демонстративно презирая капиталистическую, да и любую другую трудовую этику, греки живут, следуя логике этического императива, который Вернер Зомбарт называл «экономикой траты»: как у светских и духовных сеньоров феодальной Европы, деньги существуют у них для того, чтобы их тратить, это грязь, и задумываться об их происхождении — значит, унижать себя. Совершенно понятно, что в такой перспективе расходы всегда будут больше доходов. В нормальных условиях это ведет к разорению: читайте «Вишневый сад». Однако греки приняты в союз европейский народов, более того, гордо считают себя его патриархами. И это делает ситуацию совсем уж трагикомической.

Ответ работников отеля на претензии непривычных к такому обслуживанию северян был достоин Марии-Антуанетты: нет душа — купайтесь в море.

Представьте себе семью, где большая часть родственников — пенсионеры, причем привыкшие жить на широкую ногу (таких любит изображать в своих картинах Никита Михалков). Удовлетворять их вздорные претензии позволяет доход, который обеспечивают несколько добросовестно работающих членов семьи — тоже, прямо скажем, давно не юношей. Время от времени эти несчастные ропщут, что кормить многочисленных бездельников им надоело, однако выпестованные веками нормы гуманизма, приличия, корректности, милости к слабым и уважения к старшим быстро приводят их в смущение, и финансирование нахлебников возобновляется. Как вы поймете на улицах греческих городов, те, кто вечно нуждается в помощи, не обязательно должны быть биологическими стариками: ментальностью персонального пенсионера союзного значения здесь обладает всякий подросток, молодой человек и зрелый мужчина трудоспособного возраста.

Из Салоник мне чудом удалось улететь за сутки до всеобщей греческой забастовки. Через день подруга, которой повезло меньше, написала мне: «Аэропорт закрыт, не ходят ни автобусы, ни такси, по заваленным мусором улицам бродят греки и скандируют лозунги про всеобщую справедливость». Заранее зная ответ, я, тем не менее, не удержался и спросил: «А присоединился ли к забастовке хотя бы один бар или ресторан?»

«Конечно же нет, — сказала подруга. — Тут, наоборот, аншлаг — все выпивают, танцуют и поют». На часах было три утра. В сумрачных городах Германии и Голландии кормильцы наследников Зевса и Афины по заводскому гудку собирались на первую смену.

Сделайте наш ресурс своим источником в Яндекс.Новостях

Читайте также  Гибридный Buick LaCrosse Hybrid рассекретили для рынка Китая

В Ульяновске забастовали водители «Яндекс.Такси»

С бастующими встретились транспортные начальники региона

В Ульяновске несколько десятков водителей, подключенных к «Яндекс. Такси», отказались выходить на работу. Причина такого решения — изменения, которые ввела компания в правила работ. Теперь водитель, откликающийся на заказ, не знает, куда именно ему придется ехать: информация об этом в сервисе скрыта. Такой расклад устроил не всех.

«Эта проблема в целом актуальна для регионов. Дело в том, что работать в такси в последние год-два стало снова опасно. Низкие доходы подталкивают людей на преступления. Таксист — простейшая жертва. Водитель теперь не видит конечного адреса и он элементарно (как было раньше) не может предупредить коллег, чтобы те оказали поддержку. Кроме того, это сильно влияет на заработок. Чтобы заработать, таксисту нужно попасть в определенный район: в будние дни утром — в спальный, в выходные вечером — в центр. Теперь же велика вероятность, что водителю придется простоять все самое выгодное время где-то на отшибе. Доехать пустым? Увы, холостой пробег при нынешних ценах на горючее и ценах на такси — это слишком смелый шаг», — рассказал владелец канала Bombilagram в Telegram Влад Каталымов.

В понедельник с бастующими встретились представители регионального Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта, местного объединения диспетчеров и перевозчиков такси, а также компании «Яндекс.Такси».

— Мы выслушали все стороны. Считаем, что в системе перевозок главным действующим лицом является пассажир. И повышать качество услуг необходимо, начиная с того, чтобы помочь погрузить сумку в багажник, и заканчивая безопасным вождением: не отвлекаться на телефон, вежливо общаться. Позиция министерства — требовать это от всех операторов и организаций такси, которые работают в регионе. «Яндекс.Такси» тоже работает над повышением качества. Так что пассажирам мы можем рекомендовать не стесняться и, если они столкнутся с какими-то нарушениями, жаловаться в компании и наше министерство, — пояснил директор областного департамента транспорта Юрий Чибисов.

Руководитель ульяновского объединения диспетчеров и перевозчиков такси Михаил Фролов назвал поступок бастующих «неразумным».

— Если что-то не устраивает, нужно жаловаться руководству, а не устраивать забастовки. Они ничего не решают. Если вы устроились на работу, будьте добры соблюдать правила, возить людей туда, куда нужно им, а не лезть в чужой монастырь со своим уставом, — пояснил Фролов. — Вдобавок, это совершенно неправильное поведение — подбивать на забастовку других, заставлять присоединиться к ним. Если не нравится — иди работать в другую организацию.

Впрочем, то, что ульяновские таксисты все-таки испытывают проблемы, Михаил Фролов все же признал: «Слишком низкие тарифы, многие водители работают себе в убыток — с этим я согласен. С учетом амортизации, всех необходимых техрегламентов, ремонта автомобиля и стоимости бензина, километр поездки должен стоить 17 рублей. А в «Яндекс. Такси» он стоит 10 рублей. Это приводит к тому, что водители всячески пытаются сэкономить, чтобы не быть в минусе: машина может быть неисправна, но они выходят работать. А это уже небезопасно».

Фролов пообещал, что будет решать эту проблему «на всех уровнях, в том числе, с «Яндексом».

20 водителей, решившихся на забастовку, уже заблокированы сервисом: работать в «Яндекс.Такси» они уже не смогут. Всего в Ульяновской области к сервису подключено 6 000 автовладельцев.

Белорусская оппозиция открыто угрожает митингами по всей стране и оружием

На 20-21 декабря анонсированы протесты в столице против интеграции с Россией

«Президент Беларуси Александр Лукашенко 20 декабря совершит рабочий визит в Российскую Федерацию. В Санкт-Петербурге глава государства примет участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое пройдёт в узком и расширенном составах. Лидеры стран подведут итоги развития интеграционного взаимодействия в текущем году, обсудят имеющуюся проблематику и перспективы совместной работы в предстоящий период, в том числе с учётом перехода Беларуси в 2020 году председательства в ЕАЭС»,

– сообщила 19 декабря пресс-служба президента Беларуси .

В сообщении нет ни слова о том, что в Петербурге будет обсуждаться интеграция в Союзное государство, только лишь намёк на то, что «планируется продолжить переговоры с президентом России Владимиром Путиным на предмет решения вопросов в сфере белорусско-российских отношений».

Тем не менее в самой Беларуси растёт накал страстей с каждым часом – оппозиция уже готова к борьбе, а оппозиционные лидеры уверяют, что наступает час икс, когда Беларусь «сдадут», «предадут» и даже «продадут».

На 20 декабря уже анонсированы протестные митинги – сопредседатель оргкомитета партии «Белорусская христианская демократия» Павел Северинец, председатель Объединённой гражданской партии Николай Козлов и представитель общественного объединения «Таварыства беларускай мовы» Ян Гриб передали 17 декабря в Минский горисполком уведомление о намерении провести 20 и 21 декабря уличные акции протеста против интеграции с Российской Федерацией.

Причём оппозиция не ждёт разрешения от властей на проведение митингов, а просто ставит их в известность. Если же власти попробуют помешать проведению митингов, то у оппозиции на этот случай имеется запасной план, который пока засекречен, однако о наличии такого плана оппозиционная уже предупредила .

«Лукашенко полностью поддерживает Путина, предоставляет территорию Беларуси для военных приготовлений России, выполняет все указания Путина на международной арене, поэтому и требует от Кремля всё более высокой оплаты своих услуг. Идёт ползучая аннексия, и у Путина достаточно времени, чтобы продолжать такую политику»,

– уверяет б елорусский политик Андрей Санников , которого цитирует и украинское издание «Лига».

А известный оппозиционер Павел Северинец заявляет, что «торг продолжается, и к новому году мы можем получить внезапную сдачу Беларуси».

Журналист Александр Класковский вообще считает, что белорусов необходимо подготовить к трудным временам , поскольку только в тяжёлой борьбе можно отстоять свою независимость: «Нужно психологически готовить белорусов к тому, что за независимость придётся заплатить полновесную цену – хотя бы такую, как заплатили соседи-литовцы, мёрзшие некогда в блокаде».

Тем временем, готовясь к уличным противостояниям, организационный комитет кампании «Абаронім незалежнасць» направил в МВД, Министерство обороны и КГБ открытое обращение с требованием «не применять насилие в отношении участников мирных протестов против интеграции с Россией».

«Мы обращаемся за тем, чтобы вы не запятнали свою служебную честь и гражданское достоинство лжесвидетельством, фальсификациями и другими репрессивными, преступными действиями. За нашими спинами Владимир Путин и Александр Лукашенко ведут переговоры об «углублённой интеграции», которая может закончиться поглощением белорусского государства Российской Федерацией. Помните, что мы – единый народ, другой Родины, кроме Беларуси, у нас нет»,

– говорится в обращении .

Заодно оргкомитет пугает силовиков тем, что после «аннексии» Беларуси, белорусских стражей порядка «направят служить в Сибирь, на Дальний Восток и в другие регионы мира». О нелогичности подобных заявлений уже никто не думает – времени осталось мало.

19 декабря в Полоцке забастовали работники ЖКХ, а в Минске и в Барановичах – водители такси, просто случайно так произошло. А оппозиционные СМИ прогнозируют, что вот-вот народ начнёт бунтовать против вредных заводских выбросов, да и бюджетникам зарплаты не хватает. Терпели – терпели, а 20 декабря, похоже, всё терпение народное враз закончится.

В связи с чем интернет-издание белорусских националистов «Хартыя-97» призывает : «Лукашенко, уйди сам!»

О том, что акции протеста готовы распространиться на регионы, заявил и брестский оппозиционный активист гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрей Шарендо.

«Надо смотреть по обстоятельствам. И понятно, что если дальше будут вестись эти тайные переговоры Лукашенко и Путина, акции начнутся и в Бресте, и в других городах. О формате я не могу сказать, будет видно по обстоятельствам»,

– заявил он «Радыё Рацыя» . По его словам, акции могут принять стихийный характер.

Ну и, конечно же, не обошлось без реверанса в сторону белорусизации – газета «Свободные новости» опубликовала письмо читателя из Минска, который переживает о судьбе белорусского языка и требует, чтобы в стране был один государственный язык – белорусский. Причём требует это на русском языке. Да и сама газета, выходящая на 16 полосах, судя по всему, с трудом набирает материалов на мове на две полосы – в основном стихи и басни.

«Почему я, белорус, должен учить языки национальных меньшинств? Да, должны быть школы или классы, пусть изучают языки своих народов, но белорусский язык должен изучаться как государственный»,

– негодует н екто Сергей Семёнов из Минска .

Читайте также  Как подобрать запчасти MAN для тюнинга

С радостью поддержали белорусов в их антироссийских настроениях украинские соседи, устроив в Киеве очередной митинг возле российского посольства. В акции принимали участие и белорусские активисты. Вот только народной поддержки со стороны киевлян не было, акция получилась малочисленной, впрочем, как и предыдущая.

«Поглощение Россией Беларуси приведёт к катастрофическим последствиям в странах Балтии, в Польше. Это угрожает и Украине. Поэтому президент Украины и Верховная Рада не должны остаться в стороне. Если мы будем вместе бороться, нас не победят»,

– заявил в своём выступлении заместитель главы Всеукраинского объединения «Свобода» Юрко Сиротюк . Дожили, как говорится, – уже и нацисты из «Свободы» призывают бороться за Беларусь! Чем такая «борьба» заканчивается, демонстрирует конфликт в Донбассе: кстати, именно с постмайданных инициатив «Свободы», направленных против русского языка, начались народные волнения в Крыму и на востоке Украины.

Выступили на защиту «независимости» Белоруссии и в Вильнюсе, устроив под стенами белорусского посольства митинг. Правда, митинг – это громко сказано, не набралось и десяти человек, зато плакатов было много. Почему-то среди плакатов затесался и украинский трезубец, вероятно, остался от прошлых «протестов».

Главной же целью этой акции, уверяет о ппозиционное интернет-издание «Хартыя-97» , было «донести сигнал о том, что Конституция Беларуси даёт право оборонять свою страну даже с оружием в руках. Это месседж о том, что крымского сценария в Беларуси не будет и что люди готовы сражаться за свою независимость».

Что-то часто в Белоруссии стали раздаваться призывы к оружию из уст деятелей разного пошиба.

В государственном управлении внутренних дел Минского горисполкома опубликовали перечень мест, в которых запрещено устраивать массовые мероприятия. Входит в этот перечень и Октябрьская площадь, и площадь Независимости, на которых уже анонсирован сбор оппозиции.

В сообщении на сайте ГУВД говорится о том, что Павел Северинец, как один из лидеров оппозиции, был предупреждён «об административной ответственности в случае призывов к сбору на площади».

«Кроме того, он предупреждён о том, что со стороны органов внутренних дел будут приняты все необходимые меры по обеспечению безопасности граждан, в том числе детей, прибывших на праздничные мероприятия»,

– говорится в сообщении . Однако оппозиционеров это не смущает – им необходим конфликт с силовиками. Как бы не случилось провокаций.

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Азов», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Хайат-Тахрир-аш-Шам», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Братья-мусульмане», «Меджлис крымско-татарского народа», «Хизб ут-Тахрир»,«Имарат Кавказ», «Нурджулар», «Таблиги Джамаат», «Лашкар-И-Тайба», «Исламская партия Туркестана», «Исламское движение Узбекистана», «Джунд аш-Шам», «АУМ Синрике», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), С14.

** «Голос Америки», «Idel.Реалии», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), «Сибирь.Реалии» — СМИ, признанные иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ.

*** «Национальный фонд в поддержку демократии» (The National Endowment for Democracy), Институт Открытое Общество Фонд Содействия (OSI Assistance Foundation), Фонд Открытое общество (Open Society Foundation), Национальный Демократический Институт Международных Отношений (National Democratic Institute for International Affairs), Корпорация «Международный Республиканский Институт» (International Republican Institute), Open Russia Civic Movement, Open Russia (Общественное сетевое движение «Открытая Россия») (Великобритания), OR (Otkrytaya Rossia) («Открытая Россия») (Великобритания) (с 08.11.2018 – HUMAN RIGHTS PROJECT MANAGEMENT), The German Marshall Fund of the United States (GMF) (Германский фонд Маршалла Соединенных Штатов) (США) — организации, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ по решению Генеральной прокуратуры.

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

«Гони в Чертаново!». Московскому такси исполняется 95 лет

Исторический экскурс от первых поездок до героев советских кинофильмов

Недавно шел по старинной московской Большой Дмитровке и как-то ненароком вспомнил, что в давние уже времена, когда улица называлась Пушкинской, недалеко от Столешникова переулка, располагалось популярное кафе «Зеленый огонек».

Оно было для таксистов, но туда пускали всех, кто желал отведать борща, котлет с картошкой или макаронами и компота из сухофруктов. Хочешь «поймать мотор», зорче гляди, кто из мужиков в фирменных фуражках завершает трапезу. И – бегом на улицу, пока не погас заветный зеленый огонек…

Впрочем, автор слишком далеко «заехал» в историю. «Отъедем» назад, поговорим о старине.

Ловкачи и обманщики

В России такси появилось на самом излете позапрошлого века. В 1899 году в журнале «Самокат» было размещено объявление, что в Санкт-Петербурге некто Абрикосов «отпускает моторы на прокат». Тогда это была чистая экзотика – народ в основном передвигался пешком, на лошадях и толкался в вагонах конки. Впрочем, уже и трамваи отовсюду набежали…

Со временем такси становилось более популярным, что и подтверждал журнал «Автомобилист» в 1909 году: «Появившиеся недавно таксомоторы пользуются большим спросом у публики. Можно с уверенностью сказать, что московские таксомоторы лучше берлинских и парижских».

С каждым годом таксомоторов становилось все больше. На петербургских линиях в 1910 году работало 217 «моторов, а к лету 1914-го их стало уже более четырехсот. Все машины были иностранных марок: немецкие Mercedes Mercedes и Benz, французские Delaunay-Belleville и Renault. В России выпускали авто «Руссо-Балт», но в качестве таксомоторов их не использовали, ибо они были слишком дороги в эксплуатации

В Москве первый таксомотор американской марки Oldsmobile вышел на линию в сентябре 1907-го. В следующем году такси помчались по Туле, Казани, Архангельске, Одессе, Риге, Самаре, Вскоре «моторы» появились в Иркутске, Нижнем Новгороде, Выборге, Киеве, Новгороде, Херсоне, Тифлисе…

Платить пассажирам приходилось не только за поездку, но и отдельно за багаж, ночные путешествия, выезды за город. Москва в то время была не слишком велика, ограничиваясь Коммер-Коллежским валом. А это чуть дальше Садового кольца…

Среди водителей такси еще в те времена встречалось немало ловкачей и обманщиков. Манипуляции со счетчиками, обсчет и обман пассажиров были частым явлением. Газеты начала ХХ века часто обличали таксистов, называя «сутенерами», «грабителями», «бандитами». Рассказывали и о притонах, где «кутили и отдыхали от разбоев и грабежей шоферы таксомоторов…».

Железные кони и их живые собратья

21 июня 1925 года в Москве появились перавые в СССР такси – это были 15 закупленных во Франции автомобилей Renault. Они были черного цвета с желтой полосой вдоль кузова . В Орликовом переулке был построен первый таксопарк на 60 машин.

«Интерес населения к таксомоторному движению довольно значителен, — констатировал корреспондент журнала «Мотор». — У таксомоторов почти нет простоя. Они тут же, по прибытии на определенное место, занимаются новыми пассажирами». Газета «Рабочая Москва» поместила рисунок такси со счетчиком – громоздким ящиком, в котором были окошечки, указывающие пройденное расстояние и стоимость проезда.

Взять свободную машину можно было на бирже – так назывались стоянки такси. Они располагались в самых оживленных местах столичного города — на площади Свердлова, Страстной, Арбатской, Комсомольской площадях, у Курского вокзала. Согласно тарифу, за одну версту, а это -1066,8 метра, по счетчику брали 50 копеек. За час пользования такси – четыре с полтиной целковых. Поездка ночью обходилась на четверть дороже

При виде такси молодые удивлялись, люди постарше, старики и старушки — улыбались, словно после долгой разлуки встретили старых друзей. И водителя они называли на старинный манер: «шоффэр». Он был важный и неприступный — в фуражке, кожаном костюме и крагах. Он нажимал на газ, и железный конь мчался, вздымая вихри пыли.

Извозчики с неодобрением поглядывали на конкурентов. Обыватели же посмеивались, вспоминая классическое «В карете прошлого далеко не уедешь». Железные кони и впрямь легко обгоняли своих живых «братьев».

Читайте также  Стоит ли устанавливать ГБО

Однако извозчики долго не сдавали своих пошатнувшихся позиций. В конце 30-х годов на улицах Москвы еще можно было встретить лихачей. Однако их время безвозвратно уходило в прошлое.

Бедные лошадки пошли на мясо. В магазинах появилась конина и колбаса из конины. Родился анекдот: «Почему москвичи ходят не по тротуару, а по мостовой? Потому что они заменили съеденных ими лошадей…».

«Эмка» — черная, красивая, литая

В 20-х годах в стране господствовал НЭП, золотое время для предприимчивых людей, среди которых были владельцы личных автомобилей и прокатчики, дравшие с клиентов три шкуры. И Советская власть решила — в прямом смысле — встать им поперек дороги. Государственные такси – шашечек еще не было, на их капоте развевались красные флажки — были дешевле частных, но отыскать их в потоке транспортных средств было нелегко. Конкуренты злорадно усмехались, однако вскоре вынуждены были прикусить язык – НЭП прикрыли, а вместе с ним исчезла и частная автомобильная «лавочка».

В Москве появились городские таксомоторные парки – в Георгиевском и Столярном переулках, на Новорязанской улице. Сначала они состояли лишь из машин импортных марок – Renault, Fiat, Ford. В середине 30-х годов стройные ряды «иностранцев» нарушил первый автомобиль отечественного производства — ГАЗ-А. Кстати, это было первое такси, где пассажир мог расположиться рядом с водителем.

Поездка на такси, несмотря на умеренные цены, считалась чуть ли не роскошью. Бытовая традиция осуждать пассажиров автомобилей с шашечками – их подозревали в «нетрудовых» доходах — сохранялась еще долго. И реплика одной из героинь комедии «Бриллиантовая рука» — Варвары Сергеевны Плющ в исполнении Нонны Мордюковой: «Наши люди в булочную на такси не ездят!» — стала крылатой

В середине 30-х годов появилась новая модель — ГАЗ-М1, вошедшая в историю под ласковым женским именем «Эмка». Это была машина с длинным литым корпусом и мощным мотором. Однако салон не отапливался, а это при суровой московской зиме становилось серьезной проблемой. К тому же, пассажирам некуда было девать свои вещи, поскольку в «Эмке» отсутствовал багажник.

В 1935 году «Правда» писала: «Москве нужно на следующий год худо-бедно полторы тысячи таксомоторов». Скоро вскоре план перевыполнили с лихвой. К началу 40-х годов по столице бегало уже три с половиной тысячи такси. Впрочем, для бурно развивающейся Белокаменной это было не так много.

Особо важным товарищам пассажирам полагались «лимитные» книжки с отрывными талонами. Кстати, «билетики» на такси до поздних советских времен имели сотрудники многих столичных учреждений. И ваш покорный слуга получал талончики на такси, если возникала потребность в срочной журналистской поездке.

От Москвы до Симферополя

После Великой Отечественной основной маркой такси стали «Победы». Использовались и солидные, вместительные ЗИСы (Завод имени Сталина) и ЗИМы (Завод имени Молотова). Такси, разумеется, уже с отоплением, работали и как «маршрутки». Были длинные маршруты — между Москвой, Ленинградом, Киевом и другими городами. За кругленькую сумму на такси можно было добраться из столицы до самого Симферополя!

Шло время. Исчезли со столичных просторов внушительные ЗИМы и ЗИСы, ушла на покой старушка «Победа». В такси стала властвовать «Волга», которая, под стать своему названию, бурно разлилась по городу. Некоторое время в качестве такси использовали «Москвич», но эта марка автомобиля на извозе как-то не прижилась. Правда, машину успели снять в лирической картине «Зеленый огонек». Главный герой фильма – интеллигентный Сергей Кузнецов в исполнении актера Алексея Кузнецова, был, вопреки народной молве, отзывчивым и бескорыстным. А вот его коллега Жмуркин, которого сыграл Анатолий Папанов, был настоящим хапугой. Однажды он прочитал новичку целую лекцию: «Все пассажиры делятся на категории: «пиджаки-интеллигенты», «Эдики» и «артисты». Ну, артист — самый лучший пассажир. Ездит долго, на счетчик не глядит и… веселый. Интеллигентные тоже бывают разные. Те, которые глядят на счетчик, и те, которые стесняются. Вот те, которые стесняются, самые подходящие. Сажай — и вези куда хочешь».

По традиции в такси, как и в торговле, существовала криминальная система «левых» заработков и уловок, позволяющих обмануть и клиентов, и государство. Писатель Илья Штемлер на некоторое время переквалифицировался в водителя, чтобы собрать материал для книги. Потом написал скандальный роман «Таксопарк», вскрывающий всю подноготную этой сферы услуг…

Бог с ними, нечестными и нечистыми на руку. Вспомним еще один фильм – «Горожане». Ее героем был Батя в исполнении Николая Крючкова. Бывший фронтовик рубил правду-матку, боролся с взятками, помогал пассажирам. Были и такие водители в такси – сам видел. И рассказчиками они были отменными, и острословами, и хранителями множества занимательных историй. После поездки с ними поднималось настроение, теплело на душе.

А как таксисты знали Москву! Без всяких навигаторов могли найти любую улицу, всякий переулок. По кратчайшему пути водители мчали пассажиров от Отрадного до Выхина, от Вешняков до Сокольников. Они знали назубок все проулки-переулки, проходные дворы…

Самый, пожалуй, известный фильм, где фигурирует очень приличный водитель такси — «Три тополя на Плющихе» с Олегом Ефремовым и Татьяной Дорониной в главных ролях. Эта картина – о любви. Да и в жизни романтические отношения часто начинались с такси. Едет, к примеру, девушка, а на дороге «голосует» молодой человек. «Можно я пассажира подхвачу?» — спрашивает водитель. Она соглашается, не подозревая, что это – судьба…

Гимнастика для водителя

Для таксистов была издана «Памятка по культуре обслуживания пассажиров», в которой говорилось,что «рабочий костюм должен быть тщательно вычищен и отутюжен». Еще один совет: «Перед выездом на линию обязательно хорошенько выспитесь. Утром не поленитесь сделать гимнастику, примите душ и непременно побрейтесь».

В памятке указывалось, что «совершенно недопустимо поведение отдельных водителей, которые компрометируют себя и своих товарищей невежественными ответами на вопросы, водителю-москвичу должно быть неловко очутиться в положении человека, не знающего свой родной город».

Поездка на такси в советские времена продолжала оставаться недорогой – до начала 70-х годов километр поездки стоил 10 копеек. Однако поиски такси не всегда венчались успехом. Увидишь зеленый огонек, обрадуешься, а у водителя то смена кончается, то он «занят». И на городские окраины таксистов можно было заманить, только обещав плату по двойному тарифу. Помнится, «Вечерняя Москва» опубликовала карикатуру, на которой пассажир такси наставляет на шофера пистолет: «Гони в Чертаново!».

Особенно трудно было найти «мотор» перед праздниками, когда горожане ездили по гостям, метались по магазинам в поисках подарков, продуктов и выпивки. Да и в будни на стоянках с утра до вечера гудели шумные очереди. Народ зорко следил, чтобы никто не влез без очереди. Однако непременно находились те, что лезли в обход – спешу, мол, в аэропорт или в больницу тороплюсь. Завязывались скандалы, порой доходившие до драк.

Сейчас для любителей и потребителей такси – благодатное время. Фирм, предлагающих заветные услуги, — масса. «Тачки» на любой вкус и цвет, да и любые желания клиента принимаются без возражений. Но вот беда – знатоков Москвы среди таксистов мало, в основном они приезжие. И даже навигатор их порой не выручает…

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода», Национальный корпус (партия) Украина.

**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна