Виды тракторных прицепов

Тракторные прицепы – виды, назначение, особенности выбора и использования

Трактор как базовая универсальная машина совместим с широким спектром навесного и прицепного оборудования. Оно значительно расширяет возможности и позволяет решать множество различных задач в сельском хозяйстве, ЖКХ, складском деле и строительстве, благоустройстве. Рассмотрим основные виды прицепов и вспомогательного прицепного оборудования для тракторов:

  • Поливомоечные емкости, оснащенные насосами для забора воды из открытых водоемов и резервуаров, а также для слива;
  • Прицепные пескоразбрасыватели, предназначенные для обслуживания прилегающих территорий, проезжих частей и тротуаров в зимнее время. Работают с различными видами смесей песка и соли с возможностью настройки пропорциональной подачи;
  • Вакуумное оборудование – ассенизаторы для откачки канализаций, осушения затопленных подвальных помещений, резервуаров;
  • Прицепные комплексы для пожаротушения с высокопроизводительными насосами;
  • Раздатчики кормов для фермерских хозяйств;
  • Опрыскивателей для сельскохозяйственных предприятий и садоводств.

Отдельно рассмотрим различные виды прицепов для тракторов всех тяговых классов.

Прицепы для тракторов

Общая классификация прицепов предполагает деление по следующим признакам:

  • По типу кузова – это может быть бортовая или самосвальная модель. Ключевое различие состоит в способе выгрузки содержимого. У бортовых конструкций предусмотрены откидные борта с одной, двух или трех сторон. Самосвальные модели оснащены гидравликой, поэтому более удобны, так как разгрузка осуществляется без применения ручного труда и дополнительной рабочей силы;
  • По количеству осей двуосные, трехосные, а также одноосные полуприцепы – главным образом количество осей определяет несущую способность конструкции, ее грузоподъемность, равномерность распределения нагрузок;
  • По назначению – для сухих штучных или сыпучих материалов, для жидких фракций, для негабаритных грузов, рулонов, длинномеров, кормов и т.п.;
  • Дополнительные опции – это могут быть увеличители высоты бортов, различные прижимные устройства, даже манипуляторы для проведения погрузочно-разгрузочных работ, лестницы и многое другое.

Также прицепное оборудование можно условно разделить на пассивное и активное. Пассивные агрегаты выполняют исключительно функции емкостей для транспортировки каких-либо видов грузов. Активное прицепное оборудование подключается к штатной гидравлической системе трактора, валам отбора мощности, и решает более широкий спектр задач, например, раздачу кормов, разбрасывание песчано-соляной смеси, перекачивание жидкостей и т.п.

Как выбрать подходящий прицеп?

При выборе прицепа следует руководствоваться спецификой поставленных задач, а также тяговым классом базового трактора. Например, для самосвальной модели с емкостью 14 кубометров и грузоподъемностью в 12 тонн понадобится машина 3-4 тягового класса. Немаловажно учесть и тип тягово-сцепного устройства, расположение на тракторе валов отбора мощности и гидравлических штуцеров, производительность системы и прочие технические параметры.

Также учитывайте и технические возможности вашей площадки, компании, так как прицепы со сложным техническим устройством требуют соответствующего обслуживания. Выбирая прицеп, удостоверьтесь, что вы не столкнетесь с проблемой поставок запчастей и расходных материалов к нему (технические жидкости, покрышки, детали гидравлики).

Виды прицепов для тракторов, их особенности

Прицеп к трактору относится в разряд механического оборудования, которое можно использовать в комплексе с трактором. По своим конструкторским, функциональным и размерно-массовым характеристикам прицеп должен соответствовать всем техническим особенностям, которыми имеет трактор, к которому планируется его присоединить.

Особое внимание стоит обратить на вид и состояние прицепного оборудования.

Устройство тракторного прицепа

Как правило, устройство прицепа, который используется с трактором, простое и его конструкция не сложная:

  • колеса и ходовая часть;
  • рама (каркасный элемент);
  • бортовой кузов;
  • механизм, обеспечивающий подъем кузова;
  • прицепное приспособление.

По своим функциональным особенностям прицепы на трактор могут делиться на два вида.

  1. Одноосный – востребованный прицеп, который может использоваться при транспортировке сыпучих и полужидких материалов.
  2. Двухосные прицепы – предназначены для транспортировки тяжелых грузов или сыпучего материала в больших объемах.

Современные прицепы также разделяются по виду прицепного оборудования. Его также можно разделить на два вида.

  1. Опрокидывание выполняется самостоятельно – в конструкции заложен принцип самосвала.
  2. Опрокидывание выполняется принудительно – для подъема кузова используются дополнительные механические устройства.

Первый вид (самосвальный) гораздо удобнее второго, потому как разгрузка прицепа осуществляется при помощи поворота одного рычага.

Телега на трактор. 7 пунктов, как сделать своими руками

Мы предлагаем вам инструкцию, которая разделена на 7 этапов. Благодаря этой инструкции, вы сможете самостоятельно изготовить прицеп на одной оси самосвального типа.

  1. Разработка чертежей и подготовка исходного материала: листовой металл, швеллер, металлические трубы, фанера, ходовой блок, два колеса с одинаковым радиусом.
  2. Изготовление рамы. Особенности: наличие переднего траверсу, мощной задней балки и креплений для центральной оси.
  3. Изготовление колесной основы. При креплении оси к раме используем шарниры продольного типа и боковых лонжеронов.
  4. Изготовление кузова. При наличии достаточного количества листового металла, кузов лучше сделать из него. Габаритные размеры определяются исходя из размеров рамы и предполагаемых задач для прицепа.
  5. Изготовление прицепного приспособления. На этом этапе главное сбалансировать крепление дышла и рамы.
  6. Механизм опрокидывания. На этом этапе лучше всего использовать готовый гидроцилиндр, который способен опрокинуть изготовленный кузов.
  7. Обкатка. На этом этапе прицеп используется без груза.

Прицеп тракторный – ускоренная транспортировка с новыми технологиями

Прицеп тракторный – ускоренная транспортировка с новыми технологиями

В ближайшие годы агропромышленный комплекс будет оснащен белорусскими тракторными прицепами с грузоподъемностью свыше 30 тонн, однако новинку запустят в массовое производство лишь в 2017 году. Несмотря на это, сельскохозяйственная отрасль уже давно оснащается тракторными прицепами с хорошей производительностью, но, в чем состоят их преимущества и, каковы функциональные особенности агрегатов – эту информацию можно получить ниже.

Виды современных тракторных прицепов и их сравнительная характеристика

Тракторные прицепы – это агрегаты, которые предназначены для транспортировки сельскохозяйственных и строительных грузов в полевых условиях или по дорогам общей сети. Все тракторные прицепы классифицируются по нескольким параметрам:
• По функциональному назначению;
• По конструктивным признакам.
• Универсальные средства;
• Специализированные средства, предназначенные для массовой транспортировки однотипных грузов.

К универсальным прицепам относят прицепы-самосвалы, а также прицепы с бортовыми платформами. Надежные надставные борта в конструкции дают возможность перевозить груз разной плотности и использовать технику в разнообразных сельскохозяйственных и строительных работах.

Специализированные прицепы – это техника, предназначенная для транспортировки конкретных видов груза. Непосредственно в сельском хозяйстве широкое распространение получили прицепы-машины для внесения удобрений (минеральных или органических). Также широко используются прицепы-цистерны для транспортировки жидких органических удобрений, прицепы-кормораздатчики и т.д. В число специализированной техники входят прицепы для перевозки скота, тракторов, различных сельхозмашин.

Специализированные тракторные прицепы принципиально отличаются от универсальных в экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов. Но, специализация агрегатов ведет к усложнению конструкцию, увеличению стоимости и материалоемкости транспортного средства. Кроме того, работа специализированных прицепов имеет сокращенную номенклатуру выполняемых работ.

В зависимости от конструктивных признаков тракторные прицепы классифицируют на:
• Прицепы;
• Полуприцепы (например, полуприцепы ПС-30, ПС-45 и т.д.);
В прицепах масса устройства с грузом распределяется на переднюю и заднюю ось равномерно. В полуприцепах масса груза и самого устройства распределяется на заднюю тележку (заднюю ось) и на гидрокрюк трактора.

Читайте также  Каталог и применяемость с клапанами форсунок Delphi евро 3

Прицепы, в отличие от полуприцепов, можно последовательно соединять в поезда из нескольких звеньев. Грузоподъемность прицепов, как правило, большая, чем у полуприцепов за счет удлиненного кузова. Прицепы могут участвовать в уборочно-полевых работах, поскольку они технологически связываются с уборочными машинами.

Для увеличения маневренности прицепов их конструкция оснащается поворотным устройством (цапфами или поворотным кругом). Поворотный круг способствует простоте обслуживания и повышению надежности техники. Однако ключевой недостаток прицепов с поворотным кругом – небольшая устойчивость при повороте 90°. Использование цапф в конструкции прицепа позволяет использовать технику в горных условиях, в местности со сложным рельефом, на склонах, где необходима дополнительная устойчивость средства при работе.

Полуприцепы также имеют свои функциональные преимущества. В первую очередь – это техника с высокой маневренностью — особенно легко осуществляется движение задним ходом. Также полуприцепы просты по конструкции и обладают меньшим весом (примерно на 20-30%) в сравнении с прицепами. Данная техника агрегатируется с тракторами, что повышает эксплуатационную надежность полуприцепов и позволяет использовать их в сложных дорожных условиях.

В сельском хозяйстве прицепы наиболее часто агрегатируются с тракторами класса – 0,6-5,0. Такие трактора развивают высокую транспортную скорость (до 35 км/час), благодаря чему быстрее осуществляется транспортировка груза. Также эти трактора оснащаются пневмосистемой, предназначенной для торможения полуприцепов и прицепов, повышающей безопасность управления техникой.

Белорусские тракторные прицепы и их преимущества

На сегодняшний день наибольшее распространение в сельскохозяйственном производстве получили универсальные тракторные прицепы серии ПТС (ПТС-2 и ПТС-4). Специализированный тракторный прицеп модели 2ПТС-4,5 предназначен для перевозки сельскохозяйственных и строительных грузов, органических и минеральных удобрений. Широкое распространение техника получила за возможность перевозки любых грузов, а также за использование прицепа во всех почвенно-климатических зонах, исключая горные. Таким образом, транспортное устройство является многофункциональным.

Основными преимуществами тракторного прицепа 2ПТС-4,5 являются:
• Хорошая грузоподъемность – до 4,5 тонн;
• Большая вместимость кузова – до 4,7 м3, что позволяет перевозить большие грузы за одну ходку;
• Высокая транспортная скорость – до 25 км/час.

К специализированной технике, широко используемой в сельском хозяйстве, можно отнести полуприцепы серии ПС. Первой моделью этой серии стал специальный полуприцеп ПС-30. Он предназначается для транспортировки измельченной массы от комбайнов. Полуприцеп ПС-30 обладает средней грузоподъемностью – до 7 тонн, в связи с этим его лучше использовать на небольших полях.

Обновленная модель серии ПС — полуприцеп ПС-45, предназначенный для транспортировки измельченной массы после кормоуборочных комбайнов. Конструкция полуприцепа дополнительно оснащается правым и левым козырьками для сокращения потерь груза в дороге. Данная модель имеет большую вместимость кузова – до 45 м3, что обеспечивает высокую грузоподъемность – до 9 тонн. В связи с этим техника способна перевозить большие объемы груза за одну ходку, экономя энергетические и трудовые ресурсы.

К специальным полуприцепам относят самые современные модели линии ПС – полуприцепы ПС-60. Такие полуприцепы обладают максимальной грузоподъемностью – до 14 тонн, но при этом не проигрывают в рабочей скорости своему предшественнику. Техника способна развивать скорость до 25 км/час, что обеспечивает еще более эффективную перевозку.

В сельскохозяйственной широко распространены многофункциональные специальные прицепы серии ПСС. К такой технике относят, прежде всего, прицеп ПСС-15 с разбрасывателем. Прицеп предназначен для круглогодичных перевозок и механизированной разгрузки компоста, навоза, опилок, гравия. ПСС-15 может применяться сезонно для перевозки или разгрузки силоса, кукурузного зерна и т.д. Модель большой грузоподъемностью – до 15 тонн и скоростью – до 40 км/час.

Модернизированным прицепом серии ПСС считается специализированный сельскохозяйственный прицеп ПСС-25. Модель ПСС-25 обладает вместительностью кузова – до 48 м3, что обеспечивает грузоподъемность до 25 тонн. Такую технику целесообразно применять на больших полях для сокращения количества ходок, экономии топлива и времени.

Характеристика тракторных прицепов

Тракторные прицепы, как известно, агрегатируются с разными моделями тракторов, которые, в свою очередь, отличаются друг от друга своей тяговой мощностью, габаритами и непосредственным предназначением. Если прицеп малоустойчив, а трактор предназначен для работы на крутых склонах и неровной местности, то вполне логично, что агрегатировать их с друг другом не стоит. Но как понять, на какие нагрузки рассчитан агрегат и для каких целей он предназначается? Узнать это позволяет характеристика тракторных прицепов.

Собственно, сам тракторный прицеп — это специальный колесный агрегат, который передвигается посредством сцепления с трактором или с другой тяговой машиной. Основное предназначение прицепа заключается в перевозке больших объемов всевозможных твердых грузов. При этом в некоторых моделях возможно увеличить объем с помощью специальных дополнительных надставных бортов. Исходя из конструкционных особенностей, тракторные прицепы имеют классификацию, которая подразделяет их на два следующих вида:

  • Прицеп — бывает только лишь многоосным, его масса распределяется только на его собственное шасси. Предназначен для работы с тяговыми машинами любого типа.
  • Полуприцеп — может быть как одноосным, так и многоосным, его вес распределяется между его собственными колесами и ходовой частью тягача. Предназначается для агрегатирования со всеми тяговыми машинами, имеющими сцепное устройство.

Модель тракторного прицепа

Таким образом, модель тракторного прицепа выбирается исходя из условий работы, собственных технических характеристик и особенностей тяговых машин. Наиболее часто для эксплуатации в сельскохозяйственной и коммунальной деятельности в России приобретают следующие модели тракторных прицепов: 1 ПТС-1, 2 ПТС-4, 2 ПТС-6, 1 ПТС-1, 2 ПТС-9, 3 ПТС-9, а также ППТС-5, ПСТ-6, Атлетик 520, ОЗТП-8572, РЖТ-4М, ПРК-3, ПСТБ-17, ПС-60А, СТС-12, ЗПТС-9, ТП-10 и некоторые другие разновидности.

Исходя из конструкционных особенностей, такие прицепы подразделяют на бортовые, самосвальные, а также специализированные агрегаты легкового или же тяжеловозного типа. Каждый из этих видов имеет свои преимущества и недостатки. В частности, полноценные прицепы обладают существенно большей устойчивостью, чем полуприцепные устройства. Однако полуприцепы имеют намного лучшую маневренность при транспортировке, что тоже важно при работе в полях и перевозке грузов.

Модели прицепа 2 ПТС-4

Существуют разные модели прицепа 2 ПТС-4 и их конструкционные разновидности. В частности, различают модели 2 ПТС-4 и 2 ПТС-4,5. Отличие между ними заключается в грузоподъемности. При этом, тракторный прицеп может иметь обычную конструкцию или же быть с одним из трех видов металлических надставных бортов: решетчатыми, сетчатыми, металлическими. Обе модели могут без проблем агрегатироваться с различными тракторами, имеющими разный тяговый класс.

Прицеп 2 ПТС-4 технические характеристики

Технические характеристики прицепа 2 ПТС-4 рассчитаны на использование этого агрегата для транспортировки разных грузов по асфальтированным и проселочным дорогам, а также по полям. Максимальная масса перевозимого груза в 2 ПТС-4 составляет до 4000 килограмм твердых и сыпучих грузов со скоростью в 40 км/час. Этот прицеп имеет размеры в 6,25 на 2,5 на 1,8 метров. Он оснащен рессорной подвеской и гидроподъемниками, которые позволяют наклонять платформу при разгрузке в необходимую сторону.

Прицеп 2 ПТС-6 технические характеристики

Технические характеристики прицепа 2 ПТС-6 способствуют возможности работы данного агрегата во всех климатических зонах, за исключением горных склонов. Этот прицеп может перевозить не выше 6000 килограмм различных грузов с транспортной скоростью до 25 км/час. 2 ПТС-6 имеет возможность надставки дополнительных бортов. Размеры агрегата составляют 6,1 на 2,4 на 1,9 метров. Он оснащен пневматическими тормозами и платформой с возможностью выгрузки назад и вбок. Агрегатируется с тягачами 1,4 уровня.

Читайте также  Практичность защиты авто антигравийной пленкой

Прицеп 2 ПТС-9 технические характеристики

Технические характеристики прицепа 2 ПТС-9 позволяют перевозить разные грузы твердого и сыпучего типа с общим весом не более 9000 килограмм при скорости движения до 30 км/час. Размеры данного прицепа составляют 7,5*2,5*2,1 метров. Он имеет тормозные механизмы, которые функционируют от пневматической системы тяговой машины, а также оснащен специальной подвеской с поллуэлиптическими рессорами. Кроме того, такая модель имеет пневмоплатформу, наклоняющую прицеп при разгрузке в нужную сторону.

Тракторные прицепы и их виды

Востребованная на отечественном рынке, импортная сельскохозяйственная спецтехника включает разнообразные агрегаты: комбайны, разбрасыватели удобрений, поливальные машины. Но основной, многофункциональной единицей остается трактор. Расширить сферу эксплуатации, повысить производительность аппарата позволяют вспомогательные приспособления. Конкретный пример – прицепы для тракторов. Несамоходное оборудование отличает простота конструкции, надежность и минимальные затраты в процессе эксплуатации.

Другой особенностью украинского рынка аграрной техники выступает присутствие подержанных агрегатов. Современные, мощные трактора б/у из Европы, прицепы к ним, представлены порталом ООО «БФ-Логистик». Выбрать конкретный аппарат из многообразия сравнительно недорогих предложений, поможет профессиональная консультация мастеров компании.

Прицеп для трактора – конструкция и классификация

Вспомогательные приспособления для транспортировки грузов делятся на одно- и многоосные (2 или 3 колесные пары). Первая разновидность аппаратов, в силу конструкции получила альтернативное название – тракторные полуприцепы. Другие критерии классификации:

  • назначение;
  • агрегирование – совместимость с классом трактора (стандартные показатели 0.4 – 3.0);
  • грузоподъемность от 1500 до 6000 кг;
  • вместимость 6 – 16 кубометров (до 45 у специальных высокобортных платформ);
  • тип выгрузки – только назад или на три стороны;
  • маневренность.

Последний параметр характерен прицепам для тракторов, оснащенным поворотным механизмом: кругом или цапфой. Такая техника выгодна в силу маневренности. Ее недостатки: низкая устойчивость при развороте на 90° и увеличенная конструктивная высота, не так существенны.

Конструкция

Прицеп для трактора характеризуется простым исполнением, что значительно упрощает обслуживание аппарата. Фактически, несамоходное приспособление объединяет три базовых узла:

  • шасси;
  • платформа;
  • надставные борта.

Соединение первых двух элементов прицепа для трактора осуществляется посредством сварной рамы. Также в шасси входят гидравлическая, электрическая и пневматическая системы.

Тракторные полуприцепы

Принципиальное отличие агрегата – наличие единственной (задней) оси. На месте передней колесной пары располагается сцепной механизм. Устройство реализовано в форме горизонтального рычага и реализует дополнительную функцию: служит опорой одноосного прицепа.

Важным преимуществом подобной конфигурации выступает маневренность. Вес груза распределяется между колесами трактора и полуприцепа. Это особенно важно на извилистых трассах, в условиях бездорожья. Полуприцеп выступает единым целым с тягачом, упрощая управление трактором.

Другой аргумент в пользу одноосного приспособления для трактора – вес. Масса полуприцепа снижается на 20 – 30%, в силу отсутствия передней колесной пары.

Применение одноосных аппаратов имеет ряд ограничений. Так, купить прицеп для трактора в Украине выгодно вследствие возможности соединять агрегаты между собой. Результирующая конструкция – автопоезд эффективна при перевозке длинномерных материалов. Полуприцепы под эти цели непригодны.

Самозагружаемые и специальные платформы

Импортные вспомогательные аппараты в Украине преимущественно представлены прицепами тракторными самосвальными. Это универсальные платформы, обустроенные тентом или бортами различной высоты. Механизм выгрузки – гидропривод, осуществляет подъем кузова в заданных направлениях: с наклоном назад, по сторонам. Борта самосвального прицепа открываются вручную или автоматически. Импортные платформы обычно имеют боковые козырьки, положение которых управляется гидроцилиндрами.

Альтернатива самосвальным тракторным прицепам – специальные агрегаты под транспортировку однотипных грузов. Простейший пример представляют цистерны, используемые для перевозки жидкостей, бетонных смесей.

Области применения

Основное предназначение прицепов для трактора – транспортировка разнообразных грузов. Перевозка производится на различные расстояния: внутри сельскохозяйственного комплекса или между агрофермами. Ассортимент грузов составляет:

  • птица, мелкий и крупный рогатый скот, другие виды с/х животных;
  • сыпучие материалы – корма, зерно и прочее;
  • жидкости;
  • строительные смеси в сухом и готовом состоянии;
  • сено;
  • бревна.

Подобрать прицеп, а также тягач к нему – колесный или гусеничный трактор помогут специалисты ООО «БФ-Логистик». Консультанты компании оптимизируют выбор под конкретные задачи эксплуатации. Это позволит избежать переплаты за излишний функционал.