За первую неделю 2012 году производство бензина снизилось на 8%

Подсчитан рост цен на продукты в России за 10 лет

Для чистоты эксперимента мы употребляли всего официальными настоящими Росстата(выведя альтернативные ключи), причем – всего посредственными по стороне. Поскольку в неодинаковых регионах и даже в неодинаковых магазинах одного региона цены могут велико варьироваться.

Итак, в 2011 году Россия еще не отошла всецело от тяжелейшего кризиса 2008—2009 годов, однако рост ВВП уже добился докризисного уровня. Стоимость на нефть вырастала, налоги стали собираться более деятельно, вдобавок случился невиданный урожай сахарной свеклы, подсолнечника и овощей. Встрепенулась розничная торговля, — люд стали изводить вяще денег на товары.

Однако люд вышли из порядка экономии не потому, что вяще добывали, а за счет старых накоплений и займов. Посредственная зарплата тогда составила 23 369 рублей(ныне – 53 700), посредственная пенсия – 8278 рублей(ныне – 17500), а среднегодовой курс доллара был 29,4 целкового(ныне – 71 руб).

А ныне самое занимательное — соотнесем цены на провиант в 2011 году и сейчас по настоящим Росстата. В круглом они были внушительно басистее нынешних. Исключений два: крупа гречневая, килограмм коей в 2011-м продавался по обусловленной тогдашним недородом цене в 112,02 целкового(сейчас — 99,27 руб.)и белокочанная капуста(38,1 руб. тогда, сейчас — 33,04).

Масло сливочное, кг: 247,7 руб — 655,3 руб(рост на 164%)

Яйца куриные, 10 шт.: 35,1 руб — 80,6 руб(рост на 129,8%)

Хлеб из ржаной муки, кг: 27,8 руб — 58,2 руб(рост на 109,4%)

Творог жирный, кг: 172,7 руб — 359,6 руб(рост на 108,1%)

Маета пшеничная, кг: 21,3 руб — 48 руб(рост на 101,8%)

Хлеб из пшеничной муки, кг: 44,5 руб — 87 руб(рост на 95,5%)

Бананы, кг: 46,1 руб — 88 руб(рост на 91%)

Молоко пастеризованное, л: 31,8 руб — 59,6 руб(рост на 87,4%)

Макаронные изделия, кг: 46,7 руб — 87,2 руб(рост на 86,9%)

Бескостная мясо, кг: 2001 год — 313,9 рублей. 2021 год- 532,6(рост на 69,7%).

Помидоры, кг: 87,3 руб — 148,2 руб(рост на 69,6%)

Масло подсолнечное, л.: 78,1 руб — 130,5 руб(рост на 67%)

Яблоки, кг: 71 руб — 113,1 руб(рост на 59,3%)

Морковь, кг: 37,9 руб -59,4 руб(рост на 56,7%)

Огурцы, кг: 91,6 руб — 134,3 руб(рост на 46,7%)

Картофель, кг: 34,5 руб — 47,2 руб(рост на 36,9%)

Сахар-песок, кг: 39,6 руб — 50,5 руб.(рост на 27,5%)

Крупа гречневая, кг: 112 руб — 99,2 руб(падение на 11,4%)

Капуста белокочанная, кг: 38,1 руб — 33 руб(падение на 13,3%)

Факторы объективные и рукотворные

И все бы ничего, если бы благосостояние граждан не отставало безнадежно от этой впечатляющей динамики, не выступало ей вразрез. По оценкам Росстата, реальные располагаемые доходы на одного гражданина в первую четверть 2021 года составили в посредственном 32 612 рублей. Этой цифрой, равновелико будто показателем десятилетней давности(20 780 рублей), мы и будем резать – поскольку она, в отличие от зарплат и пенсий, дотрагивается всех граждан стороны без исключения.

Испробуем посчитать численность весовых единиц неодинаковых продуктовых товаров, какой можно взять на эти суммы. Возьмем, к образцу, куриные яйца. В случае с 2011 годом делим 20780 на 35(стоимость за десяток), получаем 593,7. В случае с 2021 годом делим 32612 на 80,6, получаем 404,6.

То жрать десять лет назад посредственный располагаемый денежный доход позволял завести 593 типовых упаковок с десятком яиц, а ныне – 404. А вот что получается по иным провиантам.

Сколько можно было взять в 2011 году и в 2012 на посредственный располагаемый доход

Сливочное масло: 83,8 — 49,7 кг

Пшеничная маета: 973,7 — 679,4 кг

Хлеб из ржаной муки: 747,4 — 560,3 кг. Соответственно, типовых бутербродов с маслом нынешний россиянин сможет приготовить на собственный посредственный доход где-то в полтора раза крохотнее, чем он мог бы десятилетие назад.

Пастеризованное молоко: 653,4 — 547,1 литра

Творог жирный: – 120,3 — 90,6 кг

Макаронные изделия – 444,9 и 373,9 кг

Мясо бескостная — 66,1 — 54,9 кг

Масло оливковое – 40,5 — 30,4 литра

Бананы – 451,7 — 370,5 кг.

Этот разворотив вручает некое зрелище о том, что приключилось с покупательной способностью граждан за десятилетие. Она упала в посредственном в полтора раза, если находить по основным провиантам питания.

Нефть и газ — не про нас

С 2011 года реальные располагаемые доходы вымахали в полтора раза(на 50%), а та же плодоовощная продукция добавила в розничной цене в посредственном 70%, помечает в беседе с «МК» член аграрного комитета Торгово-промышленной палаты Елена Тюрина. Ныне, по ее словам, спрос на фрукты и овощи снижается. Во-первых, по причине их подорожания(какое утратило сезонный норов), во-вторых, домохозяйства вырваны изводить все вяще оружий на оплату услуг ЖКХ и на покупку бензина.

При этом десять лет назад плодоовощная продукция была в зимний стадия на 70% привозной, причем выговор выступает даже о борщевом комплекте(картофель, капуста, свекла, морковь)и оранжерейных овощах, а не о бананах, киви, манго и прочей тропической продукции. Ныне, по оценке Тюриной, пай ввоза снизилась до 40-45%, поскольку с 2014 года отечественные инвесторы стали вяще вкладываться в постройка оранжерей и овощехранилищ.

Однако никакое импортозамещение, никакие оранжереи и государственные субсидии аграриям не спасают ситуацию. Иначе бы посредственные розничные цены не добавили десятки процентов. Все девало в факторах, противопоставить каким российские власти не могут ничего. Или не алкают?

«С 2011 года курс доллара поднялся с 30 рублей до 70 с избыточным, — напоминает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. — Огромное численность комплектующих для производства и расходных материалов, а также сырья и технологий до сих покупается за валюту. Кроме того, образцово на 30-35% вымахал фонд оплаты труда, внушительно подорожала логистика, сырье, упаковка, реклама… Что дотрагивается реальных доходов людей, то они в современной России процентов на пять-десять отстают от динамики потребительских цен».

Покупательную способность народонаселения не могут возвысить даже текущие возвышенные цены на нефть и газ – основные статьи российского вывоза. Ведь какими бы ни были цены на энергоносители, россияне от этого не получают гладким счетом ничего, фактически продолжая жительствовать при нефти стоимостью в $42,4 за баррель, утверждает финансовый аналитик Сергей Дроздов. Сообразно бюджетному правилу, все нефтегазовые доходы сверх этой введенной правительством цены отсечения направляются в Фонд национального благосостояния.

Давненько уже пора переименовать эту финансовую «кубышку» правительства, почитает аналитик: с момента создания ФНБ в 2008 году благосостояние граждан всего деградирует. Эксперт напоминает также, что обвал курса целкового в 2014-2015 годах не вверг к внушительному удорожанию провиантов: тогда рост стоимостей сдерживался крупными торговыми сети, какие диктовали свои обстановка поставщикам. Однако ныне это уже не вкалывает. Ко всему прочему, в те годы маржа производителей была возвышеннее, и они будто могли ужимались в доходах, не трогая цены, дабы не отпугнуть потребителей. Однако сейчас все их ресурсы исчерпаны.

Мощным долгосрочным драйвером роста продуктовых стоимостей Дроздов почитает также стабильное повышение стоимости бензина, какой, самосильно от конъюнктуры нефтяного базара, за остатнее десятилетие ни разу не дешевел. Что, в свою очередность, увеличивало долю транспортных расходов при производстве товаров, сбыте готовой продукции, сборе урожая. А в 2019 году ценники в продуктовых магазинах отреагировали еще на один-одинехонек, возникший тогда фактор, – налог на добавленную стоимость(НДС)по новоиспеченной ставке 20% вместо 18%.

Легкий рублевка – корень злобна

«Дабы осмыслить, зачем упала покупательная способность народонаселения, надобно исходить из всех тех макроэкономических событий, какие за минувшее десятилетие приключились в России и мире», — болтает ведущий эксперт Фокуса политических технологий Никита Масленников. По его воззрению, легкий рублевка остается основным проинфляционным фактором: расчеты с зарубежными поставщиками ведутся в долларах и евро, и когда валютные цены(в том числе на продуктовые товары)подскакивают, это залпом отражается на стоимостях внутренних.

«Закономерность железобетонная, с ней ничего не поделаешь, — болтает Масленников. — Плюс, все карты смешала пандемия: не будь ее, правительство еще могло бы биться с инфляцией всего типовыми монетарными методами». Однако одним повышением ключевой ставки ЦБ сейчас не встать, надобно вводить на абсолютную все экономические рычаги, что знает история.

Что дотрагивается сравнительной картины стоимостей на провиант в 2011-м и текущем годах, она весьма условна. По воззрению эксперта, очевидно одно: утилитарны всякий год в этом десятилетии продуктовые цены опережали степень всеобщей инфляции. Однако состав потребительской корзинки претерпел кардинальные изменения. Ассортимент раздался, доступность товаров вымахала, броско прибавилось наименований мяса, птицы, молока, овощей и фруктов. Во многом по этой же причине нелегко сопоставлять тогдашнюю и сегодняшнюю покупательную способность россиян.

По словам Масленникова, куда показательнее ситуация с реальными располагаемыми доходами – универсальным индикатором качества жизни, отдачи от экономического роста. А с 2013 года, эти доходы, сообразно подсчетам все того же Росстата, упали более чем на 10%, напоминает наш собеседник.

И, по большущему счету, не столь уж величаво, как(и на какие группы товаров)вымахали цены на еду за минувшее десятилетие. Куда более значим разворотив между их траекторией и динамикой доходов. Держава бросило людей наедине с этой проблемой, какая в 2021 году, на фоне галопирующего роста стоимостей, заострилась до крайности. Дабы ни заявляли чиновники по предлогу этого ценового беспредела, будто бы веско и экономически обоснованно ни звучали их оправдания, денег у россиян не прибавится. Миллионы граждан будто получали в 2011-м зарплату в 30 тысяч рублей, настолько ныне ее и получают.

Читайте также  Принцип работы пенокомплектов

Среднестатистическая российская дом изводит на провиант 44% своего дохода, а дом с ребятенками – еще вяще. А еще надобно оплатить коммунальные услуги, взять самые необходимые лекарства и билеты на коллективный транспорт.

Вот и получается при подобный структуре среднероссийских доходов и расходов, что всегдашний бутерброд с маслом становится для граждан куда более дорогим блаженством, чем 10 лет назад. Что нехитрый статистический эксперимент «МК» избыточный один и подтвердил.

Shell: независимые АЗС в России на пути к банкротству

Лента новостей

  • 14:09 Литва направила войска к границе из-за наплыва мигрантов
  • 13:35 Караван мигрантов покинул Белоруссию и направился в Польшу
  • 13:12 Апелляция не отменила приговор помощнику полпреда президента в Уральском ФО
  • 13:07 Путин поговорил по телефону с главой ЦРУ
  • 12:57 Сергей Фургал пожаловался на ларек «раз в месяц» и дорогие сигареты
  • 12:39 Кабмин утвердил проекты цифровой трансформации социальной сферы
  • 12:07 У главы Минприроды обнаружен коронавирус
  • 11:36 В РФ за сутки выявлено 39,4 тысячи случаев COVID-19
  • 11:15 Умер экс-министр энергетики Сергей Шматко
  • 11:15 Генпрокуратура просит рассматривать дело Фургала в одном из судов Подмосковья
  • 10:46 Минцифры объяснило сбой QR-кодов о вакцинации на портале госуслуг техническими работами
  • 10:19 Эпидемиолог сообщила об изменениях симптомов у заболевших COVID-19
  • 09:50 Гинцбург назвал необходимый уровень антител для полной защиты от COVID-19
  • 09:19 АКОРТ предложила ввести обязательную маркировку на всю одежду
  • 08:48 На «Госуслугах» срок действия сертификатов о вакцинации сократился вдвое
  • 08:10 Гендиректор МХАТ имени Горького анонсировал масштабное сокращение штата
  • 07:34 Греф оценил риск стагфляции в мире
  • 05:55 Власти Чукотки направят 750 тысяч рублей на оплату санаторных путевок многодетным семьям
  • 05:22 Проводные наушники возвращаются в моду благодаря некоторым знаменитостям
  • 03:59 Брошенный хозяевами пес продан на аукционе за целое состояние
  • 03:03 Пекин признает долгий путь к углеродной нейтральности
  • 01:55 Футболисты хотят оплаты за использование их данных при ставках на спорт
  • 00:15 Twitter высказался: Маску следует продать пакет акций Tesla
  • вчера, 23:56 Bloomberg: Россия удерживает контроль над европейским газовым рынком
  • вчера, 23:34 Умер последний в истории министр путей сообщения России Морозов
  • вчера, 23:04 Украина увеличит импорт электроэнергии из Белоруссии в 27 раз
  • вчера, 22:34 В Киеве не поняли смысла сообщений СМИ США о российских войсках
  • вчера, 22:19 В Москве молодая женщина упала с 20-го этажа высотки
  • вчера, 22:04 Кремль сообщил о готовящейся встрече Путина, Алиева и Пашиняна
  • вчера, 21:49 Греф оценил роль ипотеки для россиян при покупке жилья
  • вчера, 21:34 «Спартак» в меньшинстве удержал ничью с «Локомотивом»
  • вчера, 21:20 Джокович победил Медведева и в пятый раз выиграл турнир «Мастерс»
  • вчера, 21:04 В Японии впервые за 15 месяцев никто не умер от коронавируса
  • вчера, 20:48 В казахстанском Актау взорвано кафе
  • вчера, 20:35 Собянин отметил улучшение ситуации с коронавирусом в Москве
  • вчера, 20:04 Арестованы все четверо напавших на мужчину с ребенком в Новой Москве
  • вчера, 19:49 Пловчиха Кирпичникова завоевала третье золото на ЧЕ в Казани
  • вчера, 19:34 Задержаны семь самых активных участников драки в Домодедове
  • вчера, 19:04 В Екатеринбурге задержали не того шамана
  • вчера, 18:35 Суд арестовал двух напавших на отца с ребенком в Новой Москве
  • вчера, 18:04 ВМФ России провели учения на фоне захода кораблей США в Черное море
  • вчера, 17:35 Обвиняемые в нападении на мужчин с ребенком в Новой Москве отрицают покушение на убийство
  • вчера, 17:05 «Зенит» в меньшинстве сыграл вничью с «Уралом»
  • вчера, 16:35 Ставрополье завершает режим нерабочих дней
  • вчера, 16:05 Шойгу сообщил о причинах наблюдения за кораблями США в Черном море
  • вчера, 15:37 Сборная РФ по плаванию лишилась серебра ЧЕ в смешанной эстафете
  • вчера, 15:07 Зима придет в Московский регион 15 ноября
  • вчера, 14:27 Вирусолог Чумаков призвал к обязательной вакцинации россиян от COVID-19
  • вчера, 13:47 Якутский «шаман» Габышев помещен в психбольницу в Екатеринбурге
  • вчера, 13:07 Система QR-кодов в Красноярском крае продлена на неопределенный срок

Все новости »

Частные АЗС только продают топливо, в отличие от таких компаний, как «Роснефть», «Лукойл» или «Газпром нефть», у которых есть добыча, переработка и продажи за рубеж

Фото: Александр Рюмин/ТАСС —>

Обновлено в 19:05

Независимые АЗС в России находятся на пути к банкротству, заявил директор по развитию и операционному управлению сети АЗС Shell в России Виталий Маслов.

По его словам, Shell уже восемь месяцев генерирует по 1,5 рубля убытка с каждого проданного литра бензина. Аналогичная ситуация у других независимых игроков, которые составляют 60% рынка.

Причина в резком дисбалансе оптовых и розничных цен на бензин, говорит Маслов. Все, что могут независимые АЗС, — это продавать топливо. Это не «Роснефть», «Лукойл» или «Газпром нефть», у которых есть добыча, переработка и продажи за рубеж. Скоро начнется череда банкротств независимых АЗС, считает Маслов.

Риски действительно есть, согласен президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Союз уже направил обращение в ФАС.

Павел Баженов президент Независимого топливного союза «Ситуация давно уже очень тяжелая, с начала года у нас оптовая цена все растет и растет, а розница растет значительно медленнее, чем опт. Опт вырос на 30%, а розница — на 5%, вот и вся математика. Мы подготовили письмо в Федеральную антимонопольную службу. Что касается закрытия частных АЗС, а это 60% инфраструктуры рынка, это не угрозы, а тот процесс, который уже сейчас наблюдается, то есть уже сейчас в регионах операторы уходят с рынка. Уходят более слабые операторы, но тем не менее. В России Shell — это все-таки скорее независимая сеть, потому что не имеет своего производства, соответственно, не получает демпфирующую субсидию и вынуждена работать с теми оптовыми ценами, которые есть на рынке. Конкурентная ситуация в рознице очень простая — есть соглашение между правительством и нефтяными компаниями: «Вы, господа, держите цены в рамках инфляции, а мы вам за это будем субсидировать производство в рамках демпфера». Естественно, у независимой розницы субсидии, которая позволяла бы сдерживать розничные цены, просто нет, поэтому это дискриминационная политика. Система нуждается в пересмотре, нужно пересматривать ту систему управления топливного рынка, которую мы имеем».

Также частные АЗС недовольны ставкой эквайринга. «Наблюдается диспаритет комиссии за эквайринг для предприятий топливной розницы при существенном росте доли транзакций по банковским картам, до 70% в этом году», — говорит топ-менеджер Shell.

По его словам, сейчас для АЗС ставка по эквайрингу составляет около 1,5%, и сети тратят на нее до 20% от валового дохода с топливных продаж. Комиссию надо приравнять к ставкам ресторанов фастфуда — около 1%. В Восточной Европе комиссия за эквайринг вообще составляет лишь 0,3%, говорит Маслов.

На этом фоне в России впервые за год снизились цены на бензин. По данным Росстата, за последнюю неделю средняя стоимость топлива снизилась на 15 копеек, почти до 49 рублей за литр. 92-й бензин подешевел на 17 копеек, 95-й — на 16. Цены на топливо снижаются в 68 городах, в том числе Москве и Петербурге. О том, почему цены на бензин наконец пошли вниз, рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности «Заканчивается автомобильный сезон в России, то есть потребление нефтепродуктов возрастает летом и снижается зимой. Но в этом году разница была еще ярче, потому что многие люди не полетели на самолете, то есть в отпускной сезон ехали на автомобиле. И второй фактор — это то, что Минэнерго все-таки выиграло борьбу с нефтяными компаниями и они стали продавать больше топлива на бирже. Возможно, сработал как раз фактор угроз со стороны правительства перекрыть возможность экспорта нефтепродуктов на три месяца. Видимо, компании нашли какие-то компромиссы с правительством и все-таки увеличили объемы поставок. И это привело к тому, что независимые поставщики топлива на розничный рынок смогли снизить цены. Но не факт, что по итогам сентября мы увидим снижение в целом по месяцу. Возможно, мы увидели снижение в первую неделю сентября, а дальше все равно инфляция сделает свое дело. Важно, чтобы повышение в сумме по году не превысило уровень инфляции».

Сейчас у Shell цена на 95-й бензин на отдельных заправках составляет 54,6 рубля за литр. У государственной «Роснефти» он стоит дешевле — 50,8 рубля за литр. А у независимой ЕКА всего 51,5 рубля за литр. То есть даже у независимых АЗС цены сильно различаются. При этом у каждой сети свои бонусные программы на заправку и внутренние товары, которые закладываются в стоимость топлива.

Раз АЗС терпят убытки, не лучше ли начать с внутренней оптимизации? Мнение управляющего партнера «Петролеум трейдинг» Максима Дьяченко:

Максим Дьяченко управляющий партнер «Петролеум трейдинг» «У независимых АЗС сложная ситуация, они не лукавят. Разные хозяйствующие субъекты по-разному решают эту проблему. Кто-то, как Shell, поднимает розничные цены, но это в итоге приводит к тому, что продажи снижаются. Конечно, сейчас АЗС трансформировались, у многих активно развивается продажа сопутствующих товаров, то есть на АЗС есть мини-маркет или просто супермаркет, который торгует различными товарами, а топливо — это гарантия того, что клиенты заедут на АЗС и эти товары приобретут. Если говорить о бонусных программах, которые надо сворачивать, все-таки и бонусные программы, и системы ценообразования — это вопросы больше стратегических отношений между компанией и клиентом, они формируются за много лет. Изменить в одностороннем порядке условия сотрудничества — это потерять клиентов, а клиенты завоевываются годами. Любая остановка, любые изменения — это существенный риск. Поэтому именно независимые АЗС продолжают работать, реализуя топливо себе в убыток, так как известно, что остановка реализации приводит к еще более плачевным последствиям. Реализация падает критически, настолько, что восстановить ее зачастую просто невозможно».

Читайте также  Все признаки поломки глушителя

По данным исследовательской группы «Петромаркет», общая убыточность торговли 92-м бензином наблюдается с начала этого года. С марта маржинальность у 95-го бензина и летнего дизтоплива оказалась нулевой, а уже в середине лета чистая маржа розничной продажи 92-го бензина оказалась на уровне в минус 1,3 рубля за литр.

Признак лета — биржевая цена на 95-й бензин рвется вверх, но эксперты не ждут потрясений. Обзор

Москва. 21 мая. INTERFAX.RU — Снова наступает лето, сезон высокого спроса на нефтепродукты. Последствие пандемии коронавируса для топливного рынка — растущее потребление бензина из-за закрытых границ и развития внутреннего туризма.

Летом 2020 года Россия столкнулась с беспрецедентным ростом биржевых цен на бензин, когда в финале самоизоляции россияне массово поехали в отпуск по родной стране. В мае 2021 года после непродолжительного затишья снова начался рост оптовых цен на бензин, неприличными темпами растет стоимость 95-го. Эксперты топливного рынка в обзоре «Интерфакса» размышляют о том, ждать ли бензинового ажиотажа летом 2021 года.

Горячее лето 2020-го

Главный экономист «Выгон консалтинг» Сергей Ежов, вспоминая лето-2020, отмечает, что тогда рост биржевых цен на 95-й бензин определялся быстрым восстановлением спроса после снятия карантина. При этом, экспортные цены на бензин тогда оставались низкими. По мере восстановления баланса спроса и предложения в июле прошлого года цены снизились на 20%.

Кроме того, в прошлом году работал эффект демпфера на топливо, по которому нефтяные компании заплатили в бюджет около 400 млрд рублей за весь год. В этом году, наоборот, компании получают демпфер из бюджета, компенсируя убытки при поставках на внутренний рынок. «Сейчас основная причина роста биржевых цен — высокие экспортные котировки. Также наложился фактор сезонных плановых ремонтов НПЗ, из-за чего дополнительно снизилось предложение», — поясняет Ежов.

«Спрос на бензин определяется продажами новых автомобилей и ситуацией в экономике. По сравнению с прошлым годом в первом квартале продажи легковых автомобилей упали. Но в даже с учетом роста в целом по году, объем продаж вряд ли превысит уровень 2019 года — 1,76 млн автомобилей. Это значительно ниже пиковых продаж в 2012 году — 2,8 млн автомобилей, и не создает предпосылок для роста спроса на автобензин по сравнению с допандемийным 2019-м. А с учетом вводов новых мощностей российская нефтеперерабатывающая промышленность полностью закрывает текущий спрос на бензины», — считает он.

Спокойное лето 2021-го?

Традиционно в этот период года биржевые цены на топливо растут по фундаментальным причинам — с приходом лета потребители активнее передвигаются и тратят больше топлива, это касается как домохозяйств, так и компаний. Но пандемия сделала рост и падение потребления более непредсказуемым, чем прежде, размышляет Максим Дьяченко, управляющий партнер компании ООО «Петролеум Трейдинг» (входит в число крупнейших топливных трейдеров РФ).

«Например, из-за закрытия границ прогнозируется рост внутреннего туризма, но никто не скажет — насколько вырастет в итоге потребление. Нефтяные компании, и их можно понять, ввиду текущей экономики производства не торопятся наращивать его объемы. Значит, если рост будет резким, то может возникать ажиотажный спрос и резкие скачки цен. Все же надеюсь, что лето будет спокойным, но мы рекомендуем покупателям формировать запасы топлива», — сказал он.

Отраслевой аналитик Виктор Костюков склонен называть текущий биржевой рост цен на бензины «мелкой зыбью» по сравнению с предыдущими периодами: «Статистика прошлых лет свидетельствует о том, что подобные подскоки (биржевых цен — ИФ) явление заурядное. Более того, «штормило» на бирже в прошлые годы не в пример нынешнему. Так, в мае 2019 года подскок достигал 15% (+7010 р/т), а в коронавирусном 2020 году — на 27%(+11180 р/т). Сейчас же всего 5%».

«Полагаю, что по мере завершения цикла весенних ремонтов НПЗ ситуация с ценами в июне разрядится, объем выпуска бензина в июне вырастет к маю на 10%, а демпфер продолжит удерживать рынок под контролем», — отметил Костюков.

Руководитель проектов исследовательской группы «Петромаркет» Анна Лишневецкая считает невысокой вероятность того, что бензин на бирже продолжит дорожать.

«На текущей неделе средний дневной объем продаж автобензина на СПбМТСБ с НПЗ начал снижаться, что говорит о спаде напряжения в оптовом сегменте. При сохранении на среднем за прошедшие дни мая значении стоимости автобензина в Европе и курса доллара к рублю существенный продолжительный рост оптовых цен на автобензин возможен только в ситуации дефицита продукта на внутреннем рынке. Сейчас риски возникновения дефицита на рынке автобензина можно оценить, как крайне низкие. Запасы на уровне 1,7 млн тонн, по нашим оценкам, более чем достаточны для того, чтобы не возникло недостатка продукта даже при растущем спросе на него в России. И даже в условиях весенних ремонтов НПЗ», — поясняет она.

Прогноз на спрос

По оценке Костюкова, спрос и потребление бензина в стране растет незначительными темпами. «За январь-апрель 2021 года на внутренний рынок выгружено чуть более 8 млн тонн, что на 10% выше, чем в коронавирусном 2020-м, и только на 2,3% превосходит этот показатель в не знавшем эпидемии 2019 году. Вероятно, 2-3%-ная динамика потребления бензина сохранится до конца текущего года. С такой динамикой нефтяные компании справятся без проблем», — считает Костюков.

Лишневецкая оценивает, что в первой декаде мая реализация автобензина на АЗС выросла на 1-3% относительно аналогичного периода мая «допандемийного» 2019 года. «Наблюдаемая динамика, скорее всего, рождает у участников розничного рынка ожидания и более интенсивного, чем в «допандемийный» период, сезонного роста спроса в конце мая-июне», — говорит она.

«Спрос на автобензин в мае 2021 года, по нашим оценкам, вырастет на 0,3-1,3% относительно мая 2019 года и на 30-32% относительно мая 2020 года. Скорее всего, потребность внутреннего рынка в автобензине так и будет двигаться по траектории 2019 года, превышая «допандемийный» уровень на 0,5-1%. Сохранение рисков заражения коронавирусной инфекцией и ограничения авиасообщения по отдельным направлениям станут причиной более высокой степени эксплуатации личного автомобильного транспорта на территории РФ», — добавляет представитель «Петромаркета».

Не маржа независимых

Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что в этом году гораздо сложнее ситуация для независимых АЗС, чистая маржа которых при реализации автобензина зачастую отрицательна.

В подтверждение этого в пятницу Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных топливных трейдеров) второй раз за весну 2021 года обратился с письмом к вице-премьеру Александру Новаку с просьбой проработать варианты мер для снижения оптовых цен на бензин и «приведения их к уровню, обеспечивающему возможность безубыточного функционирования операторов розничного рынка». РТС подчеркивает: «На всем протяжении 2021 года операторы розничного рынка работают в условиях диспаритета оптовых и розничных цен».

На фоне ограничений отдыха за рубежом и стимулирования развития внутреннего туризма, по оценке РТС, рост спроса на бензины в РФ «может вырасти еще на 10-20%, особенно рост потребления проявляется по бензину Аи-95».

РТС в числе мер предлагает: увеличить объем производства бензинов с изменением пропорций производства 92-го и 95-го в соответствии с меняющимся спросом; ввести временное ограничение экспорта бензина сроком до 1 октября; увеличить нормы биржевых продаж бензинов до 15%. Кроме того, РТС предлагает реализовать норму Совместного приказа ФАС и Минэнерго и постановления 669, «требующую не учитывать объемы, приобретенные третьими лицами в безадресном режиме в интересах нефтяных компаний или аффилированных с ними лиц». В качестве крайней меры Российский топливный союз предлагает вернуться к практике топливных соглашений нефтяных компаний и правительства, которые подписывались в кризисном 2018 году.

Позиции регуляторов

Минэнерго логично поясняет «оживление спроса на биржевых торгах топливом, в первую очередь, сезонными и макроэкономическими рыночными факторами». В части сезонности в настоящее время наблюдается начало традиционного роста спроса на моторное топливо перед летним периодом начала сезонных отпусков. В то же время, внутренний топливный рынок в мае продолжает находиться под влиянием макроэкономических факторов глобальных рынков нефти и топлива, в частности, из-за растущих внешних котировок на нефть и нефтепродукты.

«За истекший период мая ежесуточное производство топлива составляет около 67 тыс. тонн/сутки по бензину Аи-92 и около 40 тыс. тонн/сутки по бензину Аи-95, что с запасом закрывает все потребности внутреннего рынка. В том числе сформированы достаточные запасы топлива. Согласно рекомендациям Минэнерго, нефтеперерабатывающие заводы успешно выполнили планы по их увеличению до уровня 1,7 млн тонн по бензину, что выше уровня запасов в прошлом и 2019 году», — сказал представитель Минэнерго.

Читайте также  Зачем нужен воздушный отопитель салона

Благодаря корректировке демпферного механизма, добавил он, с начала мая этого года поставки топлива на внутренний рынок выгодны для нефтяников, что гарантирует обеспеченность топливом потенциально растущий спрос на внутреннем рынке в преддверии массового сезона отпусков.

Минэнерго России подчеркивает, что наблюдающаяся волатильность оптовых цен на топливо не приведет к росту розничных цен на АЗС, который на текущий момент с начала года находится в пределах инфляции (+3%).

«Для обеспечения сдерживания цен как в розничном, так и в оптовом сегменте в 2021 году помимо корректировки «демпфера» принят ряд срочных и системных мер. Все это должно помочь участникам рынка лучше планировать свою деятельность, а также осуществлять предсказуемую ценовую политику», — отмечает Минэнерго.

В пресс-службе Федеральной антимонопольной службы заявляют, что ФАС совместно с Минэнерго и правительством РФ еженедельно проводит совещания по стабилизации ситуации на топливном рынке страны. В целях стабилизации как розничных, так и оптовых цен на топливо был принят ряд мер (повышении нормативов биржевых продаж топлив, постановление о регулярности и равномерности биржевых торгов, осуществлена корректировка «демпфера»).

«В качестве резервной меры реагирования на ситуацию правительство РФ сохраняет за собой право на введение временного моратория на экспорт топлива за пределы РФ, такая мера может быть рассмотрена при появлении необходимости», — подчеркивают в ФАС и Минэнерго.

Цены на бензин седьмую неделю подряд продолжают расти выше инфляции

По данным Росстата, они выросли на 0,31% при инфляции в 0,1% в среднем по РФ

Цены на бензин в РФ с 17 по 23 августа выросли на 0,31% при инфляции в 0,1% в среднем по России, следует из данных Росстата. При этом шесть предыдущих недель увеличение стоимости бензина также было выше среднего по России уровня роста цен.

С начала августа рост стоимости бензина также оказался выше уровня инфляции (1,02% против 0,07%), при этом с начала года цена выросла на 6,24%, что выше инфляции, сложившейся на уровне 4,58%.

В отличие от бензина, цены на дизельное топливо с начала года растут ниже инфляции, однако уже шестую неделю подряд дизель дорожает выше уровня инфляции — на прошлой неделе рост составил 0,14%.

В августе стоимость дизельного топлива в РФ выросла на 0,66% при инфляции в 0,07%. С начала года стоимость дизеля выросла на 3,94% при инфляции в 4,58%.

В Минэнерго отметили, что на прошлой неделе розничные цены на бензины и дизельное топливо изменялись более низкими темпами, чем ранее. Это произошло из-за еженедельных рекомендаций к компаниям ТЭК насытить предложением внутренний рынок.

«Минэнерго России совместно с ФАС утвердили рекомендации по временному повышению в III квартале минимальных продаж на бирже автомобильных бензинов и дизельного топлива дополнительно на 1% к текущим уровням, установленным совместным приказом ФАС и Минэнерго России. Как следствие, биржевые цены перешли к стабильному тренду на удержание и местами снижение, несмотря на сохранение высокого спроса на розничном рынке в продолжающийся отпускной период», — добавили в министерстве.

Недельная динамика

По данным Росстата, средние потребительские цены на бензин в России с 16 по 22 августа 2021 года выросли на 15 коп. и составили 49,01 руб. за литр.

В частности, средние цены на бензин марки Аи-92 выросли на 13 коп. — до 46,1 руб. за литр. Бензин Аи-95 подорожал на 14 коп. — до 49,89 руб. за литр, а стоимость бензина Аи-98 стала выше на 22 коп. — до 57,56 руб. за литр.

Дизельное топливо выросло в цене на 7 коп. — до 50,66 руб. за литр.

Рост цен на бензин отмечен в 68 центрах субъектов Российской Федерации. Более всего он подорожал в Южно-Сахалинске — на 2,1%, Новосибирске — на 1,9% и Махачкале — на 1,6%.

На наблюдаемых АЗС в Москве бензин марки Аи-92 можно было приобрести по цене от 45,05 до 46,58 руб. за литр, Аи-95 — от 49,59 до 53,89 руб., Аи-98 — от 55,48 до 59,99 руб. за литр.

В Санкт-Петербурге бензин марки Аи-92 стоил от 44,6 до 46,25 руб. за литр, марки Аи-95 — от 48,4 до 50,8 руб., Аи-98 — от 57,8 до 59,9 руб. за литр.

Объем производства бензина в РФ со 16 по 22 августа снизился на 8,3% по сравнению с предыдущей неделей — до 752,3 тыс. тонн. Производство дизельного топлива также снизилось — на 1,3% и составило 1 млн 563,5 тыс. тонн.

Цены в июле

По данным Росстата, средние потребительские цены на бензин в России в июле 2021 года выросли на 0,7% по сравнению с июнем 2021 года. При этом производители бензина в июле увеличили оптовые цены на 3,5%.

В то же время с начала года потребительские цены на бензин выросли на 5,2%, тогда как цены производителей подскочили на 31,7%.

Потребительские цены на бензин в июле в среднем по России превышали цены производителей в 1,9 раза (в июле 2020 года — в два раза).

За отчетный месяц повышение цен на бензин на 0,8% и более было отмечено в 33 регионах России. При этом заметнее всего цены выросли в Кабардино-Балкарской Республике — на 1,8%, Иркутской области — на 1,9% и Чеченской Республике — на 2%.

В Москве и Санкт-Петербурге бензин подорожал на 0,8% и 0,7% соответственно.

Производство бензина в России упало почти на 20%

Производство бензина пятого экологического класса в России за неделю с 1 по 7 апреля упало на 18,9% к уровню предыдущей недели и составило 648 тыс. т вместо 799,3 тыс. т, следует из данных Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК, структура Минэнерго), которые изучил РБК.

Отгрузка бензина на внутренний рынок также упала на 11,6%, до 554,2 тыс. т. Товарные остатки по состоянию на 6 апреля составили 1,8 млн т, увеличившись на 0,1 млн т (около 6%), сообщили РБК в пресс-службе Минэнерго. Производство дизельного топлива также упало за первую неделю апреля на 6%, до 1,45 млн т, поставки на внутренний рынок — на 10,3%, до 675 тыс. т.

«Анализ производства, отгрузок и наличия товарных остатков нефтяных компаний показывает, что ситуация с топливообеспечением страны стабильная, предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме, запасы в большинстве регионов превышают нормативный показатель в десять суток», — говорится в сообщении пресс-службы Минэнерго по итогам очередного заседания штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов, которое состоялось 9 апреля. В заседании приняли участие представители министерства, ЦДУ ТЭК, «Транснефти», РЖД, нефтяных компаний, Российского топливного союза (объединяет сети независимых АЗС), а также Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

По данным Росстата, падение производства нефтепродуктов было меньше — с 30 марта по 5 апреля выпуск бензина снизился по сравнению с предыдущей неделей на 8,9%, до 721,5 тыс. т бензина, а дизтоплива — примерно на 2%, до 1,6 млн т.

Падение производства бензина и дизтоплива произошло на фоне пандемии коронавируса и режима нерабочих дней, который в конце марта ввел президент Владимир Путин для снижения риска распространения инфекции. Производство топлива в России падает из-за падения спроса после введенных мер по самоизоляции, пояснил РБК президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, который принимал участие в заседании штаба при Минэнерго. «В тех регионах, где режим самоизоляции ослабляется, наблюдается тенденция к повышению спроса на топливо, но пока он остается гораздо ниже, чем был до вируса», — отмечает он. По словам Аркуши, по мере роста спроса НПЗ нарастят и производство до уровней до пандемии.

Пока падение производства бензина не сильно влияет на обеспечение внутреннего рынка, поскольку потребление бензина в России сократилось сильнее, чем его производство, отмечает гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. Министр энергетики Александр Новак 2 апреля говорил в интервью «Эхо Москвы», что на АЗС в крупных городах, где вводится жесткий режим карантина, например в Москве, наблюдается снижение спроса на бензин и дизтопливо на 20–30%, а в других городах снижение пока лишь 10–15%. Он тогда предупреждал, что падение спроса продолжится и может достичь 40%.

Но сокращение продаж топлива на биржевых торгах и запрет импорта более дешевого бензина из Белоруссии, по мнению Турукалова, может обернуться проблемами на внутреннем рынке, как только спрос начнет восстанавливаться. 6 апреля РБК писал со ссылкой на источники в Минэнерго и на топливном рынке об инициативе правительства по запрету импорта бензина в Россию на полгода.

Средние потребительские цены на бензин в России с 30 марта по 5 апреля снизились лишь на 1 копейку по сравнению с предыдущей неделей и составили 44,92 руб. за литр. Как следует из материалов Росстата, в Москве бензин подорожал на 0,3%, до 46,9 руб. за литр. «Цены на бензин в России не снизятся и не вырастут на фоне волатильности на рынке нефти. Я не думаю, что будет снижение цен на бензин. Но расти они не должны, это точно», — заявил 11 марта замминистра финансов Алексей Сазанов.