Легендарный ГАЗ-66 получит замену в этом году

Легендарный ГАЗ-66 получит замену в этом году. Газ 66 авто

Рубрика ГАЗ-66 на сайте Avtomobilgaz.ru

Коллекционные модели грузового автомобиля ГАЗ-66 в масштабе 1:43. История создания оригинального грузовика и где

Где можно купить запчасти на грузовые автомобили ГАЗ-66, 69. От каких грузовиков подойдут детали

Схема раздаточной коробки ГАЗ-66. Неисправности раздатки, их диагностика и ремонт.

Основные модели самосвалов на базе ГАЗ-66. Технические характеристики саморазгружающихся грузовиков.

Грузовик «Садко» или ГАЗ-33097. Комплектация грузового автомобиля и его функциональные характеристики.

Особенности конструкции вездехода на базе ГАЗ-66. Основные технические характеристики «Вепря». Внешний и внутренний дизайн

Основные технические характеристики генератора на ГАЗ 66. Как отремонтировать генератор и проверить его работоспособность.

Различные модификации автомобиля ГАЗ-66 с кунгом. Технические характеристики машины.

Настройка и порядок регулировки клапанов двигателя и ГУР грузового автомобиля ГАЗ-66. Что делать,

Схема устройства тормозной системы грузового автомобиля ГАЗ-66. Техническое обслуживание и ремонт тормозов.

Коллекционная модель ГАЗ-66 в масштабе 1:43

Среди множества коллекционных моделей автомобилей достойное место занимает легендарный ГАЗ-66 1:43, выпускаемый в различных модификациях. Несомненные достоинства оригинала, разнообразие модификаций, широкая распространенность, брутальный вид делают модель достойной самой выдающейся коллекции.

Внешний вид ГАЗ-66

Вернуться к оглавлению

История оригинала

Модель 66, именуемая в народе Шишига, серийно выпускалась с 1964 по 1999 гг. и представляла собой 2 т грузовой автомобиль с колесной формулой 2х2, который был оборудован системой подкачки шин и приводом с использованием самоблокирующихся дифференциалов. Выпускались опытные образцы с формулой 6х6. Машина обладала уникальной проходимостью и надежностью, что позволяло ее использовать как в качестве военной машины, так и народном хозяйстве в любых условиях. В 90-е гг. машина была популярна у фермеров и предпринимателей. Прозвище Шишига машина получила по созвучию с присвоенным ей номером — 66. Всего было выпущено около 1 млн экземпляров всех модификаций.

Надежность машины была обусловлена тем, что одной из задач конструкторов было разработать технику, которую можно была сбрасывать с воздуха. Автомобиль способен был двигаться после падений с обрывов, крупных аварий, перевертывания. Способность преодолевать самые сложные преграды, уверенно передвигаться в условиях полного бездорожья поражает даже сейчас. Всего выпустили около 40 модификаций автомобиля, предназначенных для внутреннего пользования, и 20 на экспорт. Шишига поставлялась во все социалистические страны. 66 модель — первый в стране автомобиль, которому был присвоен государственный Знак качества (его изображение было на капоте).

Так выглядит подвеска ГАЗ-66

Доступ к двигателю осуществлялся через откидывающуюся вперед кабину. Внутри кабины укреплялись 4 крючка, на которые подвешивался своеобразный брезентовый гамак для отдыха водителя. Автомобиль был оснащен 8-цилиндровым четырехтактным двигателем мощностью 120 л.с., позволявшим развивать скорость до 90 км/ч. В качестве топлива использовался бензин марок А-72, A-76, АИ-80.

Вид двигателя, который устанавливается на ГАЗ-66

Недостатком машины как военной техники являлось расположение кабины непосредственно над передними колесами, что составляло критическую опасность для водителя и находящихся в кабине бойцов при наезде на мину. Такое расположение создавало равномерную нагрузку на оси автомобиля, что повышало проходимость и исключало опрокидывание при парашютировании. Однако исходя из целей безопасности, 66 с начала 80-х гг. стали выводить из состава частей, действовавших в Афганистане. Однако в народном хозяйстве автомобиль со своими качествами был незаменим. Отдельные сохранившиеся машины используются до настоящего времени.

Небольшая кабина грузового автомобиля ГАЗ-66

Вернуться к оглавлению

Модели автомобиля

Модели 1:43 ГАЗ начали выпускаться в 1993-1994 гг. Русской миниатюрой, впоследствии к выпуску подключились другие отечественные производители. Коллекционные модели 1:43 не часто встретишь в магазинах, выбор модификаций невелик. Но в интернете представлен достаточно большой выбор как военных вариантов, так и штатских, включая редкие модификации. Модели выполнены из традиционных материалов: металл и пластик.

Так выглядит ГАЗ-66 модель 1:43

Основными производителями моделей являются Агат (Моссар) и AD-modum. Изделия этих создателей точно копируют оригиналы, каких-то явных изъянов не заметно. Модель детализирована, включая элементы кабины и днища. Копии автомобилей разных годов выпуска отражают действительные особенности оригиналов. Модели выпускаются в различном цветовом оформлении, отражающем реальное состояние. В продаже имеются модели других производителей и даже ручной работы. Экземпляры некоторых других разработчиков имеют несколько смазанные очертания, мелкие детали не проработаны. Все это делает модель упрощенной, придавая ей игрушечный вид.

Ассортимент коллекционных экземпляров представлен на широко известных ресурсах в сети, предлагающих товар как под заказ, так и в наличии. Представлены несколько десятков модификаций:

  • ГЗСА-3713 фургон для перевозки медикаментов на шасси 66-05.
  • ГЗСА-3714 фургон для перевозки продуктов на шасси 66-02.
  • ГАЗ 66-01 бортовой.
  • ГАЗ-66-01 шасси.
  • ГАЗ-66 ООН бортовой с дугами.
  • АСО-5 на шасси ГАЗ-66.

Так выглядит АСО-5 на шасси ГАЗ-66

  • ГАЗ-66 низкий борт.
  • ГАЗ 66 эвакуатор.
  • ГАЗ 66 пожарная бочка со скамейкой.
  • УГБ-1ВС Буровая на шасси ГАЗ-66 ГЕОЛОГИЯ.
  • ГАЗ 66-02 бортовой (высокий борт).
  • УГБ-50 буровая установка и многие другие.

Смотрите в видео: ГАЗ-66 Русская миниатюра.

Имеются модели, копирующие однотипные оригиналы различных годов выпуска. Некоторые экземпляры подвижные: откидывается вперед кабина, раздвигается специальное оборудование. На части моделейпереднее водительское стекло приспущено. Стоимость моделей представлена в широком ценовом диапазоне. Наиболее простая модель ГАЗ-66-01 шасси 1968 г. производителя AD-modum предлагается за 8990 рублей, сложная копия спецтехники УГБ-1ВС Буровая ГЕОЛОГИЯ стоит 29394 рубля. Один и тот же тип автомобиля может быть представлен разными производителями.

Внешний вид УГБ-1ВС Буровая геология

Легендарный ГАЗ-66 получит замену в этом году

В следующем году у легендарного ГАЗ-66, который прозвали «шишига», ожидается преемник – новое поколение грузовика ГАЗон NEXT. Прототип модели дебютировал на CTT-2014. Новинка уже поставлена на конвейер, а в этом году завод приступит к сборке полноприводной модификации.

Семейство модели ГАЗон NEXT состоит из целого ряда версий для различных условий. Для всех версий, грузоподъемность которых составляет 5 тонн, доступно два варианта кабин (3-х и 7-местная) и три варианта колесных баз и бортовых платформ.

Грузовик оснащается турбированным дизельным агрегатом ЯМЗ-5344 мощностью 149 л.с.

Модель Садко Next имеет капотную компоновку, в отличие от бескапотного ГАЗ-66, что важно для армейского использования. Представленный автомобиль выполнен в камуфлированном варианте, а это свидетельствует о планах производителя на снабжение российских военных сил.

Для современных автомобильных грузоперевозок автопарк играет огромное значение, от него во многом зависит качество предоставляемых услуг. Например, компания http://neolit.ua/ уже много лет работает на рынке, завоевав доверие клиентов благодаря оперативности, надежности и доступными ценами.

Новый Садко NEXT получил целый ассортимент технологических решений. Автомобиль оснащается усиленной раздаточной коробкой с функцией отбора мощности, укрепленной рамой и подвесками (задняя, передняя), пневмо-гидравлической системой торможения с возможностью отключения ABS, необслуживаемой карданной передачей и шинами с улучшенной несущей способностью. С помощью кнопок на приборной панели осуществляется управление раздаточной коробкой (можно подключить понижающую передачу и передний мост).

Кроме того, модель комплектуется целым рядом узлов и компонентов от известных мировых производителей: ZF, LUK, SKF, Oerlikon Graziano, Rubena, Simrit, Spicer, CSA, Tenneco, Wabco.

ГАЗ-66 — автомобиль, который мог передвигаться по воде

ГАЗ-66 — автомобиль, который заслужил репутацию надежного и неприхотливого в обслуживании грузовика. Впервые данную модель показали еще в 1964 году. Трудно поверить, но на конвейере этот транспорт сумел продержаться вплоть до 1999 года. За это время производитель представил большое количество модификаций. В одно время даже пытались создать трехосный грузовой автомобиль. Еще одна модификация — АПП-66, которая выпускалась серийно.

В таком большом количестве версий самой необычной стала та, которая получила прозвище «Мамонтенок». Это был настоящий снего-болотоход.

Известно, что модель разрабатывали специально для эксплуатации в регионах Крайнего Севера и в тундре. Еще одна цель создания «Мамонтенка» — выполнять функции вертолета. Не в прямом смысле, но транспорт должен был добираться в те места, куда не проезжала другая техника. Использование вертолетов в то время было дорогим удовольствием, а снего-болотоход выступал в качестве бюджетной альтернативы.Можно было использовать другие автомобили, но они не были способны выдерживать суровые климатические условия.

Читайте также  Как выбрать резину для авто

К счастью, даже сейчас можно ознакомиться с особенностями такой разработки — есть снимки и большое количество достоверной информации. Первое, что бросается в глаза в этом вездеходе, — колеса огромного размера. Их диаметр составлял 170 см, а ширина — 75 см. Они оснащались покрышками низкого давления. Такие параметры обеспечивали высокую проходимость и минимизировали влияние на верхний слой почвы.

Большая ширина колес и особенности проектора позволяли преодолевать небольшие водные преграды. На воде транспорт передвигался со скоростью 3-5 км/час. Но назвать его полноценной амфибией было нельзя.

Главная же особенность заключалась не в этом. Авто имел «ломающуюся раму» — это шарнирно-сочлененный узел, который позволял «ломать» раму сразу в 3 положениях по горизонтали, вертикали и на скручивание. Такая особенность обеспечивала возможность штурма почти всех преград. В движения вся эта конструкция приводилась дизельным силовым агрегатом, который не мог похвастаться выдающейся мощностью. Известно, что в грузовике использовали мотор компании Mercedes-Benz, рабочий объем которого составлял 2.5 литра, а мощность 72 л.с.

Выпускали «Мамонтенок» на базе ГАЗ-66 8 лет — в период с 1990 по 1998 год

Несмотря на то, что задумка была интересной и даже пошла в реализацию, особой надежностью такое транспортное средство похвастаться не могло. Люди, которым посчастливилось поработать на «Мамонтенке», потом вспоминали, что слабым местом здесь выступала раздаточная коробка передач. Этот узел просто не имел способностей выдерживать серьезные нагрузки. Но проект длительное время развивался специалистами. Выпускали авто на базе ГАЗ-66 8 лет — в период с 1990 по 1998 год.

Автомобиль отличался от своих аналогов тем, что не имел капота и располагался на двух односкатных осях

Без какого-либо преувеличения Самым проходимым из всех грузовиков считался ГАЗ-66. В простонародье его просто называли «Шишига». Автомобиль отличался от своих аналогов тем, что не имел капота и располагался на двух односкатных осях.

Созданием «Мамонтенка» занималась компания «Артиктранс»

В списке модификаций этой модели можно выделить так много интересных разработок, которые отличались не только от других автомобилей, но и друг от друга. Вопрос о создании «Мамонтенка» имеет много тайн. Сейчас существует компания «Артиктранс», которая выпускает шины особого назначения. Такие колеса отличаются низким давлением и используются на крупных внедорожниках.

Такую разработку нельзя назвать полноценной модификацией «Шишиги»

В свое время эта компания занималась созданием проектов автомобилей. Именно она приложила руку к образу «Мамонтенка». Конечно, такую разработку нельзя назвать полноценной модификацией «Шишиги», так как на заводе ее сборкой не занимались. Но в качестве разновидности модельного ряда ее вполне можно рассматривать. Тем более, что этот транспорт превосходит по проходимости многие гусеничные и колесные тракторы.

Итог. ГАЗ-66 — легендарный грузовой автомобиль из СССР, который за все время своего существования получил много модификаций. Наиболее интересной была версия под названием «Мамонтенок», которая могла преодолевать любые препятствия.

ГАЗ-66 — история легендарного грузового внедорожника

ГАЗ-66 — легендарный советский грузовой внедорожник. Приличная грузоподъемность, полноценный полный привод, неприхотливость и широкие возможности по модернизации — всё это сделало его очень популярным начиная с 1960х годов. И по сей день шестьдесят шестой остаётся востребованным в армии, научно-полевых изысканиях, туризме и путешествиях.

ГАЗ-66 — история создания или с чего всё начиналось

Впервые этот тяжелый и многофункциональный внедорожник предстал перед публикой в 1962-м году. Грубо говоря, это была не сделанная с нуля модель, а очередная хорошая модификация менее популярного ГАЗ-62. Тот уже изжил своё и требовал адекватной замены. Между 62-м и 66-м какое-то время выпускали ГАЗ-63, но он тоже не снискал популярности. Его окончательно прекратили выпускать в 1968-м. Что же касается конкретно ГАЗ-66, то к 1964-му году его официально запустили в серийное производство. На то время это был маленький прорыв — на замену устаревшим грузовикам пришел новый, сравнительно небольшой внедорожник с отличными данными. И, хотя первые модели были далеки от совершенства, он всё равно стал очень распространенным.

Постепенно шестьдесят шестой дорабатывался, выходили новые его разновидности, допиливался функционал. Так, в 1968-м году он стал массово комплектоваться системой регулировки воздуха в шинах (которая оказалась настолько живучей, что до сих пор работает на большинстве стареньких подержанных 66х). Примерно в эти же годы ГАЗ-66 презентовали на Московской выставке современной техники, где он получил самый главный приз (что само по себе уже является хорошим показателем актуальности и интересности модели на тот момент). Выставлялся 66й и за рубежом. Например, в Лейпциге он смог получить «золотую» награду за свои выдающиеся грузовые и внедорожные качества.

ГАЗ-66

В 1969-м ГАЗ-66 удостоился национального Знака Качества и после этого начался его интенсивный экспорт практически во все социалистические страны. Серийный выпуск становился всё более массовым и грузовик стал верным спутникам самых разных категорий общества. Особенно популярным его признавали, что естественно, в армии и в сельском хозяйстве. Полноприводный советский грузовик даже официально приняли на вооружение в армию (и до сих пор во многих бывших социалистических странах и республиках СССР он стоит на балансе вооруженных сил).

Выпускать ГАЗ-66 прекратили в 1995-м году, сменив его на менее популярную, но достаточно распространенную машину типа ГАЗ-3308 «Садко». Выпускались единичные модели и партии по спецзаказам, но в 1999-м году сделали самый последний официальный грузовик. Согласно статистике, всего на автозаводе было выпущено 965 тысяч ГАЗ-66.

ГАЗ-66 — характеристики и описание

ГАЗ-66 был сделан для использования на бездорожье в тех условиях, где другая техника работать не могла или же была не столь эффективна. Грузовик имеет повышенную проходимость, самоблокирующиеся дифференциалы в обеих мостах, а также функцию регулирования шинного давления. Интересной особенностью внедорожника является и практически идеальная сбалансированность — благодаря грамотно распределенному центру тяжести нагрузка на переднюю и заднюю части авто почти одинаковая. К некоторым минусам внедорожника можно отнести то, что кабина расположена прямо над передними шасси и объем её достаточно мал — особо не развернуться. Хотя грузовик от этого несколько выиграл — стал достаточно компактным. Но чтобы получить доступ к моторному отсеку, кабину нужно откидывать. Изначально на двигатель монтировался защитный не снимаемый кожух и нужно было избегать общих перегрузок по весу из-за одинарных рессор.

Также, с завода автомобили шли с брезентовой койкой, которая вешалась в кабине как гамак. Для одного человека получалось универсальное место для отдыха — всяко лучше, чем спать на сиденьях.

Какие версии ГАЗ-66 вообще выпускались

За время выпуска придумали множество модификаций этого универсального внедорожного грузовичка. Известно о 14-ти версиях авто с теми или иными модулями, а также о нескольких серийно выпускаемых специальных автомобилях определенного назначения:

ГАЗ-66-1 — самая первая версия грузовика. Выпуск закончился через несколько лет после начала — в 1968-м. Примечательная особенность — функции регулировки воздуха в покрышках не имела;

ГАЗ-66А — первая модель, выпускаемая с лебедкой с завода;

ГАЗ-66Б — модификация для десантников, сделанная для спуска с парашюта. Имела откидную раму лобового стекла, а также меняющуюся рулевую колонку и складывающуюся крышу;

ГАЗ-66Д — эта версия комплектовалась коробкой отбора мощности;

ГАЗ-66П — выпускалась недолго, представляя собой крупный тягач опытного образца;

ГАЗ-66Э — интересная модель, в которой всё электрооборудование было сделано экранированным. Но её быстро перестали производить — в 1968-м выпущен последний грузовой внедорожник такого типа ;

ГАЗ-66-01 — основной вариант автомобиля, оснащенный функцией регулировки давления в покрышках;

Читайте также  На что обратить внимание при выборе современного аккумулятора

ГАЗ-66-02 — тоже самое, что предыдущий вариант, но уже с заводской лебедкой;

ГАЗ-66-03 — тоже самое, что и 01 с 02 вариантами, но еще и с экранированным электронным оборудованием;

ГАЗ-66-04 — эта версия включала в себя всё тоже, что и предыдущие, но имела экранированные колеса;

ГАЗ-66-05 была моделью с лебедкой и экранированием электрического оборудования;

ГАЗ-66-11 — существенно усовершенствованная оригинальная версия внедорожника, но без каких-то новых модулей;

ГАЗ-66-12 — еще один улучшенный вариант базового модификации, но с лебедкой;

ГАЗ-66-14 — один из наиболее полных вариантов, включающий в себя всё.

Это были перечислены те модели, которые предлагались для использования в СССР. Разрабатывались и специальные модели ГАЗ-66 на экспорт — это 66-51, 66-52, 66-81 и 66-91.

ГАЗ-66

Стоит вспомнить и специализированные варианты этого легендарного грузовика — их затачивали под более эффективное выполнение определенных задач:

АС-66 — классический и очень популярный в то время медицинский внедорожник;

АП-2 — тоже санитарная модель, но уже главная в группе. Что-то вроде медштаба;

ДДА-2 — душевой агрегат с дезинфекцией. Интересный вариант, предназначенный для работ в зонах с радиоактивным заражением;

ГЗСА-731 — специализированные полноприводные фургоны для развоза почты, хлеба и лекарств. Делали для использования в городах, но широкого распространения машина не получила;

Р-142 — командно-штабная модификация с полным оснащением всем необходимым;

МЗ-66 — маслозаправочный внедорожник, используемый больше военными в специфичных целях.

ГАЗ-66

Что же касается технических характеристик, то они были достаточно неплохими. Во-первых, автомобиль был компактным, что для грузового внедорожника всегда было плюсом. Во-вторых, при клиренсе по умолчанию в 315мм автомобиль показывал чудеса проходимости, что и обеспечило ему такую распространенность в определенных кругах. А грузоподъемность в 2 тонны лишь подчеркнула тот факт, что внедорожник был многоцелевым и прекрасно справляться как с военными, как с исследовательскими, так и с гражданскими задачами.

Заводская версия ГАЗ-66 может преодолевать броды глубиной до 0,8 метра и развивать максимальную скорость до 90 км/ч. До 60 км/ч автомобиль разгоняется за 30 секунд. По паспорту значится, что внедорожный грузовик может преодолевать подъемы до 31 градуса.

ГАЗ-66

Постепенно, по мере развития, модель становилась всё более устойчивой и удобной в управлении. Как уже было выше сказано, у грузовика был очень хорошо расположенный центр тяжести, что обеспечивало его возможностью преодолевать самые разные препятствия относительно безопасно. Сугробы под 80 сантиметров были для внедорожника не преградой, как и небольшие броды. Что же касается расхода, то с завода авто потребляло 20 литров на 100 километров. Изначально автомобиль заправлялся 72-м, 76-м и 80-м топливом. При объеме бака в 210 литров это обеспечило его достаточно хорошим запасом для путешествий и поездок на дальние расстояния.

ГАЗ-66 оборудовался четырехтактным агрегатом типа V8 с обычным жидким охлаждением. Это был небольшой мотор, который от своих современников отличался целым набором интересных и даже уникальных фишек. Двигатель имел объем 4,25 литра и мог развивать мощность до 117 л.с. Чуть позже, уже в 90х, выпустили дизельный мотор на 84 л.с. А еще позже начали делать не очень распространенные турбированные дизеля мощностью в 114 л.с.

ГАЗ-66

Что касается коробки передач, то это механика на 4 скорости. У неё немного необычное расположение — сзади и как бы справа от водительского места, поэтому управление требует некоторого опыта и с непривычки кажется очень неудобным. Помимо обычной КПП грузовик оснащен ведущими мостами гиподного типа и раздаткой на 2 ступени. Тормоза у ГАЗ-66 барабанные по кругу, для усиления используется гидровакуумная установка.

Где применялся ГАЗ-66

Изначально этот грузовой советский внедорожник был предназначен для военных, но быстро разошелся для различных нужд по всей стране. Его активно эксплуатировали в исследовательских и строительных целях, в горном деле (добыча полезных ископаемых), использовали для путешествий и активного туризма. Автомобиль зарекомендовал себя как крайне выносливый и неприхотливый, поэтому успешно эксплуатировался даже в сложных и экстремальных условиях. Модификаций было настолько много, что каждая сфера смогла приспособить этот внедорожник под себя. Согласно статистике, между 60 и 80-ми годами ГАЗ-66 использовался практически повсеместно и везде. Особенно успешным его применение было в сельскохозяйственной местности, так как у фермеров до него не было ничего аналогичного по характеристикам.

ГАЗ-66

Базовая версия грузовика была универсальной — она комплектовалась обыкновенным кузовом из металла с откидными боковыми скамейками. Для защиты использовался обычный тент. Кабина была тоже сделана из металла и в ней было место всего для двух кресел — пассажирского и водительского. Как уже упоминалось выше, в салоне было место для организации гамака. Благодаря ограниченному пространству, в кабине зимой было довольно тепло (чему способствовал и двигатель, расположенный прямо под ней).

Поскольку производство легендарного ГАЗ-66 завершилось в конце прошлого века (1999й год), сейчас найти новый автомобиль затруднительно. Но масса модификаций до сих пор находится на консервации в военных частях, многие из которых периодически снимаются, списываются и продаются. Предлагаются как версии с КУНГами, так и обыкновенные бортовые. Цены разные, но подержанный грузовик можно купить по вполне сходной стоимости. Привести его в порядок выйдет не очень дорого, но вот сделать из него походный вариант для дальних путешествий с комфортом — тут бюджет нужен практически неограниченный. Хотя стоит напомнить, что даже в базовом варианте этот автомобиль — весьма достойны и, оборудовав жилой КУНГ, можно смело отправляться на встречу приключениям!

Почему именно «Шишига»: интересные факты про грузовик ГАЗ-66

Прошло уже больше двух десятилетий с тех пор, как легендарная «Шишига» ГАЗ-66 покинула конвейер. Однако до сих пор этот брутальный горьковский грузовик пользуется популярностью среди любителей покорять бездорожье. Об истории и особенностях этой интересной модели журналисты портала quto.ru собрали для 8 интересных фактов.

Нечистая сила

Приклеившееся к грузовику прозвище «Шишига» не просто возникло от цифрового индекса модели «66». Это еще и один из представителей нечистой силы в русской мифологии. Шишига, он же шишок мог обитать в самых различных местах, например, в лесу (и тогда его еще называли лешим). Видимо, подобная «кличка» приклеилась к автомобилю не в последнюю очередь из-за его «зловещего» внешнего вида.

Долгожитель и медалист

ГАЗ-66 — признанный долгожитель. Грузовик выпускался на протяжении 35 лет — с 1964 по 1999 гг. Машина застала распад СССР, войны в Афганистане и Чечне. А на заре производства, в шестидесятые, модель получила целых две золотые медали — на московской выставке «Современная сельскохозяйственная техника», и на международной ярмарке в Лейпциге. В 1969 году «Шишига» первой среди автомобилей СССР получила государственный Знак качества.

Вездеход для десантников

Грузовик изначально проектировался под езду на бездорожье. Под капотом располагался бензиновый V8 объемом 4,3 л с предпусковым подогревателем. Также машина оснащалась системой полного привода с понижающей передачей, гидроусилителем руля и системой регулировки давления в шинах. Грузоподъемность — 2 тонны.

Характерной особенностью ГАЗ-66 являлась отлично сбалансированная развесовка по осям и оптимальное расположение центра тяжести. Благодаря этому машина очень полюбилась в десантных войсках — автомобиль приземлялся на землю всеми четырьмя колесами без ярко выраженного крена.

Опасная эргономика

Многие проклинают «Шишигу» за специфически расположенный практически у задней стенки кабины рычаг коробки передач. При переключении руку приходится выкручивать. Кроме того, грузовик имеет весьма тесный салон, расположенный прямо над двигателем. Последняя особенность несла смертельную опасность водителю при подрыве автомобиля на мине — именно поэтому ГАЗ-66 достаточно быстро вывели из эксплуатации в Афганистане.

Множество вариаций

За долгое время производство ГАЗ-66 имел десятки различных модификаций. Например, грузовик с бортовой платформой, штатной лебедкой и системой регулирования давления в колесах имел обозначение ГАЗ-66-12. Версия с грузоподъемностью 2,3 тонны и оснащенная турбодизелем мощностью 116 л.с. несла индекс ГАЗ-66-40. Грузовик с экранированным электрооборудованием на борту обозначался ГАЗ-66-14.

Читайте также  Что влияет на износ шин и когда проводить замену ?

Вариант для тропиков

ГАЗ-66 активно шел на экспорт во многие дружественные СССР страны, в том числе и с тропическим климатом. Для таких поставляли особую, изготовленную с учетом местной специфики, модификацию. Однако неизвестно, насколько хорошо инженеры справились с температурой внутри грузовика в условиях жаркого климата. А это была непростая задача — ведь бензиновая «восьмерка», расположенная под кабиной, давала немало жару в салон.

Поле для экспериментов

Платформа ГАЗ-66 отлично подходила для постройки различных опытных моделей, нацеленных на более эффективное покорение бездорожья. Результатами этих удачных и не очень экспериментов стали такие разработки, как десантный ГАЗ-66Б на гусеничном ходу или трехосная модификация 66-34.

Внедорожный кемпинг

В наши дни ГАЗ-66 часто используют в качестве базы для постройки внедорожных кемперов. Иногда даже встречаются сильно модифицированные и хорошо оснащенные экземпляры. Однако, по мнению многих профессиональных джиперов, такие доработанные «Шишиги» для тотального бездорожья не очень подходят из-за слишком большой массы.

Егерь — суровый российский автомобиль

Когда Группа ГАЗ выпустила первую модификацию Егеря — бортового грузовика на основе ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309, с двухрядной пятиместной кабиной, — этой разработкой сразу же заинтересовались многие. И предприятия сельхознаправленности, и фермеры, и различные компании, фирмы.

Безусловно, более четырех тонн грузоподъемности, пятиместная кабина, хорошая шумоизоляция и возможность исполнения в северном исполнении сделала первый Егерь привлекательным вариантом для глубинки и северных районов России.

Автомобиль имеет два варианта исполнения: тентованный кузов с открывающимся задним бортом и грузовая платформа с тремя откидными бортами. Кабина может быть как двухдверной, так и четырехдверной. В пассажирском салоне имеется дополнительный отопитель, а при желании можно установить и автономный.

Грузовик можно также оснастить и предпусковым подогревателем (для уверенного запуска при низких температурах), дополнительным бензобаком, вентиляционным люком. Для работы в условиях бездорожья Егерь комплектуется электрической или механической лебедкой. Интересен Егерь и тем, что на его базе можно устанавливать различную специальную технику: кран-манипулятор, автовышку, фургон-мастерскую. Существуют и удлиненные (габаритная длина до 7300 мм) варианты исполнения.

Вполне естественно, что многим хотелось бы узнать, как ведет себя машина в процессе эксплуатации. Чтобы получить наиболее достоверную информацию, мы обратились к нескольким водителям автомобилей Егерь.

Михаил Самойленко, фермер, владелец бортовой версии автомобиля Егерь:

— Автомобиль мне нравится. Раньше я пользовался Уралом, но это очень прожорливая машина, кабина — сами понимаете, не идет ни в какое сравнение с той, что на Егере. Да и, как говорится, в самую чащу мне залезать не нужно. А по проселкам Егеря вполне хватает. И свеклы привезти, и отрубей для птицы, и оптовикам свою продукцию – все на Егере. Да и семью в райцентр, за покупками — все помещаются.

Вячеслав Агеев, сотрудник строительной фирмы:

— Егеря купили целенаправленно. У нас много объектов за городом, порою приходится по разбитым дорогам добираться. Так за один рейс и бригаду привезешь, и все стройматериалы, одной ходкой. Удобно.

Марина Аксакова, предприниматель, владелец сети продуктовых магазинов в селах:

— Машиной довольна. У меня тентованный вариант. Изначально думала — будет невыгодной, найду применение в другой сфере, но Егерь прижился. И продавцов развезти, и продукты доставить. В обслуживании машина не сложна, да и потребляет приемлемо.

Как мы видим, Егерь быстро нашел свою нишу. Но, вместе с тем, сравнительно невысокая проходимость машины вызвала разочарование у части потребителей. Именно для них конструкторы ГАЗа вскоре создали полноприводную версию автомобиля, получившую название Егерь-2.

Егерь-2 разработан на базе полноприводного грузовика Садко ГАЗ-33081. Это — настоящий внедорожник с двухрядной кабиной, получивший широчайшие перспективы к применению благодаря хорошей грузоподъемности (1500 кг), отличным внедорожным качествам и низкой стоимости. Действительно, с появлением этого автомобиля был практически решен вопрос замены на просторах России (и за ее пределами) легендарного, но, увы, давно устаревшего грузовика ГАЗ-66. Конечно, с появлением автомобиля Егерь-2 его стали переоборудовать и в спецтехнику — устанавливать гидроманипуляторы, автовышки, различные фургоны. Но кроме этого, открылась еще одна сфера применения – использование Егерь-2, как экспедиционного автомобиля.

Судите сами: даже стандартный ГАЗ-33081 (Садко) стоит значительно дешевле, нежели прошедший подготовку для экспедиций внедорожник. Его внедорожные качества превосходят УАЗы, а вместительность и грузоподъемность даже не подлежит никакому сравнению. В качестве дополнения приводим несколько строк из недавнего интервью — его нам дал «джипер», заядлый путешественник и просто хороший человек — Сергей Светлов, по совместительству являющийся с недавних пор владельцем ГАЗ-33081 Егерь-2. Сергей приобрел автомобиль именно для экспедиций, и первая поездка его была на Север Урала — в безбрежные края Печоры. Эти края просто созданы для путешествий, и вот что Сергей нам о них поведал:

— Мой вариант Егеря — дизельный, с мотором ММЗ. Я специально брал авто с такой «тракторной» тягой, да и автомобиль с дизелем лично мне кажется как-то надежнее. Машину практически не готовил к такой поездке. Установка шноркеля, веткосбросов и экспедиционного багажника на крыше кунга не в счет. Немного подстраховался с гидроизоляцией электрооборудования, ну это все опытные джиперы делают. По хорошей дороге Егерь бежит 90 км/ч влегкую, но я в основном ехал 70–80 км/час. Это меньше 20 л на сотню, что меня вполне устраивало. Достаточно хорошая шумка и удобное, эргономичное управление давало ощущение, что сидишь не в грузовике, а именно в большом внедорожнике. Да и управление, как на УАЗе — привычно.

И в кабине, и в кунге тепло, удобно. Хочется отметить классную обзорность и эффективные зеркала. На бездорожье машина ведет себя уверенно, даже слишком — привыкаешь, что пройти можно почти везде и это ощущение расслабляет. А не нужно бы. Лебедкой пользовался всего несколько раз, да и то — разок чтобы проверить, как она в настоящем деле, а пару раз еще — для подстраховки. Просто следует реально оценивать ситуацию, прежде чем кидаться в драку.

Часть пути шли вообще по навигатору — через поля. Проходили просто: машина едет и все. Конечно, у меня большой опыт, и в болотистой местности я снижал давление где-то до 1 атм., даже ниже, но это то, что нужно знать и уметь – где и как проходить. А система регулирования давления в этом отношении – просто супер. Хорошо, когда путешествие в радость, а не в напряг для себя и всей команды. Два слова о команде —это моя семья (жена и сын), друзья Шурик, Стас с подругой Леной и Володя с женой Женей — всего восемь человек.

Наша поездка к Печоре — это пробный шар, на следующий год мы собираемся в более серьезную экспедицию — к поселку Уэлен на крайней восточной точке России. Зная, что наиболее частые неисправности этой машины — ломающиеся трубки ГУРа, взяли с собой ремкомплект, но детали не понадобились. Выше всяких похвал. Лишь однажды у нас была проблема с машиной, да и то, по собственному недосмотру — залили ДТ сомнительного качества. Пришлось немного повозиться. А в остальном — Егерь гораздо удобнее шишиги (ГАЗ-66 – прим. ред.), экономичнее и современнее. После поездки мы с друзьями-джиперами бурно обсуждали все перипетии экспедиции и пришли к выводу: на Уэлен поедем двумя, а может и тремя Егерями. Так что приедем — расскажем.

Подводя итог всему вышеизложенному, хочется сказать: надежная, достойная замена ГАЗ-66 есть, и это — грузовой внедорожник на все случаи жизни производства ГАЗ — Егерь и Егерь 2. Хотите — проверьте лично. Удачных поездок!