На 78% увеличились объемы продаж марки Volkswagen

Авторынок идет на разгон

Рост продаж в августе превысил 50%

Продажи новых автомобилей в России продолжают расти: по итогам января—августа они увеличились на 14%, а в августе — более чем на 50%. Двузначную позитивную динамику теперь показывают даже некоторые японские бренды, которые в ходе кризиса стали традиционными аутсайдерами. По итогам года продажи могут вырасти на 22% — до 1,75 млн машин, а докризисный уровень — 2,8 млн автомобилей — рынок в таком случае превысит в 2013 году.

Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых автомобилей за январь—август. Они выросли на 14%, до 1,1 млн машин. В августе рост составил 51% (до 168,6 тыс. автомобилей). Самым продаваемым брендом остается российская Lada. Из иномарок в тройку лидеров в январе—августе вошли Chevrolet, Kia и Renault.

На докризисный уровень роста (50%) российский авторынок вернулся еще в июле, но пока этот рост высчитывается к падающему рынку 2009 года. Более того, продажи в августе были даже ниже, чем в июле (на 2,6%). Однако основатель группы компаний «Рольф» Сергей Петров не видит в этом трагедии: по его словам, в целом рынок устойчиво растет, а незначительное снижение в июле, скорее всего, объясняется тем, что поставки машин в Россию не успевают за спросом и по многим моделям наблюдаются очереди.

Действительно, например, японские бренды, динамика продаж которых во время кризиса выглядела хуже рынка, показывают двузначный рост второй месяц подряд. В частности, в августе продажи Nissan увеличились на 86%, Toyota — на 63%, Mazda — на 36%.

Toyota по итогам месяца вернула себе третье место в России, которое занимала по итогам 2008 года, но потеряла в кризис. Хотя по итогам января—августа марка остается лишь седьмой. «Мы очень довольны июлем—августом, потому что, во-первых, адаптировали модельный ряд под рынок, сделав доступнее, например, переднеприводную версию RAV4, а во-вторых — в целом рынок растет»,— говорит представитель Toyota в России Татьяна Русакова. Представитель Mazda в России Мария Магвайр отмечает, что рост продаж марки связан и с восстановлением рынка, и с увеличением квот для России.

Из иномарок первой двадцатки рейтинга АЕБ лучшую динамику прироста в августе показали Daewoo и Skoda (рост за 100%), Kia, Nissan, Volkswagen (80-90%), а также Peugeot и Hyundai (60-70%). Отрицательной динамики в топ-20 не было ни у кого — падение продаж показали только японские Honda и Suzuki, китайская Geely, а также Seat, Hummer, Saab, Dodge, Chrysler и Alfa Romeo. Из иностранных автоконцернов в России сегодня больше всех продает General Motors (доля рынка — 8%), Volkswagen AG (7%), Kia (5,9%), Ford (5,1%) и Renault (5%).

В премиальном сегменте из «большой тройки» за восемь месяцев больше всех продала BMW (почти 13 тыс. машин), затем идут Audi и Mercedes-Benz. Но самая лучшая динамика прироста у Mercedes-Benz (60%). Lexus продает вдвое меньше конкурентов, но по динамике прироста в августе был лидером сегмента (140%). Infiniti за восемь месяцев продала только 2,5 тыс. машин (продажи упали на 29%), но в августе сбыт вырос на 88%.

Самым продаваемым автомобилем на рынке впервые с начала кризиса стала Lada «классика», которая крайне популярна из-за программы утилизации. Ее продажи с начала года росли быстрее рынка (на 78%), а в августе увеличились сразу на 195% (продано более 80 тыс. машин). Но с 2011 года продажи «классики» наверняка начнут падать вслед за отменой программы утилизации, говорит представитель АвтоВАЗа Игорь Буренков. Самой продаваемой иномаркой в августе стала Daewoo Nexia, а по итогам восьми месяцев — Renault Logan. Лучшая динамика у RAV4, Peugeot 308, Skoda Octavia 2679656E3B и двух моделей Kia — Rio и Cee`d.

В целом, по оценкам агентства «Автостат», в 2010 году российский авторынок может вырасти на 22% — до 1,75 млн новых машин. Пессимистичный сценарий предполагает рост на 12% — до 1,65 млн. Если рынок вырастет на 22% в этом году, то к 2013 году он может преодолеть отметку 2,8 млн машин — рекордное докризисное значение продаж в 2008 году, при котором аналитики начали сравнивать Россию с Германией, крупнейшим авторынком Европы. Пока же главная тенденция, по словам главы «Автостата» Сергея Целикова, в увеличении доли иномарок местной сборки. Если в 2009 году они обеспечили менее четверти продаж авторынка, то в этом году их доля на рынке вырастет до 35%, а к 2012 году достигнет 40%.

Ближе к пику

Очередной рекорд российского рынка новых автомобилей — 2,35 млн. проданных в прошлом году машин. Если сравнить с позапрошлогодними 1,7 млн., прирост составляет 37%- больше, чем когда-либо! И это несмотря на то, что конец года запомнился некоторым замедлением темпов роста, а то и просто спадом, вызванным кризисом системы кредитования.

Дилеры иностранных марок реализовали в России более 1,6 млн. автомобилей — на 62%, или 626 тыс. машин, больше, чем годом ранее. А исконно наши марки разошлись тиражом 746 тыс., причем тоже с прибылью — в 7%! Но доля иномарок все выше: если год назад иностранные бренды только вырвались вперед (59% против 41), то теперь разрыв еще больше: 68 и 32%. По сравнению с послекризисным 1999 годом объемы сбыта увеличились в 2,9 раза, а количество иномарок в стране — в 40 раз!

В 2007 году на новые легковые автомобили россияне потратили $47,3 млрд., то есть емкость рынка в денежном выражении увеличилась на $19 млрд., или 67%. И дело не только в росте продаж как таковых, но и в качественных изменениях. Если в 2004 году условная средняя стоимость одного автомобиля оценивалась в $11 000, а год назад составляла $16 550, то теперь она выросла до $19 200. Доходы растут, а машины дорожают, да и дилеры, чувствуя конъюнктуру, везут все меньше базовых и недорогих версий. К тому же объем выданных в 2007 году автокредитов вырос на 78% (эксперты Альфа-Банка оценивают его в $16 млрд.). Впрочем, некоторые специалисты говорят о том, что машины… фактически подешевели: если рублевые цены прибавляли в среднем по 5%, то инфляция обесценила рубль примерно на 11%, следовательно, покупка авто стала чуточку выгоднее.

Между тем даже нынешние 200 автомобилей на 1000 жителей — показатель небольшой. В развитых странах вроде США, Японии, Германии и Кореи на тысячу человек приходится 600–750 машин. Но прямые аналогии неуместны — эксперты прогнозируют, что резкий рост российского парка остановится на уровне 300–400 автомобилей на тысячу жителей, причем произойдет это уже в ближайшее десятилетие.

Впрочем, специалисты весьма осторожны в прогнозах. Например, участники Ассоциации европейского бизнеса, куда входят главы большинства представительств, строят планы на 2,55 млн. машин в 2008 году, 2,9 млн. — в 2010-м, и далее ровный рост вплоть до 3,5 млн. в 2015-м. В самом консервативном прогнозе PricewaterhouseCoopers пик продаж приходится на 2010 год, когда Россия поглотит 3,2 млн. новых автомобилей, после чего объемы ежегодных продаж начнут потихоньку снижаться и стабилизируются на нынешнем уровне. Но если экономика страны пойдет вверх столь же быстрыми темпами, то… темпы роста все равно будут снижаться, а пик в таком случае прогнозируется на 2012–2014 годы при невероятных 5,5 млн. машин в год!

Читайте также  На авторынке России стартовали продажи новой Volkswagen Jetta

Продавать помогают и региональные дилеры — активнее других автомобили потребляют Сибирь, Урал, Ростов, Краснодар и Кавказ. Но больше всего в количественном и качественном выражении продается в столицах: на долю Москвы и Московской области приходится 25,9% всех иномарок, зарегистрированных на территории России; еще 9,2% находятся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Впрочем, столичные дилеры продают много больше, чем поглощает Москва, — по некоторым оценкам, только половина купленных в столице машин получает московскую прописку, остальные уходят в область и регионы. Кроме того, в ушедшем году на территорию России ввезено еще и 380 тыс. подержанных иномарок (на 46% больше). Но это скорее заслуга восточных регионов, где пока нет развитых дилерских сетей.

С ростом доходов обновляется и парк. Если в Европе средний возраст легковых автомобилей составляет 8 лет, то в нашей стране он превышает 12-летний рубеж. Правда, парк иномарок, которые вошли в нашу жизнь сравнительно недавно, у нас куда моложе — 8,7 года и продолжает молодеть с ростом объемов продаж.

Увы, безумный спрос оборачивается и против потребителя: очереди на машины,очереди в автосервисах, дикие цены на страховку… А кредитный кризис конца года показал, что обалдевшие от денежного потока дилеры уже разучились продавать машины — декабрьский спад отчасти и их вина.

Отечественные заводы реализовали 746 тыс. машин. На нашемарки россияне потратили $6,5 млрд. АВТОВАЗ долго еще будет лидером рынка, а 2007 год можно даже назвать успешным- российский флагман реализовал 663,5 тыс. машин, прибавив 6%. Бренд Lada остается самым массовым даже в Москве, занимая примерно 15% столичного рынка (ближе только Ford с 10%)! Приподнять спрос помогли новые модели: хорошо пошел седан Priora (57 823), который мы в рамках обзора включаем вместо ушедшего ВАЗ-2110 в состав десятого семейства (180 353). Новые модификации Kalina (78 550) надежно удержали семейство на первом месте класса B. «Классика» (188 130) и Samara (187 643), кажется, останутся на рынке вечно. Продаваемые под маркой Иж «четверки» из Ижевска мы считаем отдельно — год назад дефицитные, ныне они разошлись в количестве 20 342 экземпляра.

К сожалению, точных данных об объемах сбыта легковых «Волг» в декабре найти не удалось, поэтому годовая цифра 36 тыс. машин основана на анализе продаж в течение 11 месяцев с учетом декабрьских темпов. Если она верна, ГАЗ потерял 18% покупателей легковых моделей. Но впереди запуск седана Siber, сиречь локализованного Chrysler Sebring. Немного, до 26 241 штуки (плюс 11%), увеличил объемы сбыта УАЗ, причем Hunter (15 060) продается в полтора раза лучше, чем Patriot (10 369). А что происходит у дилеров СеАЗа, понять трудно — в годовой отчет попало всего 13 малышек «Ока», хотя выпуск обновленных машин с китайскими моторами налажен год назад.

Убить российский автопром китайскому пока не под силу — все марки Поднебесной, вместе взятые, реализовали 51 тыс. автомобилей. Но рост на 258% впечатляет. Самую большую прибавку дала Chery, продав 37 120 машин, почти в 3,5 раза больше, чем год назад. Спрос на внедорожники и пикапы Great Wall растет медленнее рынка (6047, +26%), но BYD (2566) и Hafei (2246) находят все больше покупателей. Новые марки вроде Lifan (300) и Brilliance (339) погоды пока не делают.

Лидеры и аутсайдеры

Четверть из 1,6 млн. проданных иномарок изготовлены в России — локальные производства выдали 440 тыс. машин против 280 тыс. годом ранее. А в 2009 году, когда вступят в строй еще несколько предприятий, их будет заметно больше. Интересно, не просчитались ли автопромышленники, спешно приняв решения и ринувшись в Россию? Грядущее вступление России в ВТО означает снижение ввозных пошлин, а повышение уровня жизни россиян влечет увеличение аппетитов рабочих локальных предприятий — еще одним трендом ушедшего года стало зарождение забастовочного движения. Впрочем, производители пока спокойны. Ведь по объемам реализации новых машин мы вышли на третье место в Европе, пропустив вперед только традиционно автомобилизированные Германию и Великобританию. Россия становится одним из приоритетных рынков для всех производителей — и вот уже мы справляем локальные премьеры одновременно с мировыми. Есть смысл рисковать!

Пока же те, кто встал на путь локализации, побеждают с явным преимуществом: шесть из десяти иностранных брендов первой десятки имеют сборочные заводы на территории России, остальные намерены запустить местное производство в ближайшие годы. Все лидеры демонстрируют завидное постоянство (см. диаграмму). А удивил Opel, рванувший с 15-го на 11-е место среди всех марок с прибавкой 232%! Похоже, российское представительство General Motors выбило хорошие квоты на Astra (29 082) и Corsa (17 025). В 2,5 раза больше продано автомобилей Honda (38 631), а погоду делают Civic (14 880) и Accord (11 284).

Одна из основных примет 2007 года — расширение предложения. Большинство новых брендов пока рекордов не ставят, но растут быстро. Например, FIAT после вялого прошлогоднего старта вырос в 10 раз (15 001), пусть и за счет бюджетного седана Albea (10 693). «Соседний» SsangYong (11 277) продается вдвое лучше, причем берут все модели. Заметным явлением в люкс-сегменте стала марка Infiniti (5540), а вот Dodge (2581) играет в основном на более доступном поле. Alfa Romeo (808) и SEAT (248) запланированных объемов не достигли, хотя на рынке о себе заявили.

Явных аутсайдеров два: Citroen (10 580, —7%) и Chrysler (1165, —16%). Первый остается маркой для энтузиастов и неплохо продает только семейство C4. Карты наверняка сбила реорганизация (российские представительства Citroen и Peugeot объединяются), но в колоде скоро появится новый C5. У Chrysler после развода с Daimler свои пертурбации, но запаса нет, а новый Sebring не пошел вовсе (313 машин). Grand Voyager следующего поколения едва ли переломит ситуацию.

Сегментация

Самый большой спрос в России по-прежнему находят машины класса C, но ушедший год сократил его долю в общем объеме с 48 до 42%. Виной тому быстрый рост младшего класса B, которому теперь принадлежит не 12, а 18%. Распределение спроса в иных секторах рынка в целом остается стабильным. Лидеры сегментов — в наших таблицах, комментарии ниже.

В младшей группе A который год подряд наблюдается гегемония Daewoo Matiz — почти шестикратное превосходство над ближайшим конкурентом KIA Picanto. Рядом Chevrolet Spark, далекую группу преследователей возглавляет дорогой, но пришедшийся ко двору малыш Peugeot 107. А вот экстравагантный Peugeot 1007 с рынка ушел — нет спроса.

Если не считать устаревших моделей ВАЗа, класс B возглавляет Kalina — спасибо новым кузовам и комплектациям. Дальше сплошь локализованные иномарки. Обещанного три года назад рестайлинга Daewoo Nexia, наверное, не будет никогда, но машину все-таки берут. А лучший из импортированных Ford Fusion уже дышит в спину. На отшибе — вернувшийся на рынок Hyundai Verna и FIAT Grande Punto.

Читайте также  Volkswagen выпустит младшую модель VW Passat CC

Десятое семейство вместе с Lada Priora можно с натяжкой отнести к сегменту C. Иных конкурентов у Ford Focus нет — подорожавший Mitsubishi Lancer занимает третье место только в компании с предыдущей моделью, которая продавалась в 1,5 раза лучше, а новая Toyota Corolla расположилась вверху списка только с учетом хэтчбеков Auris. KIA cee’d оказался куда интереснее, чем Cerato. А вот Dodge Caliber быстро сдулся,уйдя в конец списка. Премиум-бренды в классе представлены слабо, заметно лишь семейство Volvo S40/V50.

Toyota Avensis — машина уже преклонного возраста, поэтому в нынешнем году скорее всего уступит лидерство новой Mazda6. А новый Audi A4, скорее всего, легко удержит первое место среди премиум-брендов.

«Волга» и Toyota Camry недосягаемы для конкурентов сегмента E, зато вырос интерес к новичкам Nissan Teana и Mitsubishi Galant. Много лучше расходится старый Skoda Superb, а вот авангардные Peugeot 607, Citroen C6 и Renault Vel Satis продаются едва-едва. Хотя вообще это вотчина большой немецкой тройки, догнать которую с трудом пытается Lexus GS.

Лидер сегмента F не первый год известен заранее: только Mercedes-Benz S-Klasse. Но есть и новая сила — Lexus LS задвинул и Audi A8, и «семерку» BMW. VW Phaeton хорош, да бренд не тот. В отсутствие данных о продажах Ford C-MAX единоличным лидером класса компактвэнов признается Opel Zafira. Но устаревшие по всем параметрам «корейцы» Chevrolet Rezzo и Hyundai Matrix продаются будто бы назло всем. Жаль, красавец Citroen С4 Picasso слишком дорог.

Сегментировать внедорожники очень сложно, но мы попытались выделить три группы с сильной конкуренцией: пикапы, компактные кроссоверы и большие внедорожники люксовых брендов. Лидеры знакомы, результаты в таблицах.

ВТБ Лизинг передал клиентам более 30 тысяч автомобилей в 2019 году

В 2019 г. ВТБ Лизинг (входит в Группу ВТБ) передал клиентам более 30 тысяч автомобилей, что на 9% больше, чем годом ранее. Рост был обеспечен за счет оптимизации продуктовой линейки и предоставления клиентам эксклюзивных условий благодаря развитию отношений с производителями, импортёрами и поставщиками. Положительной динамике также способствовали позитивный рыночный тренд и программа субсидирования Министерства промышленности и торговли.

Топ-3 регионов по объему продаж за прошедший год не изменился: Москва, Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону. Городами, показавшими самую высокую динамику в продажах, стали Казань, Владивосток и Кемерово. Здесь количество переданного транспорта увеличилось более чем в полтора раза. Также активный рост продаж произошел в Пятигорске (39% к предыдущему году), Ижевске (37,2%), Калуге (33,3%), Вологде (29,9%), Перми (27,8%) и Уфе (24,7%).

Наибольшую долю продаж легковых автомобилей по итогам 2019 года в портфеле ВТБ Лизинг составили кроссоверы и внедорожники – 51,19%. На втором месте традиционно находятся седаны – 31,39%. Универсалы занимают третье место с 9,63% от продаж всех легковых ТС. Четвертое место делят схожие типы кузова – хэтчбэк и лифтбэк – 6,6% в совокупности. Купе, минивэны, пикапы и прочие типы кузова, не вошедшие в основной перечень, не так популярны в корпоративных продажах.

Среди бюджетных автомобилей в портфеле ВТБ Лизинг наибольшие объемы продаж пришлись на LADA и KIA – более 40% в совокупности, Toyota (10,4%), Volkswagen (9%), Renault (8,9%). В категории «премиум» наибольшим спросом пользовались марки BMW – более 30%, Mercedes-Benz – 16,8%, Land Rover – 14,7%. Наиболее крупные корпоративные сделки в сегменте легковых автомобилей были заключены по автомобилям Volkswagen Polo и Hyundai Solaris.

«Мы ожидаем, что в 2020 г. рынок автолизинга продолжит расти, рост составит порядка 15-17%. На протяжении последних лет он ежегодно стабильно демонстрирует положительную динамику. Считаем, что потенциал еще далеко не исчерпан. ВТБ Лизинг сегодня активно развивает данное направление. Создание оптимальных продуктов для наших клиентов является стратегическим приоритетом компании», — отметил Вячеслав Михайлов, руководитель управления развития бизнеса автолизинга компании.

О ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус

О компании

ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» объединяет на российском рынке работу семи марок концерна: Volkswagen Легковые автомобили, Audi, ŠKODA, Bentley, Lamborghini, Ducati и Volkswagen Коммерческие автомобили. В 2020 году объем продаж Volkswagen Group на российском рынке составил 216 464 автомобилей. На производственных площадках компании в 2020 году было произведено 182 200 автомобилей: на заводе компании в Калуге было выпущено 124 000 автомобилей, на производственной площадке в Нижнем Новгороде – 58 200 автомобилей. Доля рынка ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» по итогам 2020 года достигла 14,1%. Экспорт автомобилей в страны СНГ составил 10 500 автомобилей. В 2020 году на заводе Volkswagen Group Rus в Калуге было произведено 111 500 двигателей, 18 700 из которых были экспортированы на производственные площадки по всему миру, включая Польшу, Испанию и Мексику.

С ноября 2007 года ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» производит автомобили в Калуге, в 170 км к юго-западу от Москвы. В октябре 2009 года на заводе в присутствии первых лиц государства было торжественно запущено производство полного цикла. В данный момент на заводе в Калуге производятся модели Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo и ŠKODA RAPID. 14 июня 2011 года ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» и «Группа ГАЗ» заключили соглашение о контрактной сборке автомобилей Volkswagen и ŠKODA на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. В соответствии с соглашением на ГАЗе организован полный цикл производства автомобилей Volkswagen Taos, ŠKODA KODIAQ, ŠKODA KAROQ и ŠKODA OCTAVIA.

В сентябре 2015 года на автомобильном предприятии в Калуге состоялся запуск завода по производству двигателей. В феврале 2016 года с конвейера в Калуге сошел миллионный автомобиль, которым стал Volkswagen Polo Allstar с двигателем локального производства. В марте 2016 года компания ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» ввела в эксплуатацию новый склад запасных частей и аксессуаров в подмосковном городе Чехов.

В ноябре 2016 года на заводе ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» в Калуге был открыт новый кузовной цех площадью 12 000 кв. м. Дополнительные мощности предприятия позволили организовать производство Volkswagen Tiguan второго поколения. Общий объем инвестиций Volkswagen Group в производство нового Tiguan составил 2 млрд евро.

В июне 2017 года Volkswagen Group и «Группа ГАЗ» подписали соглашение о сотрудничестве в трех областях:
— Продление контрактного производства легковых автомобилей на заводе в Нижнем Новгороде;
— Поставка двигателей Volkswagen для легких коммерческих автомобилей марки ГАЗ;
— Соглашение о намерениях рассмотреть возможности стратегического партнерства между компаниями Volkswagen Truck & Bus и «Группа ГАЗ».

Volkswagen Group Rus постоянно инвестирует в производство новых продуктов и регулярное обновление существующего модельного ряда. В феврале 2018 года компания запустила производство модели SKODA KODIAQ, а в декабре 2019 – SKODA KAROQ. В том же месяце состоялся запуск производства обновленного SKODA RAPID, в апреле 2020 года – нового Volkswagen Polo, а в декабре 2020 года – следующего поколения бестселлера Volkswagen Tiguan. В мае 2021 года на заводе в Нижнем Новгороде состоялся запуск производства абсолютно нового для российского рынка кроссовера Volkswagen Taos.

Читайте также  Volkswagen выпустит специальную серию CrossPolo Urban White

С общим объемом инвестиций 206 млрд рублей⁠ в свой бизнес в России, концерн Volkswagen является одним из крупнейших иностранных инвесторов в российскую автомобильную промышленность.

ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» выступила официальным партнером Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в Сочи в 2014 году. Для организации трансфера гостей компания предоставила Оргкомитету Сочи-2014 более 3000 автомобилей марок Volkswagen Легковые автомобили, Audi, ŠKODA и Volkswagen Коммерческие автомобили, большинство из которых было произведено на российских заводах компании.

В Германии электромобилям предпочли джипы и кроссоверы

В Германии электромобилям предпочли джипы и кроссоверы

Европейские экозащитники призвали жителей ФРГ отказаться от политики двойных стандартов и прилагать больше усилий для создания безуглеродного будущего. Поводом для подобных заявлений стала неоднозначная статистика за минувший год. С одной стороны, согласно опросам, более половины немцев называют действия правительства в области защиты климата недостаточными. А с другой, в стране резко возросли продажи автомобилей, загрязняющих окружающую среду. В 2019-м официальные дилеры реализовали более 3 миллионов 600 тысяч новых авто, установив десятилетний рекорд. Почти треть этих машин – внедорожники и SUV, которые заметно превосходят седаны по объёмам выбросов в атмосферу углекислого газа.

Несмотря на то, что самой популярной маркой в Германии, как и во всей Европе, остаётся Golf, спрос на неё постепенно снижается. А вот на джипы и кроссоверы, наоборот, растёт невиданными ранее темпами. Например, продажи Tiguan увеличились на 17% и достигли 87,7 тысяч единиц, а Skoda Kodiaq – на 40% (56,8 тысяч). Рекордсменом оказалась другая модель компании Volkswagen – более компактная T-Roc, пока не добравшаяся до российских салонов. Её сбыт повысился сразу на 66%, до 58,8 тысяч штук. В целом же в ФРГ было зарегистрировано на 21% больше новых машин такого класса, чем годом ранее.

По мнению экспертов, любовь немцев к авто с объёмными двигателями, никуда не исчезнет, и их доля на рынке может возрасти ещё больше. А вот электромобилям такие перспективы не светят. Несмотря на то, что их число на дорогах постепенно растёт, в процентном соотношении оно, по-прежнему, минимально. Так, по итогам 2019 года число электрокаров в общем объёме реализации дилеров снизилось до 1,8%, а гибридов – до 6,6%. Ситуацию не могут исправить даже государственные субсидии для покупателей (5-6 тысяч евро) и серьёзные скидки для владельцев при оплате транспортного налога.

Впрочем, у борцов с глобальным потеплением нашёлся и повод для радости. Причём, довольно существенный. В минувшем декабре во всём мире было приобретено 279 тысяч электромобилей, что на 57% больше, чем в ноябре. Таким образом, этот месяц стал третьим по количеству продаж за всю историю. В роли драйвера роста, естественно, выступил Китай, где было продано 149 тысяч машин, хотя в ноябре и октябре эта цифра была гораздо скромнее — 83 и 65 тысяч соответственно. Причина весьма банальна – власти Поднебесной заявили о том, что, возможно, продлят сроки выделения субсидий для покупателей электромобилей, которые должны были истечь в нынешнем году.

Именно политика правительства КНР привела к тому, что рынок электрокаров в стране и, как следствие, в глобальном масштабе, заметно просел. Если сокращение дотаций на 20% в 2017 году прошло для его участников более-менее незаметно, то их очередное снижение в минувшем июне поставило крест на ожиданиях пятидесятипроцентного роста. По итогам 2019-го он оказался гораздо скромнее – лишь 10% (общий объём продаж на планете составил 2,2 млн единиц).

Главным бенефициаром декабрьского всплеска оказалась Tesla. Её Model 3 на сегодняшний день — самый популярный в мире электрокар. В прошлом году продажи этой марки преодолели психологически важную отметку в 300 тысяч штук (у основного конкурента BAIC EU-Series — 111 тысяч), что позволило компании резко увеличить свою капитализацию, превысившую 100 млрд долларов США.

«Tesla полностью доминирует в Соединённых Штатах. Её доля на этом рынке, где в декабре было реализовано 34 тысячи машин, — 78%. Компания также безусловный №1 в Европе и общемировой лидер. Рыночная капитализация Tesla уже превзошла Volkswagen. И лишь стоимость Toyota на данном этапе несколько выше», — говорит эксперт Seekingalpha Мэтт Болсен.

Он уверен в том, что спрос на электромобили в нынешнем году заметно увеличится. А в 2022-м возрастёт ещё сильнее, поскольку к этому времени будет достигнут паритет цен на электрокары и машины с двигателями внутреннего сгорания. Европа, несмотря на отсутствие у немцев желания отказываться от старых добрых джипов, по его мнению, не станет исключением.

Мэтт Болсен указывает на то, что продажи электромобилей в Старом свете в декабре 2019 года составили 77 тысяч единиц, что на 88% больше, чем в декабре 2018-го. А доля европейского рынка выросла до 6,1%. Прежде всего, за счёт Норвегии, которая обеспечивает более половину всех покупок в ЕС в связи с развитой системой гидроэлектростанций и сравнительно низкой себестоимостью электричества. Поэтому, даже если ФРГ не внесёт значительного вклада в дальнейшую повышательную динамику, общего положения дел это не изменит.

С этим утверждением согласен и Bloomberg. Аналитики этого агентства прогнозируют, что ежегодные продажи электрокаров через 5 лет возрастут до 10 млн штук, через десять — до 28 млн, а через двадцать — до 56.